Социокультурные константы как детерминанта идеологического оформления и концептуализации умеренного консерватизма в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формирование консервативных ценностей в России имеет глубокие историкокультурные корни, связанные с эволюцией традиционных ценностей, культурных констант, институциональных трансформаций и когнитивных изменений. Актуальность исследования обусловлена усилением значимости консервативных ценностей в условиях глобализационных вызовов и возрождения интереса к национальной идентичности. Современный этап развития российского общества требует комплексного осмысления исторических и культурных предпосылок, обеспечивающих устойчивость и воспроизводство этих ценностей. Цель исследования - выявление историко-культурных факторов, способствующих формированию и эволюции консервативных ценностей в России, а также определение их роли в социальнополитическом и культурном контексте. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, включающем исторический анализ, дискурс-анализ и компаративный методы, комбинация которых позволила систематизировать социокультурные детерминанты как факторы концептуального идеологического оформления. Выявлены ключевые историкокультурные факторы, такие как преемственность сакрализации государства, православной традиции, влияние патриархальных укладов, а также роль государственных и общественных институтов в закреплении традиционных ценностей. Особое внимание уделено когнитивным изменениям, обусловленным модернизацией, которая, несмотря на ее дестабилизирующий потенциал, способствовала переосмыслению и адаптации консервативных ценностей к новым реалиям. Проанализированы вехи эволюции воззрений российских представителей консервативного направления в контексте трансляции и интерпретации культурных констант. Константы рассмотрены в качестве детерминант и преемственных смысловых опор умеренного консерватизма как современного российского вектора эволюции классического консерватизма. Подчеркнуто, что порождение актуального запроса на умеренно консервативную политическую парадигму обусловлено в т.ч. поступательным процессом возрождения суверенитета России и сопровождается усилением напряженности в отношениях с Западом. Отмечено, что консервативные ценности в России не только служат основой социальной стабильности, но и выступают инструментом сохранения культурной идентичности в условиях институциональных и когнитивных изменений, вынужденного противодействия внешним деструктивным влияниям в условиях геополитической напряженности. Результаты исследования могут стать отправной точкой для дальнейшего глубокого анализа социокультурных констант умеренного консерватизма в качестве детерминант и факторов его развития.

Полный текст

Введение Россия находится в активном поиске собственной и органично непротиворечивой собственному историко-культурному багажу идеологической основы, способной выступить консолидирующей российское общество онтологической основой и аксиологическим стимулом движения государства к новым высотам развития. Актуализация умеренного консерватизма в России также обусловлена глобальными и внутренними факторами. Внешнеэкономические и политические вызовы: международные санкции, конфликт на Украине, геополитическая напряженность - усиливают настроения, направленные на защиту национальных интересов. Внутренние проблемы, такие как экономическое неравенство, коррупция, социальное недовольство, также способствуют росту интереса к идеям умеренного консерватизма, ориентированного на стабильность и сохранение порядка в стране. Русский консерватизм, сформировавшийся в уникальных условиях историко-культурного развития, представляет собой богатое и самобытное явление, которое можно рассматривать как одно из оснований умеренного консерватизма. Для полноценного осмысления этой традиции важно выделить ее основные черты и проследить их сопряженность с универсальными принципами и культурными константами консервативной мысли. Цель исследования заключается в анализе, сравнительнохронологическом описании и выявлении ключевых социокультурных констант в качестве детерминант эволюции и концептуализации идей умеренного консерватизма в России. Материалы и методы исследования Тематика работ зарубежных авторов по проблеме консерватизма весьма разнообразна, она имеет многоаспектный характер, и в целом накоплен солидный объем литературы по данной проблеме. Для нашего исследования наибольший интерес представляют труды тех зарубежных авторов, в которых достаточно основательно проанализированы теоретико-методологические проблемы консерватизма. В рамках исследования применен междисциплинарный подход, сочетающий методы политической философии, исторического анализа и социологии идеологий. Источниковедческую базу исследования составили труды классиков консервативной мысли Б.Н. Чичерина, Л.А. Тихомирова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, а также современных авторов (А.Г. Дугин, А.С. Панарин), что позволило выявить эволюцию ключевых концептов и культурных констант русского консерватизма в его современном умеренном направлении. Также проанализирован ряд современных официальных и программных документов и публикаций в периодических научных изданиях. Основу методологии составили следующие подходы: · дискурс-анализ позволил выявить смысловые структуры в текстах идеологов консерватизма с акцентом на лексику; · анализ, синтез, систематизация тенденций эволюции консервативной мысли и выявления субстантивирующих ее культурных констант; · компаративистский подход применялся для сравнения российского умеренного консерватизма с европейскими аналогами (на примере трудов Э. Бёрка, М. Хайдеггера, П. Робинсона и др.). Критериями отбора материала стали хронологические рамки XIX-XXI вв. с акцентом на постсоветский период, основное внимание уделено российскому контексту с привлечением ряда компаративных данных со ссылкой на германских и американских исследователей (М. Хайдеггер, С. Хантингтон, П. Робинсона). Комбинация методов позволила систематизировать социокультурные детерминанты российского умеренного консерватизма, выявив их связь с базовыми этатистскими аксиологическими константами (сакрализацией государства, мессианством России, соборностью), исторической 228 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Проценко А.В., Бервино Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 225-236 image памятью, религиозной традицией и геополитическим позиционированием. Дальнейшие исследования могут углубить анализ региональных вариаций консервативных практик. Результаты исследования Умеренный консерватизм в России представляет собой синтез традиционалистских ценностей и адаптации к вызовам глобализации. Его идеологическое оформление невозможно понять вне социокультурных констант устойчивых элементов коллективного сознания, формирующихся под влиянием истории, религии и геополитики [1. С. 18]. Эти константы выступают как фильтр, отсеивающий чуждые идеологические заимствования и легитимирующий «органичную» модель развития. Социокультурные константы трактуются как система аксиологических императивов, воспроизводящихся в условиях кризиса идентичности [2. P. 45]. В российской традиции к ним относят сакрализацию государства (восприятие власти как гаранта стабильности), соборность (приоритет коллективного над индивидуальным), мессианство (идея «особой миссии») России. Эти элементы, по мнению А.С. Панарина, формируют «защитный код» культуры, сопротивляющийся вестернизации [3. С. 74]. Ключевой аспект и константа русской консервативной мысли - ее внимание к роли государства. Здесь государство осмысливается как гарант устойчивости, как носитель высшего нравственного начала. Мыслитель Борис Николаевич Чичерин в своем труде «Курс государственной науки» отмечал, что сильная власть должна быть уравновешена уважением к правам граждан и обеспечением их свободы в пределах закона [4]. Эта гармония между порядком и свободой лежит в основе не только русского, но и умеренного консерватизма, чья цель сохранить социальную устойчивость, не подавляя индивидуальных прав. Русский консерватизм придает исключительное значение коллективному началу, выраженному в идее соборности. Разработанное славянофилами, это понятие подчеркивает духовное единство и органическую связь между членами общества. Соборность основывается на общих ценностях и культурной идентичности, создавая модель, в которой общественные связи становятся прочными, а конфликты минимизируются. Этот принцип созвучен концепции умеренного консерватизма, который видит укрепление социальных связей и уважение к традициям как необходимые условия для стабильности. Третий ключевой аспект русского консерватизма его духовная составляющая, глубоко укорененная в православии. Мыслитель Лев Александрович Тихомиров в своем труде «Монархическая государственность» подчеркивал сакральное значение власти [5]. В умеренном консерватизме подобная идея принимает более светский характер, но сохраняется уважение к моральным и религиозным ценностям как фундаменту общественного устройства. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 229 Protsenko AV, Bervino EG. RUDN Journal of Public Administration. 2025;12(2):225-236 image Особое место в русском консерватизме занимают религиозные деятели, такие как Игнатий Брянчанинов и Иоанн Кронштадтский. Их труды свидетельствуют о том, что православие не только формировало мировоззрение общества, но и активно противостояло чуждым идеям Просвещения, как это делали архимандрит Фотий и митрополит Серафим. Российский консерватизм, укорененный в особых исторических и культурных условиях, демонстрирует устойчивую преемственность, которую можно выразить через два центральных принципа: органицизм и критическое отношение к западному вектору модернизации. Органицизм, воспринимающий развитие нации как естественный рост живого организма, отвергает резкие разрывы и насильственные реформы. В то же время враждебность к вестернизации, а позже и глобализации, подчеркивает стремление российской консервативной мысли выработать самостоятельный ответ на вызовы современности. Также отметим традиционалистские основания социальной философии русского консерватизма. Идейный каркас русской консервативной мысли XIX в. формировался вокруг концепции общества как органически целостной иерархической системы, где структурная упорядоченность рассматривалась в качестве онтологического условия социальной стабильности. Данная парадигма предопределяла убежденность консервативных теоретиков в необходимости сохранения стратифицированной модели общественного устройства, основанной на принципе «естественного» разделения функций между сословиями [6]. Как подчеркивалось в трудах классиков направления, подобная организация воспроизводила божественно санкционированный порядок, при котором место каждого индивида детерминировалось сочетанием провиденциального замысла, исторической традиции и монаршей воли. Ключевым элементом данной концепции выступал принцип структурнофункционального иерархизма, трактовавшийся как антитеза эгалитаристским проектам либеральной и социалистической мысли. В отличие от доктрин, акцентирующих горизонтальное равенство, русский консерватизм постулировал неизбежность вертикальной дифференциации социальных статусов, где распределение ролей от высших к низшим слоям обеспечивало системную устойчивость государства. Тем самым отрицалась не только возможность, но и деструктивность уравнительных практик, разрушающих, по мнению апологетов традиции, естественные механизмы социокультурной преемственности [7]. Разнообразие позиций внутри российского консерватизма варьируется от умеренных до радикальных взглядов, что отражает сложность вопросов, связанных с властью, свободами, народным представительством, крепостным правом, судьбой дворянства, капитализма и глобализацией. Например, отмена крепостного права, несмотря на ее прогрессивный характер, может быть интерпретирована как консервативная мера, направленная на предотвращение народного восстания. 230 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Проценко А.В., Бервино Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 225-236 image Славянофильская традиция, которая глубоко знакома с западной культурой, также неоднородна: она колеблется между изоляционизмом и мессианским универсализмом, между этатизмом Юрия Самарина и децентрализованным «консервативным анархизмом» Константина Аксакова. Отрицание парламентаризма уживается с требованием свободы слова. Таким образом, истинный консерватизм - это не защита статус-кво, как это можно наблюдать у Константина Леонтьева, а скорее противопоставление бюрократическому застою, который вызвал критику даже со стороны Петра Столыпина [8. C. 503]. В советский период, особенно во время правления Иосифа Сталина, в рамках проекта модернизации появились элементы «протоконсерватизма». Вопрос о том, являлось ли это «Великим отступлением» (по выражению Николая Тимашева) или адаптацией традиций для социалистического строительства (по мнению Дэвида Хоффманна), остается открытым [9; 10]. Переосмысление российской истории, развитие соцреализма и укрепление института семьи служили не столько возврату к традициям, сколько их инструментализации в контексте социалистической идеологии. Позднесоветский консерватизм нашел свое выражение в произведениях Валентина Распутина и живописи Ильи Глазунова, а также в экологических движениях. Однако после распада СССР консервативные идеи разделились на две основные ветви. Либеральные консерваторы, такие как Михаил Ремизов и Борис Межуев, выступают за «демократический консерватизм» [11]. Радикальные консерваторы, представленные Изборским клубом и Институтом динамического консерватизма, акцентируют внимание на антиглобализме и евразийской идентичности. В религиозной сфере Православная церковь обозначила свои позиции в «Основах социальной концепции», сочетая традиционные ценности с социальным учением1. Большинство этих течений объединены в отрицании индивидуализма, контрактуализма и рационализма Просвещения, которые являются настоящим отталкиванием, и в продвижении органической концепции Государства общества. В то время как некоторые выступают за замораживание развития России, утверждая, что любой слишком быстрый прогресс приведет к упадку, подобному Западу, большинство консерваторов XIX в. согласны с тем, что прогресс необходим, но он должен следовать естественному ритму, учитывать российскую специфику и положиться прежде всего на Церковь и Царя. Мы поймем, что, несмотря на различные варианты, обозначенные авторами, консерваторы имеют общую цель - защитить и укрепить самодержавную систему, которая лучше всего способна защитить Россию от революционных потрясений и вредного влияния Запада. Александр Солженицын занимает в исследовании позицию одной из центральных фигур консервативной мысли второй половины ХХ в. Его критика image 1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Официальный сайт РПЦ. URL: https://www.patriarchia.ru/article/105101 (дата обращения: 02.12.2025). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 231 Protsenko AV, Bervino EG. RUDN Journal of Public Administration. 2025;12(2):225-236 image коммунизма и западной демократии воплотилась в философском манифесте, который стал интеллектуальной основой для осмысления пути России после распада СССР. Этот манифест отвергал однобокие идеологии и предлагал консервативное переосмысление российской идентичности [12]. В постсоветскую эпоху консерватизм в России раскололся на две основные линии: левую, представленную неоевразийцами и национал-большевиками, и правую, во главе с Александром Прохановым, которая выступала против реформ Бориса Ельцина. Этот период завершился приходом к власти Владимира Путина, что открыло новую главу в истории российского консерватизма. Сам Владимир Путин охарактеризовал свой подход как «прагматический консерватизм», что отражает баланс между сохранением национальных традиций и необходимостью адаптации к глобальным вызовам2. Консерватизм - важный элемент политического и интеллектуального ландшафта России. Действительно, учитывая ускоряющиеся темпы глобализации и модернизации, вполне возможно, что нынешняя консервативная реакция не ослабнет, а со временем усилится. Главный же парадокс и вызов для современного умеренного консерватизма - попытка совместить традицию с технократической модернизацией [13. P. 14]. Также ряд критиков современного развития российского консерватизма, например, А.В. Павлов, указывают на эклектичность идеологии, где советские символы соседствуют с монархической риторикой [14. С. 89]. Для сбалансированности и объективности научной оценки современного умеренного консерватизма следует уделить внимание его критике. Так, Александр Павлов в работе «Большие надежды молодых российских консерваторов» предлагает оригинальный взгляд на процессы формирования идейных движений через призму социального и контекстуального анализа, противопоставляя его классическому подходу истории идей, разработанному П. Робинсоном. Исследование Павлова посвящено формированию в начале 2000-х гг. группы интеллектуалов, получивших название «молодые консерваторы». Их осмысленный диалог с интеллектуальной традицией отсылает к аналогии с немецким консерватизмом начала ХХ в. Тем не менее, Павлов недостаточно глубоко исследует вклад молодых консерваторов в русскую интеллектуальную традицию, ограничиваясь выводом о политической несостоятельности движения. Он ставит под сомнение их претензии на преемственность с русским консервативным каноном, заявляя, что не встречал свидетельств их признания частью этой традиции. Павлов спорит с представителями движения, утверждающими, что их деятельность способствовала снижению стигматизации понятий «русский» и «национализм». Он скептически замечает, что это нельзя напрямую связать с молодежным консерватизмом. Однако такая позиция image 2 Интервью Владимира Путина Первому каналу и агентству Ассошиэйтед Пресс // Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/19143 (дата обращения: 02.12.2025). 232 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Проценко А.В., Бервино Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 225-236 image остается без достаточных доказательств и представляется скорее субъективной, чем аргументированной. Особое внимание уделено социальной взаимосвязи поколения молодых консерваторов, стремившихся дистанцироваться как от евразийства Александра Дугина, так и от традиционного канона старых консерваторов (Леонтьев, Соколов, Фадеев), которым, по мнению молодежи, недоставало акцента на национализме. Однако важность их идей Павлов рассматривает не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения материальных и технологических условий, таких как использование блогов и социальных сетей, что сделало молодежный консерватизм первым движением, сознательно построенным на цифровых платформах [15]. В противоположность Павлову, который склонен дисквалифицировать молодежный консерватизм как полноценное интеллектуальное течение, П. Робинсон видит в современном российском консерватизме преемственность с классической традицией [16]. Эти две крайние позиции побуждают искать более сбалансированный подход, позволяющий рассматривать политические идеи одновременно как репертуар смыслов и как продукт социальных структур. Александр Дугин, представляя свои размышления о смысловой симметрии культурных констант немецкого умеренного консерватизма с русским и их взаимосвязи с философией Мартина Хайдеггера трактует «немецкую консервативную революцию» как попытку выйти за пределы традиционного либерализма, догматического коммунизма и устаревших форм консерватизма [17. С. 10]. Хайдеггер в этом контексте близок к данному интеллектуальному течению. Особенно это проявляется в его знаменитом высказывании из «Введения в метафизику» (1935): «Россия и Америка, с метафизической точки зрения, представляют собой одно и то же: зловещее безумие необузданной технологии и безродная организация нормализованного человека» [18. P. 49]. Такое суждение подчеркивает радикальную критику модерна, присущую как немецкому консерватизму, так и философии Хайдеггера. Сравнение этих работ раскрывает многогранный и даже противоречивый характер русского консерватизма. Русский консервативный канон был построен более неустойчиво, чем строго теоретическая общественнополитическая доктрина. Он развивался на границах различных социальных пространств - интеллектуальных, политических и даже религиозных. Эта особенность побуждает нас продолжить контекстуальное исследование российской консервативной идеи, которое рассматривает ее не просто как научный дискурс, но и как партийный дискурс, вовлеченный в конфигурацию акторов. И тем не менее, как доказывает анализ работ ключевых авторов русского консерватизма, его базовой константой является то, что он по определению нерадикален и существует не один, а несколько вариантов консерватизма, которые по-разному строились по отношению к Западу, и в частности к философии Просвещения и Французской революции. В этой ретроспективе АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 233 Protsenko AV, Bervino EG. RUDN Journal of Public Administration. 2025;12(2):225-236 image следует обратить внимание на спор, который прошел через всю историю России, а именно об отношении к Европе: между подражанием и установлением собственного пути, что также можно выделить в особую константу российского консерватизма. В этом отношении особенность умеренного консерватизма в интерпретации, предложенной нами, основывается на определении, разработанном Сэмюэлем Хантингтоном [2], согласно которому эта идеология представляет собой систему убеждений, направленную на защиту существующего социального порядка, сохранение институтов и минимизацию рисков разрушительных изменений. Центральным элементом такого подхода выступает уважение к исторически сложившимся традициям. На фоне этих идей автор исследует развитие консервативной мысли в России, начиная с поворота сталинизма к сохранению традиционных основ Великой России в противовес революционному интернационализму и заканчивая современным этапом, когда консерватизм был институционализирован в рамках государственной идеологии. Современный этап консервативной мысли в России характеризуется интеграцией элементов радикального консерватизма XIX в. (идеи Н. Данилевского, И. Ильина и Н. Бердяева) в политическую практику. Этот консерватизм, по нашему мнению, был использован, с одной стороны, как инструмент легитимации власти, а с другой, как социокультурно субстантивированное формирование оппозиции западным либеральным ценностям. Он стал ответом на глобализационные вызовы, предложив альтернативную модель развития, ориентированную на сохранение национальной идентичности и укрепление социального порядка. В отличие от националистического и реакционного уклона консервативной мысли накануне падения монархии, современный государственный консерватизм стремится избежать тех ошибок, которые, как мы считаем, ускорили крах царской России. Заключение Умеренный консерватизм, выделяемый как особое направление эволюции русского консерватизма, наследует русской традиции идеи эволюционного развития. Это проявляется в стремлении к гармоничному синтезу традиции и инноваций, что исключает радикальные революционные подходы, разрушающие социальную ткань. Основополагающими опорами и социокультурным стержнем этого идеологического направления необходимо обозначать культурные константы, лежащие в основе понимания традиционных ценностей России как государства и цивилизации. Второй важный аспект - приоритет стабильности. При этом умеренный консерватизм отличается от авторитаризма тем, что признает значимость гражданских свобод и вовлеченности общества в управление государством, перекликается с традициями русских мыслителей, таких как Б.Н. Чичерин, которые искали баланс между сильной государственной властью и правами личности, также является 234 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Проценко А.В., Бервино Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 225-236 image характерным научно-исследовательским и философским «почерком» российских мыслителей. Акцент умеренного консерватизма на духовных и культурных аспектах, которые не должны, с одной стороны, противоречить общественному прогрессу, а с другой - односторонне императивно адаптироваться к его актуальным тенденциям, делает его гибким в условиях секуляризации. Он предлагает поддержку светским, но укорененным в исторической традиции моральным ценностям, что позволяет адаптировать русскую духовную традицию к современным условиям. Коллективизм, еще один ключевой элемент русского консерватизма, в рамках умеренного подхода переосмысливается как стремление к укреплению общественной солидарности через поддержку институтов, обеспечивающих интеграцию общества, таких как религиозные организации, образовательные учреждения и гражданские объединения. Таким образом, умеренный консерватизм не только сохраняет связь с русской традицией, но и переосмысляет ее в свете глобальных вызовов. Он демонстрирует уважение к историческому наследию, стремится к плавным изменениям и гармонии между свободой и порядком. Обогащенный идеями западных мыслителей, таких как Эдмунд Бёрк и Алексис де Токвиль, русский консерватизм в своей умеренной форме предлагает устойчивую модель, способную ответить на вызовы современности. Представленные в работе выводы могут стать отправной точкой для дальнейшего глубокого анализа философских основ консерватизма и его значения в условиях современной глобализации.
×

Об авторах

Александр Валерьевич Проценко

Луганский государственный университет имени Владимира Даля

Автор, ответственный за переписку.
Email: akstazatu@mail.ru
SPIN-код: 3558-1736
ResearcherId: ABF-3270-2020

кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления

Россия, 291034, Луганск, квартал Молодежный, д. 20А

Евгений Геннадьевич Бервино

Луганский государственный университет имени Владимира Даля

Email: bervino86@mail.ru
SPIN-код: 1424-9429
ResearcherId: MSV-6739-2025

аспирант кафедры государственного управления

Россия, 291034, Луганск, квартал Молодежный, д. 20А

Список литературы

  1. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М. : Алгоритм, 2002. 496 с.
  2. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York : Simon & Schuster, 1996. 367 p.
  3. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М. : Логос, 2005. 432 с.
  4. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки : в 3 частях. Ч. 1: Общее государственное право. М. : Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1894. 512 с.
  5. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М. : Рипол Классик, 2013.
  6. Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале. СПб. : Алетейя, 2002. 256 с.
  7. Честнейшин Н.В., Честнейшина Д.А. Основные особенности социальной философии русского консерватизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-1(14). С. 201–204. EDN: OJQTJH
  8. Валицкий А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства / пер. с польск. К. Душенко. М. : Новое литературное обозрение, 2019. 704 с. EDN: OGXUQM
  9. Шматов М.Ю. «Великое отступление» или «Великий манёвр»: концепция Н.С. Тимашева и идеологические трансформации в СССР 1930-х гг. // Идеи и идеалы. 2018. Т. 10. № 3 (37). С. 150–165.
  10. Хоффманн Д.Л. Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914–1939 / пер. с англ. А. Лазарева. М. : Новое литературное обозрение, 2022. 536 с.
  11. Межуев В.М. Цивилизация или цивилизации? (к спорам вокруг понятия цивилизации) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 40–52. http://doi.org/10.17805/zpu.2016.2.4 EDN: WEAPAN
  12. Солженицын А.И. Философский манифест // Новый мир. 1990. № 5. С. 158–165.
  13. Laruelle M. Is nationalism a force for change in Russia? // Daedalus. 2017. Vol. 146. № 2. P. 89–100. https://doi.org/10.1162/DAED_a_00437 EDN: YXYDXH
  14. Павлов А.В. Постпостмодернизм. Как социальная и культурная теории объясняют наше время. 3-е изд. М. : Дело, 2023. 584 с.
  15. Павлов А.В. Большие надежды российского молодежного консерватизма // Современный российский консерватизм. Брилл, 2019. С. 153–176. https://doi.org/10.1163/978900440 8005_007
  16. Робинсон П. Становление России как международной консервативной державы // Россия в глобальной политике. 2020. Т. 18. № 1. С. 10–37. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2020-18-1-10-37
  17. Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. № 4. С. 7–15. EDN: KWSNBP
  18. Heidegger M. Introduction à la métaphysique / trad. de l’allemand par G. Kahn. Paris: Gallimard, 1967. 255 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко А.В., Бервино Е.Г., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.