Путь Этнопсихолога: к 70-летию со дня рождения Татьяны Гавриловны Стефаненко

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена памяти профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущей исследовательницы в области этнопсихологии в России - Татьяны Гавриловны Стефаненко, которой в 2019 году исполнилось бы 70 лет. Рассмотрены основные вехи ее жизни, педагогической, научной и практической работы, затронуты грани ее личности.

Полный текст

24 ноября 2019 года Татьяне Гавриловне Стефаненко исполнилось бы 70 лет (рис. 1). Уже почти два года ее нет с нами, но по-прежнему непривычно использовать сослагательное наклонение и прошедшее время, говоря о ней. Ведь след, который оставлен Татьяной Гавриловной в науке, в стенах Московского университета и в сердцах тех, кто знаком с ней, делает более подходящим употребление настоящего времени, потому что сохраняется ощущение ее присутствия и со-бытия. Интерес к культурам, странам и народам мира выглядит сквозной темой жизни Татьяны Гавриловны, подобно Транссибирской железнодорожной магистрали, по которой она в детстве путешествовала с родителями в Китай. Проведенные в Китае пять лет, обучение на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, знакомство с С.А. Токаревым и его работами, посвященными этногенезу и социальной организации различных народов, исследования межгрупповых отношений, этнической идентичности и культурно-исторической памяти на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ - вехи, задающие вектор не только ее личного становления, но и развития этнопсихологии на постсоветском пространстве. Рис. 1. Татьяна Гавриловна Стефаненко (1949-2018 гг.) [Figure 1. Tatiana G. Stefanenko (1949-2018)] Основной же территорией, по которой пролегает этот маршрут, безусловно, является Московский университет. В 1967 году Татьяна Гавриловна становится студенткой исторического факультета МГУ, в 1972 году, после окончания учебы, начинает сотрудничество с факультетом психологии. По приглашению Галины Михайловны Андреевой в 1982 году она связывает свою жизнь с кафедрой социальной психологии. В 1989 году Т.Г. Стефаненко становится кандидатом психологических наук, защитив диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» под руководством Г.М. Андреевой, а в 1999 году получает степень доктора психологических наук за диссертацию «Социальная психология этнической идентичности». С 2002 года она профессор Московского университета, а в 2009 году получает звание заслуженного профессора. С 2006 по 2017 год - заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (рис. 2). Рис. 2. Т.Г. Стефаненко на праздничном заседании кафедры вручает подарок Н.Н. Богомоловой по случаю ее 80-летнего юбилея, 4 сентября 2007 г. [Figure 2. Tatiana G. Stefanenko presents a gift to Nina N. Bogomolova on her 80th birthday, at the Department of Social Psychology, September 4, 2007] Проложенные Татьяной Гавриловной Стефаненко «пути сообщения» связывают воедино множество людей и идей, позволяют быстро и эффективно доставлять знания до адресатов. И конечно, важную роль в этих процессах играет учебник «Этнопсихология», концептуальная рамка которого базируется на ее докторской диссертации. Впервые изданный в 1998 году, он и сегодня востребован студентами и специалистами не только в психологии, но и в смежных научных направлениях. Учебник переиздавался еще четыре раза - в 1999, 2003, 2006 и 2014 годах. Каждое новое издание включает в себя содержательные дополнения и изменения. Появление в них новых теоретических моделей, данных отечественных и зарубежных исследований, изменения и уточнения собственных размышлений и выводов - все это отражает горячий интерес Татьяны Гавриловны к своей научной области и постоянное развитие как преподавателя и ученого. Учебник «Этнопсихология» был включен в юбилейную серию изданий к 250-летию Московского университета и издан в серии «Классический университетский учебник». Курс «Этнопсихология» благодаря усилиям Т.Г. Стефаненко является частью учебных программ многих университетов. Другие учебные курсы Татьяны Гавриловны - спецкурсы «Психология межгрупповых отношений», «Психология межгруппового конфликта», спецпрактикум по тренингу этнокультурной компетентности - имеют сходные цели: развитие у студентов понимания себя и других в единстве общечеловеческого и культурно-специфического, что позволяет эффективно взаимодействовать и на межличностном, и на межгрупповом уровнях. Лекции Татьяны Гавриловны служат образцом сочетания точного изложения фактов, исторически выверенного подхода к преподнесению материала с тонким юмором и глубокой, мудрой жизненной позицией. Увлеченность и искреннее чувство, вкладываемые ею в преподавание, вызывали интенсивный отклик у слушателей (рис. 3). Рис. 3. Т.Г. Стефаненко с коллегами и выпускниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011 год [Figure 3. T.G. Stefanenko with colleagues and graduates of the Department of Social Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, 2011] Многие молодые этнопсихологи могут сказать, что именно благодаря лекциям и работам Татьяны Гавриловны они стали исследователями в этой области психологии. За время преподавания на кафедре под руководством Т.Г. Стефаненко подготовлено и успешно защищено более 60 дипломных работ и 9 кандидатских диссертаций. Дипломники и аспиранты с теплотой и гордостью называют себя учениками Татьяны Гавриловны, а ее зачастую «научной родительницей». Неизменно внимательное чтение ею текстов работ, множество комментариев на полях, обстоятельное обсуждение замыслов и результатов, помощь студентам в поиске собственного пути в сочетании с требованиями точности, тщательности и честности в научной деятельности задают высокую планку академической работы и вдохновляют учеников воспроизводить дух университета в собственных исследованиях. Сложно переоценить роль Т.Г. Стефаненко в становлении в нашей стране этнопсихологии как самостоятельной междисциплинарной научной области. Ею написаны более 100 научных и научно-методических работ по пробле- мам формирования и изменения социальных (и особенно этнических) стереотипов, роли и специфики атрибутивных процессов в межгрупповом взаимодействии, особенностям социальной и этнической идентичности, адаптации человека в инокультурной среде. Среди них: «Социальные стереотипы и межэтнические отношения», 1987; «Методы исследования этнических стереотипов», 1993; «Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples», 1993 (в соавт.); «Атрибутивные механизмы межгрупповой дифференциации», 1992; «Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы», 1999; «Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности», 1997; «Язык как фактор этнической идентичности», 1997 (в соавт.); «Этническая социализация подростка», 2000 (в соавт.); «Memory for cultural information about Russia and United States: Effects of nationality», 2001 (в соавт.); «Тренинг этнической толерантности для школьников», 2004; «Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии», 2009; «Этнопсихология Г.Г. Шпета в 21 веке», 2009; «Обыденные представления молодежи о России в современном мире», 2010 (в соавт.); «Образ России в многополярном мире: кросс-культурный анализ», 2012 (в соавт.). Научный поиск и развитие Татьяны Гавриловны как исследователя не замедляются со временем. Новые горизонты в последние годы открываются для нее в изучении коллективных переживаний, культурной памяти и социальных эмоций как базовых феноменов, определяющих существование человека в культуре. Эти поиски находят отражение в неожиданных и оригинальных статьях Т.Г. Стефаненко «Читая Л.Н. Толстого: еще раз о русской улыбке», 2013; «Русское общение и западная коммуникация», 2014; «Улыбка и высококонтекстность русской культуры», 2014. На этом этапе совместно с коллегами и учениками готовятся и выходят статьи: «Понимание межкультурных различий в эмоциональных переживаниях», 2012; «Honor as a value in Finland, Estonia, Italy, Russia, and Switzerland», 2012; «Эмоции негативного самоотношения (вина и стыд) у российских студентов», 2013; «Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы», 2014; «О коллективных переживаниях и социальных эмоциях», 2016; «Этнические и смешанные браки сквозь призму феномена удовлетворенности супружеством», 2016; «Геноцид как историко-политический фактор коллективной памяти российских армян», 2017; «Индивидуализм и коллективизм как параметры коллективной памяти российского народа», 2017; «Культурная память и социальная идентичность ингушей как представителей репрессированного народа», 2017; «Культурная память о геноциде и этническая идентичность российских армян», 2017; «Направления изучения трудноразрешимого межгруппового конфликта», 2017. В этот период на руководимой ею кафедре социальной психологии Татьяна Гавриловна собирает команду единомышленников для изучения переживания социальных проблем представителями различных социальных групп в современном российском обществе. Проект был поддержан фондом РГНФ. Итогом трехлетних исследований по гранту стали подготовка и издание кол- лективной монографии «Коллективные переживания социальных проблем» (под ред. Т.Г. Стефаненко, С.А. Липатова. М.: Смысл, 2015). Научное знание для Т.Г. Стефаненко важно не само по себе - оно обязательно соединяется с жизнью. Много сил Татьяны Гавриловны вложено в практику этнопсихологической работы, в формирование толерантного отношения между этническими группами. Мечтая о том, чтобы конфликтов на планете становилось меньше, чтобы стало возможным пространство диалога для самых разных групп, она участвует в проектах федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания» и в проекте сотрудничества ЕС и России (ТАСИС) «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России». Становится научным консультантом экспериментальной площадки в рамках городской программы «Москва многонациональная. Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия», в 2006-2007 годах участвует в проекте «В будущее - без ненависти» (САF) по подготовке школьных психологов из Ингушетии и Северной Осетии. Совместно с психологами Российского университета дружбы народов готовит программы повышения квалификации специалистов, работающих с иностранными студентами, а также принимает активное участие в реализации одной из первых российских федеральных целевых программ «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» (2009-2013 годы). На протяжение многих лет она участвует в совместных исследованиях факультета психологии МГУ, Хельсинкского университета и Университета штата Нью-Йорк (SUNY). Практический опыт проектов и методические рекомендации по проведению исследований в этнопсихологии лежат в основе учебного пособия «Этнопсихология: практикум» (2006, 2013), подготовленного совместно с учениками и коллегами. Близко общавшиеся с Татьяной Гавриловной продолжают ощущать обаяние ее личности - интеллектуала и интеллигента, умеющего дружить и профессионально, и человечески. Значимого и очень включенного члена этнопсихологического сообщества России. Настоящего друга - внимательного, заботливого, поддерживающего и очень верного. Бережного, деликатного человека. Эмоционального, ранимого. И в то же время цельного и сильного. В ней уникальным образом оказались соединены хрупкость и изящество, сила и стойкость. Татьяна Гавриловна Стефаненко остается в нашей памяти человеком добрым, обладающим тонкой душевной организацией, широкой эрудицией, предельной честностью и чуткостью. Ее глубокие размышления о живописи, литературе, музыке, театре, кинематографе, архитектуре, моменты задушевных разговоров на самые разные темы - те сокровища, которые мы храним в своих сердцах. Живой отклик Татьяны Гавриловны на боль других, на несправедливость и черствость по отношению к людям и группам подсказывает, что есть более общий вектор ее жизни - желание сделать мир добрее и человечнее. И в дни ее юбилея хочется верить, что мы продолжаем ее дело и помогаем исполнению этого желания. ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ Памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко будет посвящен специальный выпуск нашего журнала (№ 1 2020 года). До 1 декабря 2019 года принимаются к рассмотрению статьи по этнопсихологической тематике, а также статьи с личными воспоминаниями о Татьяне Гавриловне. Подробности на сайте журнала в разделе «Объявления»: http://journals.rudn.ru/psychologypedagogics/index

×

Об авторах

Марина Викторовна Котова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mkotova@hse.ru

кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии, факультет социальных наук

Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

Наталья Георгиевна Малышева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: tasha.malysheva@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 9

Ольга Владимировна Соловьева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: olga_solovyova@inbox.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. К 60-летию Татьяны Гавриловны Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 4. С. 93-94
  2. Светлой памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 206-208. https://doi.org/10.17759/sps.2018090115

© Котова М.В., Малышева Н.Г., Соловьева О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах