ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ ВО ФРАНЦИИ. ЭФФЕКТИВОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется опыт противостояния на институциональном уровне Франции одному из основных вызовов современности - терроризму. В результате автор при-ходит к выводу, что плюрализм, лежащий в основе обеспечения национальной безопасности во Франции, в определенный момент стал фактором, сдерживающим ее развитие. Тем не менее, Франция получила существенный опыт реализации стратегии взаимодействия в сфере правоохранительной деятельности и противостояния терроризму, опираясь на который встала на путь интеграции правоохранительных органов. Кроме того, особое внимание уделено анализу причин распространения терроризма на территории страны, превентивным мерам по борьбе с ним и методам повышения эффективности антитеррористической политики.

Полный текст

Обеспечение национальной безопасности является ключевой составляющей в политике всех стран. Именно данной способностью в большей степени обусловлены положения государств в системе международных отношений. Одним из основных вызовов современности для национальной безопасности является терроризм, ставший одной из острейших глобальных проблем наших дней, связанных со сферой международных отношений. Его причины многоаспектны и разнообразны. Они детерминированы существованием противоречий в различных областях социальной жизни. От террористических атак не застрахованы ни процветающие, ни менее развитые в экономическом и социальном плане государства, и страны ЕС в данном случае не являются исключением. Споры относительно того, каким образом необходимо противостоять данному феномену, ведутся в течение длительного времени. В данном случае может быть полезен опыт Франции. Франция является примером демократического государства в решении вопросов, представляющих угрозу обществу, одним из которых является терроризм. Государство располагает значительным опытом борьбы с данным феноменом, начиная с событий, последовавших вследствие военных действий в Алжире, и заканчивая террористическим актом в Ницце летом 2016 г. Противостояние терроризму во Франции проводится на нескольких уров нях: национальном, европейском и международном. Рассмотрим более подробно обеспечение безопасности на первом из них. На национальном уровне в борьбу с терроризмом вовлечены следующие институты: - национальная полиция; - национальная жандармерия; - Префектура полиции. В национальной полиции за борьбу с терроризмом ответственны Центральная дирекция судебной полиции, Центральное управление внутренней безопасности и Интервенционная группа национальной полиции. Центральная дирекция судебной полиции отвечает за расследование и борьбу с тяжкими преступлениями и включает в себя несколько подразделений, одно из которых - отдел управления по борьбе с терроризмом. В его функции входит обнаружение и пресечение террористической деятельности, как на национальном, так и на международном уровне [5]. Отделу управления по борьбе с терроризмом удалось обезвредить многочисленные террористические группировки. В частности его представители были задействованы в ликвидации братьев Куаши. Однако эффективность функционирования данного отдела не раз становилась объектом критики из-за методов расследования и допроса, в частности со стороны Французской лиги защиты прав человека и гражданина и Международной федерации за права человека. Ими подчеркивается некорректное об- Борьба с терроризмом на национальном уровне Национальная полиция Префектура полиции Центральная дирекция судебной полиции Центральное управление внутренней безопасности Интервенционная группа национальной полиции Национальная жандармерия ращение полицейских по отношению к задержанным и нарушение ими прав человека. Благодаря успешному функционированию Центрального управления внутренней безопасности были задержаны активисты террористических организаций и предотвращены террористические акты на территории Франции. К тому же его представителями был произведен арест Адлена Ишора - французского физика-ядерщика алжирского происхождения, обвиненного в связях с «Аль-Кайдой» и подготовке терактов. Тем не менее, несмотря на проведение Центральным управлением внутренней безопасности ряда успешных операций, существуют определенные недостатки в эффективности его функционирования. В частности, в деле Тарнака защитой были подчеркнуты расхождения в протоколе Центрального управления [7]. К тому же его обвиняли в нарушении прав человека путем слежки за гражданами через персональные компьютеры без имеющегося на то разрешения. Таким образом, потребность в повышении общего уровня эффективности функционирования Центрального управления внутренней безопасности становилась очевидной. Вследствие этого в 2014 г. оно было реформировано в Генеральную дирекцию внутренней безопасности, которая в отличие от своего предшественника принимает участие в борьбе с терроризмом, сочетая при этом функции разведывательной службы и судебной полиции. Что касается Интервенционной группы национальной полиции, то она предназначена для координирования различных подразделений интервенционных сил национальной полиции. Данные подразделения были задействованы при аресте Ивана Колонна, освобождении заложников в Нейи-сюр-Сен и ряде других операций. В антитеррористическую структуру на национальном уровне также вовлечена национальная жандармерия. Основываясь на ее опыте и подобии, были созданы и в целом успешно функционируют аналогичные формирования в ряде стран (в Италии - Корпус карабинеров и Корпус финансовой гвардии, в Испании - Гражданская гвардия) [4]. С национальной полицией их объединяет Координационная группа по борьбе с терроризмом, основанная с целью координации данных правоохранительных структур и имеющая свою собственную антитеррористическую бригаду - BLAT. Национальная жандармерия представляет собой уникальный институт, формирующий общественную безопасность, равноудаленный от всех ветвей государственной власти и независимый от какого-либо политического влияния [4], который трансформировался и совершенствовался в течение продолжительного времени. Функции национальной жандармерии детерминированы Военным кодексом республики и включают кроме всего прочего борьбу с терроризмом. В рамках борьбы с данным феноменом значимую роль играет Группа вмешательства - элитное антитеррористическое подразделение национальной жандармерии, подчиняющееся напрямую Генеральному ди- ректору. Помимо борьбы с терроризмом Группа вмешательства задействована в борьбе с преступностью, она гарантирует безопасность и обеспечивает национальные интересы государства. Непосредственно группой управляет старший офицер, под руководством которого находятся две штаб-квартиры, одна из которых «готовит операции и играет важную роль в кризисных ситуациях; вторая оказывает административную и финансовую поддержку, а также управляет человеческими ресурсами» [2. С. 116]. Представители Группы вмешательства были задействованы при ликвидации террористов в пригороде Парижа и освобождении заложников в кошерном магазине. Национальная жандармерия, в отличие от национальной полиции, подчиняющейся МВД, при осуществлении военных функций ответственна еще и перед министерством обороны. Кроме того, реализация ее уголовнопроцессуальной деятельности регулируется министерством юстиции. Тем не менее, основные усилия национальной жандармерии направлены на обеспечение безопасности внутри страны. К тому же ее деятельность в большей степени сосредоточена на пригородных и сельских районах, а также в сфере путей сообщения. При этом разделение территорий ответственности между двумя структурами, имеющими одинаковый статус реализации судебно-полицейской деятельности, обусловлено введением на конкретной территории режима государственной полиции, условия которого закреплены в Кодексе внутренней безопасности страны. В соответствии с Национальным институтом статистики Франции на территории ответственности жандармерии, которая составляет 95% территории страны, проживает 55.6% человек, в то время как в начале 90-х данный показатель составлял 47%. При сохранении подобной тенденции в ближайшем будущем жандармерия станет основной структурой в обеспечении общественной безопасности страны. Несмотря на это, взаимодействие Национальной жандармерии и Национальной полиции никогда не сводились к модели «война полиций», сотрудничество двух правоохранительных структур традиционно рассматривалось их руководителями в качестве необходимого условия реализации успешной деятельности [1. С . 125]. Рассматривая дальнейшие перспективы развития национальной жандармерии, необходимо отметить, что в действиях государственных руководителей и в принимаемых на законодательном уровне инициативах наблюдаются следующие тенденции: - повышение уровня взаимодействия с национальной полицией; - увеличение территории ответственности жандармерии; - совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих ее функционирование; - усиление взаимодействия с правоохранительными органами других государств. При рассмотрении перспектив целесообразно упомянуть и об имеющихся предпосылках развития жандармерии. К ним относятся объективно имеющиеся тенденции, как внутри французского социума, так и в общем в рамках ЕС, принимая во внимание складывающуюся в последнее время криминогенную обстановку и задействованность в операциях представителей жандармерии вместе с представителями спецслужб страны и других государств ЕС по борьбе с международным терроризмом. И наконец, в борьбе с терроризмом на национальном уровне задействована Префектура полиции, ответственная перед Министерством внутренних дел. Ее основные функции включают обеспечение общественного порядка, безопасности людей и имущества, а также противостояние нелегальной иммиграции и терроризму. Значимая роль в противостоянии данному феномену отведена одной из шести дирекций, входящих в состав Префектуры полиции - Дирекции информации, которая является важным механизмом обеспечения безопасности на фоне появления новых форм политического экстремизма и сохранения террористической угрозы. Приоритетом дирекции является борьба с экстремизмом и терроризмом, в особенности с исламским радикализмом [6]. В отличие от национальной полиции, компетентной на территории всей страны за исключением Парижа, в сферу ответственности Префектуры полиции входит территория французской столицы и ее пригородов. Кроме того, при рассмотрении соотношения Префектуры и национальной полиции, а также жандармерии Франции необходимо понимать, что при обеспечении общественного порядка и реализации функций административной полиции префект регулирует функционирование данных служб. Рассмотрев область обеспечения национальной безопасности во Франции на институциональном уровне, приходим к выводу, что плюрализм, лежащий в ее основе, в определенный момент стал фактором, сдерживающим ее развитие. Однако с середины 1990-х гг. вопрос регулирования деятельности органов охраны правопорядка решался наиболее действенно. В результате этого Франция получила существенный опыт реализации стратегии взаимодействия в сфере правоохранительной деятельности и противостояния терроризму, встав на путь интеграции правоохранительных органов. Последующее эффективное функционирование правоохранительных органов Франции, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, возможно при условии сокращения угрозы терроризма и устранения его предпосылок, отражающихся в непродуктивных социально-экономических моделях стран, представители которых прибегают к исламизму как к методу установления социальной справедливости. Кроме того, необходимо повышение взаимного сотрудничества, наблюдения за лицами, вызывающими подозрение, усиление международного взаимодействия в сфере борьбы с преступностью, прежде всего с терроризмом, и пересмотр миграционной политики. В частности, правительству необходимо выдворить со своей территории репрезентантов радикального ислама и усилить контроль на внешних границах для минимизации проникновения незаконных иммигрантов, вместе с которыми на территории страны могут оказаться и экстремистски настроенные лица. Что касается мигрантов, уже ставших гражданами Франции, необходимо не допустить их геттои зации. Для этого необходима их максимальная интеграция в принимаемое общество. Ключевым критерием эффективности функционирования правоохранительных органов Франции является твердая законодательная база, формирующаяся с акцентом на преемственность, соответствующая политическим и социально-экономическим явлениям в жизни государства. Нормативноправовые акты Франции в данной области восполняют друг друга, формируя в целом прочный законодательный фундамент функционирования правоохранительных органов страны. В заключение следует отметить, что правоохранительные органы Франции - это перманентно развивающиеся институты, стремящиеся своевременно адаптироваться к возникающим в государстве изменениям социальноэкономического, политического и правового характера, что, однако, им не всегда удается. Ряд экспертов подвергают критике эффективность их ответа на вызовы терроризма, заявляя о необходимости реформирования системы правоохранительных органов. Основанием для этого послужили факты радикализации тысяч европейцев, в том числе французов, ежегодной гибели на территории ЕС большого количества людей вследствие деятельности террористических организаций. Тем не менее, утверждать о провале органов охраны правопорядка в предотвращении подобного рода террористических актов было бы некорректным. Для оценки действий правоохранительных органов необходимо иметь более детальные сведения и принимать во внимание обстоятельства, с которыми они столкнулись, - фактически в одно и то же время был произведен ряд «разноплановых» террористических атак. Кроме того, в современных мегаполисах практически невозможно контролировать столь значительное число людей, вследствие чего они становятся крайне уязвимыми к совершению подобного рода атак [3]. К тому же следует понимать, что довольно непросто трансформировать принимаемые Францией меры по борьбе с терроризмом в действенные антитеррористические инструменты. В решении данного вопроса крайне необходимо содействие не только правоохранительных органов Франции, но и всех стран-членов. В противном же случае эффективность принимаемых мер по противодействию терроризму будет недостаточна.

×

Об авторах

Я О Крутиков

Нижегородский государственный университет имени Н.И Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: nando_9@mail.ru

Крутиков Ю.О. - аспирант кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

ул. Ульянова, 2, Нижний Новгород, Россия, 603005

Список литературы

  1. Андреева И.А. Закон о национальной жандармерии Франции от 3 августа 2009 г.: новая веха в истории полиции Франции // Российский юридический журнал. 2013. № 3.
  2. Бирюков П.Н. Полиция Франции. Жандармерия // Евразийский юридический журнал. 2009. № 10.
  3. Парижские уроки. URL: http://m.fontanka.ru/2015/11/14/080/?feed.
  4. Смирнов Л.Л. Организационно-правовые основы формирования и функционирования национальной жандармерии Франции // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. URL: http://www.dissercat.com/content/ organizatsionno-pravovye-osnovy-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-natsionalnoizhandarmerii.
  5. L’organisation et les structures de la direction centrale de la police judiciaire. URL: http:// www.police-nationale.interieur.gouv.fr/Organisation/Direction-Centrale-de-la-Police- Judiciaire/L-organisation-et-les-structures.
  6. La direction du renseignement. URL: http://www.prefecturedepolice.interieur.gouv.fr/ Nous-connaitre/Services-et-missions/Missions-de-police/La-direction-du-renseignement.
  7. Tarnac: l’histoire sans fin. URL: http://moreas.blog.lemonde.fr/2009/11/03/tarnaclhistoire-sans-fi n.

© Крутиков Я.О., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах