РЕКОНСТРУКЦИЯ «МЕСТ ПАМЯТИ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается возможность реконструировать в художественном дискурсе «места памяти», необходимые, по мысли историка П. Нора, для создания национальной идентичности. Использование художественного дискурса для выявления «мест памяти» позволяет учесть критические замечания, которые касались принципов отбора «мест памяти» у Нора: их избыточность и инструментализацию. Художественный дискурс как источник «мест памяти» подчеркивает их знаковый характер, поскольку субъективная авторская интерпретация «мест памяти» в каждом произведении определяет динамику их значений. Являясь, согласно Нора, узлами в сети коллективной памяти, «места памяти», выявленные в художественном дискурсе, показывают процесс формирования национальной коллективной памяти. Сопоставление «мест памяти» в «Легенде веков» В. Гюго и романе М. Барреса «Лишенные корней» (Les Déracinés) показывает, как в каждом произведении меняется значение совпадающих в них «мест памяти». Каждое художественное произведение, актуализируя определенное «место памяти», по-новому его интерпретирует. Однако неразрывная связь субъекта воспоминания и «места памяти» позволяет создать задуманную Нора «вторичную историю», отражающую динамичную картину национальной коллективной памяти.

Об авторах

С А Шейпак

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana.sheipak@gmail.com

Шейпак Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов; научные интересы: французская литература, дискурс-анализ, теория вежливости

ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 10а, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Мильчина В.А. «Послесловие к „Рейну“» Виктора Гюго: националистическая риторика как ф орма компенсации утраченного величия // Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре / Отв. ред. С.Н. Зенкин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 224-253.
  2. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.: Либроком, 2010.
  3. Полякова Е.Л. «Легенда веков» Виктора Гюго в контексте романтического мифотворчества: дис.. канд. филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2009.
  4. Потапова Н.Д. Лингвистический поворот в историографии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  5. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург : Издво Уральского ун-та, 2002.
  6. Barrès M. Les déracinés: le roman de l'énergie nationale. Paris: Plon, 1922.
  7. Gervere au L. Pourquoi canoniser Pierre Nora? 01.11.2011 Режим доступа: http://www.lemonde.fr/ idees/article/2011/11/01/pourquoi-canoniser-pierre-nora_1596553_3232.html Дата обра щения.05.2017.
  8. Hugo V. La Légende des siècles. Режим доступа: https://fr.wikisource.org/wi ki/LaLegende d es siecles Дата обращения 14.05.2017.
  9. Hugo V. Préface. La Légende des siècles. Paris: Hetzel, 1859. P. VII-XVII Режим доступа: https://fr.wikisource.org/wiki/La_Légende_des_siècles/Préface Дат а обращения 14.05.2017.
  10. Hutton P.H. The Memory Phenomenon in Contemporary Historical Writing: How the Inte rest in M emory Has Influenced Our Understanding of History. New-York: Springer Nature, 2016.
  11. Nora P. Entre histoire et mémoire // Les lieux de mémoire, La République, t. I. Pierre Nora (éd.). Paris: Gallimard, 1984. P. XV-XLII.
  12. Schenker M.H. Le nationalisme de Barrès: Moi, la terre et les morts. Paroles gelées, 2007, 23 (1), 5-25.

© Шейпак С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах