Принципы организации системы государственного управления в период правления Екатерины II и современного политического устройства в РФ: сходство и различие
- Авторы: Беркалиев А.А.1, Гераничева Е.А.1, Ковалева Д.Н.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Саратовский государственный технический университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2024)
- Страницы: 434-442
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/43574
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-4-434-442
- EDN: https://elibrary.ru/GCDMLY
- ID: 43574
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлена авторская оценка влияния реформ эпохи «просвещенного абсолютизма» на современную Россию. Цель исследования - анализ сходства и различия в принципах проведения, реализации и результатах реформ в области государственного управления разных исторических эпох. Показано, как много XVIII в. изменил в Российской империи: он открывается правлением Петра I и страна встает на путь всестороннего развития, заявляет о себе и своих интересах на международной арене; масштабные изменения требовали и масштабных глубинных реформ всего государства. Рассмотрены реформы Екатерины II, проникнутые идеями эпохи Просвещения и затронувшие все сферы и прежде всего систему управления государством. Выделены этапы преобразований: реформа Сената, далее реформа административного деления территории государства, изменение и уточнение полномочий властных структур на местах. Подчеркнута роль реформы образования - стране были нужны грамотные люди на всех уровнях управления. Отмечено, что в основе преобразований лежали фундаментальные принципы организации государства: принцип разделения властей и выстраивание вертикали власти. Сделаны выводы о степени и форме влияния реформ в области государственного управления времен Екатерины II на политическую систему современной России.
Полный текст
Введение Период правления Екатерины II (настоящее имя София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) с 1762 по 1796 г. часто именуют «золотым веком» Российской империи. Получив престол в результате дворцового переворота, Екатерина должна была стать регентом при несовершеннолетнем сыне Павле, но взяв власть в свои руки, императрица не смогла с ней расстаться и правила самостоятельно долгие годы. В манифесте о вступлении на престол захват власти был представлен как «желание всех наших верноподданных». С началом правления Екатерины Великой закончился многолетний период «дворцовых переворотов», начавшийся после смерти Петра I в 1725 г. За 34 года царствования власть Екатерины хотели неоднократно оспорить. Было выявлено около 10 самозванцев, выдававших себя за покойного императора Петра III. В 1773 г., в разгар русско-турецкой войны 1768-1774 гг., объявился 11 «лже-Петр», казачий беглец Емельян Пугачев. Он возглавил казачий бунт, вылившийся в Крестьянскую войну 1773-1775 гг., которая была жестоко подавлена, после этого никто и никогда не пытался оспорить власть и могущество Екатерины II. Вторая половина XVIII в. вошла в историю как эпоха «просвещенного абсолютизма», а Екатерина II получила титул Великой, как, кстати, и Петр I. В начале 19-го столетия Н.М. Карамзин охарактеризовал период правления Екатерины как «период появления новой России». Во второй половине XIX в. некоторые ученые, среди которых Р.Ю. Виппер, А.А. Кизеветтер и др., писали, что реформы Екатерины были фундаментальным шагом европеизации Российской империи. Будущая императрица получила превосходное домашнее образование, что повлияло на ее дальнейшею судьбу и судьбу России. В юном возрасте Екатерина увлекалась трудами известных французских философов Вольтера, Дидро, Монтескье, поэтому ее реформаторская деятельность была проникнута идеями эпохи Просвещения. Маленькой принцессе Фике, принявшей в православии имя Екатерина, будет суждено сыграть одну из ключевых ролей в истории Российской империи. Влияние политики Екатерины II на современное государственное устройство РФ Модернизация органов государственного управления при Екатерине II связана с политикой укрепления абсолютной власти монарха. Екатерина пыталась утвердить более современную систему законодательства, хотела создать краткие и в то же время приемлемые законы, учредить независимый суд, привить любовь к образованию в обществе. Таким образом, реформаторская деятельность Екатерины II коснулась социальной, судебной, политической сфер общественной жизни. Первые шаги новой императрицы были направлены на усиление собственной власти. В 1763 г. был преобразован Сенат. Реформированием занимался Н.И. Панин, предложив два варианта по дальнейшей судьбе Сената, один из которых Екатерина утвердила. Суть реформирования заключалась в разделении Сената по департаментам со строго определенными функциями и полномочиями. Теперь Сенат делился на 6 департаментов, 4 из которых трудились в Санкт-Петербурге, а оставшиеся 2 - в Москве. Первый департамент отвечал за государственные дела, второй - за судебные, третий отвечал за губернии на Балтике и в Малороссии, четвертый курировал военно-морские дела. Департаменты Москвы занимались государственным и судебными делами. Главным итогом реформы стало то, что Сенат лишился главной своей функции - законодательной (это право перешло к Екатерине), но ему отводилась роль контролирующего органа за соблюдением законов. Таким образом, Екатерина с самого начала своего правления смогла утвердить всю полноту законодательной власти в своих руках [1]. Можно отметить тот факт, что Екатерина пыталась внедрить в политическую систему такую передовую для эпохи Просвещения идею - как принцип разделения властей. Впервые в истории появляется судебная власть как отдельная ветвь власти, функционирующая и сейчас. В современной России принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является основой политического устройства Российской Федерации [2]. Сенат при Екатерине II получил расширенные полномочия по контролю за выполнением государственных законов. Этот принцип нашел свое отражение в современной России в виде различных контрольных и надзорных органов, хотя их функции и полномочия существенно отличаются от эпохи Екатерины. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель (церковная реформа). Поводом для реформирования стало то, что церковь была освобождена от уплаты налогов, а это приводило к снижению бюджета страны. Монастырские крестьяне стали выплачивать подушную подать государству. Монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства. На сегодняшний день Русская Православная церковь отделена от государства и оказывает сильное влияние на общество нашей страны. У церкви имеется определенный правовой статус, но это не делает ее независимой от государства [3]. Таким образом, как и при Екатерине церковь является частью государства и выполняет возложенные на нее обязательства. В 1768 г. была проведена денежная реформа, заключавшаяся в создании условий для перехода на ассигнации («бумажные» деньги). Благодаря этой реформе в стране появились первые бумажные деньги и обмениваться они могли только на металлические в банке (их было два: Московский и Санкт-Петербургский), а согласно приказу, с 1770 г. - только на медные. Указ об «Учреждении для управления губерний Российской империи» в 1775 г. положил начало крупной губернской реформы. Создавался новый административно-управленческий аппарат. Вся империя делилась на губернии по несколько сотен тысяч (в основном 200-300 тыс.) человек. Губернии состояли из уездов с населением в несколько десятков тысяч человек. Благодаря данной реформе в стране крупные деревни преобразовались в городские поселения (города). Город же делился на районы кварталы, улицы [4]. Руководили губерниями генерал-губернаторы. Их основная задача заключалась в отчете перед Сенатом о социальном, политическом и экономическом положении дел в губернии. Первые результаты губернской реформы были достигнуты к 1785 г. Некоторые советские ученые отмечают в своих трудах, что предпосылкой губернской реформы стали события, связанные с крестьянским бунтом Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг., продемонстрировавшим халатность и бездейственность местных органов власти, неспособность предотвратить восстание [1]. Ведь именно крестьянский бунт Пугачева показал все недостатки и слабость чиновников на местах. Однако, это не совсем так, губернская реформа была частью политики по укреплению государственного управления и задумана и готовилась задолго до начала восстания. Но именно крестьянская война поспособствовала более быстрому внедрению всех положений губернской реформы [5]. Губернская реформа Екатерины II, конечно, оставила отпечаток в административно-территориальном устройстве РФ. Екатерина разделила губернии, основываясь на численном и экономическом принципах. Данный принцип сохранился и в наши дни, с небольшими изменениями. Реформа укрепила вертикальную составляющую власти, сделав генерал-губернаторов ответственными перед самим императором. Этот принцип действовал и в современной России - с 2004 по 2012 г. губернатор назначался и подчинялся непосредственно президенту РФ. Причиной введения такой законодательной нормы стала борьба с терроризмом после событий в г. Беслан. Таким образом, президент не просто укрепил вертикаль власти, а взял ответственность за политику глав регионов на себя. Территориально-административное устройство РФ - есть результат длительного исторического процесса, на который повлияли множество факторов. Екатерина II смогла заложить фундамент будущего деления России на регионы [6]. Реформы Екатерины II в области государственного управления дали начало многим механизмам, которые существуют и в современной России. Конечно, многое изменялось и усовершенствовалось, но главные принципы до сих пор существуют: принцип разделения властей и принцип вертикали власти. 21 апреля 1785 г., ко дню своего рождения, Екатерина подписала манифест «О вольности дворянства». Указ закреплял права и привилегии дворян, что привело к отделению их от других сословий. Статус дворянина определялся как «жалование за государственную службу», звание как «потомственное и наследственное». Дворяне освобождались от уплаты податей, обязательной военной службы, запрещалось подвергать их телесным наказаниям. Дворяне переживали свой золотой век при Екатерине. Жалованная грамота дворянству имела важный социально-экономический аспект в период правления Екатерины. Но суть реформы не имеет прямых аналогов в современной России ввиду социального, политического и правового статуса РФ [7]. В 1782 г. был подписан «Полицейский устав», но корнями он уходит в 1767 г., когда трудилась Уложенная комиссия. Реформа полиции связана с реформой губерний, так как за каждым городом, районом кварталом назначался свой полицейский. В городе - управа благочиния (коллегиальный орган, в который входили полицмейстер и городничий); в квартале - надзиратель. Были определены четкие функции и меры ответственности для полицейских учреждений и заложены предпосылки полицейского права. Екатерина сменила систему управления полицией, основанную на сословном принципе, на вертикальную, подчинявшуюся единому центру. Этот принцип действует и сейчас: вся полиция подчиняется федеральному министерству внутренних дел. Екатерина усилила контроль за действиями полиции, что является важным фактором укрепления центральной власти. Сегодня в РФ действия полиции также подлежат государственному контролю, что является наследием реформы полиции Екатерины II [8]. По действующим ныне нормам за каждым районом города закреплено свое отделение полиции или Росгвардии. Такая система не только помогала поддерживать правопорядок в эпоху Екатерины, но и действенна в современной России. Екатерина II, выросшая на идеях западноевропейских мыслителей, среди которых Вольтер, Дидро, Марат, Монтескье, много думала о просвещении российского народа. В переписке с Вольтером Екатерина неоднократно отмечала, что «мечтает любыми способами положить конец невежеству в империи» [9]. В 1760-1770 гг. в России создавались образовательные учреждения с целью воспитания нового «класса людей». В марте 1764 г. был издан утвержденный Екатериной доклад Бецкого[26], согласно которому мужчины и женщины могли поступать в образовательные организации. Он делился на пункты и уставы. В своих манифестах и указах по вопросу образования Екатерина придерживалась положений этого доклада. В том же 1764 г. началось строительство «Воспитательного дома для сирот и беспризорных детей», где обучение проводилось по различным ремеслам. Также было создано учебное заведение для женского пола («Воспитательное общество благородных девиц») в Санкт-Петербурге, в котором обучали девушек юного возраста хорошим манерам и языкам. В 1786 г. разработан «Устав народных училищ Российской Империи». В нем учреждалась классно-урочная система. В образовательном процессе предполагалось прививать ученикам добросовестность и трудолюбие. Стоит отметить, что применение физической силы как меры наказания строго запрещалось и каралось санкциями. Применялись более гуманные воспитательные меры. Согласно уставу, вводились малые и главные типы училищ. В малых обучались два года правописанию, рисованию и нумерации; в главных учились пять лет, но уже по более сложной программе. Преподавались естественно-научные предметы, а также изучались языки и искусство. Образование и наука не стояли на месте, они шли большими шагами вперед. Учителям необходимо следить за новшествами. Так, из главного училища создали учительскую семинарию - заведение по подготовке педагогического состава [10]. Проводя параллели, можно отметить, что систему образования в РФ входят различные уровни образования (школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура), истоки многоуровневости прослеживаются в эпохе правления Екатерины. В ходе образовательной реформы состоялось открытие Смольного института для девиц. Теперь девушки тоже могли получать образование - это был первый шаг к равенству мужчин и женщин в области получения образования. В современной России образование не является привилегией избранных, оно доступно всем. Базовое образование является обязательным и финансируется из государственного бюджета для всех граждан в возрасте от 6 до 15 лет. Также стоит отметить тот факт, что государство, как и два столетия назад, заинтересовано в грамотном населении, грамотных специалистах, грамотных управленцах. В последние три года усиливается тенденция на увеличение бюджетных мест в вузах. В 2022/2023 учебном году - 588 044 места, 2023/2024 - 590 101 место; 2024/2025 - 621 000 мест. Это говорит об увеличении с каждым годом доступности высшего профессионального образования в России[27]. Заключение Придя к власти летом 1762 г. в результате дворцового переворота, Екатерина II правила до 1796 г. За время своего правления Екатерина Великая успела провести немало важнейших преобразований, как во внутренней, так и во внешней политике российского государства. Реформы Екатерины оказали положительное влияние на будущее развитие Российской империи. Рассмотренные преобразования в области государственного устройства свидетельствуют о фундаментальном значении реформ Екатерины для государственного устройства современной России. Именно в эпоху «просвещенного абсолютизма» вводится фундаментальный принцип политической системы государства - принцип разделения властей. Только при независимых ветвях власти может полноценно развиваться современное демократическое общество. Следование букве закона, контроль за порядком на местах - вот основы безопасного общества. И сегодня стране нужны грамотные профессионалы во всех областях, исполнение этого запроса напрямую связано с системой образования, с преемственностью всех ступеней образовательных учреждений и доступностью образования в целом. Многое из того, что было создано при Екатерине, укрепило Российскую империю. Многие реформы «просвещенной» правительницы получили продолжение в последующие эпохи и способствовали развитию страны.Об авторах
Артём Алексеевич Беркалиев
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: berkaliev-aa@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0004-7289-7280
SPIN-код: 7649-2335
магистрант кафедры техники и технологий транспорта
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Екатерина Андреевна Гераничева
Российский университет дружбы народов
Email: geranicheva-ea@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0005-8829-2224
магистрант агроинженерного департамента
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Дарья Николаевна Ковалева
Саратовский государственный технический университет
Email: dasha1109@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8434-5887
SPIN-код: 5386-6716
кандидат исторических наук, доцент
410054, Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77Список литературы
- Павленко Н.И. Екатерина Великая. 3-е изд. М. : Молодая гвардия, 2003. 495 с.
- Митрохина Т.Н. Институционально-процессуальные аспекты цифровой трансформации государственного управления // Теории и проблемы политических исследований. 2023. Т. 12. № 7А. С. 25-32. https://doi.org/10.34670/AR.2023.10.93.004
- Чашников М.А. Реформы Екатерины II в области государственного управления // Вестник науки. 2021. Т. 4. № 1 (34). С. 162-166.
- Магомедова А.Б. Реформы государственного управления при Екатерине II: историко-правовой аспект // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 11 (20) С. 83-88.
- Хитров Д.А. Реализация губернской реформы Екатерины II на территории Севской провинции // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № 2 (36). С. 232-240. https://doi.org/10.22281/2413-9912-2018-02-02-232-240
- Белов А.В. Административно-территориальная реформа Екатерины II: реализация на местах и личности сановников-управленцев (по материалам губерний центральной России) // История: факты и символы. 2021. № 2 (27). С. 110-116. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2021-27-2-110-116
- Акишин М.О. Конституционные идеи эпохи просвещения и правовая доктрина Екатерины II // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5 (87). С. 104-110. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.81.5.104-110
- Гурлев И.В. Деятельность полиции Российской Империи при Екатерине II (1762-1796) // Власть. 2020. Т. 28. № 6. С. 213-219. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i6.7783
- Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Образовательные реформы времен правления Екатерины II // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 9. С. 12-34.
- Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 36-40.
Дополнительные файлы










