Ролевая репрезентация и лингвокогнитивная структура образа деловой женщины в ракурсе гендерно-профессиональной аксиологии
- Авторы: Тамерьян Т.Ю.1, Зюбина И.А.2, Джигкаева А.В.3
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
- Южный федеральный университет
- Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования
- Выпуск: Том 12, № 4 (2021)
- Страницы: 1216-1235
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/29888
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1216-1235
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена полевому моделированию вербальной репрезентации стереотипного образа бизнесвумен - нового феномена в российской ментальности. Комплексное описание осуществляется в социолингвистическом, лингвокогнитивном, дискурсивном и гендерном аспектах на основе интегративного когнитивно-функционального анализа лингвокультурно маркированных составляющих образа-стереотипа методами семантическо-когнитивного, дискурсивного, контекстуального, концептуального анализа, метода полевого моделирования и интерпретации полученных данных. Описываемый фрагмент картины мира представляет собой пионерскую область осмысления новых явлений действительности в рамках анализа делового дискурса и национальных концептосфер. Эмпирическим материалом исследования послужили результаты опроса профессиональных фемининных и маскулинных групп. Выявлено ядро гетеростереотипа бизнесвумен, на основе представлений, закрепленных в сознании мужчин-предпринимателей - «фемининные стратегии бизнес-коммуникации» и интегральный набор ролей и статусных позиций исполнителя и помощника, в которых лидирующее место отводится мужчинам, а вторичное - женщинам. Кроме того, проанализированный языковой материал продемонстрировал трансформацию традиционных женских ролей жены и матери в сторону мужских ролей добытчика и лидера. Итак, автообраз бизнесвумен представляет собой сложную когнитивную структуру, включающую набор социальных ролей и функций, многочисленных гендерных предписаний и стереотипов. Ядро автопредставлений бизнесвумен также составил когнитивный признак «женские стратегии бизнес-коммуникации». Фемининный ролевой набор , по мнению предпринимательниц, включает традиционные роли хозяйки дома, матери, жены, слабой женщины, паритетной супруги и гибридный фемининно-маскулинный образ. Как зафиксировало исследование, актуализация новых фемининных ролей не элиминирует социокультурный фон развития женщины в социуме, а тяготеет к сохранению традиционных женских моделей поведения в сочетании с компонентами, обусловленными цивилизационными процессами.
Об авторах
Татьяна Юльевна Тамерьян
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Автор, ответственный за переписку.
Email: tamertu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0532-2538
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета международных отношений
362025, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46Ирина Анатольевна Зюбина
Южный федеральный университет
Email: iazyubina@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-8366
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Алла Владимировна Джигкаева
Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования
Email: kokowa.alla@yandex.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук
362027, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Кирова, 46Список литературы
- Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
- Eriksson Т., Smith N., Smith V. Gender Stereotyping and Self-Stereotyping Attitudes: A Large Field Study of Managers. Bonn: IZA Institute of Labor Economics. IZA Discussion Paper; Journal. 2017. № 10932.
- Качмазова А.У., Тамерьян Т.Ю. Этническое пространство языковой стереотипизации «свои-чужие-свои». Владикавказ: СОГУ, 2017.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ «Восток-Запад», 2007.
- Воронцов Д.В. Гендерная социализация. Гендерная психология: хрестоматия. Иркутск: ИГУ, 2010. С. 83—87.
- Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: The Free press, 1968.
- Murray H.А. Explorations in personality. Oxford: Oxford University Press, 1938.
- Biddle B.J. Recent Developments in Role Theory // Annual Review of Sociology. 1986. Vol. 12. Iss. 1. P. 67—92.
- Connell R.W. The Concept of Role and What to Do With It // SAGE Journals: Journal of Sociology. 1979. Vol. 15. № 3. P. 116—118.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1998.
- Smith G.W.H. Enacted Others: Specifying Goffman’s Phenomenological Omissions and Sociological Accomplishments // Human Studies. 2005. Vol. 28. P. 397—415.
- Turner Jonathan H. Handbook of Sociological Theory. Dordrecht: Springer, 2006.
- Barrett M., Davidson M.J. Gender and communication at work: an introduction. In M. Barrett & M.J. Davidson (Eds.), Gender and Communication at Work, Aldershot: Ashgate, 2006. P. 1—18.
- Крюков И.А. Концепт «бизнес» в концептосфере русского языка последних (на материале национпльного корпуса русского языка) // Вестник Нижегородского университета имени Лобачевского. 2009. № 2. С. 266—269.
- Старцева Т.В. Актуализация концепта emigrant в рамках гендерного стереотипа женщина-эмигрант. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4 (48). С. 217—224.
- Гусева Э.Ю. Гештальтное структурирование концепта БИЗНЕС как способ осмысления данного фрагмента мира в американской лингвокультуре // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2011. № 4. Том 17. С. 143—147. DOI: 10.18287/ 2542-0445-2011-17-4-143-147
- Карасик В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009.
- Михайлова А.Г. Лингвокультурный типаж «английский бизнесмен» // Аксиологическая лингвистика: коммуникативные типажи. Волгоград: Парадигма, 2004. С. 136—155.
- Ильюхина М.С. Параметрические характеристики лингвокультурного типажа «английский бизнесмен» // Гуманитарные исследования. 2012. № (42). С. 65—69.
- Чекаева В.В. Лингвокультурный типаж «американский бизнесмен»: ценностные характеристики // Молодёжь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. Красноярск: СФУ, 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section28.html (дата обращения: 05.02.2021).
- Иванова М.М. Экспериментальное исследование концепта «предприниматель» // Вопросы психолингвистики. 2008. № 7. С. 97—100.
- Долгова Е.В. Лексико-фразеологические особенности речевого жанра «портрет делового человека» в дискурсе СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3—1 (21). С. 50—53.
- Баданян И.Ф. Когнитивные стереотипы, формирующие концепт «деловая женщина» в наивной картине мира (на материале русского и немецкого языков) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2016. С. 2. 204—213.
- Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Buzinova L.M. Feminine representation of the business sphere: a communicative-cultural aspect // European proceedings of social and behavioural sciences. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference “Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment” Conference (ISMGE 2020). Social and Behavioural Sciences. 2020. С. 914—924.
- Tameryan T.Y., Popova T.G., Redkozubova E.A., Anikejeva I.G., Sedliarova O.M., Solovyeva N.S. Feminine perspective of ethnic business communication // Espacios. 2019. Т. 40. № 34. С. 18.
- Rogers K.B., Schröder T., Scholl W. The Affective Structure of Stereotype Content: Behavior and Emotion in Intergroup Context // Social Psychology Quarterly. 2013. Vol. 76. Issue 2. Р. 125—150. doi: 10.1177/0190272513480191 (дата обращения: 05.02.2021).
- Tannen D. Gender and Discourse. London: Oxford University Press, 1994.