Развитие инновационной деятельности в Болгарии: современные вызовы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены развитие инновационной деятельности в Республике Болгария и современные вызовы, с которыми страна сталкивается при внедрении новшеств в малых и средних предприятиях, сферах образования и науки. В современных условиях стабильное экономическое развитие не может быть достигнуто без эффективно функционирующей инновационной системы. Инновации лежат в основе экономики знаний, а управление в XXI веке можно охарактеризовать как инновационный тип управления. В глобальном масштабе начинается переход от роста, ориентированного на инвестиции, к росту, ориентированному на инновации. Последнее, характерно для среднеразвитых стран, к которым относится и Республика Болгария и достигается за счет адаптации глобальных технологий к местному производству. Акцент делается на тенденции развития инноваций деятельности в Болгарии, для того чтобы до 2027 г. страна получила статус «умеренного новатора» в Европейском инновационном рейтинге.

Полный текст

В 1930 г. Джон Мейнард Кейнс в своем эссе «Экономические возможности для наших внуков» заявил, что если мы заглянем на 100 лет вперед, «мы увидим, что прогресс неизбежен» [1]. Вопрос не только в том, хотим ли мы этого, но еще и в том, способны ли мы понять коренные перемены, основы которых закладываются именно сейчас - времени, которое можно описать словами австрийского поэта Райнера Марии Рильке «Будущее вступает в нас для того, чтобы статьнами еще задолго до того, как оно обретет жизнь» [2]. Сегодня «инновация» - одно из самых современных слов в бизнесе, но в противовес этому утверждению - одно из самых неправильно понятых. Если в своем классическом значении понятие «инновация», происходящее от латинского слова innovatio, означает обновлять или изменять, то в настоящее время оно представляется как экономическое явление, реализующееся в виде сверх продуктов, сверх услуг, сверх процессов или сверх бизнес-модели, необходимых для облегчения и улучшения жизни человека. И если инновации эволюционны и неизбежны, то прогресс - это ряд повторяющихся положительных экономических циклов, которые строятся на уже достигнутом, уничтожают ненужное или устаревшее и заменяются чем-то более полезным и современным. Инновации считаются важнейшим компонентом современной экономики. «Коммерческая тайна» заключается в том, что в основе успеха каждой из компаний, о которых мы часто читаем в СМИ, лежат прежде всего инвестиции в инновациях. Ключ к успешному инноватору заключается в том, что он не будет заново открывать для себя «горячую воду», а просто сумеет изменить стратегию таким образом, чтобы создать более эффективный, простой и легкий бизнес-подход, который принесет ему положительные финансовые результаты. Другими словами, не нужно читать или строить нереалистичные планы о внедрениях каких-то «больших» инновационных новшествах, а нужно смотреть на имеющиеся ресурсы и возможности, так как каждая компания или страна уникальна и может создать свой собственный инновационный подход. В связи с этим, чтобы развивать инновации, необходимо инвестировать в имеющийся инновационный потенциал: структуры, ресурсы, мотивацию. Инновация не была бы сложной, если бы не недооценивали ни один из этих компонентов. Речь идет не о финансовых ресурсах и обеспеченности, а о правильном подходе и понимании «современности» в инновационных новшествах, как провокация к ее «практическую» сторону. Здесь следует подчеркнуть, что и у бизнеса, и у каждой страны есть выбор только между двумя основными стратегиями: инновационной или имитационной [3]. Однако, с другой стороны, каждый конкурент новатора оказывается подражателем, но само подражание создает хорошие предпосылки для развития новшеств или, по крайней мере, для их постепенных улучшений. Создание эквивалентов инновационных продуктов является в какой-то мере полезным действием, формирующим структуру среды для принятия тех или иных инноваций. Следовательно, страны, которые, по существу, всегда соизмеримы по своим экономическим показателям с другими странами, предпочитают либо подражать успешным моделям, либо создавать свои собственные. На примере Болгарии, те цели, которые государство заложило в развитие ее инновационной стратегии (информационные технологии, мехатроника, биотехнология), ясно показывают направленность на развитие современных отраслей страны [4, 5]. Таким образом, инновационная стратегия становится лозунгом (вместо того, чтобы выполняла свою основною роль), подчиненной правильному пониманию термина инновации, в основе которого лежит процесс повышения качества жизни людей. За последнее десятилетие большинство государств-членов ЕС приняли целенаправленные меры по реализации своей инновационной политики путем разработки и реализации инновационных стратегий в соответствии со стратегической целью ЕС по построению эффективной экономики знаний. В Финляндии и Швеции, например, принадлежащих к группе «ведущих новаторов» и определяемых как страны с развитой экономикой знаний, инновационная политика связана на прямую с образовательной политикой и развитием научных исследований, а также она тесно увязана с мерами по поддержке процесса коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Болгария, со своей стороны, не может похвастаться высокими показателями в области инноваций на макроэкономическом уровне и имеет ряд показателей, по которым она неконкурентоспособна. Страна занимает 35-е место в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) (Global Innovation Report) за 2021 г. [6], который охватывает 132 страны мира. Страна показывает результат от 42,4 балла и, таким образом, поднимается на две позиции выше в международном рейтинге инноваций по сравнению с 2020 г., когда Болгария была на 37-м месте. Может ли Болгария улучшить свои позиции еще больше, если выберет адекватную модель подражания? Здесь необходимо уточнить, что такая идея усвоения «практикой подражания, имитации и копирования до совершенства», в свою очередь приводящая к экономическому росту и к постепенным улучшениям, за которыми следуют новаторы, могут в долгосрочной перспективе способствовать развитию необходимой инноваций среды, не хорошо апробируемой в болгарской экономике в связи с болгарской ментальностью и адаптацией всего в любой сфере (так называемая «болгаризация»). По данным INSEAD[7] (одна из ведущих и крупнейших в мире высших бизнес-школ, Фонтенбло, Франция), в основу четырех «i» экономического рос та включены четыре важных фактора: инновации, инвестиции, институты и стартовые условия [7]. Первые определяют технологическую границу деления мира на «ядра» и «периферии». Болгария попадает в «периферию», а в страны «ядра» вступают Китай, Южная Корея и Япония [7]. Государственные учреждения с их упрощенным администрированием и отсутствием коррупции, создающие «стимулы к стабильности <… и…> облегчающие ведение бизнеса» являются третьим важным фактором, а «базовые условия» создают потенциал «гонки» или перезарузки [8], с которыми общество имеют шанс измениться и встать на путь конвергенции с богатой экономикой [7]. Для болгарской действительности, даже по прошествии двух десятилетий с начала инновационного 21 века, трудно достичь третьего важного фактора. В Болгарии слабые институты и коррупция, которые являются причиной затормаживания бизнеса, это, в свою очередь, становится серьезным препятствием для создания инноваций. Однако вокруг них постоянно поднимается шум, и они ежедневно являются предметом «дискуссий» со стороны СМИ и политиков. В 2011 г. был создан Болгарский инновационный совет, основной целью которого является выход Болгарии из группы нерешительных новаторов к так называемым смелым новаторам и в краткосрочной перспективе удвоить средства, затрачиваемые на науку и инновации. По оценкам ЕК, государства-члены ЕС должны выделять 3 % своего ВВП на инновации и науку. Это на 1-1,5 % больше, чем сумма, которую страны выделяют на сегодняшний день. В Болгарии эта доля составляет всего 0,6 %. Задача состоит в том, чтобы увеличить бюджет с учетом использовании возможностей ряда европейских программ - «Горизонт Европа», плана «Инвест.еу» и нового Зеленого пакта из которого, по прогнозам, страны ЕС смогут потратить около 1 трлн евро до 2027 г. К ним также можно добавить EIC Accelerator (для улучшения и рыночной реализации инновационных и высокопотенциальных технологических решений), EIC Pathfinder (для научных исследований на начальном этапе) и EIC Transition (для капитализации достигнутых научных результатов и превращения их в возможности для внедрения инноваций в бизнесе)[8] [9]. Другим особенно благоприятным фактором является то, что для отдела «Инновации, наука, образование, культура и молодежь» в Болгарии есть представитель в ЕК - свой еврокомиссар, который оказывает поддержку бизнеса и науки для преодоления регресса в этих областях. В связи с этим сделан первый шаг - покупка и установка одного из самых мощных суперкомпьютеров в «София технопарк»3. Последний, как и «Пловдивский технопарк»4, обеспечивает благоприятную среду для совместной деятельности различных университетов и бизнес-организаций в Болгарии с целью ускорения инновационного развития страны [10]. Идея создания технопарков должна расширяться и охватить университетские центры Варна, Габрово, Бургас. Она должна связываться с сетью бизнес-инкубаторов для стартапов. Технопарки стимулируют разработку и внедрение современных технологий в результате совместной инновационной деятельности образовательных и корпоративных структур [11]. Они рассматриваются как научно-производственная территориальная зона со сложной функциональной структурой, которая сочетает в себе необходимый научно-исследовательский и технологический потенциал и опыт, а ее функционирование основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении движения инноваций в сфера материального производства [12, 13, 14]. Оригинальным вариантом реализации электронного рынка для инноваций является Инновационная биржа, которая частично достигла одной из своих основных целей: создание соответствующей инновационной среды для предложения, спроса, исследования и последующей деятельности по внедрению новых инновационных продуктов, технологий и услуг. Инновационная биржа еще не реализована в Болгарии и в Центральной и Восточной Европе. Трудности здесь наблюдаются, и они прежде всего связаны в основном с отсутствием четкой правовой базы для инвестирования в разработку новых идей и продуктов, поскольку у инвесторов возникают определенные сомнения относительно того, будет ли их финансовое участие реализовано по назначению или будет направлено на другие цели. В Болгарии еще не принят Закон об инновациях, но в конце 2021 г. появилось Министерство инноваций и роста (МИР), непосредственно ответственное за развитие инноваций и технологий5. Однако Болгария попадает в определенную группу стран, для которых становится невозможным достижение устойчивого экономического технологий и инноваций. 3 В связи с этим, в соответствии с политикой ЕС и с помощью ОП «Развитие конкурентоспособности болгарской экономики» в период 2007-2013 гг. (в конце 2015 г.) в Болгарии был создан первый в Юго-Восточной Европе научно-технический парк - «София технопарк». 4 ООО «Пловдив Технопарк» является первым предпринимательским технологическим парком в Болгарии, созданным со 100 % частным капиталом и важным для развития национальных и региональных предпринимательских экосистем. 5 Под его юрисдикцией находятся такие структуры, как Европейская дирекция фондов конкурентоспособности, Болгарский банк развития, Болгарское инвестиционное агентство и «София технопарк». роста без участия в экономике знаний, поскольку невысоки корпоративные налоги, дешевая стоимость рабочей силы и аутсорсинг, на котором в настоящее время базируются иностранные инвестиции, не способные быть прочной предпосылкой для конкурентоспособности без инвестиций в инновациях. На практике выясняется, что бизнес является основным инвестором, а вклад государства в инновации недостаточен. Следует отметить, что последние годы были определены меры, направленные на реструктуризацию образования в целях поддержки процесса коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и их интеграции в бизнесе. Таким образом, страны, которые используют имитирующую стратегию инновационной деятельности, терпят неудачу в долгосрочной перспективе, потому что забывают о том, что локальные проблемы всегда специфичные [15]. Поэтому даже при выборе «адекватной модели» для подражания рано или поздно возникает дилемма создания инновационной стратегии. Но если посмотреть на Болгарию через призму инноваций как на страну ЕС, хотя она пока занимает последнее место в большинстве экономических рейтингов, на практике оказывается, что у нее больше шансов на прогресс и рост, чем у стран «ядра» из-за неблагоприятн ых стартовых условий. После пика кризиса COVID-19 в 2022 г. у Болгарии появились возможности ускорить свой инновационный потенциал, переформулировав свои стратегические приоритеты, видение и модели развития, основанных на знаниях экономики. В итоге, именно благодаря инновациям будет создана привлекательная среда для иностранных инвестиций, в которых нуждается Болгария. Они обеспечат новый вектор образовательных приоритетах 21 века для приобретения ключевых знаний и навыков (с лидирующей инновационной позицией). В то же время адаптируется болгарская экономика к «экономике знаний, которая создаст передовые концепции жизни для будущих поколений» [16]. Основной вызов для Болгарии с точки зрения инноваций состоит в том, чтобы понять и начать использовать некоторые, казалось бы, простые вещи, например «понимание инноваций означает не использование большего количества ресурсов, а более эффективное расходование и направление существующих ресурсов» [17]. Успех в нынешнем мире не означает быть гением, а скорее быть как можно более практичным, и когда дело доходит до стратегического мышления и планирования, оно не должно ограничиваться. Иначе мы всегда будем думать, что «Запад пойдет за нами», и встанем перед вечной болгарской дилеммой «одно дело хотеть, другое - уметь, а третье и четвертое - сделать» [18].
×

Об авторах

Мария Георгиева Бистрина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: bistrina_mg@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5676-506X

кандидат политических наук, ассистент кафедры государственного и муниципального управления

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Keynes M.J. Economic Possibilities for Our Grandchildren, 1930 // Essays in Persuasion. New York: W.W. Norton&Co., 1963. P. 358-373.
  2. Рилке Р.М. Мисли, Афоризми, Цитати, Пословици и поговорки. URL: https://aphorisms-bg.blogspot.com/2017/11/blog-post_9.html. Дата обращения: 20.12.2021.
  3. Levitt T. Innovative Imitation // Harvard Business Review. 1966. № 44. P. 63-70.
  4. Иновационна стратегия на Република България. URL: https://www.mi.government.bg/bg/themes/inovacionna-strategiya-na-republika-balgariya-14-287.html. Дата обращения: 20.12.2021.
  5. Иновационна стратегия за интелигентна специализация на Република България 2014-2020 г. URL: https://www.mi.government.bg/files/useruploads/files/innovations/ris3_18.12.2018_bulgarian.pdf. Дата обращения: 20.12.2021.
  6. Глобалeн иновационен индекс 2021 (Global Innovation Index 2021). URL: https://www.mi.government.bg/bg/themes/globalen-inovacionen-indeks-2021-global-innovationindex-2021-2300-287.html. Дата обращения: 20.12.2021.
  7. Fatás A., Mihov I. The 4 I’s of Economic Growth // INSEAD Business School Presentation, 2009. P. 1-14. URL: https://faculty.insead.edu/fatas/wall/wall.pdf. Дата обращения: 20.12.2021.
  8. Acemoglu D., Robinson J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. London: Profile Book, 2012. 571 p.
  9. Европейски съвет за иновации (ЕСИ). URL: https://www.pwc.bg/bg/services/grants-andincentives/eic.html. Дата обращения: 20.12.2021.
  10. Иванова Р. Научните и технологични паркове като структура за развитие на иновации // Научни трудове на Русенския университет. 2016. № 55. Серия 5.1. С. 150.
  11. Керчев Кр. Основи на иновационната политика. София: Унив. изд. “Стопанство”, 2011. 126 с.
  12. Варамезов Л. Иновационен мениджмънт. Свищов: Акад. изд. “Ценов”, 2013. 215 с.
  13. Георгиев И., Цветков Цв., Благоев Д. Мениджмънт на фирмените иновации и инвестиции. София: Изд. комплекс - УНСС, 2013. 91 с.
  14. Пантелеева И. Управление на иновациите в индустриалното предприятие. Свищов: Акад. изд. “Ценов”, 2013. 259 с.
  15. Дамянова Л.Т. Инновационная деятельность в Болгарии: состояние и перспективы развития // Вопросы инновационной экономики. 2015. Том 5. № 3. С. 141-158.
  16. Асланова Л. Иновациите - фактор за успешно стопанско управление по време на криза. Автореферат. Варна, 2021. 28 с.
  17. Как да направим иновациите лесни? // Иновейшън стартър. 02.07.2015. URL: http://innovationstarterbox.bg/blog/kak-da-napravim-. Дата обращения: 20.12.2021.
  18. Хайтов Н. Мъжки времена в: Диви разкази, София, 1967. URL: https://chitanka.info/text/2966-myzhki-vremena. Дата обращения: 20.12.2021.

© Бистрина М.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах