Том 8, № 4 (2021)

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Евразийская демотия: становление концепции самоуправления

Шабага А.В.

Аннотация

В статье исследуется одно из ключевых понятий евразийцев - демотия. Несмотря на свою теоретическую значимость, концепт демотии, как и некоторые другие евразийские концепты, не был детально проработан. Между тем демотия, как концепт, предлагающий новые принципы самоуправления, представляет специальный интерес и до сих пор обладает определенным практическим потенциалом. В России введение начал местного самоуправления связано с Великими реформами Александра II. Однако обретенные права были признаны недостаточными. Из конструктивной критики реформ в сфере самоуправления наиболее последовательной была теория А.И. Герцена («общинный социализм»). Именно в ней евразийцы видели основу для будущей организации евразийского пространства, получившее свое оформление в концепции демотии. В статье рассмотрены взгляды на демотию ряда евразийцев. Согласно их представлениям, демотия является важнейшим принципом самоуправления, реализующим способ «органического представительства» народа во всех уровнях управления (Н.Н. Алексеев); будучи евразийским народным - демотическим - строем, принципиально отличается от западного демократического - народоправственного (Я.Д. Садовский). Указывалось также на политическую однородность демотического строя, в которой виделось громадное преимущество перед многопартийной демократической системой Запада (Н.С. Трубецкой). В результате исследования делается вывод о том, что демотия являлась необходимой частью конструкта идеократия-демотия, активно продвигаемого в работах евразийцев, в качестве проекта создания подлинно бесклассового и гармоничного общества. В демотии сочетается идея евразийской народности (круге традиционных представлений евразийских народов) и принцип прямой демократии, что примиряет идею этноса как народа в целом с его традиционными представлениями и специфическими способами бытия и идею демоса как «политического» народа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):355-364
pages 355-364 views

Образ древнееврейского правителя и самодержавной власти в период формирования государственности (по материалам Еврейской Библии)

Ковалев А.А.

Аннотация

Актуальность проведенного исследования заключается в том, что древние тексты Еврейской Библии во многом предвосхитили политико-правовые достижения последних столетий. Танах, дополнения и комментарии к нему определяют направление современного международного гуманитарного права, способы формирования государственного управления, закладывают основы системы сдержек и противовесов, системы разделения властей, содержат в себе основы договорной теории происхождения государства путем заключения соглашения между народом и царем. Цель настоящего исследования состоит в анализе древних текстов Еврейской Библии и актуализации полученных данных в современных политико-управленческих отношениях. В качестве материалов для исследования были использованы некоторые тексты Еврейской Библии (Танах), авторитетные комментарии к ним и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. Методами исследования выступили сравнение, анализ документов, системный метод. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о том, что сомнения в историчности и практической достоверности текстов Еврейской Библии не способны повлиять на неоспоримую ценность содержащегося в ней материала. Даже если описанные события никогда не имели места в истории, то сами изложенные в Библии взгляды стоит признать намного опередившими свое время и представляющими ценность для современной политической науки. Еврейская Библия определяет представителя самодержавной власти (царя) как «первого среди равных». Это касается и прав, и обязанностей, и ответственности. Именно этот постулат и должен быть заложен в современную политико-управленческую систему, в которой всегда есть управляющий и исполнители. И только беспрерывная работа (в первую очередь над собой), самосовершенствование, как завещала Еврейская Библия, должны стать критерием отбора лидера, а не какие-либо преференции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):365-374
pages 365-374 views

Государственное управление: теория и практика

Применение надлежащих процессуальных норм при приеме на работу и подборе персонала на федеральную государственную службу. Часть 1

Ани В.А., Анайочукву Г.И.

Аннотация

В статье изучаются ограничения эффективности применения надлежащей правовой процедуры при приеме на работу и отборе персонала на федеральную государственную службу. Авторами использовался пробоотборный подход к сбору данных. В исследовании приняли участие 300 респондентов. Для сбора данных использовались анкетирование и контрольный список наблюдений. 300 экземпляров анкеты были розданы сотрудникам Федеральной комиссии по гражданской службе (ФКГС) в Абудже и 276 были получены, что составляет 92%. Результаты показали, что не было никаких специализированных стратегий или методов приема на работу и отбора персонала на федеральную государственную службу. Однако результаты анкетирования также показали, что такая практика, как политическое вмешательство и коррупция во время приема на работу и отбора на федеральную государственную службу, подрывает принцип надлежащей правовой процедуры. На основании полученных результатов было рекомендовано, чтобы комиссия по федеральной гражданской службе сформулировала разумную политику и институциональную практику, которые минимизируют уровень политизации и коррупции при приеме на работу и подборе персонала на федеральную гражданскую службу; использовать современные источники и методы найма и отбора, такие как процесс электронного найма и ресурсы отбора на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); и разработать стратегии или методы, которые приведут к эффективному применению надлежащих правовых процедур при найме и отборе персонала.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):375-385
pages 375-385 views

Цели устойчивого развития в 2020 г.

Чепусов А.Г.

Аннотация

В данной статье изложен краткий обзор понятия «устойчивое развитие» и указаны его основные характеристики. Автором проанализированы детали происходящих в мире изменений в текущем макроэкономическом контексте с учетом пандемии коронавирусной инфекции. Автор приходит к выводу о том, что лишь некоторые показатели устойчивого развития улучшили свою динамику в 2020-2021 гг. В дальнейшем прогнозируется инерционное развитие по большинству ключевых направлений устойчивого развития. Поэтому достижение ЦУР в мировом масштабе к 2030 году является не более чем ориентировочной и недостижимой на данный момент целью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):386-394
pages 386-394 views

Роль участия общественности в управлении для достижения устойчивого развития. Часть 1

Ньяранга М.С., Хао Ч., Хонго Д.О.

Аннотация

Участие общественности направлено на повышение эффективности управления путем вовлечения граждан в процессы разработки политики, управления и принятия решений. Такой подход был разработан для обеспечения прозрачности, подотчетности и эффективности любого современного правительства. В статье показано, что несмотря на то, что в Кении законодательно закреплено участие общественности в повседневной деятельности правительства, возникающие проблемы по-прежнему подрывают эффективность такого участия, что было убедительно подтверждено рядом ученых. Вместо того, чтобы уменьшить конфликты между правительством и общественностью, нередко правительства упускают из виду этот аспект в рамках развития и формировании государственной политики. Результаты исследования показывают, что участие граждан слабо связано с управлением, что препятствует устойчивому развитию. Теоретически участие общественности прямо и косвенно влияет на эффективность управления и его развитие. Таким образом, политика устойчивого развития и ее реализация зависят от участия общественности и надлежащего управления. Однако эффективное участие общественности в управлении было ограничено правительством. Вместо того, чтобы инициировать и поддерживать участие общественности, правительство Кении не смогло создать структуры, которые стимулировали бы участие граждан в разработке политики. Это привело к неправильной установке приоритетов и незаконному присвоению государственных ресурсов. Государственные чиновники и вмешательство политического класса в конечном итоге ограничивают общественное влияние на принятие решений и формулирование политики. Авторы указывают на необходимость усиления общественного участия путем создания независимого учреждения, которое будет руководить процессами участия общественности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):395-404
pages 395-404 views

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Совместное управление и местное экономическое развитие в отдельных малых городах: на примере провинции Западный Кейп, Южная Африка

Камара Р.Д.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, основанного на анализе совместного управления и местого экономического развития в отдельных небольших городах провинции Западный берег (ЮАР). В работе отмечается отсутствие интеграционной институциональной основы для содействия совместному участию, что отрицательно влияет на способность местных муниципалитетов успешно управлять местное экономическое развитие (МЭР) совместно с соответствующими заинтересованными сторонами. Содействие такому инклюзивному представительству и участию всех заинтересованных сторон обеспечивает альтернативу традиционному бюрократическому механизму управления. В исследовании изучались конкретные факторы, влияющие на разработку и внедрение совместного управления для МЭР в выбранных сопоставимых муниципалитетах провинции. В частности, исследование направлено на определение факторов, влияющих на успешное функционирование кооперативного управления, направленного на продвижение местного экономического развития в рассмотренных муниципалитетах. Данные были собраны с помощью трех методов, а именно: обзор документов, интервью и обсуждение в фокус-группах. Исследование вносит вклад в совокупность знаний о совместном управлении, определяя конкретные факторы данного подхода, обеспечивающие эффективность управления МЭР в малых городах и способность муниципалитетов успешно управлять местным экономическим развитием совместно с соответствующими заинтересованными сторонами. Углубленное понимание взаимосвязи и динамики этих переменных помогает предложить рекомендации о том, как улучшить качество управления и реагировать на социально-экономические проблемы в муниципалитетах за счет улучшения управления в рамках МЭР.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):405-422
pages 405-422 views

Политика правительства по борьбе с религиозным экстремизмом в Индонезии: междисциплинарный обзор на основе государственного управления и психологии

Буана Д.Р., Джувита М.Н.

Аннотация

Религиозный экстремизм в Индонезии продолжает нарастать с каждым годом, поэтому правительству страны требуется обращать серьезное внимание на борьбу с этим явлением. Индонезия - страна-архипелаг, где сосуществуют различные этнические группы и религии. Однако развитие религиозного экстремизма становится серьезной проблемой для индонезийского народа, поскольку может иметь негативные социально-политические последствия и разрушить единство между нациями и религиями. В данном исследовании показано, что не все формы и проявления религиозного экстремизма влияют на возникновение терроризма, но правительство все же должно проводить правильную политику в отношении религиозного экстремизма, который может вызвать раскол бщества и негативно повлиять на благосостояние людей. Авторы утверждают, что политика, проводимая правительством Индонезии, является достаточно эффективной и основана на праве и, таким образом, оказывает положительное влияние на поддержание единства и целостности индонезийской нации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):423-433
pages 423-433 views

Региональная роль РФ после военной помощи Сирии

Аль Ктеишат А.С.

Аннотация

Одной из важнейших целей российской внешней политики во время президентства Владимира Путина является укрепление российского влияния в Кавказском регионе и Центральной Азии, а также развитие отношений с такими странами, как Иран, Турция и Саудовская Аравия. Российское правительство всегда выражало озабоченность по поводу так называемых «цветных революций», которые произошли на Украине, в Грузии и Кыргызстане, а также из-за того, что многие из них были поддержаны западными силами. Россия считает, что и события «арабской весны» в некотором роде похожи на упомянутые революции, и что при поддержке Запада они могут привести к власти исламистов, что представляет собой опасную модель правления не только для стран региона и соседних с Россией стран, но и для самой России. По этим причинам в сирийском конфликте Москва стремилась сохранить режим Башара Асада, поскольку считает, что западная модель в решении региональных проблем может привести к общему хаосу, как, например, в иракской и ливийской моделях. Несмотря на трудности, с которыми столкнулось правительство Сирии с начала гражданской войны, а также во многом благодаря российской военной помощи и реформам, Сирия смогла сохранить легитимный политический режим и не позволила разрушить все государственные институты. А России, в свою очередь, участие в конфликте принесло значимую роль в регионе и позволило стать успешным посредником в большинстве региональных вопросов, а также укрепить свои экономические и политические отношения с большинством важных игроков региона, такими как Турция, Иран, Египет и Саудовская Аравия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):434-441
pages 434-441 views

Управление государственными услугами посредством изготовления удостоверений личности во время пандемии Covid-19 в городе Бандар-Лампунг, Индонезия

Ардиансьях М., Ирсанди -., Мартадината М.И., Мелинда Э., Хандаяни А.

Аннотация

Пандемия Covid-19 вынудила каждого жителя Индонезии завести электронную идентификационную карту как одно из требований для выплаты социальной помощи жителям, пострадавшим от коронавируса. Однако служба удостоверений личности в городе Бандар-Лампунг все еще сталкивается с рядом проблем, таких как длинные очереди и медленная работа электронной системы. Пандемию следует использовать как положительный импульс для улучшения услуг, которые первоначально предоставлялись лично и приводили к длинным очередям, а затем были переведены на онлайн-систему с использованием информационных технологий. В этом исследовании используется качественный подход с методами проверки достоверности данных с использованием триангуляции источников. Результаты показали, что Департамент народонаселения и регистрации актов гражданского состояния города Бандар-Лампунг работал с недостаточно высокой эффективностью, однако соблюдал стандарты обслуживания в управлении услугами по изготовлению удостоверений личности за счет сокращения часов личного обслуживания и ограничения в 60 человек в день, перенаправив усилия на консультационные услуги и заполнение профилей. Через мессенджер Whatsapp общественности бесплатно предоставляются услуги в соответствии со стандартами протокола здравоохранения. Размещение сотрудников у стойки обслуживания проводится в соответствии с их компетенцией, а также периодически проводится обучение сотрудников службы поддержки. Проведенное исследования также показало, что произошло очень быстрое изменение политики, которое привело к недостаточной социализации общины в городе Бандар-Лампунг, а также к недостаточной осведомленности общественности, нуждающейся в услугах, о важности соблюдения протоколов здравоохранения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021;8(4):442-451
pages 442-451 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах