Семантический континуум мифа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Язык, первый культурный феномен, получил текстовое выражение в мифах, из которых древнейшие повествуют о мистическом родстве племени с животным. Рассмотрение возникших на этой основе концептов, а затем и «понятийных мифов» (О.М. Фрейденберг) о тотемепервопредке делает возможным анализ их семантико-смысловых полей. При этом мы опирались на культурно-историческую концепцию Г.Г. Шпета, что позволило проследить эволюцию и последующую трансформацию семантико-смысловых полей мифа и таким образом раскрыть алгоритм формирования мифопоэтической традиции, ее угасания и вечного возвращения. В центре внимания данной работы семантико-смысловые поля мифов о Небесных оленихах / лосихах, культ которых растянулся более чем на шесть тысячелетий. Наблюдая за астральными объектами, служившими пространственно-временным ориентиром в охотничьем и оленеводческом промыслах, первобытные племена ощущали свое единство со звездными первопредками. Так, два созвездия из семи звезд, служившие первобытным охотникам и оленеводам ориентиром в пути, стали отождествляться на русском Севере с рогатой Матерью-оленихой / лосихой и ее дочерью, от которых зависит благополучие людей. Предпринятая в статье попытка сравнительноисторической реконструкции семантико-смысловых полей на материале мифов о тотемахпервопредках позволила выделить три основных пласта. Это 1) энергийно «заряженное» поле мифа о посещении шаманом фантастических олених-рожаниц, в котором получило выражение религиозно-мифологическое сознание; 2) семантико-смысловое поле мифов, которые принадлежат художественно-героическому сознанию и повествуют о культурном герое, готовом на подвиг ради своей семейно-родовой общности; 3) семантико-смысловое поле мифа о Рогатой матери-оленихе в повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход (После сказки)», в которой рассказ о спасении детей-сирот сочетается с размышлениями автора, носителя культурно-исторического и философско-культурного типов сознания. Что же касается семантико-смысловых полей, характерных для разнообразных интерпретаций сюжетов о лосихе и лосенке, близких к бытовой сказке, охотничьему рассказу и анекдоту, то они соответствуют научно-техническому типу сознания, утратившему сакральную связь с мифом.

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Владимирова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yusvlad@rambler.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

ул. Кржижановского, 24/35, Москва, Российская Федерация, 117218; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Российская Федерация, 117198

Список литературы

  1. Леонтьев А.А. Язык и смысл // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 139-280.
  2. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1992.
  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1987.
  5. Владимирова Т.Е. Металингвистическая парадигма изучения языковой личности // Метафизика. 2012. no 4(6). С. 26-38.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. СПб.: Терра-Азбука, 1996.
  7. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры (в двух частях). Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984.
  8. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003.
  9. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, Т. 2. 1979.
  10. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издат. отдел Москов. патриархата, 1993.
  11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
  12. Полное собрание русских летописей. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. 1: Ипатьевская летопись.
  13. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: В 3 т. Стереотип. изд. М.: ГИИНС, 1958. Т. 3.
  14. Шаповалова Г.Н. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография русского Севера. Л.: Наука, 1973. С. 209-223.
  15. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  16. Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М.: Рефл-бук, 2000.
  17. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.
  18. Владимирова Т.Е. Сакральный код евразийских мифов о тотеме-первопредке // Сибирский филологический журнал. 2017. no 3. С. 5-18. doi: 10.17223/18137083/60/1.
  19. Мифы и легенды народов мира. Народы России. М.: Мир книги, 2004.
  20. Сибирские сказки. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1964.
  21. Алтайские мифы и легенды. Устное творчество алтайского народа. Горно-Алтайск: Изд-во Ак Чечек, 1994.
  22. Айтматов Ч.Т. Все касается всех // Вопросы литературы. 1980. no 12. С. 3-14.
  23. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в 5 т. Т. 1: Записки о киргизах. Алма-Ата: Гражданское наследие, 1961.
  24. Айтматов Ч.Т. Белый пароход (После сказки). М.: Воскресенье, 1993.

© Владимирова Т.Е., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах