Этнокультурная аура языковых образов в свете когнитивной лингвопоэтики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Природа и сущность языкового образа рассмотрены с позиций современной когнитивной лингвопоэтики, показаны его отличия от общефилологических понятий «образ» и «образность». Согласно авторской концепции, языковой образ рассматривается в русле творческой дискурсивной деятельности. Доказано, что языковые образы, интегрирующие в себе реальные представления о картине мира и эмоциональное отношение автора к ним, синергетически создают этнокультурную ауру художественного текста. Дискурс, в силу множественности своих компонентов, является речемыслительной площадкой для формирования языкового образа. Последнее рассматривается нами как синергетическое явление в аспекте многоканального производного стимула и самоорганизующееся явление в открытых системах лингвотворческого мышления. Обосновывается, что в художественном тексте языковой образ порождается не реальным, а так называемым коммуникативно-эстетически значимым событием, то есть художественным дискурсом - денотативной аурой языковых образов. Анализ показал, что языковой образ формируется не только самим текстом, но и различными экстралингвистическими факторами (знанием мира, мнениями, ценностями), играющими важную роль в понимании, интерпретации и восприятии вербальных образов коммуникативного события. Поэтому в произведении интерпретируются все основные (событийные и несобытийные) элементы дискурсивной ситуации текста, образующие сложный языковой образ. Выявляются экстралингвистические факторы, определяющие семантическую архитектонику внутреннего контекста и активно участвующие в формировании этнокультурной оболочки языковых образов. Каждый из этих образов служит теневым облаком внутреннего контекста, элементом этнокультурной ауры речевого произведения. В отличие от существующих стереотипов, согласно которым концепт и образ считаются продуктами разных мыслительных операций: первая - аналитическая, а вторая - синтетическая, доказывается, что генезис языкового образа характеризуется их слиянием. На начальном этапе происходит аналитическое восприятие признаков денотативной ситуации, а на завершающем этапе их синтез. В конечном итоге генетическая связь таких явлений, как художественный текст, дискурс и концепт, формирует этнокультурную ауру изобразительно-речевого произведения.

Об авторах

Саид Абдельхамид

Айн-Шамский университет

Email: said_abdelhameed@alsun.asu.edu.eg
ORCID iD: 0000-0002-8363-3326

кандидат филол. наук, преподаватель кафедры русского языка

11566, Египет, г. Каир, ул. Эль-Халифа Эль-Мамун, Аббасия

Николай Федорович Алефиренко

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alefirenko@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4030-1612

доктор филол. наук, профессор кафедры русского языка и русской литературы

308007, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12

Зухра Хаджимуратовна Шахпутова

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Email: zukhrakhad@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7706-078X

магистр пед. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков

010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул.Сатпаева, 2

Список литературы

  1. Языковые образы: лингвокреативные символы этнокультурной духовности: сб. научных трудов по итогам 5-й Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию заслуж. деятеля науки РФ, д. ф. н., проф. Н.Ф. Алефиренко, г. Белгород, 17–19 сент. 2021 г. Белгород: Белгород: Эпицентр, 2021.
  2. Денисенко В.Н., Рыбаков М.А., Повалко П.Ю. Феноменология языковых средств в семиозисе художественного текста; на материале романа Т.Н. Толстой «Кысь» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2017. № 3. С. 69–78.
  3. Alefirenko N., Nurtazina M. Metaphorical Discourse. In: Search for the Essence of Speech Imagery // Cuadernos de Rusística Española. 2018. Vol. 14. P. 15–28.
  4. Алефиренко Н.Ф. Дискурсивно-модусный концепт как источник фраземосемиозиса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: научный журнал. 2016. № 3. С. 7–12.
  5. Алефиренко Н.Ф., Шахпутова З.Х. Художественный дискурс в свете этнокультурной интерпретации текста // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология. № 3 (136). 2021. С. 71–82.
  6. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: Флинта Наука, 2013.
  7. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/kubryakova-01.htm (дата обращения: 18.09.2015).
  8. Москальчук Г.Г. Вертикальная и горизонтальная составляющие динамики структуры текста // Культура и текст. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. пед. ун-та, 2001.
  9. Штайн К.Э. Повседневное художественное мышление: отечественная ономато-поэтическая парадигма // Этика и социология текста: сб. статей науч.-метод. семинара «TEXTUS». Вып. 10. СПб-Ставрополь: СГУ, 2004. С. 12–23.
  10. Dijk T.A. van. Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, 1981.
  11. Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Белгород, 2009.
  12. Gibbs R.W. The Cognitive psychological reality of image schemas and ther transformations / R.W. Gibbs // Cognitive linguistics: basic readings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2016.
  13. Styron W. Sophie’s choice. New York, 2010.
  14. Whorf B.L. Language, thought and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf. Ed. John B. Carroll. New York: Wiley, 2016.
  15. Stubbs M. Discourse Analysis. L., 1994.
  16. Wordsmith Dictionary online. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. wordsmyth.net (дата обращения: 01.04.2018).
  17. Степанов Ю.С. Константы // Словарь русской культуры. М.: Академ. проект, 2004.
  18. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой М.: Флинта: Наука, 2004.
  19. Тарасова И.А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742–745.
  20. Болотнова Н.С. Слово — образ — концепт в современной стилистике // Языковые образы: лингвокреативные символы этнокультурной духовности. Белгород: «Эпицентр», 2021. С. 201–208.
  21. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
  22. Абеляр П. Теологические трактаты / сост., перевод с латыни, вводн. статья, комментарии, указатели С. Неретиной. М.: «Канон+», 2010.
  23. Blakemore D. Understanding Utterances. An Introduction to Pragmatics, Cambridge, 1993.
  24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, СПб: «Союз», 1997.
  25. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Cognition, Chicago: University of Chicago Press, 2010.
  26. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Шахпутова З.Х. Автохтонная синергия русского художественного дискурса // Русистика. 2021. Т. 19. № 3. С. 253–270. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-253-270
  27. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.
  28. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. М: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001.
  29. Рыбальченко Т.Л., Резанова З.И., Тубалова И.В. Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах / ред. проф. З.И. Резанова. Томск: СК-С, 2009.
  30. Новикова М.Л., Денисенко В.Н., Красина Е.А. Функциональная семантика и семиотика языковых систем // Вестник Российского гуманитарного фонда. 2015. 1(78). С. 254–258.
  31. Афанасьева Н.А. Русская поэтическая картина мира: лингвистический подход // Филологический класс, 2020. Т. 25. № 4. С. 80–87.
  32. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. 1979. № 2. С. 3–14.
  33. Юнг К.Г. Психология переноса. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.
  34. Фахрутдинова Л.Р. Переживание, впечатление и экзистенциальный опыт // Человек, субъект, личность в современной психологии. М.: ИП РАН, 2013. Т. 1. С. 463–466.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Figure 1. Taxonomy of the language image

Скачать (170KB)

© Абдельхамид С., Алефиренко Н.Ф., Шахпутова З.Х., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах