Повседневная лексика «языка инноваций» как отражение модернизационного потенциала российских городов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена степень восприятия инноваций в повседневных практиках жителями региональных российских центров и оценивается скорость «затухания» интереса к инновациям из-за территориальной удаленности от центра распространения информации об инновациях. Для составления перечня слов-стимулов, которые ассоциировались с инновациями и изобретениями среди товаров и услуг, в рамках исследования были проанализированы ранее проводившиеся исследования инновационных социальных практик, а также проведен общероссийский социологический опрос о новых повседневных городских практиках. Опираясь на полученный перечень инновационных практик, был проведен анализ активности поисковых запросов по данным словам-стимулам в российских региональных центрах. В результате анализа были выявлены условия создания устойчивого интереса к инновациям, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала в городах.

Об авторах

Наталья Алексеевна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: chestrek@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Аузан А.А., Бобылев С.Н. (ред.) (2011) Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. [Auzan A.A., Bobylev S.N. (ed.) National Human Development Report for the Russian Federation in 2011]. М.: ПРООН в РФ.
  2. Высоковский А.А. (ред.) Курячий И.М., Дыба Е.А., Котов Е.А., Иванов П.В., Мкртчян Н.В., Маслова С.Н., Волкова Н.А., Шварева Т.Е., Карачурина Л.Б., Самоволик О.Д., Городничев А.В., Миксюк А.А., Волкова Н.А. (2014). Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда [Vysokovsky A.A. (ed.), Kuryachiy I.M., Dyba E.A., Kotov E.A., Ivanov P.V., Mkrtchyan N.V., Maslova S.N., Volkova N.A., Shvarev T.E., Karachurina L.B., Samovolik O.D., Gorodnichev A.V., Miksyuk A.A., Volkova N.A. Study on Russian Cities “Fight for Citizens: Human Potential and the Urban Environment”] / Высшая школа урбанистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», компания «Новая земля». http://mosurbanforum.ru/online (29.05.2016).
  3. Дубин Б.В. (2007). Жить в России на рубеже столетий: социологические очерки и разработки [Dubin B.V. To Live in Russia at the turn of the century: Sociological articles and research materials]. М.: Прогресс-Традиция.
  4. Дубин Б.В. (2011). Россия нулевых: политическая культура, историческая память, повседневная жизнь [Dubin B.V. Russia of the 00's: Political Culture - Historical Memory - Everyday Life]. М.: РОССПЭН.
  5. Гусейнов Г.Ч. (2012) Нулевые на кончике языка: Краткий путеводитель по русскому дискурсу [Gusejnov G.Ch. The 2000s on the tip of the tongue: Brief guide to Russian discourse]. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС.
  6. Захаров В.П., Хохлова М.В. (2010) Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке [Zaharov V.P., Hohlova M.V. The analysis of the efficiency for the statistical methods of the collocations discovery in Russian texts]. Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». № 9.
  7. Найденова Н.С. (2011) Функционирование английских заимствований во французском экономическом дискурсе как отражение национального характера [Najdenova N.S. The English borrowed words in French economic discourse as the side of national character]. Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 2011. № 3. С. 25-34. http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/ rj/files.php?f=pf_b4a43bf08a7114b5aa7f41d2d55331a4 (29.05.2016).
  8. Пузанов К.А. (2012) Современные модели распространения инноваций: критический анализ [Puzanov K.A. Contemporary methods of the diffusion of innovations: a critical review] // Социология власти. № 6-7.
  9. Самочадин А.В. и др. (2012). Метод выявления и ранжирования востребованности информации средне мотивированными пользователями Интернета [Samochadin A.V. et al. The method of the discovery and ranging of the information among the motivated Internet users] // Системное программирование. Изд-во СПбГУ. Т. 7. № 1.
  10. Штомпка П. (2009). В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии [Shtompka P. The Focus on Everyday Life: a New Turn in Sociology] // Социологические исследования. № 8.
  11. Alexeev M. Beyond the Polls: Google Queries and Public Protest Volatility in Russia [Electronic Resource]: http://ponarseurasia.com/memo/beyond-polls-googlequeries-and-public-protest-volatility-russia (29.05.2016).
  12. Duhigg C. (2012). The power of habit: Why we do what we do in life and business. Random House. Т. 34. № 10.
  13. Du R.Y., Kamakura W.A. (2012) Quantitative trendspotting //Journal of Marketing Research. Т. 49. № 4.
  14. Kilgarriff A., Rychly P., Smrz P., Tugwell D. (2004). The Sketch Engine // Proceedings of the XIth Euralex International Congress. Lorient: Universite de Bretagne-Sud.
  15. Ørmen J. (2014) Historicizing Google Search // Society of the Query Reader. Institute of Network Cultures.
  16. База данных проекта [The database of the FOM’s project «Lyudi XXI»] http://bd.fom.ru/ cat/soc_gr/people_xxi/ (29.05.2016).
  17. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. (2009). Люди XXI как рефлексивные консьюмеры: социологический анализ потребительского потенциала [Abramov R.N., Zudina A.A. People of the XXI century as s reflective consumers: sociological study of the consumer behavior] // Практический маркетинг. № 9.
  18. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. (2010). Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление [Abramov R.N., Zudina A.A. Social innovators: leisure practices and cultural consuming] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6 (100).
  19. Абрамов Р.Н. и др. (2008а). Отчет по гранту «“Люди-XXI”как локомотивная группа социальных трансформаций» [Abramov R.N. et al. Grant report «“People of the XXI century” as a locomotive group of social innovations»]. М.: Фонд «Общественное мнение». URL: http://www.inop.ru/files/2_2_2007_067.doc (29.05.2016).
  20. Абрамов Р.Н. и др. (2008б). Отчет по гранту «Инновационный слой „Люди-XXI“: структура и потенциал социального развития» [Abramov R.N. et al. The innovation group “People of the XXI century”: structure and potential of the social development]. М.: Фонд «Общественное мнение». URL: http://refdb.ru/look/1147675.html (29.05.2016).
  21. Оберемко О.А. (2008). Кого мы называем «Люди-XXI»? [Oberemko O.A. Who do we call “People of the XXI century”?] // Социальная реальность. № 3.
  22. Включение вопросов в еженедельный опрос ФОМнибус [Including the questions for the every week survey of FOM]. URL: http://corp.fom.ru/uslugi/kolichestvennye-issledovanija-v-rossii-i-regionah/vkljuchenie-voprosov-v-ezhenedelnyj-opros-fomnibus-.html (29.05.2016).
  23. Многоязычный корпус Sketch Engine [Multilingual text corpus manager Sketch Engine]: https://www.sketchengine.co.uk (29.05.2016).
  24. Яндекс. Статистика ключевых слов [Yandex. Keyword statistics]: http://wordstat.yandex.ru (29.05.2016).
  25. Google Тренды. Анализ поисковых запросов [Google Trends. Analytical tool of google search queries]: https://www.google.ru/trends(29.05.2016).

© Волкова Н.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах