Восприятие мемориального конфликта вокруг фильма «Смерть Сталина» в среде российских интернет-пользователей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представленное исследование посвящено теме восприятия конфликта вокруг фильма «Смерть Сталина» в среде российских интернет-пользователей. В основу статьи легли материалы киберметрического исследования, проведенного посредством сервиса мониторинга социальных медиа IQBuzz. Методологическую базу работы формируют киберметрические методы, сочетающиеся с элементами традиционного контент-анализа и дескриптивным анализом. Проведенные изыскания показали, что российские интернет-пользователи восприняли фильм «Смерть Сталина» преимущественно негативно. Поддержка выхода кинокартины зафиксирована лишь в 25% сообщений, вошедших в выборку. Поддержка кинокартины пользователями преимущественно не была политически мотивирована. Отзыв российскими властями прокатного удостоверения у фильма не нашел поддержки со стороны пользователей. По их мнению, скандал, связанный с отзывом прокатного удостоверения фильма, спровоцировал рост интереса к кинокартине. Как противники, так и апологеты фильма сошлись во мнении, что Министерство культуры РФ уделило слишком много внимания данной проблеме, отвлекаясь от решения более значимых задач, стоящих перед ведомством. В действиях чиновников усмотрели попытку ограничить свободу слова. Поводом для критики стала также непоследовательность в действиях представителей власти. Государство выступило против выхода в прокат антисоветского по содержанию фильма, в то время как российские кинокартины, созданные в аналогичном идеологическом ключе, находят поддержку со стороны властей.

Полный текст

Введение Система представлений о событиях прошлого выступает в качестве одного из основных элементов парадигмы национально-государственной идентичности [1. С. 269, 270]. Данное обстоятельство естественным образом обуславливает конкуренцию моделей исторического нарратива, существующих в обществе. Стремление изменить существующую идентичность со стороны внешних и внутренних акторов влечет за собой начало т.н. «мемориальных войн». При этом основным «полем боя» для конкурирующих сторон, как правило, выступает пространство массовой культуры. Большая часть представителей каждой макросоциальной группы плохо знакома с работами академических историков, не испытывает к ним интереса и зачастую не обладает навыками и знаниями, необходимыми для адекватного и корректного восприятия научного текста. Историческое сознание широких слоев населения носит во многом мифологический характер: наиболее востребованной с их стороны является заведомо упрощенная и потому непротиворечивая, легко доступная для понимания картина событий прошлого. По этой причине основным источником исторических знаний для большинства представителей социума являются школьные учебники и различные художественные произведения, посвященные событиям прошлого. Последние обретают особое значение, так как их авторы создают образ прошлого при помощи запоминающихся, эмоционально насыщенных символов, которые обретают для большинства носителей конкретной идентичности ценностное значение. Таким образом формируется национальный пантеон героев, фигуры которых воплощают собой ключевые события в истории государств и этносов [2]. Как следствие, появление произведений массовой культуры на историческую тематику зачастую сопровождается началом «мемориальных войн». Авторы художественных произведений склонны достаточно вольно обращаться с историческими фактами, что во многих случаях провоцирует острую реакцию со стороны общественности. В качестве наглядного примера в данном случае можно привести конфликт, порожденный выходом на экраны кинокартины «Матильда» (2017, А. Учитель). Реконструкция личности и жизненного пути Николая II, произведенная создателями фильма, заметно разошлась со взглядами на историю значительной части российских монархистов. Результатом этого стали не только угрозы террористических актов, но и реальные эпизоды нападения на кинотеатры, в которых демонстрировался фильм [4]. Особенно острый характер мемориальные конфликты обретают в ситуациях, когда отображаемое в художественном произведении событие занимает особое место в исторической памяти общества. В случае современной России в данном качестве выступают Великая Отечественная война и ее конкретные деятели. Масштабы травмирующего характера данного события, причастность к нему абсолютного большинства граждан, относительно небольшая продолжительность хронологического отрезка, отделяющего общество от соответствующего исторического периода, высокая личная значимость войны в силу эмпатических связей с близкими родственниками -очевидцами произошедшего - все эти факторы обуславливают особое отношение россиян к Великой Отечественной войне. Как следствие, произведения массовой культуры, противоречащие доминирующей системе о событиях и деятелях соответствующего периода, провоцируют начало ожесточенных дискуссий внутри общества. Последнее хорошо демонстрируют примеры таких кинокартин, как «Сволочи» (2006, А. Атанесян) и «Утомленные солнцем-2» (2010-2011 гг., Н. Михалков) [2; 5; 6; 7]. Многие из соответствующих сюжетов уже получили отражение на страницах научных публикаций. В частности, к ним обращались в своих исследованиях О.Ю. Малинова [8], Н.В. Немирова [7], А.М. Никольская [9], Н.В. Проказина, Н.П. Старых [10] и А.С. Семченков [11]. Однако часть эпизодов такого рода остаются еще не введенными в научный оборот (в первую очередь это касается относительно недавно созданных произведений массовой культуры). Обращаясь к кейсам последних мемориальных конфликтов, в качестве наиболее значимого можно выделить события вокруг кинокомедии «Смерть Сталина» (2017, А. Ианнуччи), приведшие в итоге к отзыву у картины прокатного удостоверения в России. Дискуссия вокруг фильма обрела широкий общественный резонанс и выявила существенные противоречия в настроениях граждан. Согласно данным ВЦИОМ за 2018 г., 70% россиян полагают, что над историей родной страны нельзя шутить ни при каких обстоятельствах. 64% респондентов сообщили социологам, что подобное недопустимо и в отношении ныне не живущих исторических деятелей [12]. В то же время исследование ВЦИОМ показало, что лишь 30% опрошенных выступили за запрет демонстрации фильма «Смерть Сталина» в России, а 35% осудили решение Министерства культуры РФ запретить прокат кинокартины. 58% респондентов заявили о намерении посетить показ кинокартины в случае, если бы ограничения на ее демонстрацию были сняты в ближайшие дни [4]. Наличие обозначенных противоречий ставит перед экспертным сообществом вопрос о том, почему россияне, в принципе в большинстве своем осуждающие комедийную демонстрацию событий национальной истории, в массе своей не поддержали запрет демонстрации фильма «Смерть Сталина» и одновременно проявили готовность ознакомиться с ним. Представленное исследование призвано решить часть этой задачи. Его целью является оценка восприятия конфликта вокруг фильма «Смерть Сталина» в среде российских интернет-пользователей. Материалы и методы Методология исследования включает в себя киберметрию с элементами традиционного контент-анализа и дескриптивный анализ. Исследуемый контент был собран преимущественно при помощи сервиса мониторинга социальных медиа IQBuzz. Запросы для формирования рубрик в IQBuzz были составлены на русском языке, с использованием кириллицы и латиницы, с учетом возможности использования авторами сообщений слэнговых, нецензурных выражений, а также сокращенных словоформ. Применение IQBuzz дало возможность сформировать выборку из 700 уникальных сообщений, размещенных в популярных социальных медиа, таких как «Вконтакте», «Одноклассники», «Живой журнал», «Facebook», «Instagram», «Twitter»). Отобранные записи характеризует наличие наибольшего числа «лайков», «репостов» и комментариев. Включенные в выборку посты, опубликованные в соцсети «Facebook», были выявлены посредством неавтоматизированного поиска сообщений по хэштегам. Последнее обусловлено тем, что размещенные в «Facebook» сообщения защищены от «считывания» мониторинговыми программами. Структура выборки подверглась процедуре взвешивания в соответствии с распределением аудитории социальных сетей между конкретными интернет-ресурсами по данным за 2018 г. Количественные данные при подсчетах отображены в процентах от общего размера выборки. В одном сообщении зачастую встречаются одновременно несколько подлежащих подсчету переменных. Как результат, суммирование процентов в ряде случаев дает показатели, превышающие заявленные абсолютные показатели. Такого рода расхождения встречаются, в частности, при сопоставлении общей численности сообщений негативной или позитивной тональности и распределения мотивации действий их авторов. Последнее связано с тем, что автор одного сообщения в отдельных случаях указывал два и более мотива. Результаты Исследование показало, что тональность сообщений, размещенных пользователями относительно фильма «Смерть Сталина», носит преимущественно негативный характер (около 57% вошедших в состав выборки постов). 25% записей имеют позитивный окрас и 18% - нейтральный (см. рис. 1). Рис. 1. Распределение сообщений по тональности (% от общего числа сообщений в выборке) / Fig. 1. Distribution of messages by tone (% of the total number of messages in the sample) Мотивация пользователей, отрицательно оценивших фильм, отличается сложной структурой. В большинстве случаев в одном сообщении указано более одного мотива. Часть (авторы 68% сообщений негативной тональности) объяснили свою позицию тем, что к числу персонажей, карикатурно отображенных в фильме, относятся исторические деятели, чьи фигуры имеют глубокое символическое значение для российской истории (например, Г.К. Жуков). Создатели 42% негативных постов отметили, что в фильме негативно позиционируется все советское руководство и сама политическая система СССР, что заведомо способствует искажению роли Советского Союза во Второй мировой войне. 25% отрицательных постов содержат указания того, что основной месседж фильма содержит в себе отсылки к политической системе современной России, т.е. является инструментом информационной войны государств Запада против Москвы. Авторы 16% сообщений отстаивают тезис о том, что формат комедии способствует «снижению остроты восприятия преступлений сталинского режима» современной аудиторией. В большинстве случаев один пост содержит упоминание сразу нескольких мотивов (см. рис. 2). Рис. 2. Мотивация авторов сообщений с негативной окраской (% от общего числа сообщений негативной тональности) / Fig. 2. Motivation of authors of messages with a negative spin (% of the total number of messages with a negative spin) Пользователи, позитивно оценившие появление кинокартины, объясняют свой выбор желанием развлечься (17% постов в выборке или 68% от общего числа сообщений позитивной тональности) или необходимостью борьбы с «пережитками сталинизма» в общественном сознании (14% и 56% соответственно). В значительной части сообщений оба мотива обозначены одновременно (см. рис. 3). Рис. 3. Мотивация авторов сообщений с позитивной окраской (% от общего числа сообщений позитивной тональности) / Fig. 3. Motivation of authors of messages with a positive spin (% of the total number of messages with a positive spin) При этом лишь 18% сообщений в выборке содержат в себе декларацию одобрения на запрет демонстрации фильма в российских кинотеатрах. Авторы 61% записей выступили с осуждение данной инициативы властей РФ (см. рис. 4). Рис. 4. Распределение сообщений по признаку одобрения/неодобрения на показ фильма (% от общего числа сообщений в выборке) / Fig. 4. Distribution of messages based on approval/disapproval of the movie (% of the total number of messages in the sample) Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, почему более чем 2/3 сообщений негативной тональности (т.е. свыше 38% от общего числа постов в выборке) содержат декларацию сомнений в пользе запрета на демонстрацию фильма. Чаще всего (37% от общего числа сообщений негативной тональности) их авторы аргументируют свою позицию тем, что запрет играет роль фактора, стимулирующего интерес массовой аудитории. Авторы 30% негативных постов выражают точку зрения, согласно которой в культурной жизни России есть куда более значимые проблемы, заслуживающие внимания федерального руководства. Около 11% сообщений негативной тональности содержат в себе доводы в пользу того, что демонстрация фильма привела бы к обратному эффекту, лишь усилив патриотические настроения в обществе. В некоторых случаях один пост содержит упоминание одновременно двух-трех мотивов (см. рис. 5). Рис. 5. Причины неодобрения запрета демонстрации фильма среди авторов сообщений негативной тональности (% от общего числа сообщений негативной тональности) / Fig. 5. Reasons for disapproval of the ban on showing the film among authors of negative tone messages (% of the total number of negative tone messages) Пользователи, положительно либо нейтрально относящиеся к появлению кинокартины, критикуют отзыв прокатного удостоверения у фильма преимущественно посредством четырех доводов. В большинстве случаев в одном сообщении присутствуют несколько доводов одновременно. 51% сообщений негативной или нейтральной тональности содержат аргументы в пользу того, что действия властей в данном случае содействовали ограничению свободы слова. В 35% публикаций данного типа авторы подчеркивают, что, по их мнению, Министерство культуры РФ должно заниматься более сложными вопросами. В 23% записей негативной или нейтральной тональности авторов запрета обвинили в апологии сталинизма. В 16% сообщений представителей власти обвиняют в двойных стандартах: по мнению пользователей, государство активно поддерживало создание «антисоветских» фильмов, таких как две части «Утомленных солнцем-2», и в то же время заблокировало прокат почти идентичной по духу зарубежной кинокартины (см. рис. 6.). Рис. 6. Причины неодобрения запрета демонстрации фильма среди авторов сообщений позитивной и нейтральной тональности (% от общего числа сообщений в выборке) / Fig. 6. Reasons for disapproval of the ban on showing the film among the authors of messages of positive and neutral tone (% of the total number of messages in the sample) Заключение Подводя итоги исследования, мы приходим к выводу, что российские интернет-пользователи восприняли сам фильм «Смерть Сталина» преимущественно негативно. Поддержка выхода кинокартины не достигла существенного уровня и преимущественно не была политически мотивирована. Однако реакция российских властей на возможность его появления в прокате также не нашла поддержки со стороны пользователей. По их мнению, скандал, связанный с отзывом прокатного удостоверения, лишь спровоцировал рост интереса к кинокартине (что косвенно подтверждают данные традиционной социологии). Как противники, так и апологеты фильма сошлись во мнении, что Министерство культуры РФ уделило слишком много внимания данной проблеме, отвлекаясь от решения более насущных задач. В действиях чиновников увидели также попытку ограничить свободу слова. Поводом для критики стала также непоследовательность в действиях представителей власти, а также то, что государство выступило против выхода в прокат антисоветского по содержанию фильма, в то время как российские кинокартины, созданные в аналогичном ключе, находят поддержку со стороны властей.

×

Об авторах

Сергей Игоревич Белов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургский государственный университет; Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: Belov2006s@yandex.ru

доцент кафедры российской политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; докторант Института философии РАН; исполнитель гранта РФФИ № 18-18-00233 Санкт-Петербургского государственного университета

ул. Ленинские горы 1, Москва, Россия, 119991; Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Россия, 199034; Гончарная ул., 12 стр. 1, Москва, Россия, 109240

Список литературы

  1. Белов С.И. Недостатки формирования политики памяти в России (результаты обобщения экспертных мнений) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 2. С. 269-277.
  2. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Советское прошлое в ценностном и образно-символическом пространстве российской идентичности // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 25-39.
  3. Водитель «УАЗ» сжег кинотеатр в Екатеринбурге из-за фильма «Матильда». Мэр города Евгений Ройзман назвал произошедшее терактом // МК. 09.04.2017. URL: https://www.mk.ru/incident/2017/09/04/voditel-uaz-szheg-kinoteatr-v-ekaterinburge-izza-filma-matilda.html. Дата обращения: 08.09.2018.
  4. Ключникова Т.Н., Исаева Е.Ю. Историческая память о Великой Отечественной войне как процесс формирования гражданской идентичности молодежи // Образование и общество. 2014. № 4 (87). С. 65-69.
  5. Коршунова О.Н., Поливанов Я.М. Историческая память о мировых войнах как проблема конфликтологии // Конфликтология. 2014. № 3. С. 39-50.
  6. Немирова Н.В. Историческая память о Великой Отечественной войне: опыт качественного социологического исследования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2015. № 4 (63). С. 157-165.
  7. Малинова О.Ю. Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990-х к 2010-м годам // Полис. Политические исследования. 2016. № 6. С. 139-158.
  8. Никольская А.М. Память о великой войне // Pro nunc. Современные политические процессы. 2013. № 1 (12). С. 32-35.
  9. Проказина Н.В., Старых Н.П. Коммуникативная память о Великой Отечественной войне: теоретические подходы и социальная практика // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 5 (35). С. 35-43.
  10. Семченков А.С. Историческая память о Великой Отечественной войне и обеспечение политической стабильности России // Вестник Российской нации. 2015. № 3 (41). С. 16-27.
  11. Ирония истории, или можно ли смеяться над смертью Сталина? // ВЦИОМ. 19.02.2018. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/past-future/article/ironija-istorii-ili-mozhno-li-smejatsja-nad-smertju-stal.html. Дата обращения: 08.10.2019.

© Белов С.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах