Речевые акты похвалы и одобрения в педагогическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются наиболее распространенные в русскоязычном педагогическом дискурсе положительно-оценочные речевые акты - похвала и одобрение. Рассмотрены сходство и различие похвалы и одобрения с прагматической, пропозициональной точек зрения; одобрение имеет в своей пропозициональной структуре такой компонент, как аргумент оценки, отсутствующий в структуре высказывания похвалы. Эти два речевых акта различаются по параметрам интенсивности/неинтенсивности, эмоциональности/неэмоциональности, объективности/субъективности. Выявлены гомогенные и гетерогенные в интенциональном отношении высказывания похвалы и одобрения, гетерогенные речевые акты похвалы осложняются дополнительными интенциями рекомендации, совета, назидания, критики. В работе определены основные языковые особенности репрезентации анализируемых речевых актов. Прямые речевые акты похвалы и одобрения выражаются общеоценочными и частнооценочными предикатами интеллектуального, этического характера. Похвала и одобрение могут иметь перформативное выражение с помощью глаголов «хвалить», «одобрить». Высказывания похвалы, одобрения также имеют краткую и развернутую форму. Они анализируются в статье и с точки зрения маркированности невербальными средствами: похвала относится к невербально маркированным речевым актам, одобрение - к вербально маркированным.

Об авторах

Зифа Какбаевна Темиргазина

Павлодарский государственный педагогический институт

Email: zifakakbaevna@mail.ru
ул. Мира, 60, Павлодар, Казахстан, 140000

Мария Сергеевна Бачурка

Павлодарский государственный педагогический институт

ул. Мира, 60, Павлодар, Казахстан, 140000

Список литературы

  1. Бессонова И.В. (2003). Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка: Дис.. канд. филол. наук. [Bessonova I.V. Speech acts of praise and punishment of the interlocutor in the dialogue discourse of modern German language]. Тамбов.
  2. Бигунова Н.А. (2013). Интеграция положительно-оценочных речевых актов в структуру диалогического дискурса (на материале современного английского языка) [Bigunova N.A. Integration of positive evaluative speech acts in the structure of dialogical discourse (on the material of modern English language)] // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. № 4 (41). // URL: http://vestnik.rsu.edu.ru/2013 (21.07.2016).
  3. Бигунова Н.А. Языковые особенности речевых актов одобрения и похвалы в англоязычном художественном дискурсе [Bigunova N.A. Language features of speech acts of approval and praise in the English-speaking art discourse] // URL: http://slavutajournal.com.ua/arxiv-nomeriv/ slavuta-vipusk-7-2013/yazykovye-osobennosti-rechevyx-aktov-odobreniya-i-poxvaly-v-angloyazychnom-xudozhestvennom-diskurse (21.07.2016).
  4. Волынкина С.В. (2009). Речевые жанры похвалы и комплимента в бытовой сфере общения и коммуникативной среде телевизионного ТОК-ШОУ: Дис.. канд. филол. наук [Volynkina S.V. Speech genres of praise and compliments in everyday communication and media communication of talk shows]. Красноярск.
  5. Горяинова Н.Н. (2010). Стратегии и тактики речевого поведения с применением высказываний похвалы и одобрения. Автореф. дис.. канд. филол. наук [Gorjainova N.N. Strategy and tactics of speech behavior applying statements of praise and approval]. Ставрополь.
  6. Дьячкова И.Г. (1998). Похвала и порицание как речевые жанры [D'jachkova I.G. Praise and punishment as speech acts] // Вестник Омского университета. Вып. 3. 1998. С. 55-58.
  7. Дьячкова И.Г. (1999). Способы выражения интенционального смысла высказывания в речевых жанрах похвалы и порицания [D'jachkova I.G. Ways of expressing intentional meaning of the utterance in speech genres of praise and punishment]. Омск.
  8. Клочко Л.И. (2003). Высказывания похвалы в коммуникативно-деятельностной парадигме общения (на материале английского языка): Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 [Klochko L.I. Statements of the praise in the paradigm of communicative activity of the communication (on a material of English language)]. Сумы.
  9. Леонтьев В.В. «Похвала», «лесть» и «комплимент» в структуре английской языковой личности: автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 26 с.
  10. Петелина Е.С. (1985). Некоторые особенности речевых актов похвалы и лести [Petelina E.S. Some peculiarities of speech acts of praise and flattery] // Синтагматический аспект коммуникативной семантики: сб. науч. тр. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та. С. 150-154.
  11. Психологический словарь (1990) [Psychological dictionary] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Политиздат.
  12. Романов А.А., Ходырев А.А. (2002). Управленческая риторика и культура речи: Правильно, красиво, убедительно [Romanov A.A., Hodyrev A.A. Managerial Rhetoric and culture of speech: Right, pretty convincingly]. Тверь: ТГСХА.
  13. Cиротинина О.Б. (1996). Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. Пособие для учителя [Cirotinina O.B. What and why the teacher needs to know about Russian colloquial speech]. Москва: Просвещение.
  14. Ярошевич Е.В. (2002). Функциональные особенности оценочных высказываний в английском языке [Jaroshevich E.V. Functional peculiarities of evaluative statements in English Language] // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Ч. 1. Москва. С. 449-451.
  15. Ярошевич Е.В. (2003). Конструкции одобрения и поощрения в стилистико-синтаксическом аспекте: (на материале современного английского языка). Дисс.. канд. филол. наук [Jaroshevich E.V. Functional peculiarities of evaluative statements in English Language]. Москва: МПГУ.

© Темиргазина З.К., Бачурка М.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах