Синергетический эффект SMM-менеджмента при формировании медиаобразовательной среды: стратегии и тенденции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследовано влияние SMM-менеджмента на формирование медиаобразовательной среды в образовательных организациях на примере проекта «Медиакласс в московской школе». Проанализированы стратегии SMM, включая использование различных форматов контента, коллаборации, прямые эфиры и ситуативный маркетинг. Выявлен синергетический эффект, заключающийся в повышении вовлеченности целевой аудитории и улучшении достигаемых результатов за счет интеграции образовательных и маркетинговых задач. Исследование показало, что успешное применение SMM-стратегий способствует созданию интерактивной, мотивирующей образовательной среды, что, в свою очередь, ведет к повышению цифровой грамотности учащихся и развитию их медиакомпетенций. Выявлены ключевые факторы успеха SMM в сфере образования, что может помочь эффективно использовать социальные медиа для улучшения учебного процесса.

Полный текст

Введение В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая образование, важно изучать и понимать влияние социальных медиа на формирование образовательной среды. Тема синергетического эффекта SMM-менеджмента в контексте медиаобразовательной среды становится все более актуальной и значимой, поскольку практически у каждой образовательной организации есть свой информационный сайт или публичная страница в социальных сетях. Цель исследования - изучение взаимосвязи между SMM-маркетингом и медиаобразовательной средой, а также рассмотреть стратегии и тенденции их взаимодействия на примере сообщества «Медиакласс в московской школе». Задачи исследования: • рассмотрение теоретических основ SMM-менеджмента и медаобразования; • выявление стратегии SMM-менеджмента в медиаобразовательной среде на примере сообщества «Медиакласс в московской школе»; • анализ тенденций и перспектив развития SMM-менеджмента в медиаобразовании. Применение SMM в образовательном процессе Для глубокого понимания темы необходимо рассмотреть теоретические основы таких понятий, как SMM-менеджмент, медиаобразование и синергия. Social media marketing (SMM) применительно к сфере образования - это инструмент интернет-маркетинга, направленный на продвижение образовательных услуг бренда образовательного учреждения в социальных сетях. Он также является способом взаимодействия с целевой аудиторией [1]. Рассмотрим задачи SMM-менеджмента в сфере образования: • определение целевой аудитории. Каждая образовательная программа, сообщество, пост нацелены на определенную группу людей (школьники, учителя, родители); • создание качественного контента. Регулярная публикация полезной и интересной информации для целевой аудитории; • активное взаимодействие с аудиторией. Ответы на комментарии и вопросы, реакции для создания положительной репутации учреждения; • использование визуального контента. Фотографии и видео создают привлекательный образ учреждения и стимулируют пользователей к дальнейшей заинтересованности; • создание интерактивного визуального контента. Опросы, викторины, марафоны, флешмобы и т.д. стимулируют целевую аудиторию к активному участию в сообществе; • соответствие трендам и подбор актуальной информации. Популярные звуки, картинки, форматы контента привлекают больше внимания к образовательной организации, а вовремя выложенная информация - признак качественного контента; • аналитика и мониторинг данных. Анализ данных помогает выявлять наиболее популярные виды контента, что позволяет сохранять интерес целевой аудитории к сообществу [2]. Одно из ключевых преимуществ использования социальных медиа в образовании - возможность создания интерактивной и привлекательной обучающей среды. Молодое поколение активно использует социальные сети в повседневной жизни, поэтому интеграция этих платформ в учебный процесс позволяет создать более комфортную и знакомую среду для обучения. Это способствует повышению мотивации студентов и улучшению усвоения учебного материала. Кроме того, использование социальных медиа позволяет учителям и пре подавателям лучше взаимодействовать со студентами за пределами аудитории. Они могут создавать образовательные сообщества, обсуждать учебные вопросы, делиться материалами и заданиями, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию общения между участниками образовательного процесса [3]. Важным аспектом является также возможность персонализации образовательного процесса при использовании социальных медиа. Благодаря аналитике и инструментам SMM-менеджмента можно адаптировать контент под конкретные потребности учащихся, учитывать их интересы и особенности обучения, что способствует более эффективному усвоению материала [4]. Таким образом, интеграция социальных медиа в образовательный процесс открывает широкие возможности для создания современной и интерактивной медиаобразовательной среды. Этот подход способствует повышению эффективности обучения, активизации образовательного процесса и формированию новых навыков учащихся, в т.ч. развитию цифровой грамотности. Медиаобразование и его теоретические основы Следующее важное для нашего исследования понятие - медиаобразование. Большая российская энциклопедия определяет это понятие как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), который направлен на формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Существует несколько основных теорий медиаобразования: • «Инъекционная» (защитная) теория. Ориентирована на поиск положительного эффекта медиа. Главная цель - помощь подрастающему поколению в извлечении из медиа максимально полезной и соответствующей их интересам информации. • Практическая теория. Базируется на теории «потребления и удовлетворения» в области медиа. Сторонники этого направления полагают, что образование в сфере медиа должно исходить из удовлетворения потребностей аудитории в создании собственных медиатекстов. • Теория развития критического мышления аудитории. Главная цель - научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества. • Семиотическая теория. Основное содержание медиаобразования в этой теории опирается на коды и «грамматику» медиатекста, т.е. на язык медиа. • Культурологическая теория. Приверженцы этой теории полагают, что медиа в первую очередь предлагает, а не навязывает интерпретацию медиатекстов. • Этическая теория. Медиа в этой теории рассматривается как универсальный канал передачи нравственных эталонов, моральных принципов и ценностей [2]. Медиаобразование становится неотъемлемой частью современного педагогического образования. Программы, ориентированные на подготовку специалистов в области медиа и коммуникаций, акцентируют внимание на важности развития медиаграмотности среди будущих педагогов. Это позволяет им успешно интегрировать современные технологии в учебный процесс и эффективно взаимодействовать с учащимися. Таким образом, тенденции развития образовательных технологий в медиаобразовании направлены на создание инновационных подходов к обучению, которые учитывают современные потребности обучающихся и требования цифровой эпохи. Интеграция медиа в образовательную среду открывает новые возможности для развития образования и формирования цифровой грамотности учащегося. Синергический эффект и стратегии SMM-менеджмента Финальным термином для нашего исследования является синергический эффект, который определяют как эффект от взаимодействия двух или нескольких факторов, у которых координированные действия в совокупности значительно превышают сумму каждого действия по отдельности [5]. Для достижения синергетического эффекта необходимо: • определить цели и задачи; • исследовать аудиторию; • создать уникальный контент. Рассмотрим стратегии SMM-менеджмента, которые применяются в сообществе «Медиакласс в московской школе». Медиаклассы представляют собой специализированные образовательные группы или классы в общеобразовательных школах или колледжах, где учебный процесс организован с фокусом на изучение медиа. Это включает в себя как теоретическое изучение медиакоммуникаций, медиакультуры, медиаэтики, так и практическое освоение средств массовой информации, работы с аудио- и видеооборудованием, программным обеспечением для обработки медиаконтента и развития медиапроектов. Медиакласс - инновационная форма обучения, предполагающая активное использование цифровых технологий и мультимедийных ресурсов. Первым важным стратегическим шагом является выбор платформы для размещения контента. Для набора целевой аудитории очень важна удобность и доступность информационного сайта, поскольку в ином случае будет низкая посещаемость [6], поэтому необходимо изучать статистику популярности социальный сетей в России. По данным Mediascope по итогам 2023 г. «Вконтакте», вторая по популярности социальная сеть в России после Telegram, ежемесячно охватывает 85 % российской интернет-аудитории, а ежедневно - каждого второго поль зователя (52 %) [7]. В перспективе необходимо развивать мультиплатформенность и создавать адаптивный контент для информационных сайтов на разных платформах для повышения охвата аудитории. Следующий важный шаг - анализ целевой аудитории (далее - ЦА) для создания интересного и актуального контента. В сообществе «Медикласс в московской школе» можно выделить 3 группы подписчиков: медиаклассники (16-18 лет), медиакураторы/учителя, а также родители. Поскольку основная задача сообщества - это стать медиаобразовательным пространством, где не только публикуется образовательный и информационный контент, но и имеется возможность медиаклассникам применять полученные знания на практике, то главная ЦА - подростки 16-18 лет, что является важным аспектом, который необходимо учитывать при разработке контент-плана. В проекте «Медиакласс в московской школе» в 2023/2024 учебном году участвует 185 школ. Практически у каждой из них есть свои сообщества в соцсетях, которые они активно ведут. Также, в свою очередь, «Медиакласс в московской школе» является частью проекта «Предпрофессионального образования в Москве», у которого также есть своя страница, где публикуется контент по всем предпрофессиональным классам. Для успешного взаимодействия разработали стратегию кроссрепостинга и выстроили иерархию публикаций новостей: самые интересные новости медиаклассов школы публикуются в сообществе «Медиакласс в московской школе», а, соответственно, масштабные новости - в сообществе «Предпрофессиональное образование в Москве». Данная стратегия позволяет выстроить единое информационное пространство вокруг этих элементов, что позволяет увеличить аудиторию и охват постов. Также стратегия важна для формирования медиаобразовательной среды в социальных сетях. Важным элементом организации медиапространства в сообществе является разработка уникальной системы хештегов. Хештеги - это инструмент организации и обозначения постов в социальных сетях, который делает их видимыми для пользователей, интересующихся определённой темой. Иначе говоря, это ключевые слова, которыми помечаются определенные виды контента с целью: • повышения видимости, поскольку хештеги помогают публикации попасть в поисковую выдачу; • организации контента; • проведения мероприятий, так как они помогают собрать все публикации, связанные с событием, в едином потоке, что упрощает мониторинг; • брендинга, так как помогает сформировать брендированный контент и повысить его узнаваемость. Создание контент-плана с рубриками, ориентированными на потребности ЦА, также является эффективной стратегией. Поскольку ЦА сообщества «Медиакласс в московской школе» - это школьники, которые углубленно изучают мир медиа, то были разработаны тематические рубрики, как образовательные («Историческая страничка», «5 советов»), так и развлекательные. Также организовываются интерактивы (флешмобы, конкурсы, сбор отзывов о мероприятиях, публикация новостей из предложенных новостей и т.д.) для взаимодействия с аудиторией и предоставления площадки для креатива и практической отработки полученных навыков в ходе обучения в проекте. Для формирования положительного облика организации в социальной сети и успешного синергетического эффекта необходимо использовать различные форматы контента, а также анализировать наиболее успешные из них. Так, например, необходимо разрабатывать дизайн, создавать аудио и видео контент, учитывая, что просто текстовая информация не будет восприниматься аудиторией и создаст отрицательный эффект в формировании медиаобразовательного пространства. Проведение мероприятий в онлайн-формате посредством трансляций вебинаров, лекций и других мероприятий в коллаборации с известным экспертом в сфере медиа также положительно сказывается на формировании положительного синергетического эффекта медиаобразовательной среды (сообщество становится образовательной платформой, где помимо анонсов мероприятия и отчетов о нем, участники могут пересмотреть запись трансляции), а также повышает значимость публикуемого контента. Важно также знать актуальные тренды и адаптировать их исходя из потребности организации. Смешные картинки, короткие видеоролики в формате VK Клипы, истории - все эти актуальные формы подачи контента помогают формировать позитивный облик организации в глазах ЦА, а также вовлекать ее в информационное пространство сообщества. Важно помнить, что бездумное следование трендам может навредить компании. Чтобы осмысленно интегрировать тренды в SMM, нужно учитывать актуальные задачи бренда, особенности продукта и контекст. Следует подвести итоги, выделив ключевые стратегии SMM-менеджмента в формировании медиаобразовательной среды: 1) ориентация на потребности целевой аудитории - способствует развитию долгосрочных партнерских отношений и созданию ценности для всех участвующих сторон; 2) использование различных форматов контента - обеспечивает разнообразие и удовлетворяет потребности аудитории; 3) коллаборации - помогают повысить значимость публикуемой информации; 4) прямые эфиры - эффективный способ взаимодействовать с аудиторией, приблизить бренд к целевой группе и повысить лояльность; 5) cитуативный маркетинг cостоит в оперативной обработке инфоповодов, потенциально интересных целевой аудитории, и привязке их к контентной политике бренда в социальных сетях. Мы также выделили следующие тенденции SMM-маркетинга в форми ровании медиаобразовательной среды: • развитие визуального контента. Создание качественного и оригинального визуального контента будет ключевым фактором успеха в SMM-продвижении; • адаптация актуальных трендов и форматов; • использования новых технологий: чат-боты, нейросети и т.д. Заключение Синергетический эффект использования SMM-менеджмента в формировании медиаобразовательной среды заключается в том, что сочетание стратегий продвижения в социальных медиа с образовательными целями способствует созданию привлекательной и информативной среды для обучения и взаимодействия. Результативность такого подхода зависит от грамотного анализа показателей, коллективной работы специалистов и учета особенностей онлайн-взаимодействия. Таким образом, использование SMM-менеджмента в образовании имеет потенциал улучшить качество образовательного процесса и сделать его более доступным и интересным для аудитории, что в итоге способствует формированию эффективной медиаобразовательной среды.
×

Об авторах

Александра Юрьевна Овечкина

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ovechkinaay@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0007-9891-4706

специалист института развития профильного обучения

129226, Россия, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1

Маргарита Дмитриевна Лагуткина

Российский университет дружбы народов

Email: lagutara@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2830-6274

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Виктория Руслановна Заец

Российский университет дружбы народов

Email: 1132231797@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0000-1385-9517

студент филологического факультета

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Белоусенко Д.В. Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг // Молодой ученый. 2018. Т. 45. № 231. С. 55-58.
  2. Плотникова Я.Р. Специфика SMM в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. 2023. Т. 41.1. № 488.1. С. 22-23.
  3. Букаев А.А., Магзумова А.Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Инновации в науке. 2015. № 42. С. 120-126.
  4. Богданова Д.И. Интеграция социальных сетей в образовательный процесс // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии : сб. статей участников VI Междунар. науч.-практ. конф. М. : МГУ, 2021. С. 29-35.
  5. Касьяненко Т.Г. Системный взгляд на синергию: определение, типология и источники синергического эффекта // Российское предпринимательство. 2017. Т. 24. № 18. С. 4035-4050. https://doi.org/10.18334/rp.18.24.38580
  6. Битков Л.А. Дивный новый мир социальных сетей, или как публичные страницы убивают гражданскую журналистику и рождают нишевые сообщества // Вестник Челябинск. гос. ун-та. 2013. Т. 20. № 311. С. 22-24.
  7. Щербаков С. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструмент по эксплуатации SMM-менеджера. 2-е изд. СПб. : Питер, 2017. 320 с.
  8. Кошелева Н.И. Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа // Молодой ученый. 2011. Т. 4. № 27. С. 91-93.
  9. Текутьева И.А. Преимущества соцсети «Вконтакте» для продвижения информационного сайта в России // Медиасреда. 2017. № 12. С. 270-275.
  10. Федорова Е.А. Социальные сети как наиболее эффективный инструмент продвижения организации // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2018. № 1. С. 109-112.
  11. Бубнова Ю.А. Основные теории медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. Т. 1. № 12.

© Овечкина А.Ю., Лагуткина М.Д., Заец В.Р., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах