Коммуникативные стратегии американских политиков (на примере избирательной кампании 2016)
- Авторы: Тымбай А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений МИД России
- Выпуск: Том 9, № 1 (2018)
- Страницы: 105-123
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/18271
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-1-105-123
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу основных речевых стратегий, используемых участниками теледебатов. Объектом исследования стало коммуникативное поведение Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, продемонстрированное ими в ходе финального этапа избирательной гонки в США. Материалом для исследования послужили видеозаписи теледебатов Трамп - Клинтон, сделанные в ходе президентской избирательной кампании 2016 года. Актуальность выбора данного объекта исследования объясняется постоянным ростом медиатизации повседневной жизни человека и растущими среди ряда специалистов опасениями, что современные политтехнологии превратили теледебаты из рядового примера политического дискурса в мощнейший инструмент воздействия на избирателя. Автор статьи полагает, что как специалисту, так и обычному зрителю необходимо научиться декодировать стратегии и тактики, используемые политиками в данном виде речевого взаимодействия, и уметь противостоять не всегда честным избирательным технологиям. На основе проведенного лингвистического анализа материала автор выделяет ряд языковых средств достижения зрелищности, соревновательности и персонификации политического процесса, являющихся основными характеристиками данного вида политического дискурса. В статье рассматриваются различия между обычными репликами, комментариями участников, репликами «в зал», простыми наложениями реплик и умышленными прерываниями собеседника. Автор подчеркивает как характеристики собственного коммуникативного стиля Клинтон и Трампа, так и универсальные тактики захвата инициативы, удержания роли, «игнорирования» собеседника, выделяет другие способы воздействия на оппонента и на зрителя. В заключение автор предлагает использовать сделанные им выводы для обучения риторическим навыкам и способам построения эффективной коммуникации студентов, которые изучают английский для профессиональных целей.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Алексеевич Тымбай
Московский государственный институт международных отношений МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: tymbay@inbox.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 Московского государственного института международных отношений МИД России. Научные интересы: коммуникативная лингвистика, политический дискурс, прагматика
пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454Список литературы
- Алёшина Е.Ю. Публичный политический дискурс конфликтной ситуации. М.: Прометей, 2015.
- Алиева Т.В. Концептуальная оппозиция «свой - чужой» в политическом дискурсе прессы США (на материале публикаций, посвященных электоральной кампании) // Филологические науки в МГИМО, 2008. Вып. 34 (49). М.: МГИМО (У) МИД России. С. 18-26.
- Атьман О.В. Вербализация стратегии самопрезентации в президентских теледебатах как агональном жанре политического дискурса США // Политическая лингвистика. 2011. № 1 (35). Екатеринбург. С. 96-102.
- Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая метафорология. Екатеринбург, 2008.
- Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных жанров. СПб., 2012.
- Иванова Ю.М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов. Автореф. дисс.. кандид. филол. наук. Волгоград, 2003.
- Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый, 2011. № 3. Т. 2. С. 118-121.
- Никифорова М.В. Средства аргументации в жанре предвыборных теледебатов (на материале теледебатов с участием Е. Ройзмана) // Политическая лингвистика. 2015. № 1 (51). Екатеринбург. С. 120-125.
- Ноблок Н.Л. Авторские стратегии в англоязычном политическом дискурсе (на материале теледебатов Дж. Буша и Дж. Керри). Тамбов, 2007.
- Павлова Н.Д., Григорьева А.А. Средства воздействия в масс-медийном дискурсе: сравнительный анализ теледебатов, телебесед и ток-шоу // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 122-125.
- Рассинская О.В. Речевые особенности политической коммуникации // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 412-413.
- Сороченко В.В. Теледебаты как избирательная технология. 2002. Режим доступа: URL: http://www.psvfactor.ors/debatv.htm (Дата обращения: 01.10.2017).
- Тымбай А.А. Кто победил? (Лингвистический анализ президентских дебатов 2016 года в США) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2017. № 2 (115). C. 155-160.
- Тымбай А.А. Статус диалога в контексте политического взаимодействия // Филологические науки в МГИМО: Сборник науч. трудов. № 57(72). М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 74-79.
- Тымбай А.А. Политический диалог на занятиях со студентами, изучающими английский язык для специальных целей // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 2 (56). Часть 1. С. 109-112.
- Цветкова Н.И. Использование коммуникативных стратегий при обучении говорению на иностранном языке студентов неязыкового вуза // Вестник МГЛУ, 2007. Вып. 519. Mосква. C. 144-148.
- Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ, 2006.
- Яблокова Т.Н. Эмоциональные высказывания в диалогической и монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2011. № 2. Ч. 9. С. 191-197.