Анализ результатов реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в 2018-2023 гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуются основные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне и их реализация на примере Ставропольского края. Анализируются статистические данные Единого реестра малого и среднего предпринимательства в РФ, отражающие динамику изменения численности населения региона, вовлечённого в деятельность малого и среднего предпринимательства: индивидуальных предпринимателей, работников субъектов малого и среднего бизнеса, самозанятых. Делается вывод о низкой эффективности политики поддержки предпринимательства в Ставропольском крае.

Полный текст

Становление рыночной экономики подразумевает последовательное развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего. Согласно концепции Дугласа Норта институциональные изменения в обществе могут быть двух видов: инкрементные - последовательное и эволюционное развитие, дискретные - резкое и революционное [1. С. 116]. Становление института предпринимательства в нашей современной России тесно связано со вторым видом институциональных изменений. Распад СССР и радикальные реформы в народном хозяйствовании привели к закрытию ряда предприятий, повышению безработицы, снижению уровня жизни населения, хотя постепенно стал складываться слой предпринимателей. Количество предпринимателей в 1990-х увеличивалось по всей стране, но это не означало развития качественных связей во взаимоотношениях между ними самими и государством. Если сравнивать разные модели развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), то российский путь больше всего подходит под модель Вест-Мидленда, которая была распространена в Великобритании [2. С. 197]. Она подразумевала ряд мер по стимулированию населения занятием предпринимательством вместо потерянных рабочих мест во время структурного экономического кризиса. Эта модель в первую очередь подразумевает достижение количественных показателей, а не развития конкурентоспособности новых предприятий. Поэтому в долгосрочной перспективе модель Вест-Мидленда не будет эффективной, так как, несмотря на увеличение числа предпринимателей, конкурентоспособность в их среде проявится не сразу, что приведёт к банкротству ряда предприятий, как только государство прекратит их поддержку Но после череды дискретных изменений приходит время инкрементных-эволюционных. Институт предпринимательства в России последовательно развивается в соответствии с запросами государственной власти. Но так как Россия - страна с большим количеством регионов, необходимо производить мониторинг соответствия федеральных показателей с тем, что происходит на практике в субъектах. В данной статье будет анализироваться реализация государственной политики поддержки МСП на территории Ставропольского края. Мы обратимся к количественным показателям национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», методике расчёта численности населения, вовлечённого в деятельность МСП, а также к данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по исследуемому региону. На основании этой информации будет дана оценка реализации государственной политики по поддержке субъектов МСП в Ставропольском крае, что является целью статьи. Анализ основных мер федеральной политики по поддержке МСП 7 мая 2012 года В.В. Путин подписал ряд указов, среди которых был указ «О долгосрочной государственной экономической политике». В этом документе были определены показатели, которые страна должна была достигнуть к 2018 году. Однако в документе деятельность МСП не упоминалась напрямую, вместо этого использовался термин «предпринимательство». Однако «не всякий бизнес - это предпринимательство, существует специфическое малое предпринимательство как форма предпринимательской деятельности… это отношения по поводу дела, деятельности небольших групп людей, направленные на получение определённого результата (прибыли)» [2. С. 193]. В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. 29.12.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] указываются критерии МСП: 1. Юридические критерии: в уставном капитале доля российских юридических и публичных образований составляет не более 25 %, а иностранцы не более 49 %; 2. Критерии по численности: микропредприятия считаются до 15 человек включительно, малые предприятия - до 100 человек включительно, средние до 250, а в некоторых случаях до 1000 и 1500; 3. Критерии по доходу: микропредприятия - доход до 120 млн рублей, малое предприятие - доход до 800 млн рублей, среднее предприятие - доход до 2 млрд рублей. В этом же законе поясняется, что к субъектам МСП относятся: «хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» [3]. Важно отметить, что в это число не входят лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональную деятельность» (далее - НПД), то есть самозанятые, институт которых появился в нашей стране в 2019 году. Ведение бизнеса, стратегическое планирование развития МСП, изменение плана приватизации, улучшение инвестиционного климата, создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей - это лишь часть мер и поручений, отражённых в указе Президента РФ от 7 мая 2012 года. Более глубокая проработка вопроса поддержки МСП была показана в государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 15 апреля 2014 года. В этой программе уже существовала отдельная подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», где среди ожидаемых результатов были перечислены: упрощение процедуры ведения предпринимательской деятельности, повышение доступности финансирования для МСП, создание системы поддержки МСП, увеличение количества представителей МСП в расчёте на 1 тыс. человек населения РФ с 42,2 ед. в 2012 году до 52,7 ед. в 2020 году, обеспечение государственной поддержки 1 650 000 ед. МСП, создание новых 980 000 рабочих мест в секторе МСП [4]. В дальнейшем поддержка малого и среднего бизнеса была отражена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом документе была поставлена новая количественная цель: увеличение населения, вовлечённого в МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек [5]. Достижение этой цели зависит от выполнения ряда задач, связанных с улучшением условий ведения предпринимательской деятельности, созданием цифровых платформ для поддержки МСП, совершенствованием системы государственных закупок, упрощением доступа к льготному финансированию, созданием системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшением системы поддержки экспортёров среди МСП. Для реализации нового майского указа Президента РФ были разработаны специальные национальные проекты. Для поддержки МСП в рамках Указа был создан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Мы видим, что поддерживающая роль для МСП со стороны государства подчёркивается в каждом из документов. Это также напоминает модель «Вест-Мидленда», ориентированную на увеличение количества самих предпринимателей сферы МСП, активное воздействие государства на достижение числовых показателей, путём снижения налогов, строительства необходимой инфраструктуры. Повышение количества человек, задействованных в малом и среднем предпринимательстве, является ключевым показателем эффективности реализации национального проекта в регионах России. Также одним из документов, включающим в себя основные меры по поддержке МСП, является «Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на период до 2030 года» [6]. В рамках Стратегии и национального проекта реализуются следующие меры: 1) предоставление субсидий; 2) улучшение условий кредитования; 3) создание инфраструктуры для поддержки предпринимательства; 4) реформирование режимов налогообложения предпринимательства. В качестве создания институтов поддержки предпринимательства были открыты специальные центры «Мой бизнес», задачи которых состоят в обеспечении консультирования, подготовки начинающих субъектов МСП. Эти центры позволяют ознакомиться с информацией о возможных льготах, получить прохождение курса по ведению предпринимательского дела. Главная цель центров «Мой бизнес» - сделать бизнес доступнее для тех, кто только хотел бы начать им заниматься, то есть основная ориентация на микропредприятия. Согласно опубликованной Стратегии до 2030 года на федеральном уровне будут проходить изменения и в налоговой политике: • мониторинг фискальной нагрузки на МСП; • наложение моратория на увеличение налоговой нагрузки с возможностью дальнейшего его сохранения; • разработка и совершенствование специальных налоговых режимов и патентной системы; • создание дополнительных фискальных стимулов и налоговых вычетов; • внедрение контрольно-кассовой техники для осуществления цифровизации процесса сбора информации; • смягчение фискальной нагрузки на МСП [7. С. 199]. В теории политической экономии описаны следующие способы поддержки предпринимательства со стороны государства. Кейнсианский подход делится на две методологические школы: американскую и европейскую. Американские последователи Дж.М. Кейнса выступали за последовательное изменение налоговых ставок, тем самым либо стимулируя, либо ограничивая деятельность предпринимательства. Стимулирование бизнеса должно было происходить через вложение значительного объёма государственных средств в эту сферу. Европейская школы, представленная французским «дирижизмом», вдохновителем которого стал Фр. Перру, предполагала введение индикативного планирования для развития предпринимательства. Государство ставит целевые показатели в производстве, социальной политике, экспорте товаров, после чего поощряет предпринимателей, достигающих необходимых результатов. Другим подходом является монетаризм и его модификации, которые сформировались в экономической науке последней трети XX века последователями М. Фридмана. Этот подход заключается в стабилизации ситуации на рынке путём контроля за денежной массой. Предприниматели должны самостоятельно бороться за своё существование путём конкурентной борьбы друг с другом в условиях снижения государством своего воздействия в экономической сфере. Основание монетаризма лежит в убеждении, что рыночная экономика саморегулируема, и вмешательство государства будет только мешать её последовательному развитию, а ему самому необходимо проводить политику приватизации собственности. Соответственно, основными инструментами поддержки предпринимательства в этой системе станет денежно-кредитная политика, а не налоговое или административное воздействие. Сравнивая эти концепции, мы видим, что подход, изложенный в майском указе Президента РФ 2018 года, больше основан на кейнсианском взгляде - сочетании американской и европейской школ. Политика в области поддержки предпринимательства проводится через введение разных налоговых режимов для бизнеса: общего режим налога обложения, упрощённой системы налогообложения, патентной системы налогообложения, налога на профессиональную деятельность (далее - ОРН, УСН, ПСН, НПД соответственно). Результаты федеральной политики поддержки МСП на территории Ставропольского края с 10.05.2018 г. по 10.05.2023 г. На данный момент основными видами хозяйственной деятельности, в которых также задействовано МСП в Ставропольском крае, являются: агропромышленный комплекс, промышленный и топливно-энергетический комплекс, туризм [8. С. 277]. Несмотря на большой экономический потенциал региона, он испытывает сложности в экономическом развитии: 26,7 млрд рублей Ставропольский край получил в качестве дотации от федерального уровня на новый 2022 год, из-за чего субъект РФ входит в десятку самых дотационных регионов России [9]. Конечно, нельзя сводить необходимость дотационной поддержки лишь к проблемам с развитием МСП в регионе, но это можно рассматривать как одно из логичных следствий. В рамках общего вектора государства на поддержку предпринимательской инициативы в Ставропольском крае был создан ряд организаций, ориентированных на тесную работу с малым и средним предпринимательством. В 2010 году создана Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», основной задачей которой стала выдача микрозаймов субъектам МСП под низкий процент. Так, за период деятельности Фонда было выдано 6197 микрозаймов на сумму более 6,5 млрд рублей [13]. На данный момент предоставляются разные виды займов, которые могут достигать суммы от 300000 до 5000000 рублей, со ставками, как правило, близкими к ключевой ставке Банка России. Также осуществляется поддержка демобилизованных участников СВО - для них существует специальный льготный заём «Za наших». Позже, в соответствии с курсом майских указов Президента 2012 года по улучшению состояния МСП будет создана Министерством экономического развития региона некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае». Именно на базе этой структуры действует региональный центр «Мой бизнес», предоставляющий услуги и консультации по открытию своего дела. В их перечень входят консультации по антикризисной деятельности, услуги по популяризации продуктов предпринимателей, повышения квалификации предпринимателей и так далее [14]. Помимо специальных организаций была образована территория опережающего социально-экономического развития «Невинномысск», где налог на прибыль организаций в первые 5 лет реализации инвестиционного проекта составляет не более 5 % при стандартной ставке в 20 % [15]. Кроме того, в регионе расположен ряд индустриальных парков, которые представляют собой инфраструктуру для создания новых производств. Также правительство Ставропольского края проводит на конкурсной основе выделение субсидий на возмещение части затрат субъектов МСП, связанных с модернизацией производства [17]. В рамках вектора, заложенного майским указом Президента РФ 2018 года, в Ставропольском крае в том же году было принято постановление об утверждении государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика», целью которой стало привлечение инвестиций в регион. Количественной целью проекта стало достижение 0,27 млн человек, занятых в сфере МСП в 2022 году и другие количественные показатели [16]. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» строится на достижении количественного показателя 25 млн человек, задействованных в секторе МСП к 2024 году. Методика расчёта этого показателя включает в себя численность работников у юридических лиц - субъектов МСП, численность работников у индивидуальных предпринимателей, уникальное количество индивидуальных предпринимателей и уникальное количество плательщиков налога на профессиональный доход [10]. Здесь мы видим противоречие с уже принятым Федеральным законом № 209, к которому мы обращались для определения субъектов, входящих в категорию МСП. Самозанятые, согласно данному НПА, не входят в это число. Тем не менее в последних редакциях методики лица, уплачивающие НПД, входят в численность вовлечённых в деятельность МСП, хотя самозанятые могут и не заниматься реальной предпринимательской деятельностью. Но мы должны рассмотреть динамику всех субъектов МСП, включая самозанятых, чтобы отразить результаты Ставропольского края в достижении этого основного показателя для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Опираясь на данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [11], мы можем построить соответствующие графики, отражающие количественные изменения в структуре МСП Ставропольского края. Количество субъектов МСП: юридические лица и индивидуальные предприниматели с 10.05.2018 по 10.05.2023 / Number of SMEs: legal entities and individual entrepreneurs from 10.05.2018 to 10.05.2023 Рис. 1. Количество субъектов МСП: юридические лица и индивидуальные предприниматели с 10.05.2018 по 10.05.2023 Источник: [11]. Fig. 1. Number of SMEs: legal entities and individual entrepreneurs from 05.10.2018 to 05.10.2023 Source: [11]. Количество МСП без учёта самозанятых до начала пандемии «Covid-19» в Ставропольском крае было в своём пике 10.05.2018, то есть на момент опубликования майского указа Президента РФ. Затем происходит резкое снижение, что объясняется введёнными ограничениями во время пандемии. По последним данным количество субъектов МСП составляет 96583 ед. на 10.05.2023. Количество ИП среди субъектов МСП с 10.05.2018 по 10.05.2023 / Number of individual entrepreneurs among SMEs from 05.10.2018 to Рис. 2. Количество ИП среди субъектов МСП с 10.05.2018 по 10.05.2023 Источник: [11]. Fig. 2. Number of individual entrepreneurs among SMEs from 05.10.2018 to 05.10.2023 Source: [11]. Мы видим изменение количества индивидуальных предпринимателей за указанный период. График практически повторяет предыдущий: резкий спад в 2020 году и начало роста в 2022-2023 годах. На 10.05.2023 количество ИП лишь немного отстаёт от данных 10.05.2018-75612 ед., против 75898 ед. Численность юридических лиц - субъектов МСП - в Ставропольском крае с 10.05.2018 по 10.05.2023 / The number of legal entities - SMEs - in the Stavropol Territory from 10.05.2018 to 10.05.2023 Рис. 3. Численность юридических лиц - субъектов МСП - в Ставропольском крае с 10.05.2018 по 10.05.2023 Источник: [11]. Fig. 3. The number of legal entities - SMEs - in the Stavropol Territory from 10.05.2018 to 10.05.2023 Source: [11]. На рис. 3 мы видим, что количество юридических лиц - субъектов МСП - последовательно сокращается практически на всех временных участках. Если 10.05.2018 их численность была 26699 ед., то 10.05.2023-20071 ед. Численность работников субъектов МСП с 10.05.2018 по 10.05.2023 / Number of employees of SMEs from 05.10.2018 to 05.10.2023 Рис. 4. Численность работников субъектов МСП с 10.05.2018 по 10.05.2023 Источник: [11]. Fig. 4. Number of employees of SMEs from 05.10.2018 to 05.10.2023 Source: [11]. Тренд численности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снижается с мая 2018 по май 2023 г., что также вызвано уменьшением общего числа субъектов МСП. Максимальное количество 228418 ед. было 10.05.2018 года, а наименьшее 200214 ед. - 10.05.2022 года. Численность физических лиц - плательщиков НПД без ИП с 30.09.2020 по 30.04.2023 / The number of individuals - NAP payers without IP from 09.30.2020 to 04.30.2023. Рис. 5. Численность физических лиц - плательщиков НПД без ИП с 30.09.2020 по 30.04.2023 Источник: [11]. Fig. 5. The number of individuals - NAP payers without IP from 09.30.2020 to 04.30.2023 Source: [11]. Последний рисунок отражает последовательный рост количества самозанятых в Ставропольском крае с момента их появления в регионе. Учитывая, что на численности самозанятых не могла отразиться пандемия, так как они сами стали отсчитываться в субъекте РФ с сентября 2020 года, мы видим, что эта форма вовлечения в структуру МСП наиболее релевантная для жителей Ставропольского края. Из приведённых данных следует, что численность субъектов МСП согласно ФЗ № 209 сократилось: на 10.05.2018 года их количество составляло 102597, а на 10.05.2023-96583 ед. Несмотря на то, что в Ставропольском крае самозанятые появились только в июле 2020 года, их численность к 30.04.2023 года достигла 97993 чел., что больше, чем численность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на 10.05.2023 года - 96583 ед. В свою же очередь количество юридических лиц - субъектов МСП - последовательно сокращается - вместо 26669 субъектов 10.05.2018 на 10.05.2024 г. в крае функционируют только 20971. Количество индивидуальных предпринимателей в последнее время увеличивается и достигло в мае 2023 года 75898 ед., но это примерно то же самое количество, что было в 2018 году - 75612 ед. Сокращается и количество работников, задействованных в секторе МСП - 228419 человек на 10.05.2018 против 203680 на 10.05.2023. Из этих данных можно сделать промежуточный вывод, что существует противоречие между нормативно-правовыми актами: с точки зрения Федерального закона № 209 количество субъектов МСП в Ставропольском крае уменьшилось, и, наоборот, с точки зрения опубликованной методики численность населения, вовлечённого в деятельность МСП, увеличилась, но произошло это за счёт роста количества самозанятых. Кроме того, если мы используем данную методику для оценки реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в Ставропольском крае, то количественный показатель в 0,27 млн человек в 2022 году в регионе был достигнут ещё на момент её принятия: на 10.11.2018 года насчитывалось 30108 индивидуальных предпринимателей и работников субъектов МСП. Этот же показатель в 0,27 млн чел. остался неизменным в будущих редакциях программы. То есть региональные показатели качества исполнения государственных программ расходятся с показателями национального проекта по поддержке МСП, потому что, согласно федеральной методике, численность вовлечённых в МСП уже была достигнута на момент принятия программы. Из графиков мы видим, что на количестве индивидуальных предпринимателей больше всего отразилась пандемия 2020 года, когда произошло их резкое снижение. Введение санкций в 2022 году не сказалось также негативно, как это было ранее, на количестве ИП, и на данный момент их количество растёт - приблизилось к показателям 2018 года. При этом количество юридических лиц - субъектов МСП - снижается практически на всех временных отрезках графика. Отсюда мы можем сделать ещё один промежуточный вывод, что достижение показателей майских указов Президента РФ 2018 года будет связано в первую очередь с резким увеличением количества самозанятых, так как они также входят в методику расчёта численности людей, вовлечённых в деятельность МСП. Самозанятые находятся на специальном налогом режиме НПД, что намного привлекательнее других режимов - ОРН, УСН и ПСН. Снижение количества юридических лиц в регионе говорит о неэффективности федеральных и региональных программ по поддержке среднего бизнеса. Базовым налоговым режимом для предпринимателей является ОРН - налогообложения, который подразумевает 20 % налог на прибыль организаций, и 13 % для индивидуальных предпринимателей. УСН, где ставка налога составляет обычно 6 %, имеет свои ограничения: не более 100 работников, доходы не более 150 млн рублей в год. Мы уже указывали, что существует деление внутри МСП на микропредприятия, малые и средние. Одним из основных делений мы можем считать деление по численности и доходу. Средними предприятия могут считаться в случае, если количество работников внутри них находится от 100 до 150 человек. Таким образом, средние предприятия не попадают в критерий численности работников, и даже введенное превышение до 130 человек, не приводит к изменению ситуации. Также средние предприятия совершенно не попадают в критерий доходности, так как их доход может составлять от 800 млн до 2 млрд рублей. Средние предприятия в основном не смогут пользоваться специальным налоговым режимом УСН, а значит платить налог будут больше. Льготное налогообложение касается преимущественно ИП и самозанятых, так как для самозанятых будет существовать НПД, а для индивидуальных предпринимателей, попадающих под критерии малого предприятия, - УСН. Патентная система налогообложения предназначена только для индивидуальных предпринимателей. Эта политика на территории Ставропольского края приводит к уменьшению количества юридических лиц, небольшого роста числа индивидуальных предпринимателей и резкому скачку среди самозанятых, которые необязательно будут заниматься на постоянной основе предпринимательской деятельностью. Существующая ТОСЭР не может резко изменить ситуацию, так как её выгодами могут пользоваться лишь ограниченное количество предпринимателей в Невинномысске. Остальные программы по поддержке предпринимательства: займы, консультационная поддержка, региональные субсидии - не останавливают снижение численности среднего бизнеса и лишь поддерживают на плаву малый и микробизнес. Итоги реализации федеральной политики по поддержке МСП в регионе также отражены в ежегодных докладах Президенту РФ уполномоченного по защите прав предпринимателей [12]. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмин Кирилл Александрович зафиксировал следующие проблемы: недопонимание между региональной властью, которая не реализует в полной мере вектор федеральной власти на облегчение ведения предпринимательской деятельности. Происходит рост налоговых и неналоговых платежей, увеличивается количество проверок, применяется безосновательное уголовное преследование предпринимателей. Также в докладе о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае за 2022 г. было был проведён опрос представителей микро-, малого и среднего предпринимательства. Самой распространённой проблемой для развития было названо падение внутреннего спроса - 56,1 % [18]. Заключение На примере Ставропольского края мы показали, что поддержка МСП, заявленная в майском указе Президента РФ от 07.05.2018 и реализующаяся через национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в основном включает в себя льготы именно для микро- и малого бизнеса, но не среднего. Достижение количественного показателя для всей России в 25 млн человек, вовлечённых в деятельность МСП, на территории Ставропольского края возможно благодаря росту количества плательщиков налога на профессиональную деятельность - самозанятых, но не традиционных форм юридических лиц и индивидуального предпринимательства. Таким образом, текущая политика поддержки МСП, напоминающая политику кейнсианства из-за большой роли налогов и субсидий, а также институтов консультационной и займовой поддержки, может действительно помочь в увеличении количества микро- и малого бизнеса на территории Ставропольского края, но без изменений в налоговой политике на федеральном уровне средний бизнес продолжит сокращение своей численности. Кроме того, есть несоответствия показателей программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализуемой в регионе, и федеральной методики подсчёта численности, вовлечённых в деятельность МСП, согласно которой показатель в 0,27 млн человек был достигнут уже на момент принятия этой программы. Реализация федеральной поддержки на территории Ставропольского края имеет свои ограничения, что отражается в ежегодном докладе Президенту РФ уполномоченного по защите прав предпринимателей. Среди частых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в Ставропольском крае, встречаются та же самая высокая налоговая нагрузка, частые налоговые проверки, уголовное преследование для предпринимателей. Эти события также приводят к снижению роста субъектов МСП в Ставропольском крае, за исключением самозанятых, которые в свою очередь могут не заниматься реальной предпринимательской деятельностью в отличие от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Модель Вест-Мидленда, которой больше всего соответствует политика России по поддержке малого и среднего предпринимательства, неэффективна в условиях нашей страны, что было показано на примере Ставропольского края. Достижение количественных показателей весьма условное, так как включение самозанятых в методику расчёта численности населения, вовлечённого в МСП во многом «фиктивно». Самозанятые не входят в субъекты МСП согласно Федеральному закону № 209, а их появление было обусловлено необходимостью вывести из тени людей, предоставляющие свои услуги в частном порядке. Цели федеральной и региональной политики по поддержке МСП следует трансформировать от увеличения количества предпринимателей, вовлечённых в МСП, в сторону увеличения более качественных показателей: конкурентоспособность бизнеса, число желающих заняться предпринимательской деятельностью, доходность предприятия, количество сотрудников, распространение предпринимательского мышления среди населения.
×

Об авторах

Сергей Юрьевич Белоконев

Финансовый университет при правительстве РФ; Государственный университет управления

Автор, ответственный за переписку.
Email: syubelokonev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-8028-7421

директор Института глобальных исследований факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при правительстве РФ, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный университет управления

126167, Россия, Москва, Ленинградский просп., 49; 109542, Россия, Москва, Рязанский просп., 99

Данил Алексеевич Алексеенко

Финансовый университет при правительстве РФ

Email: aleksdan101@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5563-5738

студент факультета социальных наук и массовых коммуникаций

126167, Россия, Москва, Ленинградский просп., 49

Владислав Алексеевич Колесников

Московский государственный строительный университет

Email: vladislav.ko9@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-7850-9447

студент Института промышленного и гражданского строительства

129337, Россия, Москва, Ярославское ш., 26

Список литературы

  1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. 180 с.
  2. Денисов Б.А., Кашин В.А, Крылов В.К. Политическая экономия и история экономических учений. М.: ГУУ, 2011. С. 555.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция). Ст. 4. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Постановление от 15 апреля 2014 г. № 316 об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (с учётом изменений от 26 апреля 2023 г. № 657). URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/postanovlenie_pravitelstva_rf_ot_15_aprelya_2014_g_n_316.html (дата обращения: 15.05.2023).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 15.05.2023).
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. URL: http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
  7. Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса на 2022 год // Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 197-202.
  8. Акопян К.А., Агоева М.М., Вирабова М.Р., Жоглина Е.В., Коваленко А.А. Основные тенденции экономического развития Ставропольского края. Образование и право. 2021. № 4. С. 275-280.
  9. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 № 390-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения: 17.05.2023).
  10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2022 № 594 об утверждении методики расчёта показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей». URL: https://e-ecolog.ru/docs/mKTrPvhBO0lm9uGgEytSG/full (дата обращения: 17.05.2023).
  11. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.05.2023&level=0&fo=4&ssrf=26&t=1685872581501&t=1685872581501 (дата обращения: 17.05.2023).
  12. Доклады Президенту РФ от уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2022.html (дата обращения: 17.05.2023).
  13. Официальный сайт «МКК Ставропольский краевой фонд микрофинансирования». URL: https://www.microfond26.ru/ (дата обращения: 17.05.2023).
  14. Официальный сайт «Фонд поддержки предпринимательства Ставропольского края». URL: https://old.fppsk26.ru/ (дата обращения: 17.05.2023).
  15. Официальный сайт Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края. URL: https://stavinvest.ru/invest/toser-nevinnomyssk-/ (дата обращения: 20.05.2023).
  16. Постановление от 29 декабря 2018 года № 626-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика»». URL: https://docs.cntd.ru/document/550308484 (дата обращения: 20.05.2023).
  17. О мерах государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (субсидии). URL: https://stavinvest.ru/work/on-measures-of-state-financialsupport/ (дата обращения: 20.05.2023).
  18. Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставрополськом крае за 2022 год. URL: http://n.ai26.ru/docs/doklad.html (дата обращения: 20.05.2023).

© Белоконев С.Ю., Алексеенко Д.А., Колесников В.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах