Цифровая трансформация образовательного процесса в Российской Федерации под влиянием распространения коронавирусной инфекции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В 2020 году мировое сообщество столкнулось с особенно острым кризисом в виде распространения новой коронавирусной инфекции. В условиях, когда людям необходимо соблюдать режим самоизоляции для сохранения жизни и здоровья, происходит трансформация всех сфер общества. В связи с этим особый интерес для исследователей представляет сфера образования, процессы в которой невозможно остановить на длительный срок. Во многих странах единственным жизнеспособным вариантом осуществления образовательного процесса стал переход на дистанционный режим. В статье рассматриваются особенности перехода к онлайн обучению в России, а также анализируются последствия изменений в системах школьного и высшего образования. Также авторы показывают, что пандемия привела к резкому росту востребованности различных онлайн-курсов и платформ.

Полный текст

В последние десятилетия произошли изменения в различных сферах жизнедеятельности общества, связанные прежде всего с фактором быстрого развития информационных технологий. В это же время происходит скоростное развитие цифровых коммуникаций, в частности, появление и развитие Интернета, а также сопутствующих нововведений, таких как создание различных баз данных, повсеместная цифровизация различных организаций, учреждений, в том числе и в сфере образования. Учитывая тот факт, что цифровые технологии на тот момент стали жизненно необходимым трендом для всего мира [1], а в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни общества, то можно сделать вывод о том, что предпосылки к введению, развитию, а также исследованию, учреждению новых видов и способов функционирования информационно-коммуникационных технологий были заложены уже на начальной стадии их применения. Следует отметить, что изначально введение цифровых технологий, а именно обеспечение бесперебойного обмена информацией в любое время, возможность коммуникации между людьми, находящимися в различных точках земного шара, разработка и внедрение различных информационных программ и платформ, которые обеспечивают решение целого ряда вопросов «здесь и сейчас», например «Сбербанк онлайн», приложение Microsoft Teams и др. характеризовалось стремлением различных экономических игроков угодить потребителю, что давало толчок развитию рынка услуг в сфере информационных технологий, однако имело, несомненно, коммерческий характер. В 2020 году все сферы деятельности общества претерпели революционные изменения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19, опасной для жизни и здоровья человека. В связи с характерными особенностями новой болезни сфера информационно-коммуникационных технологий стала единственно способной обеспечить работу основных служб и компаний без физического контакта людей друг с другом. В сложившейся ситуации мировое сообщество, в частности Российская Федерация, стало активно использовать накопленный в указанной сфере потенциал для реализации различных задач в области обеспечения своего функционирования [2]. Авторы полагают, что отдельное место при обсуждении данной проблематики занимает сфера образования. Такой вывод следует из специфики распространения вируса, из-за чего необходимо ограничивать контакты между людьми, особенно в ограниченном пространстве, а также из-за невозможности остановить учебный процесс в стране на долгий срок. Если учитывать только школьное образование, по данным Росстата в 2018 году в России насчитывается около 42 тыс. образовательных учреждений, в которых обучаются 15705,9 тыс. человек. Численность обучающихся в вузах составила примерно 4,1 млн человек, общее количество учреждений - 724 [3]. Необходимо отметить такое явление, как неоднородность распределения ресурсов по субъектам страны. Справедливым представляется замечание о том, что, например, столица, будет лучше обеспечена материальными и финансовыми ресурсами в большей мере из-за своего специфического статуса, сосредоточения финансовых потоков, стремления многих компаний учредить в ней свои филиалы, что означает поступление налогов и взносов в казну и т.д., чем любой другой регион. Отдельно следует отметить тот факт, что в соответствии с Указом Президента [4] принятие решения о введении карантинных мер в субъектах России ложилось на глав регионов, которые должны были опираться на эпидемиологическую ситуацию. В данном ключе для исследователей представляются принципиальными вопросы о том, каким образом происходил переход на дистанционное обучение в школах и вузах столицы и регионов, а также о том, возросла ли популярность образовательных онлайн-курсов в период пандемии и какой вклад в обеспечение дистанционного образования они внесли. Как известно, Москва является одним из богатейших субъектов Российской Федерации. Власти города осознали преимущества цифровизации, в частности в образовании, и проводили работу по внедрению электронных технологий в жизнь горожан еще до пандемии. Примером этого может служить создание электронных ресурсов, таких как портал Правительства Москвы, с помощью которого москвичам можно было получить большой спектр услуг онлайн. В сфере образования также проводилась значительная работа. Примером является запуск осенью 2018 года проекта Московская электронная школа, который объединяет в себе около 1,5 тыс. школ, содержит различные материалы, а также позволяет, с использованием современных интернет-технологий, распределять персональные задания школьникам [5]. Специалисты, которые разрабатывали проект, придерживались требований Правительства Москвы, одним из которых была возможность подключаться к порталу даже с самых бюджетных мобильных устройств. Благодаря этому почти все школьники могут успешно использовать портал в режиме реального времени. Приведенный проект является далеко не единственным. Московскими школами используются такие системы удаленного образования, как «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник». Инструментом для подачи материалов ученикам были также различные платформы для видеоконференций, такие как Zoom, а также Microsoft Teams. Они активно использовались до обострения эпидемиологической обстановки в стране как образовательными учреждениями, так и представителями бизнес-сообщества. Тем не менее, отмечалось, что приведенные программы эффективно работают только в отношении семей, в которых от одного до двух-трех детей. Все дело в том, что часто онлайн-уроки проводятся в одно и то же время, поэтому дети из разных классов должны присутствовать на уроках одновременно. Логично предположить, что при большем количестве детей в семье явно могут возникнуть проблемы с посещением занятий. Помимо таких ячеек общества существуют еще малообеспеченные семьи1, которые не могут позволить себе приобрести необходимые для удаленной работы технологические ресурсы. Школы, хотя и располагают планшетами или компьютерами, не могут передать их во временное пользование ученикам по примеру учебников и раздаточных материалов, из-за того, что такой процесс попадает под юрисдикцию имущественных отношений. Если опираться на существующий закон, то «имущество, принадлежащее учреждению, или казенному предприятию на основе оперативного управления, может быть передано в безвозмездное пользование с согласия собственника этого имущества» [6]. Это означает, что для получения оборудования между школой и родителями должен быть заключен гражданский договор, который в условиях пандемии заключить не представляется возможным с большей частью таких семей. После введения Указом Президента карантинных мер, были разработаны необходимые нормативно-правовые акты, которые регулировали деятельность образовательных учреждений в период карантина [7, 8]. Таким образом, представляется, что на момент введения карантинных мер, в частности, учреждения дистанционного образования, власти Москвы были готовы выполнить требования за счет подготовленной ранее материальной базы. Необходимо было лишь настроить ресурсы на бесперебойную работу в режиме повышенной активности пользователей. Похожий алгоритм был использован и при переводе образовательных учреждений высшего образования города Москвы на удаленную работу. Во всех московских вузах существуют собственные образовательные порталы и платформы, которые позволяют размещать задания для студентов, обмениваться необходимой информацией с преподавателями, а также содержат необходимые базы данных. В качестве примера можно привести Российский университет дружбы народов, в котором была разработана и введена в эксплуатацию Телекоммуникационная учебная информационная система (ТУИС) [9]. С помощью этой системы преподаватели размещали необходимые материалы, задания, проводили аттестации и проверки, а также экзамены. Следует отметить тот факт, что даже проведение государственного экзамена по окончании университета проходило с использованием этой системы в совокупности с программой прокторинга Examus [10], разработанной для предотвращения недобросовестных попыток списывания, а также проведения контроля соблюдения регламента экзамена путем осуществления аудио- и видеозаписи всего процесса. Студенту, проходящему экзамен, необходимо было авторизироваться с помощью паспорта гражданина РФ. Такая же модель была применена и при проведении вступительных испытаний в вуз летом 2020 года для абитуриентов. Образовательные организации в регионах также вынуждены были ввести формат дистанционного обучения, подчиняясь как региональному, так и федеральному законодательству. Так, например, в лицее № 35 г. Ставрополя Ставропольского края согласно информационному порталу образовательной организации [11] для обеспечения образовательного процесса в условиях пандемии были использованы телекоммуникационные технологии, которые позволили проводить занятия онлайн, соблюдая меры обязательной самоизоляции граждан весной 2020 года. Также был определен перечень необходимых технологических ресурсов (компьютер, подключенный к сети Интернет, принтер, сканер, камера), которыми должен быть укомплектован школьник во время дистанционного обучения, а также количество семей, которым необходимо предоставить упомянутый перечень, для чего заблаговременно были заключены гражданские договоры в соответствии с законодательством РФ. Также следует отметить тот факт, что все регионы ориентировались на одни и те же нормативно-правовые акты в отношении регулирования дистанционного обучения, из чего возникает вывод о том, что все субъекты в данном ключе действовали примерно одинаково. Такое мнение возникло после изучения нормативно-правовой базы региональных правительств, в частности Калининградской области [12] и Ставропольского края [13]. Следует также отметить, что образовательные организации в регионах провели переход на дистанционное обучение более «безболезненно» по сравнению со столичными. В связи с чем возникает вопрос: почему в регионах смогли вовремя обеспечить школьников необходимыми ресурсами, а в Москве нет? Все дело в том, что в соответствии с Указом Президента субъекты страны могли либо вводить, либо не вводить режим обязательной самоизоляции на свое усмотрение. В связи с этим упомянутый режим в субъектах был введен позже, чем в Москве, что позволило, учитывая пример столицы, заранее провести подготовительные мероприятия. Следует отдельно отметить невозможность введения дистанционного формата обучения в маленьких отдаленных деревнях и селах из-за технологической отсталости данных территорий, отсутствия инфраструктуры и прочих факторов. Однако, по мнению авторов, введение или отсутствие дистанционного обучения там - вопрос не принципиальный. Исходя из того, что в более крупных поселениях, районных центрах, а также приближенных к ним населенных пунктах, существуют возможности, а также необходимость перевести учеников школ на удаленное обучение с применением сети Интернет, а численность населения в подобных поселениях значительно выше, чем в удаленных деревнях и селах в силу целого ряда различных причин, то можно сказать, что практическая необходимость введения специальных мер в образовательном процессе отсутствует. Часто в таких школах обучается небольшое количество учеников, а классы составляют менее 20 учеников. Вузы, на наш взгляд, являются более мощными и самостоятельными элементами системы образования страны, нежели школы. Поэтому каждый вуз мог дополнить регламент о переходе на дистанционное обучение различными оригинальными положениями. Хотелось бы привести Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ) в качестве примера. Так, руководство СтГАУ приняло принципиальные меры в отношении защиты кандидатских диссертаций [14], а именно все защиты, назначенные на период с апреля по июнь, были перенесены на более поздние даты. Защиты ВКР у магистров и бакалавров, прошли в дистанционном режиме с использованием телекоммуникационных технологий [15], как и проведение вступительных испытаний при поступлении [16]. В остальном же вуз ориентировался на общероссийскую практику. Также следует отметить тот факт, что длительность дистанционного обучения была меньше, чем, например, в Москве, из-за различий в эпидемиологической ситуации столицы и Ставропольского края. Следует также отдельно отметить и вклад различных онлайн-курсов и платформ, который был внесен в процесс самообразования граждан во время пандемии. Можно сказать, что указанные программы были популярны всегда. Однако во время действия ограничительных мер наблюдался стремительный рост их популярности. Так, по информации аналитиков из Skillbox [17], во время введения режима самоизоляции люди начали чаще обращаться к различным образовательным ресурсам. С началом карантина количество выполняемых заданий выросло на 40%, а по сравнению с 2019 годом - на 150%. Таким образом, исходя из приведенной информации, можно прийти к следующим выводам: во-первых, цифровая трансформация системы образования России началась давно, а во время введения ограничительных мер был использован накопленный потенциал процесса. Во-вторых, деятельность школ на дистанционном обучении была достаточно жестко регламентирована законодательством, причем следует отметить, что особых различий между федеральными законами и региональными не наблюдалось. Однако в связи с неоднородностью распространения инфекции в стране столица, например, полностью не смогла обеспечить малоимущие и многодетные семьи необходимой технической составляющей, в отличие от регионов, которым различия в скорости распространения позволили заблаговременно подготовиться. В отношении вузов страны можно определить следующее: являясь более самостоятельными единицами, имея свои экономические мощности, учреждения высшего образования могли позволить себе не только следовать законодательству страны в отношении образовательного процесса, но и создавать какие-либо нововведения в данной отрасли, с учетом региональной и отраслевой специфики, которые не противоречили бы нормативно-правовой базе. Основываясь на приведенных примерах введения дистанционного обучения, можно сказать, что процесс внедрения новых образовательных стандартов был в большей степени успешным. Можно сделать прогноз относительно того, что во все сферы деятельности общества, в частности и в образование, с течением времени все более и более будут внедряться современные технологии, в том числе и для дистанционного обучения. Однако сразу следует отметить, что авторам не кажется возможным полный перевод участников образовательного процесса на уделенное обучение из-за того, что помимо знаний участие в упомянутом процессе позволяет более успешно социализироваться. Думается, что дистанционные занятия не смогут заменить живое общение по линиям учитель-ученик, учитель-учитель, а также ученик-ученик.

×

Об авторах

Денис Геннадьевич Малов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1032160990@rudn.ru

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6

Сабина Тыштыкбаева

Российский университет дружбы народов

Email: 1032164393@rudn.ru

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Федотова В.С., Бороненко Т.А. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования // Вестник Самарского университета. 2020. № 26(2). С. 70-78. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-70-78
  2. Приказ № 103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучение и дистанционных образовательных технологий». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d8273e59ca68baf01b8a30ad3fe33ee8/. Дата обращения: 12.02.2021.
  3. Министерство Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/66ab2b7c2368e3b463e9. Дата обращения: 12.02.2021.
  4. Указ Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/. Дата обращения: 12.02.2021.
  5. Московская электронная школа. URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/. Дата обращения: 12.02.2021.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/. Дата обращения: 12.02.2021.
  7. Указ Мэра Москвы № 20-УМ от 14 марта 2020 года. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/20-YM.pdf. Дата обращения: 12.02.2021.
  8. Приказ № 125 от 25 марта 2020 года «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d8273e59ca68baf01b8a30ad3fe33ee8/. Дата обращения: 12.02.2021.
  9. Приказ Ректора РУДН № 426/р от 16 марта 2020 года «Об изменениях в организации учебного процесса по образовательным программам очной формы обучения в весеннем семестре 2019/2020 гг.».
  10. Examus. URL: https://ru.examus.net. Дата обращения: 12.02.2021.
  11. Лицей № 35 г. Ставрополя. URL: http://lic35.ru/index.php?id=85. Дата обращения: 12.02.2021.
  12. Приказ 362/1 Министерства образования Калининградской области «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, среднего общего, основного общего образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Калининградской области». URL: https://edu.gov39.ru/upload/iblock/41e/41ef23807f5941. Дата обращения: 12.02.2021.
  13. Постановление губернатора Ставропольского края № 127 от 3 апреля 2020 года о внесении изменений в постановление губернатора Ставропольского края № 119. URL: https://stavregion.ru/_/lawbase/2020/04/127.pdf. Дата обращения: 12.02.2021.
  14. Объявления о защите кандидатских диссертаций «Ставропольский государственный аграрный университет». URL: http://www.stgau.ru/science/dis/dis.php. Дата обращения: 12.02.2021.
  15. Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ФГБОУ СтГау. URL: http://www.stgau.ru/company/cuup/polog/12.pdf. Дата обращения: 12.02.2021.
  16. Положение о приеме студентов в 2020 году. ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет. URL: http://new.stgau.ru/vikon/sveden/files/2(2).pdf. Дата обращения: 12.02.2021.
  17. Skillbox. URL: https://skillbox.ru/. Дата обращения: 12.02.2021.

© Малов Д.Г., Тыштыкбаева С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах