Поддержка социального предпринимательства: лучшие практики в России и в мире

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальное предпринимательство - новое явление в российской практике. В статье рассматривается опыт социального предпринимательства в России и в мире с учетом его разнообразия и исследовательского потенциала. В общем и целом данная статья рассматривает мировые практики финансовой поддержки социального предпринимательства с целью выявления лучших способов поддержки социальных предпринимателей, сравнения с аналогичными практиками в России и способами внедрения данных методов финансовой поддержки. Подробно исследованы все основные виды осуществления финансовой поддержки социального предпринимательства. На основе проведенного исследовательского анализа авторы сформулировали свое видение преодоления сложившейся ситуации путем проведения определенных мероприятий. В заключение делается вывод об отсутствии проработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социальных предпринимателей и внедрений инновационных инструментов финансовой поддержки социальных предпринимателей.

Полный текст

Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, направленная на решение социальных, культурных и экологических проблем с использованием средств, присущих традиционной предпринимательской деятельности. В настоящее время в Российской Федерации существуют четыре подхода к пониманию социального предпринимательства: o Социальное предпринимательство как способ социальной поддержки определенных групп населения; o Социальное предпринимательство как механизм содействия экономическому развитию, поддержки предпринимательства; o Социальное предпринимательство как альтернативный государственному механизм решения социальных проблем; o Социальное предпринимательство как социально ориентированный бизнес [2]. Социальное предпринимательство в его современном виде возникло в 1980-е годы и встало на путь активного развития в 1990-е годы, что делает данный вид деятельности относительно новым явлением не только для России, но и для всего мира. И действующая финансовая система не предназначена для удовлетворения таких гибридных организаций, балансирующих между получением прибыли и выполнением своей социальной миссии. Проблема же состоит в том, что доноры неохотно вкладываются в бизнес-структуры, а частные инвесторы редко предлагают финансирование, которое устроило бы социальных предпринимателей. Также развитие социального предпринимательства, на наш взгляд, тормозит отсутствие соответствующего законодательного регулирования. В настоящее время у социального предпринимательства нет четкого определения и юридического статуса, закрепленного законом, из-за чего социальные предприниматели предпочитают регистрироваться как два юридических лица: в качестве ООО или ИП (для осуществления коммерческой деятельности) и как НКО (для получения финансирования). Следует отметить, что далеко не у всех банков есть специальные предложения для социального предпринимательства, что также затрудняет их деятельность. В совокупности эти факторы подкрепляют важность и актуальность изучения и внедрения новых способов финансовой поддержки социального предпринимательства. Государство, общественность и частные инвесторы заинтересованы в развитии социального предпринимательства и посредством различных инструментов обеспечивают финансовую поддержку социального предпринимательства, но, поскольку в Российской Федерации нет юридически закрепленного статуса социального предпринимателя, методы поддержки малого и среднего бизнеса также распространяются и на социальных предпринимателей. Финансовая поддержка социального предпринимательства осуществляется в следующих видах: o кредитование социального предпринимательства; o green bond («Зеленые» облигации); o краудфандинг; o микрогранты малым предприятиям; o социальные фондовые биржи; o социально-преобразующие инвестиции (Impact investing); o социальные облигации [10]. Кредитование социального предпринимательства - это форма социального финансирования, которая предполагает предоставление займов и других финансовых средств ниже текущих рыночных ставок для социальных предприятий и других организаций, преследующих социальные цели. Также в предпринимательской среде данный вид поддержки называется финансированием с «мягкими» условиями. Под «мягкими» условиями подразумеваются такие положения, как низкие проценты по выплатам, долгосрочный период погашения или беспроцентный заем, и действуют они до тех пор, пока предприятие на начнет производить прибыль, иными словами так называемые «кредитные каникулы». В России социальный предприниматель может получить льготное кредитование в основном в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Лишь немногие банки предоставляют кредиты с мягкими условиями именно социальным предпринимателям, зачастую это происходит как раз в рамках поддержки малого и среднего бизнеса. В Великобритании - лидирующей в сфере социального предпринимательства стране - самыми крупными представителями данного типа инвесторов являются «Triodos Bank», «Unity Trust Bank» и «Charity Bank». Все три банка вкладываются исключительно в социально ориентированные предприятия и некоммерческие организации, предоставляя выгодные долгосрочные займы под низкий процент, также оказывая нефинансовою поддержку социальным предпринимателям-заемщикам. «Зеленые» облигации - долговой инструмент с фиксированным доходом, привлеченные средства которых предназначены для проектов, направленных на улучшение окружающей среды и экологии. Проекты включают в себя, но не ограничиваются ими, следующие сферы деятельности: возобновляемые источники энергии, энергоэффективность, управление отходами, использование земли, чистая транспортировка и чистая вода. Первые «зеленые» облигации были выпущены в 2007 году Европейским инвестиционным банком, их общая сумма составляла 810 миллионов долларов. В 2013 году на рынке появились первые крупные корпоративные Green Bond, это событие вызвало интерес к данному рынку, и с 3 миллиардов $ в 2012 году выпуск «зеленых» облигаций вырос до 155 миллиардов $ в 2017 году. «Зеленые» облигации изначально выпускались банками развития, теперь же корпорации, муниципалитеты и государственные учреждения становятся важными эмитентами. Наиболее значимыми странами-эмитентами являются США, Китай, Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Индия, Мексика. На данный момент российские эмитенты «зеленых» облигаций не выпускали. Однако их выпуск обсуждался в 2015 году, и ПАО «Норильский никель» заявляло о возможности выпуска данного вида облигаций, чтобы привлечь средства для проектов по сокращению выбросов диоксида серы. Также в 2017 году экспертный совет при Правительстве Российской Федерации разработал соответствующие предложения по поводу «зеленых» облигаций, в котором был отмечен ряд мер, необходимых для внедрения «зеленых облигаций» в РФ, а именно: o совершенствование нормативно-правовой базы «зеленых» облигаций и унификация терминологии по «зеленым» облигациям; o определение требований к раскрытию информации или иным нормативно-правовым мероприятиям, а также к выпуску «зеленых» облигаций; o проработка процедуры одобрения и регистрации эмиссии «зеленых» облигаций; o разработка стандартов независимой проверки применительно к «зеленым» облигациям и присвоению «зеленого кредитного рейтинга»; o стандартизация требования к качеству независимости проверки «зеленых» облигаций; o стимулирование использование институциональными инвесторами отчетов о «зеленой» проверке для принятия инвестиционных решений; o предписание рейтинговым агентствам при составлении своих рейтингов учитывать экологические показатели деятельности эмитентов, экологическую составляющую проектов, а также влияние расходов, связанных с природоохранными мероприятиями, на кредитоспособность, и отдельно указывать такую информацию в отчетах о кредитных рейтингах; o разработка индекса «зеленых» облигаций, «зеленых» долевых инструментов и связанных с ними продуктов [3]. Краудфандинг (англ. crowdfunding - «народное финансирование», «crowd» - букв. «толпа») - способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. Данный термин появился в 2006 году вместе с термином «краудсорсинг» (краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий), однако само явление совместного народного финансирования намного древнее, и самый яркий пример его проявления - строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом [4]. Отличным примером, в контексте социального предпринимательства, можно выделить американскую краудфандинговую платформу RocketHub, по сколько данная платформа предоставляет свои услуги вне зависимости от страны-пользователя и ориентирована на социальное предпринимательство. RocketHub - краудфандинговая платформа, ориентированная на привлечение инвестиций для проектов из совершенно различных сфер, таких как искусство, наука, бизнес и социально значимые проекты, социальное предпринимательство в том числе. Главным принципам проекта является «Все или ничего». Вся заработанная сумма остается у проекта, если проект достигает указанной финансовой цели, в противном же случае платформа забирает себе 8% комиссии. Самым же главным принципиальным отличием RocketHub является работа с любыми проектами независимо от региона [9]. Наиболее успешными и пригодными для социальных предпринимателей российскими краудфандинговым платформами считаются Planeta.ru и Boomstarter, обе эти площадки представляют разнообразный спектр тематик проектов, в том числе бизнес и благотворительность [5]. По результатам краудфандинг-компании по сбору средств на проекты социальных предпринимателей, проводимой фондом «Наше будущее», эксперты и социальные предприниматели сделали выводы о ключевых моментах работы с краудфандингом. o Еще перед запуском необходимо проводить активную подготовительную работу по проекту и его продвижению, тщательно прорабатывать проект и не забывать о постоянной его поддержке уже в течение всего периода, когда проходит его кампания. o Проверить интерес к проекту, сделать анализ его жизнеспособности - еще один немаловажный момент. В этом случае можно привлечь свое ближайшее окружение. o Также важны для успешного продвижения социального проекта на краудфандинговой платформе связи со СМИ и популярными блогерами. o Важно заранее просчитать все возможные риски в том случае, когда проект зависит не только от его руководителей, но и от сторонних организаций (к примеру, покупка сырья у другой фирмы). Ответственность за рассылку и производство бонусов (для тех, кто перечислит проекту определенную сумму, - обычно о них есть вся информация) лежит целиком на собственнике проекта [6]. По мнению Д. Семенова, основанного на материалах «Лаборатории социального предпринимательства», микрогранты малым предприятиям - это небольшие суммы денег, которые выдают стартапам. В качестве примера подобной поддержки может послужить основанная в 2001 году НКО YoungUnLtd. Она получила от государственного учреждения Millenium Comission 100 млн фунтов в качестве постоянного фонда, предназначенного для поддержки социальных предпринимателей. Финансирование происходит преимущественно за счет процентов, начисляемых на эту сумму. Ежегодно примерно тысяча предпринимателей получают от UnLtd стартовый капитал (от 2500 до 20 тысяч фунтов) - на конкурсной основе. Социальные фондовые биржи - инновационная инвестиционная практика, цель которой содействие преобразованиям в обществе, по средствам осуществления торгов ценными бумагами социальных предприятий. Одной из самых первых социальных фондовых бирж была SASIX - международная социальная фондовая биржа была основана в июне 2006 года, и действует она по принципу традиционных фондовых бирж, предоставляя платформу для приобретения ценных бумаг социальных предприятий. Наиболее известной социальной фондовой биржей является Social Stock Exchange - социальная биржа Великобритании, действующая с июня 2013 года, в качестве агентства, осуществляющего оценку социальных предприятий по таким критериям, как социальная или экологическая миссия, целевая аудитория предприятия, механизмы производства общественных благ и практика сбора и анализа доказательств социальной эффективности. На данный момент в России собственной социальной фондовой биржи не имеется. Социально преобразующие инвестиции - это инвестиции в компании, фонды и организации с целью положительных преобразований в обществе или с целью положительного воздействия на экологию, а также получения финансовой прибыли. Одним из классов активов является «терпеливый капитал» - инвестирование на длительный период, и обычно данные вложения подлежат возврату после того, как предприятие начнет приносить прибыль, достаточную для выплат по инвестициям. Крупным социальным инвестором является независимый великобританский фонд «Esmee FairBairn», предоставляющий кредиты, гранты и инвестиции для социально ориентированных предпринимателей [8]. В России же наиболее значимым является российский фонд региональных и социальных программ «Наше будущее», который осуществляет грантовую, инвестиционную и премиальную поддержку, а также по средствам социального кредитования. Социальные облигации - как правило государственная ценная бумага, выплаты по которой происходят после того, как достигается определенная социальная цель. Показательным примером данного финансового инструмента является опыт выпуска Великобританией социальных облигаций в 2010 году. Облигационный заем был направлен на социальные предприятия, которые реализуют программу социальной адаптации бывших заключенных Питерборовской тюрьмы. Министерство юстиции Великобритании и Большой фонд Британской национальной лотереи согласились выплатить по облигациям, если количество повторных преступлений вышедших на свободу заключенных Питерборовской тюрьмы снизиться более, чем на 7,5%, в случае если организации, работающие с заключенными, смогут уменьшить число повторных преступлений, доход инвесторов составит до 13% годовых, после истечения восьмилетнего периода. После выполнения мероприятий по первому траншу повторные преступления сократились на 8,4%. Однако министерство юстиции решило отказаться от социальных облигаций в пользу программы по модернизации реабилитационной системы [7]. На данный момент в России не было прецедентов использования данного финансового инструмента. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что социальное предпринимательство в России как отдельный от НКО вид деятельности только начинает свою становление. Развитию социального предпринимательства препятствует отсутствие нормативной базы, официально закрепленной терминологии. Проработанная нормативная база позволит внедрить такие способы поддержки, как «зеленые» облигации. Для дальнейшего развития социального предпринимательства необходимо привлечение иностранных партнеров, для этого важно создание ориентированных на международное сотрудничество фондов поддержки социального предпринимательства, развитие краундфандинговых площадок, направленных на социальных предпринимателей, внедрение инновационных способов финансирования, таких как социальные облигации и социальные фондовые биржи. Анализируя это, мы пришли к заключению, что на сегодняшний день нам видится преодоление сложившейся ситуации путем проведения таких мероприятий, как: · создание российской краудфандинговой платформы, ориентированной на иностранных инвесторов и специализирующейся на социальном предпринимательстве и общественно полезной деятельности; · проработка нормативно-правовой основы деятельности и статуса социального предпринимательства; · создание всероссийской ассоциации социальных предпринимателей, которая станет основой для внедрения социальных облигаций и развития сферы социальных финансов; · разработка государственной программы поддержки социальных предпринимателей, целью которой будет создание благоприятных условий для социальных предпринимателей, в частности предоставление льготного кредитования; · проведение региональных форумов по развитию социального предпринимательства с выделением финансовой поддержки, особо перспективным проектам; · создание российского социально-ориентированного банка, аналогичного великобританскому «Charity Bank»; · организация Российской социальной фондовой биржи. На данный момент в России все еще не внедрены инновационные инструменты финансовой поддержки, поскольку нет проработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социальных предпринимателей. Однако заметны положительные тенденции в этом направлении, что говорит о скором решении данной проблемы и, соответственно, внедрении инновационных способов финансирования социальных предпринимателей.

×

Об авторах

Ирина Владимировна Лагун

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Автор, ответственный за переписку.
Email: il_2008@mail.ru

кандидат юридических наук, доцент, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

410012, Россия, г. Саратов, ул. Соборная, д. 23/25

Сергей Владимирович Богатырев

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Email: st.bogstark@yandex.ru

студент факультета государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

410012, Россия, г. Саратов, ул. Соборная, д. 23/25

Список литературы

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-изд. М.: ИНФРА-М, 2011.
  2. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-kontekstesovremennoy-rossiyskoy-deystvitelnosti.
  3. Предложения экспертного совета при правительстве Российской Федерации. URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/fd7/fd7e6508f26126fa1fd805c4f5e4ffda.pdf.
  4. Что такое краудфандинг? URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding.
  5. Позднякова С.В. Краудфандинг в социальном предпринимательстве // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kraudfanding-v-sotsialnom-predprinimatelstve.
  6. Социальный бизнес и краудфандинг: правила сбора. URL: http://www.nb-forum.ru/ business/advices/sosial-business-pravila-sbora.html.
  7. Социальные финансы как новый инструмент экономики. URL: http://www.nbforum.ru/social/social_investing/sosial-finanse-zabotin.html.
  8. Impact Investments: An Emerging Asset Class. URL: https://www.rockefellerfoundation. org/report/impact-investments-an-emerging-asset-class/.
  9. Чугреев В.Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kraudfanding-sotsialnaya-tehnologiya-kollektivnogo-finansirovaniya-zarubezhnyyopyt-ispolzovaniya.
  10. Откуда деньги: как происходит финансирование социальных предприятий в Великобритании. URL: http://www.nb-forum.ru/business/advices/otkuda-dengi.html.

© Лагун И.В., Богатырев С.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах