Синергизм музыки и слова в полифонических формах хоровых произведений A CAPPELLA современных отечественных композиторов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полифоническая хоровая композиция рассматривается как поликодовыйтекст, в котором литературный и нотный тексты как паралингвистические средства являются носителями разнородной информации и вносят дополнительные оттенки в содержание партитуры, то есть музыкального текста в целом. Новизна исследования: синтезируя научные достижения лингвистики и музыковедения, полифонические формы хоровых произведений a cappella анализируются как поликодовые тексты. В силу специфики хорового вида искусства как музыкально-исполнительского природа восприятия музыкального текста мультимодальна. Для исполнителей, «расшифровывающих» и «озвучивающих» нотную запись, музыкальный текст имеет один модус - визуальный. Для слушателей мультимодальность характеризует практику коммуникации с точки зрения аудиальных, лингвистических, пространственных и визуальных ресурсов. Например, аудиальный модус при прослушивании произведения без визуального ряда, или полимодусный комплекс - с визуальным рядом. Имеется в виду слушание музыки с одновременным рассмотрением нотного текста произведения, наблюдением за процессом публичного исполнения, которое в современной практике часто сопровождается специально подобранным видеорядом. В качестве ведущей парадигмы выступает синергизм литературно-текстовых источников и полифонической формы в произведениях для хора a cappella современных отечественных композиторов. Основанное на дифференцировании структуры литературно-текстового источника, атрибуция полифонических форм мотета, мадригала, фуги, фугато составляет предмет работы, тогда как целью является формирование исследовательской картины, основанной на тесной, «полифонической» связи слова и музыки. При полифоническом анализе важно определить содержание хоровых сочинений и метод обращения композитора со структурой текстового источника. За основу музыкального произведения может быть взято стихотворение полностью (примером выступают тексто-музыкальные формы мотетов и мадригалов), одна строфа, одна строка, одно слово (доказательной базой становится анализ фугато и фуги). Интересным случаем становится применение в качестве текстовой основы полифонической композиции отдельных слогов и фонем (прелюдии и фуги-вокализы), а также «безмолвное» исполнение - закрытым ртом. Таким образом доказывается, что музыкальный текст есть сложный мультимодальный комплекс, в котором основная информация передается семиотически разнородными компонентами. Сделан вывод о том, что с одной стороны - литературный текст влияет на выбор полифонической формы, с другой - часто статичный, не имеющий внешнего сюжетного развития текст в контексте полифонической драматургии и формы обретает внутреннюю динамику развития и расширяет свое семантическое поле.

Об авторах

Наталья Владимировна Кошкарева

Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nkoshkarevav@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4578-6591

кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой дирижирования академическим хором

109147, Российская Федерация, г. Москва, ул. Марксистская, д. 36

Список литературы

  1. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990.
  2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Тезарус, 2013.
  3. Дугалич Н.М. Проблема перевода вербального компонента креолизованного текста политической карикатуры (на материале арабского и французского языков) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 4. С. 92-911. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-4-902-911
  4. Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Языкознание. 2008. № 4 (63). С. 19-24.
  5. Новоспасская Н.В., Дугалич Н.М. Терминосистема теории поликодовых текстов // Русистика. 2022. Т. 20. № 3. C. 298-311. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3298-311
  6. Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960.
  7. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. М.: Советская Россия, 1965.
  8. Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978.
  9. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1: Ритмика. М.: Музыка, 1972.
  10. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2-3: Интонация: Композиция. М.: Музыка, 1978.
  11. Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002.
  12. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.
  13. Рымко Г.А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: дис. … канд. иск.: 17.00.02. М., 2013.
  14. Терещенко В.П. Музыкальная аллегория в хоровом творчестве С.И. Танеева: дис. … канд. иск.: 17.00.02. М., 2015.
  15. Кошкарева Н.В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке: дис. … канд. иск.: 17.00.02. М., 2007.
  16. Красов В.В. Хоровой вокализ в отечественной музыке: жанровые и стилевые особенности: дис. … канд. иск.: 17.00.02. Магнитогорск, 2020.
  17. Григорьева Г.В. Музыкальные формы в хорах С.И. Танеева. Методика. М.: Московская консерватория, 2021.
  18. Головкина А.С. Полифония слова в художественном тексте: на материале произведения Дж. Джойса «Дублинцы»: автореф. дис. … канд. филологических наук: 10.02.04. Самара, 2011.
  19. Krasov V.V. Choral vocalization and mono-vocalism: A contextual analysis // Opción. 2019. Año 35. № 24. Р. 170-183.
  20. Степанова И.В. Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн: монография. М., 2019.
  21. Koshkareva N.V. A Multimodal Analysis of Hommage à Marina Tsvetayeva by Sofia Gubaidulina // Music Scholarship. 2021. № 3. С. 123-136.
  22. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа текстов (опыт исследования современной английской медиа речи). М.: МАКС Пресс, 2000.
  23. Баранова С.Ю. Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ // Аналитика культурологии. 2009. № 3 (15). С. 95-98.
  24. Кошкарева Н.В. Полифоническое мастерство А.Т. Гречанинова на примере хоровой миниатюры «Лебедь, рак и Щука» // Тенденции инновационных процессов в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 декабря 2015 г., г. Москва). М.: РИО еФИР, 2015. С. 160-162.
  25. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов: жизнь и творчество. М.: Композитор, 2004.
  26. Кузнецов И.К. Полифония в русской музыке ХХ века. Вып.1. М.: ДеКА-ВС, 2012.

© Кошкарева Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах