Совершенствование механизмов миграционной политики путем применения технологий блокчейн

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены особенности влияния миграционных процессов на социально-экономическое развитие Российской Федерации и актуальные проблемы безопасности. Проанализированы современные подходы к совершенствованию миграционной политики РФ. Рассмотрены возможности применения технологий блокчейн в механизмах миграционного регулирования, в т.ч. их внедрение в систему разрабатываемого единого цифрового профиля иностранного гражданина. Авторами сделаны выводы о том, что данная инициатива потенциально способна обеспечить значительную экономическую отдачу, противодействие коррупции и, таким образом, может повысить уровень национальной безопасности страны.

Полный текст

Введение В Российской Федерации происходит ряд значительных изменений как во внутренней, так и во внешней политике. Данные изменения затрагивают разные сферы общественных отношений, обладая потенциалом системных трансформаций. Современная реальность актуализирует вопросы дальнейшего развития социальной сферы, включая образование, формирование трудовых отношений, совершенствование сферы культуры при текущей миграционной ситуации. Миграционные процессы оказывают влияние на экономическое развитие как отдельных субъектов (в т.ч. «новых» регионов), так и всей страны; воздействуют на уровень защищенности населения в целом. Поэтому внешняя миграция создает дополнительную нагрузку на социальным институты государства. Кроме того, существующее миграционное законодательство не в полной степени соответствует современным потребностям экономики России и особенностям ее рынка труда. Регулирование миграционных процессов, существующее в Российской Федерации на сегодняшний день, в первую очередь нацелено на выявление и предотвращение правонарушений со стороны привлекаемых иностранных специалистов, без необходимого учета потребностей экономики и рынка труда страны [1-3]. Перспективы применения блокчейн в миграционной политике РФ В течение последних лет наблюдается усиленное формирование миграционных потоков на территорию Российской Федерации из стран Центрально-Азиатского региона, при этом сохраняется тенденция на их увеличение. Данная категория привлекаемой рабочей силы все меньше интересует потенциального работодателя ввиду того, что приезжающие иностранные рабочие преимущественно не соответствуют требуемой квалификации для осуществления трудовой деятельности в конкретной организации. В то же время российские и иностранные (работающие на территории Российской Федерации) компании сталкиваются с острой нехваткой в своей отрасли как высококвалифицированных специалистов, так и рядовых представителей рабочего класса. Оценивая состояние рынка труда в Российской Федерации в 2024 г., стоит отметить фактор того, что «рынок покупателя рабочей силы», существовавший на протяжении многих десятилетий, стал превращаться в «рынок продавца рабочей силы». Острый дефицит рабочих рук приводит к тому, что требования работодателя к начинающим свою трудовую деятельность кандидатам стали сильно снижаться. Кроме того, особое внимание возникает и к уже работающим специалистам, поскольку работодателю становится более выгодным переучить работника среднего или даже уже предпенсионного возраста. Тенденция, когда работодатель выбирал работника сменяется на тенденцию, когда работник выбирает работодателя. Отмечая сложное демографическое положение в стране, Президент РФ подчеркнул влияние сложившейся в период 1990-х гг. ситуации, когда в стране был провал по рождаемости, все еще не преодоленный, так как число рождений продолжает сокращаться. Несмотря на поставленную задачу повышения коэффициента рождаемости для дальнейшего выхода из «демографической ловушки», экономика и социальная сфера страны нуждаются в трудовых ресурсах уже в настоящее время. Кроме того, актуализировалась необходимость в большом количестве трудовых ресурсов для реализации намеченных планов по развитию Сибири и Дальнего Востока, а также «новых» регионов Российской Федерации. Рассматривая пути решения возникшей ситуации, стоит обратить внимание на мнение главы Центрального Банка РФ Э.С. Набиуллиной, которая считает, что кадровый дефицит на российском рынке труда можно снизить путем привлечения квалифицированных работников из-за рубежа. Также глава Центробанка отмечает, что для роста производительности труда российские предприятия активно вкладываются в автоматизацию производства и продолжают повышать заработные платы сотрудникам[30]. В вопросе роста заработных плат особо отмечается, что он должен быть соразмерен росту производительности труда, в целях предотвращения риска увеличения инфляции. Также стоит обратить внимание на позицию силовых структур, которые рассматривают миграционную ситуацию с точки зрения национальной безопасности, а не экономики. Так, на сессии Петербургского международного юридического форума в июне 2024 г. председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин подчеркнул необходимость повышения активности депутатов Государственной Думы для принятия новых законов, указав на ситуацию «социальной напряженности»[31]. Привлекаемая сегодня категория иностранных работников покрывает лишь малую часть нуждающихся в рабочей силе секторов экономики, создавая дополнительную нагрузку на социальную сферу. Прибывающие на территорию Российской Федерации иностранные трудящиеся часто привозят вместе с собой членов семьи, в т.ч. несовершеннолетних детей. Согласно статье 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дети иностранных граждан обладают равными с гражданами России правами на получение дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования на бесплатной и общедоступной основе. Несмотря на высокое количество факторов социализации на всех этапах, дети иностранных граждан нередко испытывают сложности в освоении образовательных программ на русском языке, не знают русского языка или даже не хотят его изучать. Складывающаяся в таком случае ситуация часто приводит к снижению успеваемости всех учащихся класса. Текущие процессы внешней миграции требуют пересмотра, так как частично решая вопросы экономического сектора, они создают необходимость повышения государственного контроля в других сферах, что часто оказывается связано с еще большими расходами. Существующие и быстро развивающиеся современные технологии могут стать одним из ключевых решений в организации эффективного миграционного контроля. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 г. № 30-р утвержден план мероприятий по реализации в 2024-2025 гг. концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, согласно которому предусмотрено значительное количество мероприятий, предполагающих внедрение цифровых инноваций в систему миграционного контроля. В частности, одним из таких событий станет создание цифрового профиля иностранного гражданина. Разрабатываемый цифровой профиль будет содержать информацию о правовом статусе приехавшего в Российскую Федерацию иностранного гражданина, его биометрические данные, сведения о месте жительства и работе. Кроме того, предполагается, что иностранные граждане с помощью цифрового профиля смогут заключать трудовые отношения с работодателями, подтверждать уровень своего обучения, вносить налоговые и иные платежи. Ввиду широкого спектра оказываемых услуг, влияющих на экономическое и социальное развитие страны, необходимо обеспечение высокой степени защищенности разрабатываемого сервиса. На сегодняшний день эффективность и надежность применения в цифровой среде демонстрирует технология блокчейн. Особенность работы данного алгоритма состоит в том, что блокчейн является распределенной и децентраливанной базой данных, сформированной участниками, в которой невозможно фальсифицировать данные из-за хронологической записи и публичного подтверждения всеми участниками сети транзакции. Основной и главной особенностью блокчейна является использование алгоритмов математического вычисления и исключение «человека» и человеческого фактора при принятии решения системой [4-10]. В рамках реализации разработки цифрового профиля иностранного гражданина, данная технология может являться более эффективной относительно централизованного хранения данных. Блокчейн предполагает возможность хранения файлов в Р2Р сети, т.е. информация хранится несколькими пользователями одновременно. В существующих централизованных системах все данные хранятся в одном месте, что создает риск потери в случае взлома, технических и иных неполадок. Подключение таможенных контрольно-пропускных пунктов к системе блокчейн при регулировании цифрового профиля иностранного гражданина повысит надежность и бесперебойность работы сервиса, поскольку снижает риск потери данных. Кроме того, технология позволит отслеживать все пути, которые проходит файл, таким образом комбинируя информацию о том, где и когда была совершена работа с данными владельца цифрового профиля. Единый цифровой профиль иностранного гражданина также будет предполагать хранение информации об образовании его владельца. Внесение некорректных изменений в сведения станет невозможным в случае: закрепления возможностей внесения изменений в данные за определенными ведомствами; использования технологии блокчейн в работе сервиса. Соблюдение уже только двух указанных факторов повысит уровень защищенности цифрового профиля, поскольку сведения обо всех изменениях будут храниться в децентрализованной системе с записью информации о всех ранее проведенных корректировках. Регулирование вопросов имущественных отношений механизмами блокчейн также может оказать благоприятное воздействие на работу разрабатываемого цифрового профиля иностранного гражданина. Использование технологии будет предполагать комбинирование всех данных о сделках в отношении имущественных объектов, что может способствовать дальнейшему эффективному решению в короткие сроки разногласий относительно объекта. Кроме того, использование блокчейна в данной сфере способно в дальнейшем понизить уровень обеспокоенности иностранных граждан при проведении имущественных сделок, поскольку в случае возникновения непредвиденных ситуаций, предполагающих проведение разбирательств, обращение к реестру записей блокчейна (который гарантирует прозрачность и невозможность фальсификации данных) будет способствовать законному решению вопроса. Согласно статье 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации № 138-ФЗ: «Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних; содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также другие случаи, предусмотренные федеральным законом»[32]. Т.е. все решения при необходимости можно будет найти в открытом доступе, в т.ч. в сети Интернет. Внедрение в работу реестра сведений технологии блокчейн сделает невозможным внесение некорректных изменений вне зависимости от срока давности решения. Применение технологии с внесением информационных данных в цифровой профиль о привлечении к ответственности за совершение правонарушений может оказать влияние на принятие дальнейших решений относительно нахождения иностранца в той или иной стране. Заключение Технология блокчейн начинает все более активно применяться в экономической и финансовой практике нашей страны, становится предметом обсуждения на уровне Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Центрального Банка России. Технология блокчейн имеет ряд преимуществ и перспектив эффективного применения, способных внести существенный вклад в процесс внедрения цифровых инноваций в систему не только финансового сектора, но и миграционного контроля. Таким образом, технологии блокчейн могут быть включены в систему регулирования разрабатываемого единого цифрового профиля иностранного гражданина, что потенциально обеспечит значительную экономическую отдачу, противодействие коррупции и, главное, может повысить уровень национальной безопасности страны.
×

Об авторах

Иван Александрович Шутов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: wanjacom17@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-7709-4218

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Владимир Геннадьевич Иванов

Российский университет дружбы народов; Государственный университет управления

Email: ivanov_vg@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-3650-5460

доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российский университет дружбы народов; профессор кафедры государственного и муниципального управления, Государственный университет управления

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; Россия, 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99

Список литературы

  1. Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики России // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 105-111. https://doi.org/10.7868/S0132162518010117
  2. Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика России: концептуальное обоснование и инструменты реализации // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 4. С. 22-29.
  3. Федорова И.В., Ушаков М.А., Гуликян А.А., Клокова Д.С. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 304-308. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-304-308
  4. Громыко Д.А., Иванов В.Г. Отдельные перспективы эволюции мировой денежной системы посредством внедрения технологии блокчейн: влияние на политические институты и возможности развития новых регионов Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2024. Т. 11. № 2. C. 191-202. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-2-191-202
  5. Буркальцева Д.Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 8-30. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.1.8-30
  6. Генкин А., Михеев А. Блокчейн: как это работает и что ждет нас завтра. М. : Альпина, 2018. С. 20-22.
  7. Генкин А.С. Блокчейн-­скептики: реальны ли угрозы и риски? // Инвест-­Форсайт. 03.05.2017. URL: https://www.if24.ru/blokchejn-­skeptiki-realny-­li-ugrozy-i-­riski/ (дата обращения: 10.10.2024).
  8. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Климов А.А., Петров А.В., Намиот Д.Е. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 8. С. 80-95.
  9. Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. М. : Олимп-­Бизнес, 2017. 240 с.
  10. Носиров З.А., Фомичев В.М. Анализ блокчейн-­технологии: основы архитектуры, примеры использования, перспективы развития, проблемы и недостатки // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 2. С. 37-75. https://doi.org/10.24412/2410-9916-2021-2-37-75

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шутов И.А., Иванов В.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.