СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НОВШЕСТВА ЭПОХИ ПОЭТИКО-ПРОЗАИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА (на материале английской словесности XIV-XV-го веков)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме становления стиля английской художественной прозы XIV-XV-го веков, эпохи равновесия поэзии и прозы, их слитности. Процесс генерации художественного стиля изучается на основе корпуса примеров, зафиксированных в текстовом материале произведений, принадлежащих к жанру средневекового куртуазного рыцарского романа как наиболее раннего представителя нового литературного рода. Решение проблемы осуществляется с учетом фрагментарности как одного из основных параметров средневекового словесного искусства, что предполагает комплексный подход изучения сохранившихся текстовых художественных документов. В исследовании применяются сочетание принятых в исторической стилистике исследовательских методов, получивших развитие в современных работах по проблематике. Феномен модуса формулирования художественного произведения рассматривается в общем социокультурном контексте как часть доминирующего в анализируемые хронологические рамки стиля интернациональной готики. Процессы в области генерации стиля в английской литературе с присущим ей национальным колоритом анализируются в рамках общего процесса в развитии европейских литератур. Сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства вербальной и невербальной природы периода заимствования стилистических средств одной сферой искусства у другой осуществляется с опорой на доминирующие научные представления и специфические черты мировоззрения эпохи смены средневековья Возрождением и повышает верификацию результатов исследования. Методика сравнения путей развития порождения стиля периода выделения прозы в самостоятельный вид литературы путем трансформации стилистических предписаний и регламентаций, закрепленных в теоретической литературе, дает возможность проследить характерные особенности стилистического преобразования поэтической ткани произведения словесно-художественного творчества в прозаическую.

Об авторах

Юлия Павловна Вышенская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: clemence_isaure@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингвострановедения РГПУ им. А.И. Герцена; научные интересы: историческая стилистика, история литературы, история языка, литературоведение; стилистика, лингвистика текста

наб. реки Мойки, 48, к. 14, Санкт-Петербург, 191186

Список литературы

  1. Zumthor Р. Le Texte-Fragment // Langue Française. Grammaires du Texte Médiéval. Paris: Larousse, 1978. Issue 40. рр. 75-83.
  2. Hamilton C. Conceptual integration in Christine de Pisan’s City of Ladies // Cognitive Stylistics: Language and cognition in text. Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2002. рр. 1-23.
  3. Baugh A. Literary History of England. N-Y & London: Appleton-Century - Crofts, Inc., 1967.
  4. Девятайкина Н.И. Начало формирования гуманистического культа книги в эпоху Петрарки // Книга в культуре Возрождения. М.: Наука, 2002. С. 24-34.
  5. Poirion D. Le Miroir Magique // Le Cœur d’Amour Epris. Paris: Filippe Lebaud Editeur, 1981. рр. 13-81.
  6. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (типы словесности). Петроград, 1917.
  7. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII-XIV вв. По материалам рукописных книг Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Наука, 1975.
  8. Сухачёв Н.Л. Перспектива истории в индоевропеистике. К проблеме «индоевропейских древностей». СПб.: Центр Петербургское Востоковедение, 1978.
  9. Аквинский Фома. Сочинения. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  10. Стародубова В.В. Искусство Франции // Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции и Англии. М.: Искусство, 1994. С. 127-144.
  11. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в Средние века. М.: Книга, 1987.
  12. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984.
  13. Ahern J. Dionco’s repertory: Performance and writing in Boccaccio’s “Decameron” // Performing Medieval Narrative. N-Y: Boydell & Brewer Ltd., 2005. рр. 41-61.
  14. Gordon J.A. The Movement of the English Prose. London: Longmans, 1966.
  15. Ненарокова М.Р. Каролингская эклога: текст и история жанра. М.: ИМЛИ РАН, 2012.
  16. Kazumi M. Syntax and Style in Early English. Finite and Non-Finite Clauses c. 900-1600. Tokyo: Kaibunsha Ltd., 1979.
  17. Blake N.F. The English language in medieval literature. London, Melbourne and Toronto: J.M. Dent & Sons Ltd; Rowman and Littlefield, Totowa, N-Y, 1977.
  18. Евдокимова Л.В. У истоков французской прозы. Прозаическая и стихотворная форма во французской литературе: автореф. дисс.. докт. филол. наук. М., 1999.
  19. Евдокимова Л.В. Стиль и система стилей в средневековых европейских литературах // Стили в литературах средневековой Европы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 4-29.
  20. Берков В.П. Несколько соображений о языковой норме // Работы по языкознанию. СПб.: филологический факультет СПбГУ, 2011. С. 41-50.
  21. Лобачёв Б.З. О понятии стиля во французском и русском языках // Синтаксис и стилистика. М.: Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 1982. С. 83-107.
  22. Егорова Т.П. О поэтике древнегерманских личных имен // Структура и функционирование поэтического текста. М.: Наука, 1985. С. 107-115.
  23. Le Morthe d’Arthur. Режим доступа: https://archive.org/details/lemortarhuror00malouft. Дата обращения: 10.07. 2018.
  24. Le Morthe d’Arthur. Режим доступа: http://www.d.lib.rochester.edu/teams/text/benson-andfoster-king-arthurs-death-alliterative-morte-arthur-part-ii. Дата обращения: 10.07.2018.
  25. Parуs and Vienne. Режим доступа: https://archive.org/details/parisandviennenet00hazlgoog. (Дата обращения: 14.07.2018).
  26. William of Palerne. Режим доступа: https://archive.org/details/romanceofwilliam00guilouft. (Дата обращения: 1.07.2018).
  27. The Lyf of the noble and Crysten Prince, Charles the Grete. Режим доступа: https://archive.org/ details/stream/lyfofnoblecryste00caxtoft#page/200. (Дата обращения: 17.07.2018).

© Вышенская Ю.П., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах