Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ современного тренда «цифровизации» в различных сферах жизни, рассмотрено применение цифровизации для формирования имиджа политической элиты Санкт-Петербурга в лице представителей законодательной власти города - депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Этот анализ важен для построения грамотной и актуальной коммуникации с общественностью, а также формирования тренда на открытость и прозрачность общения представителей власти с населением.

Полный текст

Введение Применение цифровых технологий - тренд современности. Одна из сфер, на которые они оказывают непосредственное влияние, - коммуникационные практики, формирующие и поддерживающие политические элиты в России [1]. Наше исследование позволяет понять, какие изменения произошли в этом процессе и как внедрение цифровизации повлияло на развитие информационной деятельности политической элиты, что рассматривалось ранее в работе Старцева А.А. и Гришанина Н.В. [2]. Рассмотрена проблема низкой осведомленности студентов различных университетов и направлений современной России о деятельности депутатов Законодательного Собрания (ЗакС) Санкт-Петербурга, а также даны рекомендации по развитию личных информационных каналов (блогов) политических лидеров в условиях цифровизации. Цель исследования - описать эффективные цифровые коммуникации политических элит в информировании молодежной аудитории о деятельности муниципальной и городской власти. Методы исследования Важным аспектом в продвижении политических элит в современной России являются социальные сети. Они помогают наиболее оперативно и интерактивно общаться с населением, предоставляя оригинальную и открытую информацию с применением цифровых технологий [3]. Объектом исследования стало использование цифровых технологий, в частности ведение личных блогов в социальных сетях в деятельности депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга. Методология была апробирована в форме опроса, проведенного среди более чем 200 студентов различных высших учебных заведения Санкт-Петербурга, по результатам опроса выполнен анализ коммуникационной деятельности и степени узнаваемости депутата в условиях цифровизации, а также отношение аудитории к предоставляемому контенту. Предложено ответить на вопросы: знаете ли вы депутата своего района, как часто получаете информацию о депутатах ЗакС СПб, какие источники информации о депутатах ЗакС СПб вы предпочитаете использовать, удовлетворены ли вы деятельностью депутатов ЗакС СПб и др. По итогам обработки и анализа полученных ответов от респондентов выработаны практические предложения для решения проблем недостаточной информированности и низкого доверия молодежи к работе депутатов ЗакС Санкт-Петербурга. Результаты исследования и обсуждение Продвижение политической элиты современной России - это весьма сложный и многогранный процесс, в котором активно используются различные каналы коммуникации [4, 5]. Наиболее популярным каналом коммуникации в эпоху цифровизации, бесспорно, являются социальные сети [6, 7]. В проведенном опросе мы выявили то, что именно социальные сети являются лидирующей у молодежной аудитории платформой для получения информации о политических событиях и персоналиях. По данным опроса, более 36,5 % респондентов находятся в актуальной политической повестке, потому что активно читают личные блоги политических лидеров (рис. 1). Главная задача политической элиты быть на виду [8]. Благодаря развитию и более активному использованию цифровых ресурсов появилась возможность создавать в соцсетях личные блоги, в которых в интерактивном формате транслируется как «политическая кухня», так и интересные мероприятия, и события в городе. В блогах депутаты в более свободном и открытом формате делятся своими идеями и мнением с общественностью. Через эти каналы политические деятели получают комментарии от населения, что вводит элемент прозрачности и доступности в общении с представителем власти. Так, депутаты различных районов могут быть ближе к гражданам, видеть их актуальные проблемы и запросы, на которые появляется возможность отвечать более оперативно. Также социальные сети позволили выходить в прямые эфиры, отвечать на вопросы граждан в формате реального времени и не выходя из дома. Данная проблематика рассматривалась авторами ранее [1]. Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Какие источники информации о депутатах ЗакС города Санкт-Петербурга вы предпочитаете использовать?» Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса. Также в исследовании определили уровень удовлетворенности транслируемой информацией в телеграм-каналах депутатов. Так, сегодня молодежная аудитория разделилась на две наиболее многочисленные группы: одна не считает полученные сведения качественными и полными на 1 пункт из 10, а другая - на 5 значений из 10 (рис. 2). Данные могут говорить о том, что население не видит результатов работы депутатов, поэтому считает, что политические элиты ничего не делают для их благоприятного проживания в районе. Стоит также сказать, что в ходе исследования молодежь Санкт- Петербурга отметила свой крайне низкий интерес к информации, транслируемой депутатами. По ответам респондентов видно, что 49,1 % населения вовсе не следят и не интересуются работой и деятельностью политических лидеров, а 38,6 % - редко (рис. 3). Исходя из результатов можно сделать вывод, что, с одной стороны, контент и информация, транслируемая депутатами в своих информационных каналах, неинтересна и неполезна гражданам. С другой - отсутствует продвижение социальных сетей, личных сайтов и других площадок для популяризации работы депутатов. Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Удовлетворены ли вы деятельностью депутатов ЗакС?»: по горизонтали - оценочные пункты от 1 до 10; по вертикали - количество респондентов, выбравших ту или иную оценку из 10 возможных пунктов Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса. Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Как часто вы получаете информацию о деятельности депутатов ЗакС СПб?» Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса. Таким образом, выявлена проблема низкой осведомленности граждан о реальной деятельности депутата, транслируемой в социальных сетях. Это может подтолкнуть к более активному использованию политическими элитами возможностей цифровых технологий в своих блогах, а также в процессе продвижения своей личной позиции. Стоит также сказать, что по результатам опроса сегодня, несмотря на активно развивающуюся цифровизацию в стране, существует проблема низкой осведомленности о результатах работы депутатов ЗакС Санкт-Петербурга в социальных сетях. В связи с отсутствием должного освещения деятельности политических элит граждане испытывают низкое доверие к их работе [9], а также демонстрируют отсутствие интереса к ним. Подтверждающие данные можно найти и в других источниках [10-12]. Для решения проблемы низкой осведомленности граждан о деятельности депутата, транслируемой в социальных сетях, предлагается внедрить несколько приемов для продвижения личного блога в телеграм-канале. Предложенные способы продвижения властвующей прослойки выбраны на основе главных и наиболее важных особенностей политической элиты, которые были обозначены различными исследователями в других источниках [13, 14]. Для примера развития телеграм-канала был выбран личный блог депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VII созыва Александра Ивановича Новикова. Первое, что можно создать - телеграм-бот. С помощью него все граждане смогут в удобной форме написать свой вопрос на любую тематику (рис. 4). Подобные боты позволяют собрать в одном месте все комментарии, вопросы и предложения для дальнейшей обработки. Так, в выбранном личном блоге можно создать бот по предпринимательству, экологии, издательскому делу, обращениям граждан и др. Рис. 4. Пример телеграм-бота для личного блога депутата Источник: выполнили Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В. с помощью приложения «Телеграм» по личному разрешению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.И. Новикова. Вторая идея - создание интересной и креативной рубрики, которая станет отличительной особенностью персонального блога депутата среди прочих блогов. Предлагается создать рубрику «Просто о главном», где представитель народа в неформальной обстановке дает интервью на различные темы (рис. 5). Могут быть рассмотрены последние законопроекты, актуальные новости в городе и стране, философские вопросы и личные увлечения. Данный интерактивный формат позволит показать избирателям разные стороны личности избранного кандидата, узнать его ответы на волнующие вопросы и составить наиболее полный имиджевый портрет депутата. Рис. 5. Пример оформления рубрики «Просто о главном» в телеграм-канале Источник: выполнили Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В. с помощью приложения «Телеграм» по личному разрешению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.И. Новикова. Также предлагается добавить наглядности и отчетности в телеграм-канал благодаря нескольким действиям. Стоит чаще снимать «кружочки» с сиюминутной реакцией на вопросы или другие важные темы в Телеграме. Можно внедрить рубрику «В полях», где депутат покажет прием граждан и решение реально поставленных задач с места событий. Также для продвижения работы депутата рекомендуется создать визитки с QR-кодом для перехода в его блог, что будет отличной возможностью для расширения аудитории. Таким образом, данные идеи будут способствовать решению проблем, выявленных в результате опроса молодежи нашего города. Будет сформирован интересный контент, ориентированный в т.ч. и на молодежь, также будут показаны наглядные результаты и живое общение, что послужит росту доверия избирателей. Заключение В современном мире наблюдается существенное изменение коммуникационных практик. Развитие информационных технологий в эпоху цифровизации, особенно интернета и социальных сетей, привело к появлению новых каналов коммуникации и возможностей для обмена информацией в среде политических элит. Сегодня депутаты активно развивают свои социальные сети и онлайн-платформы для налаживания прямого взаимодействия с избирателями и формирования общественного мнения. Однако остаются нереализованные возможности в общении депутатов с населением, связанные с полным использованием цифровых технологий. Кроме того, наблюдается безразличие молодежи к политической жизни города, что приводит к снижению доверия населения к деятельности политических лидеров. В качестве рекомендаций может быть предложены систематизация коммуникационной деятельности депутатов в части публикационной активности и обратной связи в социальных сетях, более тщательного формирования контент-плана и его разнообразие. Полезными представляются более частая съемка видеоконтента в реальном времени и предоставление в формате видеоотчета результатов проделанной работы. Также сыграет свою позитивную роль инициативный и регулярный выход депутата на контакт с жителями своего района. Таким образом, люди смогут лучше узнать своего депутата, ценить его работу, наблюдая за ее реальными результаты.
×

Об авторах

Александра Сергеевна Меркушева

Фонд научных исследований «ХХI век»

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.s.merkusheva@bk.ru
ORCID iD: 0009-0007-8638-5982

руководитель отдела по связям с общественностью

115054, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 28

Екатерина Александровна Тузова

Коммуникационное агентство «Р.И.М. ПН»

Email: tuzova@rim-pn.ru
ORCID iD: 0009-0000-0456-4856

сотрудник

127015, Россия, Москва, ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 1

Никита Владимирович Гришанин

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Email: nikitag@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8872-633X

кандидат культурологии

115054, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36

Список литературы

  1. Меркушева А.С. Коммуникационная практика политической элиты России в спортивной повестке // Новые подходы - 2023 : сб. науч. трудов по результатам III Всерос. науч.-практ. конф. Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 7-8 декабря 2023 г. М. : Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. С. 109-114.
  2. Старцев А.А., Гришанин Н.В. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 5. С. 108-119. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-108-119
  3. Будаев А.М., Надин А.Н. Информационные технологии в деятельности депутата представительного органа власти: опыт и перспективы // Юридический вестник Самарского университета. 2022. Т. 8. № 3. С. 32-41. https://doi.org/10.18287/2542047X-2022-8-3-32-41
  4. Буренкова Э.Э. Трансформации общества и внутренние характеристики элитных групп // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 3-24.
  5. Дискии И.Е. Элиты как субъекты российских реформ // Вестник московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 1. C. 10-17.
  6. Дука Л. «Элита» и элита: понятие и социальная реальность // Общество и экономика. 2008. № 6. C. 132-146.
  7. Родионов М.А., Волкова Т.А. Социальные сети и политические элиты // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 80-91.
  8. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 123-133.
  9. Авцинова Г.И. Политика цифровизации в современной России: особенности формирования и перспективы развития // PolitBook. 2019. № 4. С. 6-20.
  10. Цап Л.В. Сущность, характерные черты и основные функции политических элит // Науковедение. 2010. № 2. С. 1-8.
  11. Работяжев Н.В. Механизмы рекрутирования и воспроизводства политической элиты в посткоммуннеcтической России // Проблемы политической трансформации и модернизации России. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. С. 18-47.
  12. Очирова В.М. Понятие «Политическая элита» в контексте научного знания // Вестник ЧитГУ. 2010. № 6 (63). С. 68-73.
  13. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М. : Захаров, 2005. 384 с.
  14. Ашин Г.К. О понятии «элита» и не только // Власть. 2005. № 11. C. 40-54.

© Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах