Коммуникативные стратегии американских политиков (на примере избирательной кампании 2016)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу основных речевых стратегий, используемых участниками теледебатов. Объектом исследования стало коммуникативное поведение Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, продемонстрированное ими в ходе финального этапа избирательной гонки в США. Материалом для исследования послужили видеозаписи теледебатов Трамп - Клинтон, сделанные в ходе президентской избирательной кампании 2016 года. Актуальность выбора данного объекта исследования объясняется постоянным ростом медиатизации повседневной жизни человека и растущими среди ряда специалистов опасениями, что современные политтехнологии превратили теледебаты из рядового примера политического дискурса в мощнейший инструмент воздействия на избирателя. Автор статьи полагает, что как специалисту, так и обычному зрителю необходимо научиться декодировать стратегии и тактики, используемые политиками в данном виде речевого взаимодействия, и уметь противостоять не всегда честным избирательным технологиям. На основе проведенного лингвистического анализа материала автор выделяет ряд языковых средств достижения зрелищности, соревновательности и персонификации политического процесса, являющихся основными характеристиками данного вида политического дискурса. В статье рассматриваются различия между обычными репликами, комментариями участников, репликами «в зал», простыми наложениями реплик и умышленными прерываниями собеседника. Автор подчеркивает как характеристики собственного коммуникативного стиля Клинтон и Трампа, так и универсальные тактики захвата инициативы, удержания роли, «игнорирования» собеседника, выделяет другие способы воздействия на оппонента и на зрителя. В заключение автор предлагает использовать сделанные им выводы для обучения риторическим навыкам и способам построения эффективной коммуникации студентов, которые изучают английский для профессиональных целей.

Об авторах

Алексей Алексеевич Тымбай

Московский государственный институт международных отношений МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: tymbay@inbox.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 Московского государственного института международных отношений МИД России. Научные интересы: коммуникативная лингвистика, политический дискурс, прагматика

пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

Список литературы

  1. Алёшина Е.Ю. Публичный политический дискурс конфликтной ситуации. М.: Прометей, 2015.
  2. Алиева Т.В. Концептуальная оппозиция «свой - чужой» в политическом дискурсе прессы США (на материале публикаций, посвященных электоральной кампании) // Филологические науки в МГИМО, 2008. Вып. 34 (49). М.: МГИМО (У) МИД России. С. 18-26.
  3. Атьман О.В. Вербализация стратегии самопрезентации в президентских теледебатах как агональном жанре политического дискурса США // Политическая лингвистика. 2011. № 1 (35). Екатеринбург. С. 96-102.
  4. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая метафорология. Екатеринбург, 2008.
  5. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных жанров. СПб., 2012.
  6. Иванова Ю.М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов. Автореф. дисс.. кандид. филол. наук. Волгоград, 2003.
  7. Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый, 2011. № 3. Т. 2. С. 118-121.
  8. Никифорова М.В. Средства аргументации в жанре предвыборных теледебатов (на материале теледебатов с участием Е. Ройзмана) // Политическая лингвистика. 2015. № 1 (51). Екатеринбург. С. 120-125.
  9. Ноблок Н.Л. Авторские стратегии в англоязычном политическом дискурсе (на материале теледебатов Дж. Буша и Дж. Керри). Тамбов, 2007.
  10. Павлова Н.Д., Григорьева А.А. Средства воздействия в масс-медийном дискурсе: сравнительный анализ теледебатов, телебесед и ток-шоу // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 122-125.
  11. Рассинская О.В. Речевые особенности политической коммуникации // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 412-413.
  12. Сороченко В.В. Теледебаты как избирательная технология. 2002. Режим доступа: URL: http://www.psvfactor.ors/debatv.htm (Дата обращения: 01.10.2017).
  13. Тымбай А.А. Кто победил? (Лингвистический анализ президентских дебатов 2016 года в США) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2017. № 2 (115). C. 155-160.
  14. Тымбай А.А. Статус диалога в контексте политического взаимодействия // Филологические науки в МГИМО: Сборник науч. трудов. № 57(72). М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 74-79.
  15. Тымбай А.А. Политический диалог на занятиях со студентами, изучающими английский язык для специальных целей // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 2 (56). Часть 1. С. 109-112.
  16. Цветкова Н.И. Использование коммуникативных стратегий при обучении говорению на иностранном языке студентов неязыкового вуза // Вестник МГЛУ, 2007. Вып. 519. Mосква. C. 144-148.
  17. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ, 2006.
  18. Яблокова Т.Н. Эмоциональные высказывания в диалогической и монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2011. № 2. Ч. 9. С. 191-197.

© Тымбай А.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах