Реализация международных проектов в сфере науки и техники: австралийско-китайский опыт
- Авторы: Каткова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 4, № 4 (2017)
- Страницы: 355-365
- Раздел: Зарубежный опыт управления
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/18200
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2017-4-4-355-365
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование содержит анализ опыта сотрудничества Австралии и Китая в сфере науки и инноваций. Рассматриваются основные направления развития международного сотрудничества в области науки и инноваций, в том числе: направленность на решение глобальных проблем и достижение целей устойчивого развития, активизация сотрудничества в международных отношениях. В качестве основного противоречия развития сферы науки и техники выделяется с одной стороны - стремление стран укрепить национальную сферу науки, с другой - международный характер крупных исследовательских проектов. Анализируется устройство сферы науки в Австралии и Китае и история сотрудничества этих стран. Отмечается, что развитие научно-технического сотрудничества повлекло за собой развитие контактов в сфере образования, а также активизация инвестиционной деятельности Китая в Австралии. Изучение опыта реализации совместных проектов Австралии и Китая позволило сделать вывод, что сотрудничество этих двух стран основано на взаимном дополнении - Китай владеет ресурсами и готов их вкладывать в развитие науки, а Австралия - страна с развитой сферой науки. Это обусловливает рост числа их совместных проектов в сфере науки и техники.
Ключевые слова
Полный текст
В современном быстроменяющемся мире, где глобальные проблемы влияют на все страны, наука, технологии и инновации являются движущими силами социально-экономического прогресса и важными компонентами сотрудничества между государствами. Достижения в области науки и техники ускоряли темпы глобализации на протяжении всего XX в., в настоящее время глобализация ускоряет темпы распространения и развития достижений в области науки и техники. Многие ответы на глобальные вызовы можно решить с помощью международного научно-технического сотрудничества. Эти ответы также станут важными движущими силами экономического развития и изменят наш мир. В этом контексте роль сотрудничества в сфере науки и техники возрастает во всех аспектах современного общества и, в частности, в сфере международных отношений. Сегодня технологии являются не только важными компонентами безопасности любой страны, но и факторами, влияющими на имидж любого государства. Создание научно-технических баз, технические достижения и инновации, а также привлечение талантов - это важная составляющая мягкой силы, общественной дипломатии и, в конечном счете, репутации государства. Сотрудничество в области науки, техники и инноваций сегодня приобретает все более важное значение. Интенсификация этого сотрудничества будет: 1. содействовать решению наиболее насущных глобальных проблем, таких как: изменение климата, пандемии, стихийные бедствия, ядерное распространение и кибербезопасность; 2. способствовать достижению Целей устойчивого развития, которые определили страны - члены ООН в качестве приоритетных задач в период до 2030 г. В достижении этих целей обмен технологиями и международное сотрудничество в научно-технической сфере играют важнейшую роль в решении вопросов, связанных с безопасностью, безопасной окружающей средой, очисткой воды, здоровьем и гигиеной, энергетикой, нехваткой еды и т.д.; 3. активизировать сотрудничество в международных отношениях. Универсальный характер науки и исследований, а также скорость их изменений благотворно влияют на развитие инновационных технологий, дают возможность работать в рамках крупных проектов и участвовать в совместных исследовательских программах. В других случаях научное сотрудничество может стать источником связи, когда дипломатические отношения находятся в тупике; и т.д (1). Сегодня количество участников международного научно-технического сотрудничества выросло. В нем принимают участие большое число компаний, фондов и НПО. Все это требует от государства налаживания контактов с другими акторами в этих секторах и объединения усилий для продвижения национальных интересов. Многолетние исследовательские инвестиционные стратегии уступают место совместным моделям, поскольку институты всех видов стремятся использовать глобально базу талантов и знаний. Физические границы, определяющие национальный суверенитет государств, более не представляют собой барьеров для потока информации. Создание Интернета породило то, что исследователи Йельского университета назвали «ускоренным добродетельным циклом», в котором «революция Интернета и электронных изданий стала благом, расширившим области исследований и ускорившим темпы обмена знаниями» [1]. В этом глобальном контексте страны, с одной стороны, стремятся укрепить свою национальную сферу науки и техники, конкурируя за привлечение талантов, создавая необходимую инфраструктуру и повышая конкурентный потенциал своих компаний. С другой стороны, современные научно-технические проблемы требуют международного сотрудничества, поэтому налаживание сотрудничества с другими странами стало важным компонентом развития национальных научных институтов, особенно для государств с развивающейся экономикой. Австралия является экономически развитой страной, в которой традиционно развитию науки отводилось важное значение, чему свидетельствует крупная и разветвленная сеть государственных научных организаций. В XX в. государство стало основным спонсором австралийской науки. Зависимость Австралии от экспорта сельскохозяйственной продукции и минеральных ресурсов привела к тому, что в этих областях были сосредоточены как государственные, так и частные отраслевые исследования. Главным двигателем науки стали австралийские государственные университеты, число которых в ХХ в. стало быстро увеличиваться. В 1926 г. был создан Консультативный совет по науке и промышленности, который впоследствии стал Государственным объединением научных и прикладных исследований. Изначально работа Совета была сосредоточена на сельском хозяйстве, сейчас в Объединение входит более 50 специализированных центров, которые занимаются поиском новых способов роста экономической и социальной эффективности различных секторов экономики путем научных и исследовательских разработок. На сегодняшний день это одно из крупнейших правительственных исследовательских агентств мира, с годовым бюджетом более 1,3 млрд долл. США, из которых правительство предоставляет примерно 60% (2). Кроме этого, в Австралии существует большая сеть государственных и независимых научных органов, которые осуществляют работу в области исследований и инноваций. В австралийские правительственные ведомства и агентства входят: · Министерство инноваций, промышленности, науки и исследований - орган, отвечающий за рост и развитие австралийской промышленности и достижений в области науки и исследований, а также основной консультативный орган правительства в выработке политики в области науки и техники; · Австралийская астрономическая обсерватория; · Национальный институт измерений; · Оборонная Организация Науки и техники; · Австралийский исследовательский совет; · Ряд министерств, таких как: Министерство образования и профессиональной подготовки, Министерство здравоохранения, Министерство окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и водных ресурсов, Министерство иностранных дел и торговли и т.д. Правительство Австралии также тесно сотрудничает с независимыми научными органами, среди которых: · Главный научный сотрудник (Australia›s Chief Scientist), который предоставляет независимые консультации на высоком уровне премьер-министру и другим министрам по вопросам науки, техники и инноваций. С 2016 г. этот пост занимает Алан Финкель (3); · Австралийский совет научных академий; · Наука и технологии Австралии - объединение 68 000 ученых Австралии; · Австралийские научные коммуникаторы - сеть профессионалов в области науки и техники в Австралии и за рубежом; и · Австралийская Академия Наук и ее подразделения. В 2016-2017 гг. правительство Австралии инвестировало около 10 млрд долл. США в науку, исследования и инновации (4). Что касается Китая, то сегодня он становится глобальным технологическим лидером. В настоящее время Китай является вторым государством по величине расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В 2016 г. траты на НИОКР в Китае составили 2.1% его ВВП, что составляет 1.54 трлн. юаней (233 млрд долл США) (5). Это равняется 20% от мировых расходов на НИОКР [2]. Для повышения имиджа национальной науки Китай не только увеличил инвестиции в эту сферу, но активно привлекает иностранных ученых для работы в Китае. В 2008 г. правительство инициировало программу «Тысяча талантов», цель которой заключается в привлечении видных зарубежных ученых. Им предлагается высокая заработная плата и освобождение от уплаты налогов [3. P. 9439]. Китай начал развивать свою научную отрасль сразу же после создания Китайской Народной Республики. Правительство уделяло большое внимание развитию науки и техники. В это время уровень промышленности и технологий в стране был крайне низок. В основном законе нового государства - Общей программе Народного политического консультативного совета Китая - говорилось о необходимости «развивать естественные науки для создания промышленности, с/х и национальной обороны, вознаграждать научные открытия и изобретения и популяризовать научные знания» (6). Уже через месяц после основания КНР на базе старой Академи наук Синика и Пекинской академии наук была создана Китайская Академия наук. Впоследствии ряд промышленных ведомств и городов создали свои научно-исследовательские учреждения. Благодаря такой политике наука и техника стали быстро развиваться и сыграли главенствующую роль в восстановлении экономики Китая. В 1950-1960-х гг. Компартия Китая выработала национальную стратегию по модернизации страны - программу «Четырех модернизаций» - а именно промышленной модернизации, модернизации сельского хозяйства, модернизации национальной обороны и модернизации науки и техники [4. C. 142]. На этом этапе Китаю активно помогал Советский Союз. Советская помощь в виде технологий, оборудования и сооружения промышленных объектов позволила Китаю довольно быстро получить в свое распоряжение производ- ственные мощности тяжелой промышленности, что принесло экономические выгоды молодому правительству [5. C. 328]. В 1956 г. был создан Государственный комитет по планированию науки и техники, благодаря которому возникли новые промышленные предприятия. Университеты и колледжи также начали придавать большое значение научным исследованиям. Кроме того, китайское правительство проводило политику репарации ученых, и многие из них в 1950-х гг. вернулись на родину [6]. В середине 1970-х гг. после начала политики, направленной на увеличение числа китайских студентов и ученых, обучающихся за границей, Дэн Сяопин и остальное китайское руководство начали замечать основные технологические изменения, происходящие в Европе, США и Японии, а также осознавать расширяющийся технологический разрыв, который отделяет Китай от развитых стран. Руководство КНР решило, что иностранные наука и техника станут важным компонентом в их стратегии по стимулированию экономического роста. Сотрудничество с развитыми странами Запада стало рассматриваться правительством как средство будущего быстрого развития национальных НИОКР [7. P. 5s]. Первый контакт между китайскими и австралийскими учеными произошел еще до установления дипломатических отношений, в 1964 г., когда делегация Австралийской Академии Наук посетила Китай. Однако после начала Культурной революции сотрудничество было прервано и возобновилось после официального признания Австралией КНР в 1972 г. Тогда же Чжоу Эньлай выделил сферу науки и технологий как одну из трех областей для возможного сотрудничества [8. P. 29]. Китайско-австралийское научно-техническое сотрудничество стало развиваться уже в первые годы после установления дипломатических отношений. В конце 1970-х гг., когда Дэн Сяопин начал рассматривать сотрудничество с иностранными государствами как важный шаг научно-технического прогресса, Китай стал для Австралии перспективным рынком для австралийских технологий. Апогеем стало подписание в 1980 г. Соглашения о сотрудничестве в области науки и техники. Стороны обязались содействовать обмену визитами и ознакомительными поездками, организацией научных симпозиумов и обмену научно-технической информацией. Австралия также обязалась оказывать помощь Китаю в его программе модернизации (7). Этот договор на многие годы вперед стал основой для развития различных направлений научно-технического сотрудничества между странами. Среди других документов, составляющих основу нормативно-законодательной базы двустороннего сотрудничества в сфере науки и техники, нужно выделить Меморандум о взаимопонимании по научно-техническому сотрудничеству в 1989 г., Меморандум о взаимопонимании по созданию специального фонда для научно-технического сотрудничества в 2000 г. (впоследствии документ дополнялся в 2005 и 2007 г.). Сегодня, на фоне роста китайских инвестиций, а также повышения качества научных трудов и достижений китайских ученых и растущего влияния на международную науку и инновации, научное сотрудничество становится важной составляющей китайско-австралийских отношений. Отношения Австралии и Китая в научно-технической сфере имеют прочную базу. Важным стимулом сотрудничества являются отношения двух стран в сфере образования. В 2017 г. в Австралии насчитывалось свыше 140 тыс. студентов из Китая (8). Это упрощает китайско-австралийские контакты в сфере науки и инноваций. Приоритетными направлениями сотрудничества являются общие проблемы двух стран, такие как: управление водными ресурсами, сельское хозяйство в засушливых районах, сокращение доли угля в структуре энергопотребления, производство стали и борьба с субтропическими заболеваниями [9. С. 235]. Над налаживанием контактов работает целый ряд организаций и институтов. Организациями, обеспечивающими связь на высоком уровне, являются Министерство образования, занятости и трудовых отношений Австралии, Национальный научный фонд Китая и Китайская академия наук. Совместно они управляют созданной в 2000 г. Объединенной комиссией по науке и технике, которая является форумом для диалога между ключевыми политиками, учеными и исследовательскими учреждениями двух стран. Организации также поддерживают связь с национальными институтами, заинтересованными в научном сотрудничестве и организуют двусторонние визиты на высоком уровне. Например, в марте 2017 г. состоялся визит премьер-министра КНР Ли Кэцяна в Австралию, в ходе которого он встретился с министром образования, занятости и трудовых отношений Саймом Бирмингемом. Итогом встречи стало подписание Меморандума о взаимопонимании в целях укрепления сотрудничества в области профессионального образования и обучения. В 2011 г. в Шанхае Министерство инноваций, промышленности, науки и исследований Австралии и Министерство науки и технологий КНР подписали Меморандум о взаимопонимании о создании и совместном управлении Австралийско-Китайским научно-исследовательским фондом. Фонд включает три компонента: совместные исследовательские центры, двусторонние миссии и обмен знаниями в области науки и научных исследований. Приоритетными областями, спонсируемыми фондом, стали: · сельское хозяйство и биология; · астрономия; · энергетика (в частности, новые источники энергии); · защита окружающей среды (в том числе управление водными ресурсами); · инженерия и материаловедение; · информационные технологии; · добыча полезных ископаемых; · физика, медицина и фармацевтика и т.д. (9). Министерство окружающей среды Австралии поддерживает сотрудничество с Китаем по таким перспективным направлениям, как вопросы изменения климата и защиты окружающей среды, а также сотрудничество по делам Антарктики. В 2003 г. страны подписали Декларацию о двустороннем сотрудничестве в области изменения климата. В 2014 г., во время визита Председателя КНР в Австралию, Си Цзиньпин и тогдашний премьер-министр Австралии Тони Эббот подписали Меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в Антарктике. Стороны договорились о увеличении обмена данными и персоналом в антарктических научных исследованиях и поддержке в сфере логистики и экстренной помощи (10). Меморандум о взаимопонимании существует также между Австралийским бюро метеорологии и Китайской метеорологической администрацией. Еще одной организацией, осуществляющей научное сотрудничество с Китаем, является Австралийский исследовательский совет. В 2017 г. Совет поддержал 6609 международных исследовательских проекта. Сотрудничество с Китаем занимает 4 место (после США, Великобритании и Германии) - 433 совместных проекта (11), что составляет 6,5% от общего числа международных проектов. С каждым годом количество австралийско-китайских совместных исследований растет. Китай занимает третье место в Австралии (после США и Великобритании) по числу совместных публикаций, в то время как Австралия занимает шестое место. Австралийско-китайское научно-техническое сотрудничество уже принесло положительные результаты. В 2012 г. китайские и австралийские ученые наблюдали явление «супермаслянистости», т.е. понижения трения практически до нуля. В будущем исследования в этой области могут быть полезны для машиностроения, в то числе для устройств энергосбережения, а также нанои микромашиностроения (12). В 2014 г. ученые из Шанхайского университета электроэнергии и Аделаидского университета разработали флуоресцентный датчик, способный обнаруживать небольшое количество взрывчатых веществ (13). Это открытие станет важным для правоохранительных органов и даст им возможность в будущем обнаруживать взрывчатые вещества, не рискуя активировать их в процессе. В 2016 г. китайские и австралийские вирусологи сообщили об обнаружении 1445 неизвестных до этого вирусов (14). Это стало большим прорывом в вирусологии, т.к. до этого ученые работали только с вирусами, которые уже вызвали эпидемии. В этом же году группа китайских и австралийских медиков проводила исследования вируса гриппа, результаты исследования станут важными для создания в будущем универсальной вакцины против всех видов гриппа. В 2017 г. группа физиков из Австралии и Китая при помощи первого квантового спутника связи «Мо-Цзы» провела межконтинентальную «телепортацию» частиц и сеанс связи, защищенной на квантовом уровне. Это событие поможет в будущем улучшить качество связи (15). В этом же году стало известно, что ученые из Австралийского национального университета и Нанькайского Университета разработали нано-оптические материалы для контроля температуры. Этот материал обладает большим потенциалом для экономии энергии (16). Сегодня китайские и австралийские ученые работают над рядом совместных амбициозных проектов в различных областях. В целом, научно-техническое сотрудничество может принести большие выгоды как для Австралии, так и для Китая. Во-первых, это экономические выгоды. Китай и Австралия работают в основном в сфере естественных наук, ИТ и инноваций. Эти сферы являются актуальными в современном мире, результаты исследований могут принести коммерческую выгоду странам. Кроме того, Китай сегодня тратит большие средства на финансирование науки, Австралия, в свою очередь, имеет уже накопленный потенциал в этой сфере. Соединение китайских инвестиций и австралийских технологий станут хорошей основой для дальнейшего развития науки. Во-вторых, научно-техническое сотрудничество может укрепить двусторонние отношения в других областях. Одной из отличительных особенностей научного сотрудничества является его способность создавать самодостаточные сети, независимые от традиционных аспектов международных отношений. Например, когда в 2008 г. в китайской провинции Сычуань произошло сильное землетрясение, австралийский ученый Линлин Ге из Университета Нового Южного Уэльса обратился за помощью в Японский центр анализа данных и дистанционного зондирования Земли. Японские ученые предоставили доступ к своему спутнику наблюдения. Координируемые профессором Ге, команды из Австралии, Японии и Китая работали 24 часа в сутки, фиксируя и интерпретируя спутниковые данные и направляя китайские группы спасения в наиболее пострадавшие районы (17. С. 19). Таким образом, с ростом глобальных проблем научное сотрудничество приобретает все более важное значение. Страны с его помощью стремиться не только решить свои проблемы, но и укрепить национальные сферы науки и техники. В этом контексте научные сообщества Австралии и Китая являются взаимодополняемыми. Китай является быстроразвивающейся страной, которая вкладывает большие ресурсы, в том числе и финансовые, в развитие науки и технологий. Австралия является развитой страной, с развитыми научными институтами. С каждым годом сотрудничество между странами возрастает. Страны уже успешно сотрудничают по целому ряду проектов и имеют положительные результаты. Кооперация научных сообществ двух стран внесет большой вклад не только в развитие национальных сфер науки и техники, но и в развитие глобальной науки и технологий.
Об авторах
Евгения Юрьевна Каткова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1042160016@pfur.ru
аспирантка кафедры теории и истории международных отношений
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Shankar R. Globalization and Science: A Speeded-Up Virtuous Cycle // YaleGlobal Online. URL: https://yaleglobal.yale.edu/content/globalization-and-science-speededvirtuous-cycle (accessed: 16.12.2017).
- Veugelers R. China is the world’s new science and technology powerhouse // Bruegel. URL: http://bruegel.org/2017/08/china-is-the-worlds-new-science-and-technology-power house/ (accessed: 16.12.2017).
- Xie Y., Zhang C., Lai Q. China’s rise as a major contributor to science and technology // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111. № 26. P. 9437-9442. URL: http://www.pnas.org/content/111/26/9437.full (accessed: 23.12.2017).
- Виноградов А. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008.
- Александрова М. Экономика Северо-Восточного Китая и советская помощь КНР в 50-х годах XX века // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2010. С. 326-348.
- Виноградов А., Салицкий А., Салицкая Е.А. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. 2016. Tом 86. № 2. С. 152-160.
- Fingar T., Simon D., Suttmeier R., Orleans L. Science & Technology in China // Bulletin of the Atomic Scientists. 1984. № 40:8. P. 1s-15s.
- Kitching B. Australia/China relations in science and technology // Asian Studies Review. 1995. № 18:3. P. 27-46.
- 张世专. 从澳大利亚科学国际化战略 看中澳科技合作 [Чжан Шичжуан. Австралия и Китай Китайско-австралийское сотрудничество в области науки и техники в рамках австралийской стратегии интернационализации науки] // Shandong Academy of Sciences. URL: http://www.sdas.org/u/cms/www/201507/24113708xu3i.pdf (accessed: 23.12.2017).
![](/img/style/loading.gif)