Модель предпрофессиональной подготовки специалистов: управление проектом «Медиакласс в московской школе» как пример реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования
- Авторы: Сазонов А.В.1, Светлова А.А.1, Морозов С.В.1,2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- ГБОУ «Цифровая школа»
- Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
- Страницы: 126-137
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/45064
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2025-12-1-126-137
- EDN: https://elibrary.ru/VAOEMF
- ID: 45064
Цитировать
Аннотация
Представлен анализ развития предпрофессионального образования в Москве с акцентом на реализацию проекта «Медиакласс в московской школе» как примера успешной интеграции медиатехнологий в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые управленческие решения, такие как стандартизация образовательных маршрутов, разработка специализированных и дополнительных учебных пособий и программ, а также взаимодействие школ с университетами и предприятиями. Особое внимание уделено возрастающей роли муниципальной поддержки, которая обеспечивает единство образовательных подходов и координацию действий между образовательными учреждениями и внешними партнерами. Авторы изучили образовательные потребности и интересы учащихся медиаклассов московских школ по результатам проведенного анкетирования. Определены наиболее востребованные среди школьников направления обучения, в т.ч. производство медиа, журналистика, фото- и видеосъемка. Сделан вывод о том, что практико-ориентированный подход к обучению, предполагающий участие в специализированных курсах и взаимодействие с профессиональной средой, помогает развить у школьников необходимые компетенции для работы в медиаиндустрии. Представлена модель комплексного обучения школьников, основанная на интеграции теоретических знаний и практических навыков. Подчеркнута важность проектной деятельности и междисциплинарного подхода, которые способствуют развитию критического мышления, креативности и профориентации. Авторы приходят к выводу, что важно консолидировать усилия государственных органов, образовательных учреждений и отраслевых партнеров для дальнейшей подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к требованиям цифровой экономики. Подчеркнута необходимость дальнейших исследований долгосрочного влияния предпрофессионального образования на карьерные перспективы выпускников медиаклассов.
Полный текст
Управленческие аспекты развития системы предпрофессионального образования в Москве В последние несколько лет Москва стала флагманом школьного предпрофессионального образования, подтверждая свою приверженность развитию образовательных программ, соответствующих вызовам современной экономики и рынка труда. Эта инициатива поддерживается на уровне городской администрации и Департамента образования и науки Москвы, что способствует тесной координации и управленческой поддержке школ, реализующих программы предпрофессионального обучения. В 2020 г. в была опубликована статья С.В. Весманова и В.В. Источникова «Предпрофессиональное образование в московской школе: анализ практик работы школьных и межшкольных команд» [1], где авторы проанализировали особенности взаимодействия школ с внешними организациями (вузами и предприятиями), отметили успешную реализацию существующих на тот момент проектов (медицинские, инженерные, кадетские и академические классы) и рекомендовали последовательность управленческих действий, направленных на достижение высоких образовательных результатов. К 2024 г. система предпрофессионального образования Москвы претерпела значительные изменения, подкрепленные управленческими решениями на муниципальном уровне. Модель организации образовательного процесса была оптимизирована, а административные команды школ получили к использованию стандартизированные материалы, что позволило принимать более эффективные управленческие решения. Благодаря этому были выпущены новые стандарты предпрофессиональных классов, предполагающие обновление учебных планов и фиксированный набор предметов для углубленного изучения. Созданы рабочие программы и учебные пособия по дисциплинам углубленного цикла, а также специализированным предпрофессиональным курсам. В образовательные маршруты участников проектов вошли практикоориентированные занятия на базе колледжей, вузов и предприятий - как коммерческих, так и некоммерческих, среди которых находятся ведущие компании и холдинги. Среди прочих проектов предпрофессионального образования Москвы с 2021 г. успешно реализуется проект «Медиакласс в московской школе» (далее - «Медиакласс»). Его создание стало возможным благодаря муниципальной поддержке и выделению средств на разработку соответствующих образовательных программ и учебно- методических материалов. В проекте «Медиакласс» особое внимание уделяется управленческим механизмам, обеспечивающим интеграцию медиатехнологий в учебный процесс. Департамент образования и науки Москвы осуществляет координацию, выделяет целевое финансирование и устанавливает нормативные требования для участников проекта, обеспечивая единство стандартов и взаимосвязь образовательных учреждений с отраслью. Благодаря этому учащиеся медиаклассов имеют доступ к современным образовательным ресурсам и могут получать практический опыт на площадках вузов и предприятий - потенциальных работодателей. Стандартизация подходов к обучению в предпрофессиональных классах способствует повышению уровня компетенций административных и педагогических работников, а также формированию профессиональных навыков у учащихся. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в научной среде все еще существует недостаток исследований, направленных на оценку долгосрочного влияния этой модели на профессиональную готовность выпускников медиаклассов. Для восполнения этого недостатка мы поставили и решили задачу определения ключевых образовательных целей и результатов, которые необходимо достичь выпускникам медиаклассов для успешного поступления в вузы или начала профессиональной деятельности в сфере медиа. В ходе исследования интересов и образовательных потребностей учащихся медиаклассов выявлены основные направления, представляющие интерес для будущих специалистов в медиа. Эти результаты послужили основой для предложенной модели комплексной подготовки, учитывающей особенности профессиональной деятельности в медиасфере и ориентированной на требования государственной образовательной политики. Модель строится на управленческой поддержке и партнерстве с внешними организациями, что позволяет выпускникам медиаклассов не только получать теоретические знания, но и развивать практические навыки, востребованные на рынке труда. Таким образом, проект «Медиакласс в московской школе» является примером успешной реализации государственной и муниципальной образовательной политики, направленной на подготовку специалистов, способных адаптироваться к требованиям современного медиарынка. Исследование интересов и образовательных потребностей обучающихся: особенности реализации проекта «Медиакласс в московской школе» Ежегодно информационное агентство школьной прессы «НАШпресс» при поддержке РГУ им. А.Н. Косыгина проводит крупное исследование «Портрет медиаподростка» среди школьников, значительную часть времени которых занимает деятельность в медиапространстве. В 2024 г. «Анкету медиаподростка» заполнило 790 человек из более чем 95 субъектов Российской Федерации. В числе задач этого опроса - изучение опыта взаимодействия подростков с медиасредой и уровня сформированности их представления о своей роли в ней. Среди участников опроса особо выделяются 373 респондента, которые обучаются в столичных медиаклассах. Ответы этих обучающихся на ряд интересующих нас вопросов легли в основу исследования. Один из главных вопросов анкетирования - «Какое направление в медиасреде вам наиболее интересно?» - позволяет нам предположить выбор школьниками будущей профессии. Следует отметить, что респонденты могли выбрать сразу несколько ответов. Как показывают результаты проведенного опроса, учащиеся медиаклассов интересуются различными направлениями медиасферы. Образовательный маршрут участников проекта «Медиакласс в московской школе» [1] предусматривает обучение в колледжах по программам профессиональной подготовки «Фотограф», «Оператор видеозаписи» и «Оформитель табло, виньеток и альбомов» в объеме 48 академических часов, что учитывает пожелания большинства обучающихся. Перечисленные программы позволяют овладеть навыками фото- и видеосъемки, организации схем освещения в медиастудии, построения фотокадров, цифровой ретуши и цветокоррекции, а также разработки графического оформления цифровых проектов. По результатам этого обучения и итоговой аттестации обучающиеся получают свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Важной задачей в рамках проекта «Медиакласс» является координация действий между образовательными учреждениями и государственными органами для создания актуальных программ обучения, обеспечивающих подготовку медиаспециалистов, востребованных на рынке труда. Управление проектом осуществляется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, который не только регулирует стандарты предпрофессионального образования, но и предоставляет методические рекомендации для административных и педагогических команд, реализующих проект. Такие управленческие действия позволяют обеспечивать высокое качество образовательного процесса и способствуют адаптации программ под современные требования медиаиндустрии. По решению администраций школ навыки устной публичной речи можно развить посредством введения программ дополнительного образования. Например, в московской образовательной среде активно продвигается идея создания школьных театров, неотъемлемой частью программы которых являются занятия по сценической речи. Существует возможность расширения программ обучения на площадках колледжей: согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих[73] для обучающихся медиаклассов могут подойти такие профессии, как «Рекламный агент», «Художественный редактор» и «Режиссер монтажа». О важности основательной общекультурной подготовки и о том, что история является частью гуманитарного знания, необходимого для успешной реализации творческого потенциала будущего журналиста, высказывается канд. истор. наук Е.А. Беседина [2]. Знание истории, по мнению исследователя, не только может помочь будущим медиаспециалистам расширить кругозор и более свободно ориентироваться в информационном пространстве, опираясь на исторические факты и сведения о роли отдельных личностей в становлении современного общества, но также даст обучающимся возможность реализовать себя при работе с такими жанрами, как рецензия (например, рецензирование монографий) и «историческое» интервью. Предметы «Русский язык» и «История» также могут быть включены в учебный план - в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Кроме того, большинство московских школ проводят для учащихся 11 классов практикумы по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ): экспериментальная программа подготовки к ЕГЭ была запущена в 2023 г. и успешно зарекомендовала себя в столице[74]. В рамках программ «Медиаканикул» вузы реализуют образовательно- просветительские мероприятия, лекции, экскурсии в лаборатории и медиастудии, практические занятия и встречи с преподавателями. Это позволяет помочь с поиском оригинальных идей для учебных проектов, а также удовлетворить запрос большинства респондентов на развитие навыков в медиасфере и выстраивание новых социальных связей со сверстниками из различных образовательных организаций на основе общих интересов. Проект «Медиакласс в московской школе» в 2024-2025 учебном году реализуется на площадках 20 вузов, что свидетельствует о разнообразии образовательных программ и участии в них большого числа школьников. Проектно- исследовательская деятельность, по мнению Т.И. Громовой [3], позволяет обучающимся сформировать исследовательскую позицию, т.е. особое проявление личности, выражающее активное, инициативное отношение к знанию и способу его получения. Особенность этой программы для медиаклассов в вузах заключается также в ее практико- ориентированном характере и направленности на совершенствование узкопрофильных навыков по выбранному формату медиа (например, создание фоторепортажа, видеорепортажа, учебного или документального фильма, буктрейлера, лонгрида или дизайн- проекта, веб- сайта и т.п.). На актуальность медиапроектирования указывает исследование В.А. Плотникова и О.А. Шаминой [4]. Авторы отмечают стремительный рост рынка медиаиндустрии, а также цифровизацию экономики и общества в последние годы, что объясняет необходимость качественного проектного подхода к созданию медиапродуктов различных форматов. Как показывают результаты проведенного опроса, для многих обучающихся также важна профессиональная ориентация. Чтобы определиться с выбором направления профессиональной деятельности или будущего обучения на ступени высшего профессионального образования, в период обучения в медиаклассе школьники могут не только принять участие в вышеперечисленных образовательных программах, но и реализовать свои возможности в проекте ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». На протяжении трех последних лет данный проект успешно интегрирован в образовательный процесс школьников 6-11 классов и позволяет им пройти профессиональные пробы по 135 профессиям на 45 высокотехнологичных площадках образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы[75]. Эти инициативы являются частью стратегического направления в государственной и муниципальной политике, направленного на усиление профориентации в школах и кадрового обеспечения для цифровой экономики. В научном пространстве исследован региональный опыт реализации проекта «Билет в будущее» и отмечен его положительный эффект на экономику и кадровое обеспечение страны. Так, М.Ю. Малкин называет этот проект «консолидацией лучших практик, упакованных в оболочку, которую диктует время, и приведенных к общедоступному механизму привлечения субъектов профессионального самоопределения. Кроме того, проект имеет цифровую рамку, которая позволяет школьникам, соответствуя трендам, формировать цифровое портфолио на основе интеграции с другими платформами и треками образовательной деятельности. Это универсализированный инструмент профориентации, ставший доступным абсолютно всем» [5]. Цифровая трансформация общества и стремительная технологизация процессов в информационной среде подчеркивают возрастающую роль медианавыков на современном рынке труда, что требует от образовательных организаций различных уровней и предприятий обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций. В этих условиях предпрофессиональное образование становится стратегическим приоритетом государственной и муниципальной политики, поддерживающей проекты, такие как «Медиакласс в московской школе», направленные на развитие медиакомпетенций у школьников. Одним из примеров интеграции медиаподходов в образовательный процесс является работа на уроках литературы, где обучающиеся медиаклассов создают подкасты по литературным произведениям. Это позволяет учащимся формулировать и осмыслять проблемы, заложенные в художественном произведении, координировать работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, а также оценивать полученный читательский опыт[76]. Такой подход поддерживается на уровне городской образовательной политики, обеспечивающей школам ресурсы и методологическую поддержку для включения подобных проектов в учебный процесс. Кроме того, медиаобразование получает поддержку в рамках обучения иностранным языкам, что подчеркивает И.А. Иванова: «… множество взаимодействующих языков и культур, тексты различных форматов, циркулирующие в глобальном информационном пространстве, и новые формы медиатизированного общения детерминируют формирование у человека медиакомпетентности вторичной языковой личности, характеристики, способствующей функционированию в мировом информационном пространстве» [6]. Муниципальные образовательные программы поддерживают использование иностранных языков как инструмента для развития медианавыков, адаптируя школьников к международным стандартам коммуникации. Как отмечает Н.А. Илюхина, «высшая школа, в силу потребности в профессионально ориентированных молодых людях, использует многочисленные формы работы со школьниками на собственных площадках» [7]. Мы также считаем, что практика взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами - одна из неотъемлемых составляющих учебного процесса в классах предпрофессионального образования. Для обучающихся медиаклассов вузы разрабатывают программы интенсивного погружения в специальности медиасферы: под руководством преподавателей школьники учатся создавать информационные поводы и кроссмедийные продукты, работать с различными медиаресурсами, снимать и монтировать видео, вести теле- и радиопрограммы, развивают журналистские, ораторские и креативные навыки. Следует обратить внимание и на возрастающую роль медианавыков в современном мире. Согласно Докладу Всемирного экономического форума - 2023, «креативное мышление», «чтение и письмо», «дизайн», «маркетинг и медиа», «сети и кибербезопасность» признаются навыками, которым придается стратегически большое значение. Специалисты по цифровой трансформации и электронной торговле, разработчики блокчейна, коммерческие и промышленные дизайнеры, а также разработчики ПО и приложений вошли в ТОП-20 наиболее востребованных профессий в 2023-2027 гг.[77] Таким образом, актуальность медиа в профессиональном мире растет, а значит, общение с представителями медиасферы с целью получения профессионального опыта имеет большое значение не только для учащихся медиаклассов, но и для предприятий из числа потенциальных работодателей. Проект «Медиакласс в московской школе» становится примером того, как государственное и муниципальное управление в сфере образования способствует подготовке кадров для динамично развивающейся медиасферы, что подтверждается включением актуальных медиакомпетенций в образовательные программы и усилением взаимодействия между образовательными учреждениями и представителями индустрии. Моделирование предпрофессионального обучения в медиасфере: компетентностный подход и роль муниципального управления в формировании образовательных маршрутов На основании ключевых положений Доклада Всемирного экономического форума - 2023, существующих нормативно- правовых актов, регламентирующих содержание образовательного маршрута обучающихся в московских медиаклассах, а также данных проведенного опроса мы можем небезосновательно сделать вывод о том, какие образовательные потребности наиболее востребованы среди выпускников, решивших связать свою профессиональную деятельность со сферой медиа, что позволит в дальнейшем более качественно подойти к вопросам преподавания и систематизации процесса обучения в предпрофессиональных классах. В содержании школьного образования как открытой системы существует необходимость моделирования педагогических процессов в аспекте положений компетентностного подхода по ФГОС. Л.И. Холина, Н.П. Абаскалова и А.Н. Дахин рассматривают педагогическое моделирование как самостоятельную область исследования, обеспечивающую необходимыми средствами внедрение инновационных образовательных проектов [8]. Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко видят в моделировании метод исследования, дающий возможность изучить процесс до его осуществления [9]. Благодаря поддержке муниципальных органов проект «Медиакласс» получил возможность интегрировать практические знания и умения, что значительно улучшило качество подготовки учащихся и дало школьным администрациям доступ к ресурсам и материалам, разработанным с учетом требований актуальной государственной политики. Мы представили возможную модель подготовки будущих специалистов сферы медиа. Под целями (результатами) освоения образовательных программ на площадках вузов и предприятий из числа потенциальных работодателей мы рассматриваем набор деятельностных категорий и знаний, которые не регламентированы отдельными нормативно- правовыми актами, но играют, на наш взгляд, важную роль в формировании у обучающихся представлений о будущей профессиональной деятельности. Ключевую роль в этом процессе играет взаимодействие образовательных учреждений с работодателями, которое поддерживается и регулируется в рамках муниципального управления. В свою очередь, образовательные учреждения Москвы, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы, получили возможность выстраивать образовательный маршрут школьников в соответствии с потребностями рынка труда, благодаря чему реализуется значимый управленческий аспект государственной политики в области образования. При перечислении образовательных программ на площадках школы и колледжа, опираясь на исследование Е.А. Балашовой [10], под целями (результатами) мы имеем в виду такие соотнесенные понятия, как универсальные учебные действия (УУД) и компетенции (УУД являются фундаментом для овладения компетенциями, которые, в свою очередь, становятся основой компетентности). УУД как деятельностные категории предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами и рабочими программами по учебным предметам, а компетенции включены в профессиональные стандарты отдельных профессий (в нашем случае - профессий медиасферы). Поддержка со стороны муниципальных органов управления, в т.ч. координация работы между школами и внешними организациями, позволяет обеспечить высокое качество реализации образовательных стандартов и внедрение компетенций, которые необходимы будущим специалистам медиасферы для успешной профессиональной деятельности. Заключение Цифровая трансформация общества и стремительная технологизация процессов в информационной среде подчеркивают возрастающую роль медианавыков на современном рынке труда, что требует от образовательных организаций различных уровней и предприятий обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций. В этих условиях государственные и муниципальные органы управления играют ключевую роль в развитии и координации предпрофессионального образования, особенно в высокотехнологичных областях, таких как медиатехнологии. Проект «Медиакласс в московской школе» представляет собой пример успешной реализации городской образовательной политики, направленной на развитие медиаобразования в школах. Поддержка проекта на государственном уровне обеспечивается не только через финансирование и создание образовательных стандартов, но и через разработку специализированных программ, которые ориентированы на развитие у школьников востребованных на рынке навыков. Департамент образования города Москвы выпускает нормативные акты и руководства, обеспечивающие унификацию и стандартизацию подходов к преподаванию в медиаклассах, а также предусматривает механизмы взаимодействия школ с вузами и предприятиями для реализации практико- ориентированных образовательных маршрутов. В рамках проекта, обучающимся предоставляется возможность не только углубленно изучать школьные предметы, такие как «Литература», «Обществознание» и «Иностранный язык», но и проходить специализированные курсы в области журналистики, медиапроизводства и рекламы, а также участвовать в программах профессиональной подготовки в колледжах и на предприятиях. Такой подход формируется и поддерживается через взаимодействие между образовательными учреждениями и государственными структурами, что обеспечивает постоянную актуализацию образовательных программ в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда и стратегиями развития города. Исследуя результаты опроса обучающихся и существующие нормативно- правовые акты, регламентирующие содержание образовательного маршрута в московских медиаклассах, мы выявили наиболее востребованные образовательные потребности будущих медиаспециалистов. Это позволило нам предложить модель комплексной предпрофессиональной подготовки, которая охватывает обучение на площадках школ, колледжей, вузов и предприятий - потенциальных работодателей. Такой многоуровневый подход к организации образовательного процесса отражает эффективное управление проектом на уровне государственной и муниципальной власти, а также содействует формированию портрета выпускника, который не только обладает необходимыми знаниями и навыками, но и имеет опыт взаимодействия с профессиональной средой. Портрет будущего выпускника медиакласса включает в себя: знание на углубленном уровне учебных предметов; владение навыками работы с современным оборудованием и технологиями медиапроизводства; понимание профессиональной этики и основ законодательства в сфере медиа; умение организовывать и осуществлять проектную деятельность, адаптируясь к требованиям рынка. Важным аспектом этой подготовки становится развитие у учащихся способности самостоятельно принимать решения в условиях цифровой и информационной среды, что отвечает целям государственной политики в области кадрового обеспечения стратегически важных отраслей.Об авторах
Андрей Викторович Сазонов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sazonovav195@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0007-5367-4657
SPIN-код: 1585-1680
методист Института развития профильного обучения
Россия, 129226, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1Александрина Антоновна Светлова
Московский городской педагогический университет
Email: svetlovaa@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0008-0939-1155
SPIN-код: 2455-7947
кандидат психологических наук, старший методист Института развития профильного обучения
Россия, 129226, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1Сергей Викторович Морозов
Московский городской педагогический университет; ГБОУ «Цифровая школа»
Email: morozovsv@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1840-9707
SPIN-код: 1050-9825
методист Института развития профильного обучения, Московский городской педагогический университет; учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Цифровая школа»
Россия, 129226, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1; Россия, 111401, Москва, ул. 3-я Владимирская, д. 26АСписок литературы
- Весманов С.В., Источников В.В. Предпрофессиональное образование в московской школе: анализ практик работы школьных и межшкольных команд // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Т. 51. № 1. С. 74−84. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.51.1.06 EDN: OHCWQA
- Беседина Е.А. Преподавание курса «Истории России» будущим журналистам: самостоятельная работа студентов как фактор формирования профессиональных навыков // XV юбилейные Царскосельские чтения: Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция : материалы международной научной конференции. 19–21.04.2011. СПб. : Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. С. 375−379. EDN: ZSBTWT
- Громова Т.И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М. : НИИ школьных технологий. 2006. С. 108–110.
- Плотников В.А., Шамина О.А. Медиапроект: понятие, особенности, аспекты управления качеством // Управленческое консультирование. 2022. Т. 165. № 9. С. 134–144. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-134-144 EDN: HWBXHF
- Малкин М.Ю. От «Билета в будущее» до чемпиона страны // Инновационное развитие профессионального образования (Челябинский институт развития профессионального образования). 2021. Т. 29. № 1. С. 113–119. EDN: PBETEX
- Иванова Л.А. Медиаобразование в обучении иностранным языкам — веление времени // Magister Dixit. 2013. № 2. С. 104–113. EDN: QBMWGH
- Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Искусствоведение. Социология. 2016. Т. 6. № 4. С. 83–88. EDN: XXQKNJ
- Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 101–110. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1506.11 EDN: VDNTCL
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
- Балашова Е.А. Соотнесенность учебных действий и компетентности // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 118–123. EDN: YTGTLV
Дополнительные файлы










