№ 3 (2016)
Статьи
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛООСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
Аннотация
Социально-экономическое развитие мало освоенных территорий, в первую очередь Арктической зоны Российской Федерации, сопряжено с объективно высокими рисками практически в любом виде экономической деятельности, а также с дискомфортностью условий проживания, что обусловлено экстремальным сочетанием природных факторов и неразвитостью всех видов инфраструктуры. Сложившаяся в этой области система мер экономического стимулирования нуждается в совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Правительством Российской Федерации уже принят ряд точечных мер, однако пока они не позволяют в полном объеме обеспечить благоприятные условия для привлечения инвесторов в макрорегион. В статье убедительно показано, что важнейшим условием устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации становится создание институциональной основы реализации арктической политики с участием государства, бизнеса, науки, структур гражданского общества на основе взаимной ответственности. В основе проектов нового хозяйственного освоения макрорегиона должны лежать институциональные преобразования, которые позитивно изменят инвестиционный климат и обеспечат приток капитала. Работа обосновывает необходимость выделения и законодательного закрепления макрорегиона в качестве самостоятельного объекта государственной политики в рамках системы государственного стратегического планирования.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения качества оказания и доступности государственных и муниципальных услуг. С активным развитием телекоммуникационных технологий процедуры получения услуг и информации позволяют значительно расширить, модернизировать систему предоставления государственных услуг населению и сократить время, которое тратится на их получение. Сегодня с данной целью начинают повсеместно внедряться многофункциональные центры (МФЦ), позволяющие в сжатые сроки с помощью системы «одного окна» получить необходимые государственные и муниципальные услуги. В статье приводится пример мониторинга оценки удовлетворенности населением существующими формами взаимодействия с госорганами, такими как МФЦ на территории Приморского края. В исследовании оценивались такие показатели работы службы, как график работы МФЦ; территориальная доступность МФЦ; размер, оснащенность, интерьер помещения МФЦ; организация очереди; уровень обслуживания со стороны специалистов и др. Мониторинг в целом показал высокую степень удовлетворенности посетителей предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», хотя несмотря на это участниками опроса все же был высказан ряд замечаний к работе многофункциональных центров, которые на сегодняшний день нуждаются в устранении.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ (PUBLIC & BUSINESS ADMINISTRATION) В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Статья представляет собой первую часть исследования, в котором рассматриваются общее состояние, тенденции и проблемы дальнейшего развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО) взрослых в области социального управления в России и за рубежом. Исследуется передовые образцы опыта подготовки кадров специалистов в системе ДПО в развитых странах Запада и Востока с точки зрения возможностей их адаптации к российским социокультурным реалиям. Особое внимание уделено обеспечению надлежащего качества специальной профессиональной подготовки педагогов (профессорско-преподавательского состава) для работы в системе ДПО взрослых в современной России через призму накопленного за рубежом позитивного опыта.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Аннотация
Актуализация исследовательского внимания социологов и управленцев к проблемам функционирования сферы образовательных услуг в контексте изучения вопросов ее государственного регулирования имеет под собой объективную основу возрастания роли образования в воспроизводстве социокультурных реалий общественной жизни, социально-экономическом, интеллектуальном и ином развитии нашей страны. Цель работы: на основе изучения организационных, правовых и иных положений, а также теоретических заключений, обосновывающих специфику сферы образовательных услуг, как объекта государственного управления определить особенности государственного регулирования сферы образовательных услуг средней школы как перспективного направления государственной образовательной политики. В качестве методологических основ про-ведения работы выступали теоретические положения Атаманчука Г.В., Абалкиной Л.И., Васильева В.Н. и Рясновой У.В. Для достижения поставленной цели автор использовал следующие методы исследования: теоретический анализ, индуктивный и дедуктивный методы, анализ документов. Результатами работы стали: определение базовых управленческих моделей, раскрывающих характер государственного направляющего воздействия в процессе регулирования сферы образовательных услуг; определение приоритетных направлений работы государственных органов в области регулирования сферы образовательных услуг; определение специфических черт, присущих процессам государственного регулирования сферы образовательных услуг в России.
ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ К ЗАДАЧАМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена одному из способов решения широко обсуждаемой в профессиональном сообществе проблемы сопряжения академических программ магистратуры с практико-ориентированным подходом к образованию в области государственного и муниципального управления. В данной работе предложен организационно-структурный механизм адаптации академических программ к задачам практико-ориентированной подготовки кадров в сфере ГМУ с учетом специфики объекта деятельности специалистов, предполагающей междисциплинарный подход к решению управленческих задач. Приводится опыт такой адаптации в рамках магистерской программы на кафедре государственного и муниципального управления РУДН. Авторами раскрываются структурные особенности, обосновывается целесообразность представленного организационно-методического подхода, а также перспективы развития магистерской программы, реализуемой с использованием приведенного организационно-структурного решения.
ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДИИ И ШВЕЦИИ
Аннотация
Die Hauptfrage des vorliegenden Artikels: infolge welcher Faktoren sich „das skandinavische“ System der Gemeinde in Schweden und Finnland gebildet hat? Im Artikel wird der Typ der Form der Gemeinde, ausgeprägt im Laufe der Zeit in Schweden und Finnland betrachtet, für das die Kombination der breiten Autonomie der öffentlichen Machtorgane charakteristisch ist. Die Analyse der Erfahrung der Organisation der Kommunalinstitutionen, berücksichtigend die historischen, demographischen und geographischen Besonderheiten der Länder, lässt zu, die Schlussfolgerung zu ziehen, dass der einheitliche Typ der Form der Gemeinde für Schweden und Finnland im Laufe der Zeit entwickelt ist.