Чемпионат мира по футболу-2018 и визуализация власти

Обложка

Полный текст

Аннотация

Современные государства активно работают над созданием и улучшением своего имиджа. Такой эффект во многом достигается за счет визуализации власти: суммы явных или неявных факторов, эффектов и свойств, направленных на визуальное присутствие власти. Автор статьи утверждает, что в современном мире спорт является важным инструментом продолжения политики и активно используется для визуализации политической линии государств. В статье делается вывод о том, что Чемпионат мира по футболу-2018, проходивший сразу в нескольких городах России, сформировал новое видение страны у миллионов иностранцев.

Полный текст

В канун начала международного футбольного чемпионата ФИФА в России, состоявшегося в 2018 году, гости из нескольких десятков различных стран получили опыт личного и нового «открытия России», хотя многим журналистам и политологам казалось, что «очередная холодная война», последовавшая после 2014 года, изменила отношение к Российской Федерации в мире. В итоге для одних Россия стала еще более загадочной страной, но для большинства - намного более близкой, чем можно было себе представить. Не вызывает сомнений, что к началу чемпионата мира информационные повестки, связанные с Россией, являлись одними из наиболее широко обсуждаемых во многих странах мира: например, в США, так как ранее президент Америки назвал РФ одной из главных проблем для Соединенных Штатов [1], в странах ЕС в целом - в свете формирования нового украинского правительства [2], дела Скрипалей [3], исков в ЕСПЧ [4] и строительства «Северного потока-2» [5]. Россия также постоянно присутствовала в информационном поле и на Востоке - во многом в свете российско-китайского партнерства [6], а также из-за вовлеченности РФ в урегулирование войны в Сирии [7]. Можно заключить, что Россия действительно стала важной темой для дискуссий как в среде профессионалов, так и обывателей по всему миру. Однако состоявшийся чемпионат показал, что наиболее сильное впечатление о стране создает визуальная репрезентация образа России, достигающаяся за счет имиджевой политики. Для того, чтобы имидж России соответствовал ее ценностям и поставленным политическим задачам, Россия, как и ряд других стран, использует политику визуализации своего присутствия в мире или политику визуализации власти. «Власть становится чем-то, что никогда бы полностью было видимым, но никогда не может существовать и невидимо. И то, что является властью не в богословском, но в политическом смысле, например Конституция, которая в равной степени собрана из видимых и невидимых элементов или же наделена видимыми и невидимыми свойствами и способностями, может быть обозначена как зависимость «видимых» и «невидимых черт»» [8]. Иначе говоря, визуализация власти достигается за счет использования главных и вспомогательных средств репрезентации, которые подчеркивают характер управления. Визуализация власти служит задаче конструирования имиджа, которое, в свою очередь, часто используется как ресурс «мягкой силы» современных акторов мировой политики [9]. Соответственно, имиджевая политика направлена на создание позитивного и управляемого образа с целью повышения репутации и увеличения степени влияния. Еще в древности гравюры и политические портреты королей служили не только способом повышения узнаваемости среди населения, но и «воплощали мечты и надежды подчиненных по отношению к монарху» [10]. Современная политическая агитация служит примерно этим же целям. Визуализация власти достигла невиданных масштабов, она стала как объектом привлечения внимания, так и средством манипуляции и пропагандистского контроля. В связи с началом «новой холодной войны» [11] между Россией и Западом наша страна всецело заинтересована в конструировании позитивного имиджа: это способствует политическому, экономическому и культурному влиянию РФ за ее пределами. Чемпионат мира по футболу-2018, прошедший сразу в нескольких городах страны, во многом преследовал данную цель. Мундиаль стал не только экономическим средством для привлечения дополнительных инвестиций, но и в определенном смысле политическим рычагом, работавшим в направлении заинтересованных иностранцев, которые меняли свое представление о России, в том числе сталкиваясь с повседневной реальностью жизни в стране. Но может ли спорт сам по себе или организация масштабных спортивных мероприятий служить тем самым рычагом, который бы приводил в движение «видимые и невидимые свойства власти»? Спорт как важнейшее общественное явление не может отгородиться от социально-экономических и политических процессов. По словам американского социолога Р. Липсайта, «спорт был, есть и всегда будет отражением магистрального развития культуры и общества. Те, кто утверждает, что мы могли бы или нам следует оградить спорт от политики, освободить его от коммерции и идеологии - глупцы» [12]. Политические деятели от местного до национального уровня извлекают максимальную выгоду из спорта, потому что спорт не только широко распространенное явление в современном обществе, но ассоциируется с тем, что хорошо, морально и справедливо [13]. О слиянии спорта и политики говорится, например, в трудах Д. Стровского «Журналистика и политическая культура: к вопросу о взаимодействии», П. Степового «Спорт, политика, идеология», Д. Ислямова «Олимпийские игры современности: бизнес, политика или спорт?», М. Курбанова «Спорт и политика, или политика и спорт?». О связи спорта и политики пишет австрийский исследователь С. Гюльденпфеннинг, определяя физическое воспитание и спорт не как целостное общественное явление, а лишь как «специфическую сферу политики», призванную гармонизировать классовые (групповые) отношения и маскировать антагонизмы в обществе. Г. Люшен отмечает, что спорт выражает общие достижения той или иной политической системы определенного общества [14]. «Понять Россию можно только приехав сюда и увидев, как она устроена вживую» стало неофициальном лозунгом прошедшего чемпионата. В канун Чемпионата мира по футболу-2018 один из самых высоких рейтингов на YouTube в России занимал канал, рассказывающий о реакции иностранцев на увиденное в России1. Иностранцы многократно делятся своими положительными впечатлениями от пребывания в стране, связывая увиденное с тем, что им рассказывали о России их собственные СМИ и правительства. Так, например, Дэвид Димблби (David Dimbleby), известный комментатор новостных программ на канале BBC, поделился своими впечатлениями от посещения России следующим образом: «Это Россия, и у них тут все по-другому» [15]. Таким образом, предпринятый в данной статье анализ чемпионата мира по футболу-2018 через призму понятия визуализации власти ярко демонстрирует зависимость между проведением массовых спортивных и иных мероприятий, особенно международного уровня, и образом власти, ее восприятием со стороны граждан и международного сообщества, авторитетом, статусом и т.д. Визуализация власти через спортивные и культурные массовые мероприятия становится действенным решением в России, на фоне некоторого отхода от контекста «жесткой силы», о чем, например, свидетельствуют различия между последними двумя посланиями Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (2019 и 2020 гг.), а также роста популярности ежегодных массовых фестивалей в российских городах, таких как «Круг Света», «Московские сезоны», «Цветочный джем», ежегодные спартакиады учащихся, универсиады и т.д.

×

Об авторах

Евгений Андреевич Романовский

Венский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: evro.rusbrother@gmail.com

ассистент группы исследований Восточной Европы

Университатсринг 1, 1010 Вена, Австрия

Список литературы

  1. Россия как одна из главных угроз для США // Радио Свобода. 19.12.2017. URL: https://www.svoboda.org/a/28926369.html. Дата обращения: 18.12.2019.
  2. Отношения ЕС-Украина. Справочный материал. 28.11.2019. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-Homepage/47943/node/47943_ru. Дата обращения: 18.12.2019.
  3. Мировая реакция на конфликт России и Великобритании вокруг «дела Скрипалей» // ТАСС. 15.03.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 5033254. Дата обращения: 18.12.2019.
  4. ЕСПЧ обязал Россию выплатить 10 млн евро гражданам Грузии, высланным в 2006 году // Русская служба Би-би-си. 31.01.2019. URL: https://www.bbc.com/ russian/news-47069014. Дата обращения: 18.12.2019.
  5. «Северный поток - 2»: ощутила ли Европа российскую удавку // ИноСМИ. 06.12.2018. URL: https://inosmi.ru/politic/20181206/244174775.html. Дата обращения: 18.12.2019.
  6. Pushed by Sanctions, Russia Pivots to China // Japan Times. 28.06.2015. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/06/28/commentary/world-commentary/pushed-by-sanctions-russia-pivots-to-china/#.XFbnWi3Gm1u. Дата обращения: 18.12.2019.
  7. Сирия и роль России в новом мировом порядке // Русская служба Би-би-си. 03.10.2016. URL: https://www.bbc.com/russian/features-37541018. Дата обращения: 18.12.2019.
  8. Göhler G. Macht der Öffentlichkeit - Öffentlichleit der Macht. Baden-Baden: Nomos Verl. - Ges., 1995. 311s.
  9. Хауэр-Тюкаркина О.М. Современная имиджевая политика Европейского союза. М.: Горячая линия - Телеком, 2015. 179 c.
  10. Maar C., Burda H. Iconic Worlds. Neue Bilderwelten und Wissensräume. DuMont Literatur und Kunst Verlag. Köln, 2006. 374 s.
  11. Бретерский А., Винокуров А. Новая холодная война: американцы готовы к затяжной войне // Газета.ru 04.12.2018. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2018/12/ 04_a_12081673.shtml. Дата обращения: 20.12.2019.
  12. Серебряков А., Пономарев Н. Социология спорта США. М.: ФиС 1987. 223 с.
  13. Чекменева Т.Г. К вопросу о взаимосвязи спорта и политики // В.В. Галкин. 28.05.2015. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/policy/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-sporta-i-politiki/. Дата обращения: 20.12.2019.
  14. Сазонова Ю.А. Концепция спорта как политики и ее реализация на страницах СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 URL: http://human.snauka.ru/ 2014/02/5905. Дата обращения: 20.12.2019.
  15. Putin’s Russia with David Dimbleby Review - Things are Different There // The Guardian. 13.06.2018. URL: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2018/jun/13/putins-russia-with-david-dimbleby-review-things-are-different-there. Дата обращения: 20.12.2019.

© Романовский Е.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах