Социальная и экономическая безопасность в контексте дошкольного образования
- Авторы: Унусян У.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 6, № 1 (2019)
- Страницы: 50-68
- Раздел: Слово студентам, аспирантами и молодым ученым
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/22328
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2019-6-1-50-68
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья исследует место экономической и социальной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также степень воздействия сферы образования на процесс развития общества, раскрывает актуальность обеспечения в рамках дошкольного образования достаточного уровня социальной и экономической безопасности. В работе представлены различные критерии оценки условий обеспечения экономической безопасности в соответствующей сфере, объясняется необходимость произошедшей муниципализации и регионализации образования, затрагиваются вопросы государственного обеспечения и государственного снабжения образования. Автором анализируется понятие «безопасной образовательной среды», исследуются подходы к ее пониманию, дается перечень методов, с помощью которых может обеспечиваться социальная безопасность образовательной среды в дошкольном учреждении.
Полный текст
Введение Произошедшие в нашей стране в конце прошлого века изменения в политико-социальных отношениях сформировали новую политическую, экономическую и общественную систему, которая призвана отвечать вызовам нового времени. Происходят естественные процессы интеграции страны в мировое сообщество, при этом провозглашается приоритет социально-экономического и культурного развития общества и личности. Однако современные глобалистские тенденции имеют свойство больше аппелировать к западноевропейскому и американскому образу жизни, что достаточно быстро и легко воспринимается национальными государствами, как в политико-правовой сфере, так и в культурной. Несмотря на это, национальный интерес по-прежнему остается главной гарантией политического суверенитета государства. В условиях бурного развития экономической и инновационной сфер необходимость сохранения собственного, национального социокультурного пространства достаточно очевидна. Вместе с тем процессы интеграции нашей страны в глобальный мир, в первую очередь, связаны с восприятием и институционализацией новой образовательной парадигмы. Если учесть, что эффективная образовательная политика государства не только призвана решать проблему обучения, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, но и должна обеспечивать воспроизводство фундаментальных ценностей нашего общества в следующих поколениях, то реформирование этой сферы ставит ее в ряд наиболее важных проблем национальной безопасности. Место социальной и экономической безопасности в системе национальной безопасности Понятие «национальной безопасности», ее структура, составные элементы, а также необходимость и пути достижения раскрываются в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [1]. Фиксируется, что национальная безопасность представляет собой такое состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое должно создать условия для обеспечения зафиксированных в Конституции прав, свобод, достойного уровня жизни граждан, а также государственного суверенитета, целостности территории страны и ее устойчивого развития. В соответствии с тем количеством сфер, которые можно выделить в структуре общества - социальная, экономическая, политическая, экологическая, духовно-нравственная и др. - можно выделить такое же количество элементов, входящих в систему национальной безопасности. Следовательно, социальная безопасность и экономическая безопасность являются элементами системы национальной безопасности государства [2]. Здесь следует отметить растущую тенденцию приоритета вопросов национальной безопасности в деятельности государственных органов власти за последнее время, что также обусловило выделение на первый план вопросов социальной и экономической безопасности по сравнению с вопросами военной или политической безопасности. Это связано, прежде всего, тем, что эффективное решение проблем обеспечения достойного уровня жизни и процветания общества в целом позволяет говорить о внутреннем стабильном развитии самого государства, а также готовности общества противостоять внешним вызовам. Актуальность вопросов обеспечения социальной безопасности очевидна, однако в отличие от системы обеспечения экономической безопасности система обеспечения социальной безопасности разработана гораздо хуже: отсутствует четко определенная структура, можно наблюдать слабое взаимодействие элементов внутри системы, что обуславливает необходимость дальней- шей работы по созданию разветвленной и эффективной системы социальной безопасности [2]. При этом следует помнить, что все элементы социальной системы - личность, социальные группы, социальные общности - выступают объектами обеспечения социальной безопасности, именно их состояние защищенности от угроз нарушения их коренных интересов, прав и свобод и является целью функционирования системы социальной безопасности. Однако следует учесть, что социальная безопасность не может обеспечиваться только посредством работы властных институтов, как официальных, так и не официальных. Именно благоприятные социально-экономические условия, уровень жизни граждан, наполненность и разнообразие культурного, экономического и общественного капитала каждой семьи - вот те структурные компоненты социума, которые непосредственно влияют на состояние и степень социальной безопасности в целом. Таким образом, одной из основных задач системы обеспечения социальной безопасности будет являться оптимизация социальных процессов, сглаживание напряженности и недопущение ухудшения состояния общественной системы в целом и каждого ее элемента в отдельности [2]. Подтверждение таким выводам можно найти в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [3]. Здесь угрозами национальной безопасности в социальной сфере признаются такие негативные тенденции и явления, как расслоение общества на богатых и малообеспеченных, число которых увеличивается, наличие и рост безработицы, а также кризис системы здравоохранения, что в целом приводит к деморализации и упадку целого общества и семьи как отдельной его ячейки [3]. Зачастую происходит смешивание понятий социальной и экономической безопасности. Однако этого не следует делать, так как природа социальных и экономических рисков совершенно различается. Можно говорить о социальных последствиях нарушения экономической безопасности: они всего лишь опосредованы самим наступлением экономических рисков и вызовов, в то время как социальная безопасность несет в себе прямые риски. Если мы говорим об экономической безопасности сферы образования как элемента национальной безопасности страны, то внедрение рыночных элементов ведения хозяйства в данную, для нас традиционно-социальную, сферу, обусловливают эту взаимосвязь [4]. Можно рассматривать экономическую безопасность страны как способность отечественной экономической системы к постоянному расширенному воспроизводству, которое в состоянии обеспечить не только жизнеспособность всей системы, но и позволяет сохранять признаки полноценного активного экономического субъекта в условиях быстро изменяющейся среды [5]. Итак, национальная безопасность в современных условиях рассматривается в контексте жизнеспособности наций, стран или государств, могущих обеспечить полноценное развитие своего общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Образование, безусловно, участвует в процессе развития общества, при этом оказывает воздействие на все элементы структуры национальной безопасности. Так, сложно в современных условиях представить качественное функционирование военной сферы без подготовленных квалифицированных кадров и научных разработок. Такой элемент, как экологическая безопасность, предполагает инновационный подход к обучению граждан культуре выживания и сохранению окружающей среды [6]. Образование как фундамент культуры обуславливает безопасность культурного развития социума. Сам социум не может развиваться без функционирования объединяющей его системы ценностей, формирует которые институт образования. В современных реалиях образование уже выступает не только как базовый компонент национальной безопасности, но и как фактор, закрепляющий статус отдельного человека в каком-либо обществе, или целой нации в глобальном мире. Закрепление статуса России как ведущей мировой державы напрямую зависит от сохранения и развития образовательного потенциала внутри страны. Критерии оценки и условия обеспечения экономической безопасности дошкольного образования Следует признать, что государственное регулирование всей системы образования (на федеральном и на региональном уровнях) будет всегда выступать основной гарантией обеспечения эффективности и безопасности образования, в том числе и в экономическом контексте. Здесь следует уделить внимание региональным системам образования, которые в рамках местности выступают не только как культурное и научное, но и экономическое благо. Предполагалось, что в результате всех преобразований каждая область, край или город будут в состоянии сами реализовывать конституционные права граждан на получение образования, а также обеспечивать качественное функционирование системы образования на вверенной территории посредством предоставления широкого спектра образовательных услуг [6]. При этом необходимо учитывать изменяющуюся конъюнктуру рынка, тенденции в экономике, структуру и уровень занятости местного населения [4]. Однако в реальности возможности как в предоставлении, так и в потреблении социальных благ от региона к региону существенно различаются. Это влечет за собой, во-первых, сложности в выявлении предпочтений, а во-вторых, к мобильности потенциальных потребителей образовательных услуг между территориями с различным набором таких благ. Безусловно, крупные города имеют гораздо лучшие условия для удовлетворения всех потребностей культурного, профессионального или иного характера. Как следствие можно наблюдать вполне устойчивую тенденцию к миграции населения, что в экономической литературе обозначена как проблема «юг - север», сельская местность - город, периферия - центр, малые города - крупные города [6]. Поскольку все региональные системы различаются между собой по количеству обучающихся в учебных заведениях, в том числе и в ДОУ, а также но- менклатурой образовательных программ, экономически они не равносильны. Равновесие в дошкольном образовании можно достичь, оптимально разместив дошкольные учреждения на территории районов или городов. Но вместе с тем, вследствие наличия ограниченного количества таких дошкольных заведений и различий в характере образовательных программ [6], некоторые ДОУ могут составлять сильную конкуренцию менее привлекательным учреждениям дошкольного сегмента [4]. Можно говорить о стимулировании, таким образом, руководства ДОУ в расширении ассортимента и оптимизации своей работы посредством повышения уровня предоставляемых образовательных услуг. В современной экономической литературе сформулированы два взгляда на участие государства в системе образования. Еще до недавнего времени традиционный подход видел образование полностью государственным, поэтому модно было говорить о недостаточности финансирования образовательных программ. Сегодня превалирует иная точка зрения, ратующая за сокращение бесплатных образовательных услуг [4]. Если мы будем говорить о государственном образовании, то следует различать государственное предоставление услуг (платно) и государственное обеспечение (бесплатно), что является формой субсидирования. Последнее не имеет необходимости в мониторинге предоставления благ. Образование в таком случае является социальным благом с двойственным характером, т.к. определенный уровень образования предоставляется населению бесплатно - дошкольное образование как раз относится к такому благу. Хотя при этом в стране существует система платных детских садов, и любой гражданин может воспользоваться частными образовательными услугами дошкольного сегмента. Помимо этого государство само может организовать дошкольную образовательную деятельность посредством учреждения детских садов на бесплатной основе, либо сделать их полностью платными, либо частично платными. Вопросы государственного снабжения системы образования решаются в ходе осуществления государственной политики в этой сфере и зависят от размеров национального дохода страны, от ставки подоходного налога для образования, а также в не меньшей степени от расширения доступа для частного инвестора к участию в системе образования [6]. Также в вопросе государственного снабжения в образовательной сфере существует проблема неэффективности равных затрат, которая не может в должном объеме и качестве компенсировать запросы детей с разными возможностями, как физическими, так и психологическими. Помимо констатации наличия разных потребностей у детей, разных возможностей у них и их родителей можно констатировать и различие регионов по своим возможностям, как в предоставлении социальных благ, так и в потреблении местными жителями этих благ, что мы отмечали выше. Именно поэтому вполне обосновано можно говорить, что модернизация и развитие образовательной сферы в России, в том числе и дошкольного сегмента, идет по пути регионализации и муниципализации образования. В таком контексте образование выступает как общественное благо, ограниченное пространством региона или между ними [4]. Как видим, в современных условиях система дошкольного образования должна пользоваться определенной степенью экономической свободы. Помимо этого региональная система, приступая к созданию и осуществлению единой модели поведения, должна обладать внутренними механизмами эффективного управления. В процессе осуществления программ внешнего финансирования своей деятельности системе дошкольного образования следует учитывать реакцию внешней среды, снижая риски и сводя негативные тенденции к нулю [6]. По отношению к отдельно взятому дошкольному учреждению можно сказать, что его экономическая безопасность обусловлена, прежде всего, потенциальной возможностью устойчивого функционирования и развития в экономическом контексте, а также реализации целей и задач дошкольного образовательного учреждения Когда говорят о классификации объектов экономической безопасности в контексте проблемы образования, то обычно в современной науке выделяют четыре уровня классификации таких объектов [7; 8; 9]. Это образовательный уровень граждан и результативность работы системы образования как области, которая призвана обеспечить воспроизводство интеллектуальных параметров социума, что обуславливает экономическую безопасность государства в целом. На данном уровне должен разрешаться целый спектр задач экономической безопасности образовательных учреждений. Однако на данном этапе экспертами отмечается крайняя слабость разработки как методических, так и методологических вопросов безопасности экономического контекста [Мясникова 2015: 137]. Специфика развития образовательных учреждений должна учитываться при создании системы экономической безопасности, однако существующий национальный проект пока не соответствует имеющимся условиям, решая на данном этапе вопросы безопасности узкого круга образовательных учреждений. Затем рассматривается система образования как самостоятельная сфера, удовлетворяющая целому ряду потребностей общественного развития в конкретно-историческом контексте. Необходимо учитывать глобалистские тренды, поэтому с одной стороны следует посредством системы экономической безопасности поддерживать высокий уровень конкурентоспособности каждого элемента структуры образовательной сферы, а с другой - обеспечивать их защиту от внутренних и внешних угроз и рисков. Далее - это сами образовательные учреждения, функционирующие в совокупности как самостоятельная экономическая система, при этом каждое из них обладает своим уникальным «лицом», характером, символами или атрибутами. И наконец, личность, которая так или иначе находится в потоке образовательных процессов, посещая один или целый ряд определенных дошкольных учреждений. Обычно в современных работах проблем экономической безопасности первый и второй уровни занимают большее внимание исследователей. Тезис о неизбежности возникновения достаточно острой проблемы экономической безопасности образовательных систем влечет за собой необходимость выяснения двух основных вопросов для решения задач дошкольного образования: 1. Можно ли сформулировать допустимый минимум безопасности, который должно соблюдать дошкольное учреждение в экономической сфере, чтобы при этом оно было в состоянии вполне эффективно осуществлять свои социально-педагогические функции по отношению к воспитанникам и социуму. Если можно определить такие пороговые показатели дефицита ресурсов, то можно будет обеспечить реализацию государственной задачи по поддержанию безопасности ДОУ в целом. 2. Первая задача обеспечивается посредством необходимости формулирования государственной стратегии в отношении как к дошкольному образованию в целом, так и к дошкольным образовательным учреждениям в частности. Однако в данный момент анализ научной литературы по вопросу экономической безопасности говорит об отсутствии вполне разработанной и понятной номенклатуры показателей для обеспечения индикаторов безопасности экономической сферы дошкольного образования [10; 11; 9]. На данном этапе задача обеспечения экономической безопасности дошкольных образовательных учреждений возложена на региональные и муниципальные органы власти. Выше мы уже отмечали необходимость такого шага. Однако следует заметить, что хотя на местные бюджеты и возложена функция распределения государственных средств для развития социальной инфраструктуры данного общества, пока дошкольное образование в целом страдает рядом инфраструктурных проблем. В первую очередь - это неэффективность в обеспечении выравнивания стартовых возможностей детей перед их входом в систему школьного образования [12]. Зачастую родителей больше беспокоит другая проблема дошкольного образования - нехватка мест в детских садах, и чаще всего обращается внимание именно на этот аспект, а не на то, что силами ДОУ сложно устранить или хотя бы смягчить различия в социальном и культурном статусе семей. Тенденция, при которой количество ДОУ уменьшается в сельской местности, обусловлена миграцией населения из деревень и сел в города. Это влечет за собой нехватку детских мест в городских детских садах. Однако такая проблема решается путем реализации различных долгосрочных целевых программ в каждом отдельном регионе: «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений» [13], «Повышение качества и доступности дошкольного образования» [14], «Образование Подмосковья» [15] и т.п. За последние годы степень охвата детей предшкольного возраста дошкольными образовательными услугами выросла, и отчасти это также можно отнести на счет майских указов Президента РФ [16]. Помимо этого следует обратить внимание на то, что, несмотря на модернизацию в системе образования, которая затронула также и дошкольное образование, в результате чего поменялся государственный взгляд на концепцию дошкольного образования в целом, зачастую эту систему рассматривают как систему социального призрения. К сожалению, роль дошкольного учреж- дения в формировании у ребенка эффективных образовательных траекторий будущего не имеет пока должной оценки в обществе. Достижение позитивных показателей по охвату детей дошкольным образованием не может вполне адекватно решить вопросы потенциала детского развития, поскольку причины таких проблем лежат в экономической сфере семьи: дети посещают ДОУ, как правило, по месту жительства, которое обусловлено доходами семьи. Таким образом складывается ситуация, при которой низкий социальный, культурный и экономический капитал семьи напрямую влияет на выбор среды для ребенка. Динамика финансирования дошкольного образования в целом по стране имеет тенденцию к увеличению выделяемых средств [12], что обнаруживает озабоченность власти вопросами экономической безопасности как отдельно взятого ДОУ, так и безопасности целого региона посредством снижения социальной напряженности. Вследствие оптимизации финансирования дошкольной сферы происходит положительная динамика увеличения заработной платы педагогов-дошкольников: в 2014 году среднемесячная заработная плата воспитателей в Российской Федерации превысила среднюю зарплату по экономике на 5,3 %. Максимальное превышение произошло в Южном Федеральном округе, а максимальное снижение - в Центральном Федеральном округе (на 29,4 %) [12]. Во-первых, такой разрыв в доходах у работников одной и той же сферы, хотя и живущих в разных регионах, может вызывать профессиональные проблемы. Во-вторых, неблагоприятная ситуация в экономическом обеспечении доходов работников дошкольной сферы требует своего адекватного решения. Педагоги дошкольной сферы образования закладывают базовые основы для развития будущих граждан страны, они выполняют важнейшую общественную функцию по обеспечению необходимых условий для радостного и полноценного проживания детьми этого периода своей жизни. В целом можно сказать, что понимать экономическую безопасность дошкольного учреждения следует в контексте результативного формирования финансовых потоков на всех этапах осуществления практики дошкольного образования. При этом дошкольное учреждение должно уметь своевременно и адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рисков как внутренних, так и внешних, иметь гибкую экономическую систему для этого, преследуя цели самосохранения и саморазвития, прибегая при необходимости к коррекции модели и параметров своего функционирования. Экономический потенциал реализации целей и задач дошкольного образовательного учреждения, а также создание комфортных условий для ведения своей хозяйственной деятельности - вот чем может характеризоваться безопасность ДОУ. Социальная безопасность, методы ее обеспечения в ДОУ Прежде всего, необходимо отметить, что, несмотря на свою очевидную актуальность, проблема социальной безопасности на данный момент считается слабо разработанной в теоретическом смысле. Наряду с этим можно кон- статировать происходящий процесс становления новой отрасли - социологии безопасности, которую рассматривают как отрасль социологического знания, имеющую своим предметом изучение отношений между людьми, влияющих на выполнение норм и соблюдение правил. Исследователями считается, что современная социология создала достаточно обширную теоретическую и методологическую базу, чтобы социологически можно было провести анализ тех институтов, структур и процессов, которые обеспечивают безопасность от человека до целых социальных систем [17]. Если говорить о государстве в целом, то можно отметить, что социальная безопасность достигается путем обеспечения различных социальных гарантий, а также путем реализации мер по предотвращению угроз и опасностей для общества. При этом угрозы могут возникать не столько из-за нарушения установленных запретов, сколько из самих общественных процессов, которые имеют свойство менять устойчивость любой системы. Мы говорим об организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, устойчивость такого процесса непосредственно зависит от тех условий, которые созданы в стенах ДОУ. Правильно организованная работа напрямую обуславливает формирование у ребенка ответственности, самостоятельности при поиске необходимого решения, умение выходить из необычных ситуаций. Условия дошкольной образовательной среды должны не только соответствовать современным тенденциям в социуме, иметь достаточно ресурсов для адекватного обучения детей жизни в нем, но и обеспечивать высокую степень безопасности самого дошкольного учреждения [18]. Здесь следует остановиться на понятии «безопасности образовательной среды», которое в настоящее время остается дискуссионным. Некоторые исследователи рассматривают безопасную образовательную среду как систему связей, отношений и элементов, которые могут обеспечить воплощение образовательных интересов личности, общества и государства [19]. Конечно, здесь предполагается, что не только участники образовательного процесса - руководство ДОУ, воспитатели, дети и их родители, - но и органы управления образованием и заинтересованные общественные организации участвуют в создании и обеспечении безопасной образовательной среды [Там же]. По мнению других исследователей (чье внимание больше было обращено в сторону школы, но, тем не менее, мы здесь упомянем такой подход, т.к. отчасти его можно применить и к ДОУ) образовательную среду описывают посредством оценки рисков безопасности. Это означает, что образовательная среда, во-первых, может пониматься через призму социально-эмоционального благополучия ее участников, а во-вторых, через чувство безопасности детей в детском саду, возможность для ребенка обрести поддержку и доверие к окружающим его взрослым и сверстникам [20]. Другие исследователи выделяют принципиальный показатель безопасности образовательной среды, имея ввиду ее способность удовлетворять все потребности субъектов образования посредством создания определенной мотивации их деятельности [21]. На данный момент тенденция в определении содержания социальной безопасности и проблеме ее обеспечения в процессе дошкольного образования говорит об аппеляции исследовательского интереса больше в сторону описания психологической безопасности. Условиями обеспечения социальной безопасности образовательной среды выступает в таких исследованиях забота о психическом здоровье участников дошкольного образования, создание атмосферы личностно-доверительного общения, избегание какого-либо насилия в межличностном взаимодействии. Показателями достижения безопасности здесь служат референтность среды, удовлетворенность всеми аспектами взаимодействия и защищенность от насилия [22]. Есть исследования, в которых социально-психологическая безопасность опосредована субъективным восприятием самого человека и взаимосвязью личности, группы и социума в коммуникативной сфере [23]. Таким образом, особенности достижения необходимого уровня безопасности среды лежат в сфере субъективных показателей, дающих совершенно разную картину объективной реальности. Наиболее полным нам представляется подход, где сформулированы две большие группы тех угроз, которые могут нарушить устойчивое состояние безопасности образовательной среды в ДОУ. Это угрозы внешние и внутренние [24, 25, 26]. В качестве внутренних угроз исследователями рассматриваются: организационные, групповые и личностные. В целом организационные можно описать как просчеты в организации системы охраны и безопасности самого учреждения, невыполнение или недолжное выполнение санитарных и технических норм обучения, слабость в организации детского досуга, проявления агрессивности по отношению к детям различной степени и характера и др. К групповым можно отнести разбивание всего коллектива обучающейся группы на более мелкие, неформальные группы деструктивной направленности (секты), конфликты внутри группы, низкая толерантность воспитанников друг к другу и к воспитателю. Личностные угрозы связаны с социальным капиталом семей учащихся: это алкогольная и другие зависимости, асоциальное поведение, недостаток знаний, отсутствие мотивации к обучению. Внешние угрозы имеют социальную природу и проявляются в четырех вариантах: политическом, экономическом, криминогенном и биологическом [27]. Как политические вызовы безопасности образовательной среды могут угрожать социальная нестабильность общества, экстремизм, терроризм и др. Как экономические факторы - это кризисы, низкое экономическое положение семей воспитанников. Криминогенные угрозы проявляются в хулиганских действиях и насилии по отношению к детям, негативном влиянии преступных субкультур на подрастающее поколение. Различные эпидемии, отравления некачественными продуктами, ухудшение условий жизни детей, питания, а следовательно, и здоровья составляют комплекс биологических угроз. Однако нельзя забывать, что от личности педагога, от его компетентности и профессионализма зависит как степень безопасности дошкольного образовательного учреждения в целом, группы, где занимаются дети, так и подго- товленность самих воспитанников к восприятию угроз и умению справляться с трудностями и вызовами современного социума. Педагог должен быть профессионально готов к обеспечению социальной безопасности, т.е. он может быть носителем системы ценностных отношений к своей профессиональной деятельности по обеспечению социальной безопасности, должен осознавать необходимость такого обеспечения, и, конечно, педагог должен освоить целый комплекс знаний, умений и навыков в сфере обеспечения социальной безопасности [19]. Другими словами, феномен «профессиональная готовность» может пониматься как особое интегративное качество, сложное по составу, единство которого составляет совокупность технологического, коммуникативного и аксиологического компонентов [19]. Нельзя не отметить, что серьезные негативные последствия для устойчивости системы социальной безопасности в образовании можно ожидать от ликвидации воспитательного процесса в учебных учреждениях, особенно дошкольного сектора. Воспитательные процессы крайне важны в ежедневном взаимодействии педагога с подрастающим поколением, однако о них не упоминается ни в первой, ни во второй редакции Закона «Об образовании», что в корне противоречит всему педагогическому опыту нашей страны, как досоветскому, так и советскому [4]. Воспитательные задачи всегда рассматривались и государством и педагогическим сообществом как равнозначные образовательным, так как наравне с обучением человека воспитывалась и личность. Теперь этот процесс имеет только досуговый характер, за результат которого дошкольные учреждения не несут ответственности. Собственно, можно сказать, что ввиду отсутствия воспитательных программ произошла своего рода денонсация воспитательного процесса как важной целенаправленной работы по формированию гражданина с положительными чертами характера и личностными качествами. Это приводит к ситуации, когда дети и подростки остаются один на один со своими проблемами, попадают в конфликты, не могут критически их оценить и адекватно найти выход из ситуации и в итоге прибегают к суициду [30]. Если говорить о методах, которые могут применять работники ДОУ для формирования безопасной социальной среды в дошкольном учреждении, то они лежат сразу в нескольких областях. Это методы, которые применяются для обеспечения безопасности труда сотрудников ДОУ, для обеспечения безопасности жизни и здоровья воспитанников, пожарной и антитеррористической безопасности. Безопасность труда педагогов и администрации ДОУ осуществляется посредством принятия и соблюдения необходимой документации, регулирующей вопросы охраны труда, а также организацией периодического инструктажа работников ДОУ по данной теме. Формирование безопасной внутренней среды в ДОУ в контексте противостояния терроризму и соблюдения правил пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения требования противопожарного, контрольно-пропускного и антитеррористического режима, как посетителями, так и сотрудниками ДОУ. На территории дошкольной организации размещаются памятки, различная наглядная агитация, стенды безопасности, содержащие информацию о правилах поведения человека в такой ситуации [31]. Рассмотрим более подробно ту работу, которая должна проводиться в ДОУ по формированию безопасной образовательной среды для самих воспитанников. В первую очередь для профилактики социальных угроз образовательному процессу педагоги и администрация ДОУ должны обладать навыками проектирования социально-безопасной среды. Необходимо учитывать возможные проявления опасностей и вызовов как внутри ДОУ, так и вне его. Администрации дошкольного учреждения следует таким образом наполнить технические ресурсы ДОУ, чтобы они могли удовлетворять информационные потребности работников образования. А также очень важно проводить повышение квалификации работников ДОУ для формирования современного взгляда на роль педагога в охране здоровья и получения навыков обеспечения детской безопасности. Необходимо помнить, что дошкольное образование носит гуманный характер. В жизни многих детей присутствуют моральное и физическое насилие, унижение достоинства маленького человека, деструктивные методы воспитания, это может проявляться и в семье, и в детском саду. Дети выступают как наименее защищенная часть социума, что вызвано также и слабым вниманием взрослых к детским проблемам. Администрации ДОУ следует внимательно относиться к персоналу детского учреждения, не только во время исполнения ими своих обязанностей, но и при приеме на работу. Необходимо избегать случаев приема на работу малоквалифицированных работников, а также людей с негативными моральными качествами. В последствии методическое руководство ДОУ должно систематически организовывать обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Для создания спокойной психологически-безопасной среды в детской группе педагогу следует научиться избегать конфликтов, организовывать работу в условиях, способствующих формированию психологически-здоровой, гармоничной личности. Первую очередь педагог в общении с детьми не должен применять психологическое насилие: принуждение, злоупотребление властью, авторитетом [27]. Здесь можно говорить о необходимости психологического сопровождения образовательной среды, а также о создании безопасных условий труда и жизни в дошкольном учреждении. Среда детского сада должна быть здоровьесберегающей, что подразумевает наличие нескольких компонентов [32]: · безопасная инфраструктура, соблюдение требований СанПиНов, соблюдение режима дня, проживания, питания, расписания занятий; · технологии здоровьесбережения, которые применяются в образовательном процессе, применение специальных программ и методик, гигиенический контроль модернизационнных методов и инструментов обучения [33]; · организация физкультурно-оздоровительной работы, наличие ресурсов и условий для занятий и отдыха, проведение физкультминуток во время занятия и гимнастики просыпания после сна, снятие физической напряженности, занятие лечебной физкультурой и др.; · выстраивание целостной системы медицинского обслуживания детей, осуществление медицинского и психологического контроля за состоянием здоровья детей в ДОУ; · организация тесного взаимодействия с родителями: воскресные клубы, родительские семинары, консультации, совместные праздники [34, 35]. Таким образом, обеспечение социально-безопасной образовательной среды в ДОУ достигается путем постоянной многовекторной работы как администрации учреждения, так и педагогов, родителей и самих детей. Выводы Образование, как важная социальная практика, участвует в деле развития общества, оказывая воздействие на все элементы структуры национальной безопасности страны и государства. Социальная безопасность и экономическая безопасность выступают как элементы системы национальной безопасности государства. Экономическая безопасность дошкольной образовательной организации может пониматься как состояние устойчивого функционирования и развития ДОУ в экономическом контексте, а также как способность реализации его целей и задач в ходе ведения своей хозяйственной деятельности. В Российской Федерации задача обеспечения экономической безопасности дошкольных образовательных учреждений возложена на региональные и муниципальные органы власти. Необходимость такого шага уже в условиях новой реальности XXI века продиктована изменениями в подходах к пониманию концепции дошкольного образования, как со стороны государства, так и со стороны общества. Система социальной безопасности в дошкольном учреждении строится не только на основе простого соблюдения различных противопожарных инструкций или медицинских требований СанПиНов. Безусловно, такие инструкции должны соблюдаться работниками ДОУ, что составляет технологическую сторону системы социальной безопасности. Идеальной представляется ситуация, при которой все стороны образовательного процесса - педагоги, администрация, воспитанники, родители - участвуют в формировании социальнобезопасной образовательной среды. Для выстраивания системы социальной безопасности в ДОУ необходимо не только участие государства, но и организация профилактической, психологической, здоровьесберегающей и др. работы как внутри коллектива ДОУ, так и взаимодействие педагогов с детьми и семьями в данных сферах.
Об авторах
Ульяна Вячеславовна Унусян
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: uljanav@mail.ru
аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов
Список литературы
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html (дата обращения: 23.03.2019).
- Беликова А.В., Комаров М.П. 2015. Социальная безопасность и ее место в системе национальной безопасности. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. № 1 (215). С. 18-23.
- Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot10012000-n-24/ (дата обращения: 23.03.2019).
- Чернова В.В. 2008. Экономическая безопасность системы образования в современных условиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Экономика. С. 474-479.
- Данилов И.П., Михайлова С.Ю. 2016. Некоторые методологические вопросы определения уровня экономической безопасности // Oeconomia et Jus. 3. С. 10-27.
- Чернова В.В. Экономическая безопасность системы образования современных условиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12 (68). С. 474-479
- Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. 2000. Экономическая безопасность регионов России. М.: Алгоритм.
- Балыхин Г.А. 2003. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
- Богомолов В.А. 2009. Экономическая безопасность. М.: ЮНИТИ-ДАНА.
- Мясникова К.И. 2015. Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности дошкольного образовательного учреждения // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 5. С. 136-139.
- Кузьминов Я.И. 2004. Проблемы отечественного образования. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Кн. 2. М.: ГУ ВШЭ. С. 113-115.
- Водянова В.В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ. 2010.
- Мясникова К.И., Котляров М.А. 2015. Оценка современного уровня экономической безопасности дошкольного образовательного учреждения. Экономика и управление региональной транспортной системой. 3: 5-32. URL: http://emtransport.esrae. ru/5-32 (дата обращения: 23.03.2019).
- Постановление «Об утверждении Муниципальной целевой Программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений городского округа Лосино-Петровский на 2012-2014 годы». URL: https://lospet.ru/upload/postan/2011/post11_302.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
- Подпрограмма № 1 «Повышение качества и доступности дошкольного образования на 2014-2020 годы». URL: http://sakhcdo.ru/sites/default/files/files/11.3_ pgssgagpsadjdj_1.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
- Постановление «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы». URL: http://mosreg.ru/ upload/iblock/ce7/495_21.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL:http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 24.03.2019).
- Кузнецов В.Н. 2003. Социология безопасности. М.: Ин-т. соц. и полит. исследований РАН.
- Степанова А.Ю., Лапин Н.Е. 2015. Гражданско-патриотическое воспитание детей как фактор социальной безопасности. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства. Сб. материалов всероссийской научно-практи- ческой конференции с международным участием. Отв. ред. Е.В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ. С. 108-116.
- Разикова Н.И, Дыненкова Е.Н. 2016. Обеспечение социальной безопасности в образовательной среде. Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». С. 150-155.
- Исаакян О.В. 2009. Психологические особенности формирования безопасной дизайнсреды общеобразовательной школы. Дисс. …канд. психол. наук. Ростов н/Д. С. 56.
- Марчук Н.Ю., Пестова И.В. 2015. Социально-профессиональные риски в образовательной среде. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. Е.В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ. С. 41-47.
- Баева И.А. 2002. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз. С. 64.
- Зотова О.Ю. 2011. Социально-психологическая безопасность личности. Дисс. …д-ра психол. наук. М.: МГУ им. Ломоносова. С. 201.
- Гаязова Л.А. 2011. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 142: С. 27-33.
- Гераськина М.Г. 2007. Психологическая характеристика безопасности образовательных учреждений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 3. С. 167-171.
- Латчук В.Н., Каръенов С.Р. 2012. Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательных учреждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. № 1. С. 80-91.
- Кисляков П.А. 2013. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика. Современные исследования социальных проблем. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-ugrozy-sotsialnoy-bezopasnostiobrazovatelnoy-sredy-i-ih-profilaktika (дата обращения: 23.03.2019).
- Воронин А.С., Дыненкова Е.Н. 2015. Профессиональная готовность педагогов к обеспечению социальной безопасности в условиях образовательной организации. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 13-14 ноября 2014. Отв. ред. Е.В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ. С. 127-131.
- Патраков Э.В. 2008. Формирование готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. Екб. URL: http:// nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-kdeyatelnosti-v-poliprofessionalnoy-gruppe-spetsialistov (дата обращения: 23.03.2019).
- Письмо Министерства образования РФ от 26 января 2000 г. № 22-06-86. URL: http:// rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrazovaniya-RF-N-26-06-627,-Profsoyuza-rabotnikovnarodnogo-obrazovaniya-i-nauki-RF-N-142-ot/ (дата обращения: 23.03.2019).
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в здании МБДОУ № 18 от 31.08.2018. URL: https://ds18himki.edumsko.ru/uploads/3000/2931/section/235901/kartinki/instrukciya_ o_merah_pozharnoj_bezopasnosti.pdf?1536059416664 (дата обращения: 23.03.2019).
- Тушина Г.И. 2005. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы. Автореф. дис.. к.п.н. Кемерово.
- Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского сада 2013. URL: http://katusha15.ru/index.php/instruktor-po-fk/276-primenenie- zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-detsada (дата обращения: 24.03.2019).
- Программа Организация деятельности семейного клуба «Дружная семья» в ДОУ. URL: http://ds65.detkin-club.ru/editor/40/files/ed67dc121de12b6fb7d2aa336d1fa45e.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
- Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. URL: http://39frspb.caduk. ru/p34aa1.html (дата обращения: 24.03.2019).
- Антонов А.А. 2010. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 11. С. 22-27.
- Лашкова Л.Л. 2013. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. № 6. С. 1-5.
- Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. 2012. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению. Современные исследования социальных проблем. 5(13). URL: www.sisp.nkras.ru.
- Погорова А.А. 2007. Политико-правовое обеспечение национальных интересов России в сфере образовательной безопасности. Дисс. …канд. юрид. наук. Ростов н/Д.: РЮИ МВД РФ. URL: http://cheloveknauka.com/politiko-pravovoe-obespechenie-natsionalnyhinteresov-rossii-v-sfere-obrazovatelnoy-bezopasnosti (дата обращения: 24.03.2019).