Образ власти по материалам Крымского ассоциативного словаря
- Авторы: Уфимцева Н.В.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2022)
- Страницы: 630-647
- Раздел: Когнитивные исследования
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/32125
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-630-647
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализированы представления о власти в языковом сознании трех поколений носителей русской культуры (1994-2021 гг.) по данным ассоциативных словарей и баз данных (РАС, ЕВРАС, СИБАС, Крымский ассоциативный словарь) и по материалам социологических исследований. В качестве теоретической основы работы используется теория языкового сознания, разработанная в Московской психолингвистической школе. Культура рассматривается как система адаптивных моделей, т.е. как структура, скрепляющая данное общество. Понятие ВЛАСТЬ входит в число основных измерений социальной стратификации общества. В последнее время интерес к изучению данного феномена в социуме, в том числе и в языке, существенно возрос. Однако большинство исследований концепта проводилось с использованием традиционных лексикографических источников и художественных текстов. В целом степень изученности концепта (или в нашей терминологии - образа сознания) ВЛАСТЬ в рамках семантико-когнитивного подхода представляется недостаточной. Подход с позиций отечественной психолингвистики позволяет получить данные о реальном содержании и структуре языкового сознании носителя русского языка/культуры не только в синхронном его состоянии, но и во временной динамике. Исследуется структура ядра языкового сознания и содержание семантических гештальтов образов сознания нескольких поколений русских. Анализ показал, что разрушение архетипов русской культуры, рост индивидуализма находит свое прямое выражение в структуре ядра языкового сознания и его содержании.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Понятие «Власть» входит в число основных измерений социальной стратификации общества. В последнее время интерес к изучению репрезентации данного феномена в социуме, в том числе и в языке, существенно возрос. Существует ряд обзорных работ, посвященных концепту ВЛАСТЬ и смежным с ним ментальным структурам, которые выполнены в русле лингвокультурологии (Н.Э. Агаркова, В.И. Карасик, И.В. Палашевская). Однако большинство исследований концепта проводилось с использованием традиционных лексикографических источников и художественных текстов. В целом степень изученности концепта (или в нашей терминологии — образа сознания) ВЛАСТЬ в рамках семантико-когнитивного подхода представляется недостаточной. В современных отечественных психолингвистических исследованиях основной упор делается на обыденные представления русских, получаемые по результатам экспериментальных исследований.
Методология
Методологически исследование опирается на теорию сознания, разработанную в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, и отличается от других похожих работ своей объяснительной направленностью. В качестве общей теоретической основы исследования используется теория языкового сознания, разработанная в Московской психолингвистической школе. Языковое сознание понимается как отражение человеческой деятельности в ее обусловленности психическими (когнитивными) процессами, с одной стороны, и актуализация этих отношений в коммуникации через посредство языкового знака, с другой. Такой подход предполагает обращение не к лексическому или грамматическому (лингвистическому), но к «психологически реальному» (ассоциативному) (А.А. Леонтьев) значению, детерминированному уникальностью тех отношений, в контексте которых мыслится тот или иной объект в соответствующей культуре.
В своей статье «Языковое сознание и образ мира» (Язык и сознание: парадоксальная рациональность, 1993) А.А. Леонтьев писал: «то, в чем и при помощи чего, существует сознание общества, есть язык» [1. C. 16–21].
Если понимать язык как единство общения и обобщения, как систему значений, выступающих как в предметной, так в и вербальной форме существования, то «языковое сознание», сознание, рассматриваемое как опосредованное значениями, оказывается близким к тому пониманию, которое современная психология вкладывает в понятие «образа мира».
Е.Ф. Тарасов пишет, что «сознание человека существует в виде ментальных образов, доступных наблюдению и интроспекции только для субъекта сознания. И в овнешнениях этих ментальных образов: в виде деятельности, в которой субъект сознания воплощает эти образы, и в виде предметного воплощения этих образов, т.е. в продуктах, результатах этой деятельности. Кроме того, все эти формы сознания … могут быть описаны, зафиксированы в виде знаков» [2. C. 10]. «Смоделированное ассоциативное поле в результате анализа и характеристики слов-реакций на определенное слово-стимул может выступать в качестве особой формы вербализации одноименного концепта, обозначенного в сознании носителя конкретной лингвокультуры» [3. С. 241].
В связи с этим ценность ассоциативно-вербальных моделей как раз и определяется тем, что ассоциативный эксперимент позволяет получить данные с работающего (живого) обыденного сознания носителя русского языка/ культуры, окрашенного этнокультурными особенностями, которые возникают в процессе чувственного познания.
По мнению Е.Ф. Тарасова, во-первых, перцептивные эталоны, формируемые при восприятии предметов определенной этнической культуры, содержат опознавательные признаки, выделение которых детерминировано деятельностями, практикуемыми конкретным этносом для выживания в ландшафте своего обитания, следовательно, ведущие деятельности этноса определяют этнокультурную специфику чувственного познания; во-вторых, использование перцептивных эталонов как инструментов познания новых объектов — это процесс воспроизводства перцептивных эталонов любого этноса, которые вместе с языковым и неязыковым сознанием определяют этнокультурную специфику видения мира [4. C. 31].
Деятельный подход к исследованию сознания локализует источник нашего сознания во внешнем мире. Это задает предметность как один из основных факторов в интерпретации процессов сознания и, в частности, субъектно-объектных отношений.
Материал исследования. Крымский ассоциативный словарь
По времени создания Крымский ассоциативный словарь [5] — это самый «молодой» региональный ассоциативный словарь, но это не единственная его особенность. По условиям эксперимента в нем могли принимать участие коренные жители Крыма или лица, прожившие в Крыму не менее 10 лет, всего около 5000 респондентов обоего пола. Учитывая средний возраст респондентов (19 лет), это означает, что они прошли социализацию и получили среднее образование еще в то время, когда Крым входил в состав Украины, и русские жители Крыма представляли собой диаспору, живущую в инокультурном, хотя и близкородственном, окружении. Сбор материала для словаря начался в 2018 году и закончился в 2021 г. Особую ценность материалам Крымского ассоциативного словаря придает тот факт, что он является очередным в серии ассоциативных словарей носителей русского языка/культуры, которые собираются с 60-х годов прошлого века практически на одном исходном списке стимулов (1000 наиболее частотных слов русского языка), ассоциативные эксперименты проводятся с одной и той же социальной и возрастной группой респондентов (студенты разных вузов и специальностей в возрасте от 17 до 25 лет), а результаты интерпретируются с одних и тех же методологических позиций — с позиций теории языкового сознания Московской психолингвистической школы.
Итак, первая группа задач, которая может решаться с использованием материалов Крымского ассоциативного словаря, — это исследование собственно региональных особенностей языкового сознания молодого поколения жителей Крыма по отношению к их сверстникам в России. Задача эта очень интересна, поскольку, как мы уже указывали, до 2014 года русские жители Крыма по отношению к России представляли собой диаспору. И вот эти-то особенности мы и имеем возможность отследить. Таким образом, мы можем исследовать особенности языкового сознания носителей русской культуры, которые получили образование и проходили социализацию в рамках образовательной системы Украины. Показательный пример: на слово-стимул война крымчане дают реакцию Вторая мировая война, Крымская война, а их ровесники в России (СИБАС, ЕВРАС) — Великая Отечественная. Можно предположить, что это есть результат отличий украинской образовательной программы и видения истории на Украине. Интересно, что на стимул гимн крымчане дают наряду с реакцией России, Россия и реакции Украины, Украина. С другой стороны, на стимул чиновники крымчане и жители России дают сходные реакции: власть, воры, коррупция (в Крыму) и бюрократия, власть, коррупция (ЕВРАС). Еще одним аспектом регионального языкового сознания является территориальный, о наличии или отсутствии которого свидетельствуют факты появления реакций — реалий, указывающих на определенные пространственные объекты (например, Севастополь, Симферополь, Бахчисарай, Ялта, Ай-Петри, Аю-Даг, Чатырдаг, море, причал, Черное море, гора, виноградники и т.п.) и апеллирующих к устойчивой во времени территориальной идентичности, связанной с природной средой и т. н. доместикатами (по Л. Гумилеву).
Материал региональных ассоциативных словарей позволяет описать и систематизировать социально-культурные доминанты языкового сознания русских и тенденции их изменения.
Ценности
С точки зрения социологов, именно «ценности хорошо подходят для анализа изменений, происходящих в культуре и личности в ответ на исторические и социальные изменения» [6. C. 73].
Ориентируясь на тип мотивации в 80-х гг. XX-го века, С. Шварц, на основе результатов Международной программы по сравнительному (кросс-культурному) изучению ценностей выделил десять групп ценностей: Власть, Достижение, Гедонизм, Стимуляция, Самостоятельность, Универсализм, Заботливость, Традиции, Конформизм, Безопасность [7; 8]. Анализ показал, что «десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: Открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) — консерватизм (безопасность, конформность и традиции) и акцент на себе (власть и достижение) — акцент на других (универсализм и заботливость)» [7. C. 75]. Отметим, что Власть и Достижение предполагают акцент на себе, т.е. принадлежат к ценностям индивидуализма.
Н. Лебедева и Е. Павелко отмечали в конце ХХ века, с одной стороны, сильную тенденцию к сохранения такой базовой для русской культуры ценности, как коллективизм, а, с другой, возникновение и развитие у молодых поколений россиян ценности индивидуализма [9. C. 99]. Более позднее исследование Н.М. Лебедевой показало, что русские респонденты (школьные учителя и студенты) демонстрируют большую согласованность в отвержении таких ценностей, как власть, влияние, авторитетность, отвага (дерзость), потакание себе [6].
Представления о власти в образе мира русских
Поскольку, как мы уже указывали, понятие ВЛАСТЬ входит в число основных измерений социальной стратификации общества и является ценностью, встает вопрос, как формировались представления о власти в образе мира русских и почему столь солидарны носители русской культуры в отвержении этой ценности. Воспользуемся для этого работой Т.И. Вендиной «Средневековый человек в зеркале старославянского языка» [10].
Т.И. Вендина указывает на значимость идеи власти для средневекового человека, «глаголы старославянского языка рисуют … образ сильной государственной власти, которая угнетает и принуждает, подчиняет и покоряет, которой повинуются и покоряются, когда она приказывает» [10. C. 109].
Если рассматривать культуру в этнологическом смысле как систему адаптивных моделей, т.е. как структуру, скрепляющую данное общество, то знание этих моделей является необходимым для любой успешно деятельности, если она хочет опираться на архетипы собственной культуры.
Именно наличие в бессознательном каждого этноса «образа себя», ядра этической традиции, обеспечивает, с одной стороны, согласованность действий всех членов этноса, а, с другой, опознание поведения каждого отдельного индивида как соответствующее или противоречащее этой традиции.
Власть связана с высоким личностным статуса носителя этой власти, его авторитетностью. В русской культуре высокий личностный статус предполагает уважение окружающих и как бы полную несамостоятельность, ориентированность на интересы коллектива, и постоянную необходимость занимающему высокую должность лицу подтверждать свой личностный статус [11].
Следовательно, еще одним архетипом нашей культуры можно признать не обязательное совпадение высокого личностного статуса и высокой должности.
Таковы адаптивные модели власти, исторически заложенные в нашей культуре и неосознанно влияющие на поведение носителей русской культуры и их оценку.
Данные ассоциативных словарей
А теперь попробуем посмотреть, какие представления о власти можно обнаружить в языковом сознании носителей русской культуры, опираясь на материалы существующих ассоциативных словарей. Начнем с 1994 г. и воспользуемся материалами Русского ассоциативного словаря [12].
ВЛАСТЬ, с точки зрения наших испытуемых, это прежде всего деньги (3), сила (3), жестокость (2) (1994–1996), деньги, закон (1996–1998). Суть же власти — это ответственность и управление. С властью связана жестокость, грязь, кровь (1994–1996), борьба (1996–1998).
В 1994–1996 гг. ВЛАСТЬ представлялась нашим испытуемым как беспощадная, жестокая, неограниченная, плохая, подлая, проданная, с одной стороны, и великая, демократическая, могучая, народная, с другой. Характерным является утверждение, что власть портит человека (1994–1996), власти не хочу (1996–1998). В сознании испытуемых наиболее тесно связаны между собой власть и управлять, т.е. власть для них — это управление, а управлять означает власть.
Следующая выборка экспериментальных данных представляет собой материалы социологического исследования, выполненного в 2001 году в Томской области [13] методом свободного ассоциативного эксперимента. В 2001 году ВЛАСТЬ в сознании россиян — это, прежде всего, деньги (318), сила (220), порядок (89), закон (75). Это также ответственность (50) и управление (23). Но и беззаконие (88), коррупция (58), несправедливость (38), беспредел (36), вседозволенность (21), обман (21), насилие (20).
Значительно усилилась в сознании россиян связь власти и денег, фактически эта связь вышла на первое место, уступая только представлению о власти как о силе.
В результатах ассоциативного эксперимента в РАСе (данные 1994 г.) мы встречаем реакцию на стимул ВЛАСТЬ — портит человека. Это совпадает и с результатами, полученными социологами в 2001 г. По-прежнему россияне считают, что власть портит человека (47,2 %). Согласуется с этим и представление о жизненном успехе — только 1 % респондентов в социологическом исследовании связали его с обладанием властью [13. C. 169] и 2 % с высокой должностью. Это еще раз подтверждает, что носитель русской культуры в первую очередь стремится приобрести высокий личностный статус, поскольку жизненный успех для 37 % респондентов — это уважение окружающих [13. C. 175].
По данным ЕВРАС (2008–2011 гг.) [14], для респондентов ВЛАСТЬ — это прежде всего сила (45) и деньги (42). Встречаются и реакции не всегда хорошо (1) и портит (1). В СИБАСе [15] ВЛАСТЬ — это также сила (46) и деньги (33), и она портит (1).
Социологические исследования М.В. Лисаускене [16], проведенные в Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг., позволяют проследить динамику ценностных установок трех поколений носителей русской культуры. Автор выделяет поколение Х (рождены в 1963–1983 гг.), поколение Y или поколение Миллениума (рождены в 1984–2000 гг.) и поколение Z (рождены в конце 1990-х — начале 2000-х гг.). Интересно, что на вопрос, что для Вас означает успех, представители поколения Z отвечают: стать политическим лидером — 3,4 %, иметь власть, высокое служебное положение — 9,3 % [16].
Обсуждение результатов
Как подтверждают ранее проведенные нами исследования (см., например, [17]), материалы региональных ассоциативных словарей позволяют описывать и систематизировать социально-культурные доминанты языкового сознания русских и тенденции их изменения. Для такого рода исследований наиболее продуктивным является понятие ядра языкового сознания. С помощью этого инструмента исследователи получают возможность выявлять доминанты обыденного русского языкового сознания, их содержание и иерархию и тем самым исследовать его системность. Сравнение разных срезов обыденного языкового сознания демонстрирует устойчивое сходство в составе ядра языкового сознания у русских респондентов на протяжении всего периода наблюдений начиная с 70-х годов прошлого века. Однако существуют и определенные тенденции в изменении ранга входящих в него понятий и их содержания. Наиболее интересными и многообещающими, с нашей точки зрения, являются исследования содержания образов обыденного языкового сознания русских в динамике (см., например, [18]), и Крымский ассоциативный словарь открывает новые перспективы для таких исследований.
Проводя эксперимент в Крыму, мы, как уже указывалось выше, преследовали цель выявить особенности языковой картины мира молодого поколения крымчан, поскольку Крым вошел в состав РФ только в 2014 году. Полученные результаты можно сравнить с данными двух выпусков Русского регионального ассоциативного словаря: СИБАС [17] и ЕВРАС [16] (Таблица 1).
Таблица 1 / Table 1 Ядро языкового сознания / The core of language consciousness
КрымАС (2017–2019) / CAD (2017–2019) | ЕВРАС (2008–2011) / EVRAS (2008–2011) | СИБАС (2008–2011) / SIBAS (2008–2011) | ||||||
Ранг / Rank |
Ассоциат / Associate |
Количество вызвавших стимулов / The number of stimuli that caused |
Ранг / Rank |
Ассоциат / Associate |
Количество вызвавших стимулов / The number of stimuli that caused |
Ранг/ Rank |
Ассоциат/ Associate | Количество вызвавших стимулов / The number of stimuli that caused |
1 | человек / man | 429 | 1 | человек / man | 436 | 1 | человек / man | 450 |
2 | жизнь / life | 352 | 2 | жизнь / life | 354 | 2 | жизнь / life | 345 |
3 | дом / house | 341 | 3 | дом / house | 349 | 3 | дом / house | 335 |
4 | мир / peace | 251 | 4 | плохо / badly | 269 | 4 | деньги / money | 263 |
5 | деньги / money | 227 | 5 | хорошо / well | 264 | 5 | хорошо / well | 261 |
6,5 | друг / friend | 224 | 6 | нет / no | 257 | 6 | плохо / badly | 260 |
6,5 | нет / no | 224 | 7 | деньги / money | 249 | 7 | друг / friend | 253 |
8 | я / i | 220 | 8 | мир / peace | 240 | 8 | нет/ no | 235 |
9 | любовь / love | 205 | 9 | друг / friend | 236 | 9 | мир / peace | 232 |
10 | время / time | 184 | 10 | я / i | 215 | 10 | я / i | 230 |
11 | сила / power | 183 | 11 | радость / joy | 200 | 11 | время / time | 199 |
12 | работа / work | 179 | 12 | работа/ work | 192 | 12 | работа / work | 194 |
13 | плохо / badly | 178 | 13 | сила / power | 186 | 13 | любовь / love | 193 |
14 | счастье / happiness | 169 | 14 | любовь / love | 184 | 14 | сила / power | 189 |
15 | боль / pain | 165 | 15 | время / time | 181 | 15 | радость / joy | 179 |
16,5 | день / day | 162 | 16 | мужчина / man | 175 | 16 | мужчина / man | 174 |
16,5 | люди / people | 162 | 17 | счастье / happiness | 172 | 17 | смерть / death | 169 |
18 | человека / human | 160 | 18 | ребенок / child | 169 | 18 | есть / eat/ exist | 168 |
19 | ребенок / child | 155 | 19 | большой / big | 168 | 19,5 | зло / evil | 161 |
20,5 | парень / fellow | 153 | 20 | день / day | 164 | 19,5 | ребенок / child | 161 |
20,5 | радость / joy | 153 | 21 | смерть / death | 163 | 21 | день / day | 159 |
22 | хорошо / well | 147 | 22,5 | много / much | 161 | 22 | много / much | 155 |
23 | мужчина/ man | 144 | 22,5 | зло / evil | 161 | 23 | человека / human | 154 |
24,5 | страх / fear | 142 | 25 | человека / human | 158 | 24 | город / city | 150 |
24,5 | город / city | 142 | 25 | город / city | 158 | 25 | счастье / happiness | 149 |
26 | смерть/ death | 140 | 25 | хороший / good | 158 | 26 | большой/ big | 147 |
27 | путь / way | 137 | 27 | есть / eat / exist | 157 | 28 | хороший / good | 146 |
28,5 | ум / mind | 133 | 28 | свет / light | 156 | 28 | люди / people | 146 |
28,5 | всегда /always | 133 | 29,5 | парень / fellow | 154 | 28 | дело / case | 146 |
30 | жизни / lives | 125 | 29,5 | всегда /always | 154 | 30,5 | всегда /always | 144 |
31 | есть / eat/ exist | 124 | 31 | предмет/ object | 153 | 30,5 | ум / mind | 144 |
32 | зло / evil | 123 | 32 | дело / case | 152 | 32 | предмет/ object | 143 |
33 | семья / family | 121 | 33,5 | отдых / rest | 147 | 33 | страх / fear | 141 |
34 | свет / light | 119 | 33,5 | умный /smart | 147 | 34 | жизни / lives | 139 |
35 | труд / labour | 118 | 35 | ум/ mind | 144 | 35 | путь / way | 137 |
36 | большой / big | 115 | 36 | жизни / lives | 143 | 36 | боль / pain | 136 |
37,5 | умный / smart | 112 | 37 | страх/ fear | 142 | 37 | машина/ car | 134 |
37,5 | свобода / freedom | 112 | 38 | люди / people | 141 | 39 | ум / mind | 130 |
39,5 | предмет / object | 111 | 39 | взгляд / view | 139 | 39 | взгляд/ view | 130 |
39,5 | кот / cat | 111 | 40 | боль / pain | 135 | 39 | парень/ fellow | 130 |
41,5 | жить / live | 110 | 41 | характер / character | 133 | 41,5 | разговор / conversation | 129 |
41,5 | выбор / choice | 110 | 42,5 | поступок / action | 127 | 41,5 | характер/ character | 129 |
43,5 | дома / at home | 109 | 42,5 | дурак / fool | 127 | 42,5 | учеба / study | 126 |
43,5 | характер / character | 109 | 44 | ужас / horror | 125 | 42,5 | отдых/ rest | 126 |
45 | отдых / rest | 108 | 46 | быстро / quickly | 124 | 44 | свет / light | 125 |
46 | еда / meal | 107 | 46 | ответ / answer | 124 | 45 | быстро / quickly | 124 |
47 | ВЛАСТЬ / POWER | 106 | 46 | да / yes | 124 | 46 | ответ | 122 |
48 | сон / sleep | 105 | 48 | машина / car | 123 | 47 | враг / enemy | 120 |
49,5 | машина / car | 104 | 49 | путь / way | 122 | 48 | успех / success | 118 |
49,5 | мой / my | 104 | 50,5 | разговор / сonversation | 121 | 49,5 | все / all | 117 |
51,5 | дело / case | 103 | 50,5 | учеба / study | 121 | 49,5 | жить / live | 117 |
51,5 | людей / people | 103 | 52 | труд / labour | 119 | 51 | лес / forest | 115 |
53,5 | быстро / quickly | 101 | 53 | стол / table | 116 | 52,5 | дорога/ road | 114 |
53,5 | хороший / good | 101 | 54,5 | мой/ my | 115 | 52,5 | труд / labour | 114 |
56 | вода / water | 98 | 54,5 | лес /forest | 115 | 54,5 | дурак / fool | 112 |
56 | мама / mom | 98 | 57,5 | враг / enemy | 114 | 54,5 | дома / at home | 112 |
56 | душа / soul | 98 | 57,5 | дорога/ road | 114 | 57 | мой / my | 111 |
59 | море / sea | 97 | 57,5 | жить/ live | 114 | 57 | стол / table | 111 |
59 | помощь / help | 97 | 57,5 | народ / people | 114 | 57 | вода / water | 111 |
59 | красота / beauty | 97 | 60 | студент / student | 113 | 59,5 | мужик / guy | 109 |
61,6 | добрый / kind | 96 | 61 | всё / all | 112 | 59,5 | фильм / film | 109 |
61,5 | успех / success | 96 | 63 | красивый / beautiful | 111 | 61 | урок /lesson | 108 |
64,5 | фильм / film | 95 | 63 | мальчик/ boy | 111 | 61 | плохой / bad | 108 |
64,5 | дорога / road | 95 | 63 | добрый/ kind | 111 | 61 | девушка / girl | 108 |
64,5 | добро / goodness | 95 | 65 | ВЛАСТЬ / POWER | 109 | 65 | помощь / help | 107 |
64,5 | учеба / study | 95 | 66,5 | вопрос / question | 108 | 65 | вещь / thing | 107 |
67 | много/ much | 94 | 66,5 | долг / debt | 108 | 65 | ужас / horror | 107 |
68,5 | мальчик / boy | 92 | 68 | урок / lesson | 107 | 67,5 | сон / sleep | 106 |
68,5 | взгляд / view | 92 | 69 | большая / big | 99 | 67,5 | вопрос / question | 106 |
70 | ложь / lie | 91 | 70 | свобода / freedom | 111 | 70 | свобода / freedom | 105 |
71,5 | телефон / telephone | 90 | 71 | долго / long | 100 | 70 | красивый / beautiful | 105 |
71,5 | красивый / beautiful | 90 | 72 | девушка / girl | 114 | 70 | долго / long | 105 |
73,5 | лес / forest | 89 | 73 | помощь / help | 102 | 73 | красота / beauty | 104 |
73,5 | поступок / action | 89 | 74 | сильный/strong | 99 | 73 | ВЛАСТЬ / POWER | 104 |
75,5 | страна / country | 88 | 75 | движение / movement | 102 | 73 | долг / debt | 104 |
75,5 | сильный /strong | 88 |
|
|
| 75 | большая / big | 102 |
Как видно из таблицы 1, системность ассоциативных полей респондентов, живущих в Крыму и в других регионах РФ, различается, т.е. различна значимость понятий, входящих в ядро языкового сознания. Стабильной остается значимость первых трех единиц — человек, жизнь и дом. Можно также отметить рост значимости я в языковом сознании молодых крымчан: оно переместилось на восьмое место в ядре языкового сознания (в ЕВРАС и СИБАС — оно на 10 месте). Повысилась у крымчан значимость мира (ранг 4) (в ЕВРАСЕ — ранг 8, в СИБАСЕ — 9), несколько повысилась значимость друга, а вот работа у всех трех групп испытуемых занимает 12 позицию в ядре. Очень интересно изменилась значимость оценок хорошо и плохо. У респондентов ЕВРАСа ранг 4 у плохо и 5 у хорошо, в СИБАСе — ранг 5 у хорошо и 6 у плохо, а у крымчан плохо имеет ранг 13, а хорошо —22. Власть вошла в ядро языкового сознания во всех трех словарях, но в КрАС ее ранг существенно выше (47), чем в ЕВРАС (65) и СИБАС (73). Можно предположить, что в системе ценностей это понятие более важно для молодых крымчан, чем для представителей предыдущего поколения. Обращает на себя внимание и тот факт, что в ядро языкового сознания крымчан вошла семья с рангом 33. Это подтверждает вывод социологов о роли семьи в системе ценностей поколения зетов, ее главное место.
Государство, несомненно, одно из важнейших понятий, определяющих самоидентификацию личности жителя Крыма в новых политических условиях. Как показывают данные проведенного исследования, в сознании респондентов, проживающих в Республике Крым, как и в сознании респондентов, участвовавших в более ранних исследованиях на территории Европейской части России, существуют сходные представления о нем, выражающиеся, в частности, в идеализации образа государства, который не соответствует реальной действительности.
Характерно, например, что понятие помощи ассоциируется у респондентов Крыма только с родными и друзьями, но не с государством, то есть последнее не мыслится в качестве субъекта помощи людям.
Патриотичность более проявляется у крымчан по отношению к семье, а не к государству. Тем не менее государство ассоциируется у всех респондентов с Россией, с ним связываются функции защиты (КрАС) и контроля (ЕВРАС).
Для всех респондентов понятие государственности связано с понятиями законности и справедливости, от государственности ожидается соблюдение прав граждан страны (закон, право, правосудие). Однако наряду с этим в ассоциативных гештальтах слов, связанных с государством (см., например, правительство), много пейоративов, указывающих на связь его деятельности с ложью и обманом. Интересно, что для респондентов Крыма чрезвычайно важно доверять кому- или чему-либо (стимул обман).
Гражданин в обеих группах представляется в первую очередь как житель определенной страны и/или обладатель гражданства определенной страны, обладающий юридическими правами (закон, права, право). В числе частотных «географических» реакций в КрАС упоминаются Россия, Украина, США и Советский Союз, а в ЕВРАС — Россия и СССР. Реакции в Крымском ассоциативном словаре демонстрируют большую политическую дифференциацию.
Пейоративная оценка лиц по их профессиональной деятельности часто обусловливается действием различных социальных стереотипов. При этом оценивается несоответствие характера этой деятельности некоему более или менее определенному образцу (ответственности, порядочности, внимательности и т.д.).
Отрицательная характеристика государства связана с другими двумя понятиями — чиновники и бюрократия. Последнее слово — наиболее частотная реакция на стимул «чиновники».
В Крыму прослеживается связь понятий власти и влияния, а также авторитета, причем часто это соотносится с лидером, президентом России (стимулы влияние, лидер).
Важно, что никак не маркируется связь долга и государства: для респондентов долг мыслится только перед родиной (стимул долг).
Политики представлены известными людьми, хотя несколько реже, чем представители искусства. Однако к известности как таковой в Крыму более негативное отношение (стимул известный).
Ряд особенностей выявлен в отношении номинаций представителей власти разного ранга.
Так, президент для всех респондентов — это прежде всего Путин; функции президента мыслятся как власть, ответственность, управление (ЕВРАС) и власть, сила, авторитет, ответственность (КрАС).
Начальник как представитель власти — это босс, главный, руководитель. Он бывает умным и добрым, но чаще — злым, плохим. У крымчан он еще и вор (стимул начальник).
В Таблице 2 представлен анализ ассоциативного поля стимула ВЛАСТЬ в Крымском ассоциативном словаре по методу семантического гештальта.
Анализ ассоциативного поля слова стимула ВЛАСТЬ в материалах Крымского ассоциативного словаря показывает, что для молодых жителей Крыма это прежде всего сила (29) и деньги (27), а ее носителем является президент (а) (22+2), Путин (12), народ (11), правительство (10). Если мы обратимся к данным ЕВРАС, то увидим ту же картину: власть — это сила (45) и деньги (42), а первой властной фигурой является президент (29), народ (11), правительство (10). Власть предполагает ответственность (12 у крымчан и только 3 в ЕВРАС). Власть — это управление (8) в КрАС и только (2) в ЕВРАС). Власть — это коррупция (14) и зло (5) у крымчан и коррупция (6) и зло (6) в ЕВРАС. Представление о силе власти выстаивается у крымчан в такой ряд: сила, жестокость, диктатура, превосходство, унижение, а в ЕВРАСе: сила, могущество, диктатура, тирания.
Таблица 2 / Table 2
Слово-стимул ВЛАСТЬ (данные в %) / Word-stimulus POWER (data in %)
Зона/Словарь Zone/Dictionary | КрымАС / CAD | ЕВРАС / EVRAS |
СУБЪЕКТ/ SUBJECT Человек, люди/ Man, people Семья/ Family Друг/ Friend Профессия/ Profession Животное/ Animal Мифологическое существо/ Mythological creature Другое/ Other | 31,8 % 19,1 – – 12,7 – – – | 33,3 % 15,1 – – 15,4 – – – |
ОБЪЕКТ / OBJECT Конкретные/ Specific Абстрактные/ Abstract Ценности/антиценности/ Values/anti-values Эмоции/знаки эмоций Emotions/signs of emotions Атрибуты/символы/ Attributes/Symbols (Квази)синонимы/(Quasi)synonyms (Квази)антонимы/(Quasi)antonyms | 52,4 % 1,5 14,2 34,0 – 2,7 – – | 50,5 % 0,5 10,8 33,6 – 0,5 5,1 0,5 |
ХАРАКТЕРИСТИКА/ CHARACTERISTIC Положительная/ Positive Нейтральная/ Neutral Отрицательная/ Negative | 8,7 % 3,9 3,6 1,2 | 5,4 % 2,2 3,2 – |
ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ/ ACTION, STATE | 0,6 % | 0,8 % |
ВРЕМЯ/ TIME | – | – |
ЛОКУС/ LOCUS | 3,0 % | 3,2 % |
ЭГО/ EGO | – | 0,5 % |
ФЕ/ PHRASEOLOGICAL UNITS | 3,3 % | 6,5 % |
ПРОЧИЕ/ OTHER | – | 0,5 % |
Заключение
Мы видим, что у поколения зетов по сравнению с двумя предыдущими существенно выросло стремление к власти (с 1 % до 9,3 %). А это нашло свое отражение и в структуре ядра языкового сознания (см. Таблицу 1): стимул власть в 2021 году занял 47 позицию в ядре языкового сознания молодых крымчан. В РАС он вообще не входил в ядро языкового сознания, в ЕВРАСе — на 65 месте, в СИБАСе на — 73. Если мы посмотрим на классификацию ценностей С. Шварца, то увидим, что Власть и Достижение предполагают Акцент на себе (индивидуализм) в противоположность Универсализму и Заботливости, которые предполагают Акцент на других. Произошедшее изменение в «образе себя» молодых крымчан (поколение зетов) согласуется с изменениями, произошедшими в структуре ядра их языкового сознания. В КрАСе Я уже на 8 месте, а в РАСе было на 35. А это, в свою очередь, свидетельствует о развитии у молодого поколения русских ценностей индивидуализма. Таким образом мы видим, что разрушение архетипов культуры находит свое прямое выражение в изменении структуры языкового сознания, а, значит, и образа мира наших респондентов.
Об авторах
Наталья Владимировна Уфимцева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nufimtseva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7476-8421
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета Московского государственного университета; профессор кафедры инфокогнитивных технологий Московского политехнического университета
119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51; 107023, Российская Федерация, Москва, ул. Большая Семёновская, 38Список литературы
- Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Институт языкознания РАН, 1993.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Институт языкознания РАН, 1996. C. 7-22.
- Исаева Э.С., Васильева Э.Г. Ассоциативное поле концепта «огонь» в языковом сознании носителей русского языка на фоне латышской лингвокультуры // Русистика. 2021. Т. 19. № 3. C. 241-252. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-241-252
- Тарасов Е.Ф. Пролегомены к теории языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2014. № 4 (22). C. 24-35.
- Филиппович А.Ю., Черкасова Г.А. Человек, государство, власть - ассоциативная база (Республика Крым) / под ред. Уфимцевой Н.В., Титаренко Е.Я. М.-Симферополь, 2021.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73-87.
- Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology, M.P. Zanna (Ed.). Vol. 25. Orlando, FL: Academic, 1992. P. 1-65.
- Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social. 1994. № 50. P. 19-45.
- Лебедева Н.М., Павелко Е.В. Исследование преемственности культуры у русских на современном этапе развития // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 4. Вып. 1. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998. С. 99-100
- Вендина Т.А. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Изд-во Ин-та национальной модели экономики, 1994.
- Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.С., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь. Т. 1-6. М.: Институт рус. языка РАН, 1994-1998.
- Базовые ценности россиян. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.
- Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский региональный ассоциативный словарь ЕВРАС. Т. I. От стимула к реакции. М.: Московская международная академия, 2018.
- Шапошникова И.В., Романенко А.А. Русский региональный ассоциативный словарь СИБАС. Т. I. От стимула к реакции. М.: Московская международная академия, 2014.
- Лисаускене М.В. Молодые сибиряки: жизненные ценности и модели поведения поколения Z» (опыт исследований молодежи Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг.) // Siberian Socium. 2019. Т. 3. № 1. С. 46-60.
- Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния / Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, О.В. Балясникова, А.Г. Полянская, А.В. Разумкова, Е.Г. Свинчукова, А.А. Степанова; под ред. Н.В. Уфимцевой. М.-Ярославль: Издательство Канцлер, 2017.
- Шапошникова И.В. Модусы идентификации русской языковой личности в эпоху перемен. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020.