Нарратив как мнемонический текст (на материале нарративов «детей войны»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению нарративов «детей войны» как мнемонических текстов, объединенных общей темой и содержащих воспоминания о Великой Отечественной войне. Междисциплинарный подход к анализу таких текстов позволяет описать репрезентацию войны в сознании ее очевидцев, проследить ее переосмысление и меняющийся характер воспоминаний. В статье выделяются и иллюстрируются отличительные черты нарратива как мнемонического текста, а именно ретроспективный характер повествования, структурно-семантическая неоднородность текстов, языковое выражение подлинности событийного ряда, взаимодействие нарратора с интервьюером в ходе наррации, темпоральная отсроченность воспоминаний, отражающаяся в оценочных суждениях, самоанализе произошедших событий, рефлексии, а также когнитивный «симбиоз» прошлого и настоящего, выраженный в смешении глагольных времен. В статье вводится понятие мнемической ситуации, описывается ее структура и виды: ситуация хранения информации, ситуация утраты информации, ситуация отсутствия информации и ситуация восстановления информации. В ходе исследования были обнаружены примеры разворачивания нескольких видов мнемической ситуации в рамках одного предложения или тематического фрагмента.

Об авторах

Ольга Николаевна Колышева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kolysheva-on@rudn.ru

ассистент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Российская Федерация, 117198

Список литературы

  1. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1997.
  2. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001.
  3. Щеглова Т.К. Устная история: Oral history: учебное пособие.Барнаул: АлтГПА, 2011.
  4. Bruner J. Life as Narrative // Social Research. 1987. no 54 (1). C. 11-32.
  5. Labov W. Some Further Steps in Narrative Analysis // Special issue of The Journal of Narrative and Life History, 1997.
  6. Нюбина Л.М. Воспоминание и текст: монография. Смоленск, 2000.
  7. Frisch M. Commentary: Sharing Authority: Oral History and the Collaborative Process // The Oral History Review. Vol. 30. no. 1. P. 111-113.
  8. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  9. Кузьмина С.Г. Когнитивно-речевые особенности автора мнемонического текста // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. no 1. С. 12-19.
  10. Рогачёва Ю.Н. Репрезентация фрейма «память» в современном английском языке (на материале глагольной лексики): дис.. канд. филол. наук. Белгород, 2003.
  11. Исхакова Р.Ф. Некоторые особенности репрезентации процессов памяти в публичных выступлениях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. no 11(77). Ч. 1. C. 105-108.
  12. Тивьяева И.В. Когнитивно-коммуникативный подход к исследованию языковой репрезентации процессов памяти // Вопросы психолингвистики. 2017. no 31. C. 124-139.
  13. Исхакова Р.Ф., Хомякова Е.Г. Память и восприятие: некоторые аспекты языковой репрезентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2009. Вып. 1. Ч. 1. С. 84-89.

© Колышева О.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах