Особенности отношения к стоматологическому лечению и здоровью у лиц с медицинским и немедицинским образованием

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются различия в отношении к стоматологическому здоровью среди лиц с медицинским образованием и без него. Описаны критерии оценки качества стоматологической помощи, предпочитаемые качества врача-стоматолога и причины дентофобии у взрослого населения. Выделены способы повышения уровня комплаентности и снижения страха и тревоги перед посещением врача-стоматолога. Обследовано 88 условно здоровых респондентов (средний возраст - 32 ± 12,5 лет), не проходящих стоматологическое лечение на момент исследования (52 женщины и 36 мужчин). Использованы психодиагностические методы: 1) опросник «Отношение к здоровью», разработанный Р.А. Березовской, позволяющий оценить отношение респондентов к собственному здоровью по 4 шкалам: эмоциональной, поведенческой, когнитивной, ценностно-мотивационной; 2) шкала оценки качества жизни, разработанная Н.Е. Водопьяновой, которая позволяет определить общий индекс качества жизни и оценить самооценку качества жизни респондентов по таким категориям, как: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции; 3) анкета «Отношение к стоматологическому здоровью», разработанная на кафедре общей и клинической психологии ПСПбГМУ имени акад. И.П. Павлова. По результатам исследования были сделаны основные выводы о том, что большинство пациентов предпочитают обращаться к сопереживающему, недирективному типу врача-стоматолога; при этом важны профессиональные и коммуникативные навыки специалиста. Выявлены и проанализированы различия в отношении к стоматологическому здоровью у пациентов с медицинским образованием и без него.

Полный текст

Введение По статистическим данным РБК за 2017 год, стоматология остается наиболее востребованной областью медицины в России. Продолжается рост количества частных клиник. Например, в Санкт-Петербурге лишь каждая 30-я стоматологическая клиника является государственной (РБК, 2016, 2017). Рост негосударственных клиник сопровождается переходом на рыночные отношения, трансформацией стоматологической помощи в оказание услуг и, как следствие, приводит к повышению конкуренции за пациента (Исмаилов, Каратаева, 2016). Еще с 80-х годов ХХ века началось исследование взаимосвязи стоматологического здоровья и качества жизни (Reisine, 1989). Стоматологическое здоровье - это совокупность анатомо-физиологического, психического, психологического и социально-бытового компонентов, которые принимают участие в исполнении жевательных, фонетических и эстетических функций, а значит, способствуют психологическому благополучию человека (Савина, Булкина, Ломакина, Олевская, 2011). То есть на качество жизни человека оказывают влияние такие факторы, как: возможность безболезненного пережевывания пищи, коммуникации без ограничений из-за неприятного запаха изо рта или функциональных нарушений челюсти, отсутствие проблем в эстетически значимой зоне (красивая улыбка). Некоторые врачи-стоматологи не признают разделение между общим здоровьем и здоровьем полости рта, поскольку полость рта как составляющая всего организма человека не может считаться здоровой или нездоровой изолированно от общего физического благополучия (Гажва, Гажва, Гулуев, 2012; Чигарина, 2016). Почти 100 % взрослого населения планеты имеют различные заболевания зубов и полости рта (от кариеса и гингивита до пародонтоза, остеомиелита и адентии) (Vermaire, 2017; Тимохова, Грицкевич, 2018). Любые нарушения целостности зуба приводят к дефектам жевания и впоследствии к эстетическим дефектам, что негативно сказывается на качестве жизни людей. Эстетические дефекты повышают замкнутость, затрудняют процесс коммуникации (Яременко, Исаева, Колегова, Ситкина, Васильева, 2018; Тимохова, Грицкевич, 2018). Несмотря на растущее количество стоматологических клиник в России уровень стоматологического здоровья населения ухудшается, и распространенность заболеваний растет. Поэтому важен поиск критериев и факторов, позволяющих снизить негативную динамику (Hathiwala, Acharya, Patil, 2015). Многие специалисты отмечают, что игнорирование стоматологических заболеваний и страх перед посещением стоматолога зарождаются в детском возрасте и носят устойчивый характер в период взрослости. Психологи и стоматологи сходятся во мнении, что большинство причин возникновения страхов перед стоматологическими процедурами и лечением связаны с внешними факторами окружающей среды, однако существует и генетическая предрасположенность к дентофобии. Среди детерминант формирования тревоги или страха перед лечением выделяют: прошлый травматичный опыт лечения, усвоенный от родителей в детском возрасте паттерн поведения, наличие тревожных расстройств у пациента. Исследователи отмечают, что внимательное отношение к пациенту со стороны медицинского персонала снижает уровень тревоги (Фирсова, Михальченко, Македонова, 2013; Beaton, Freeman, Humphris, 2014). Наличие тревоги или даже страха перед стоматологическим лечением приводит к избеганию врачей. U. Berggren описал модель последствий стоматологического страха и тревоги, которую многие специалисты называют «порочным кругом» (Berggren, Meynert, 1984). Модель представлена на рис. 1. Рис. 1. Модель U. Berggren последствий стоматологического страха и тревоги (Berggren, Meynert, 1984) [Figure 1. The effects of dental fear and anxiety, model by U. Berggren (Berggren, Meynert, 1984)] Согласно данной модели, пациент, испытывающий страх перед лечением, старается отсрочить момент встречи с врачом. Отсутствие своевременного лечения непременно приводит к ухудшению состояния здоровья, отчего появляется чувство вины и неполноценности. Чувство вины только усиливает страх перед лечением. Таким образом, из-за дентофобии ухудшается состояние здоровья и снижается качество жизни (Sven, Boman, Magnus, 2013; Crego, Carrillo-Diaz, Armfield, 2014; Clay, 2016). Еще одной важной задачей является поиск факторов, повышающих комплаентность стоматологическому лечению у населения. В медицине под комплаентностью принято понимать следование рекомендациям врача и выполнение назначенной терапии. Но выполнение рекомендаций пациентами зависит от отношения к здоровью и личностных особенностей каждого конкретного пациента (Данилов, 2014; Саркисов, 2014; Macri, 2016) Таким образом, необходимость качественного и количественного анализа факторов, позволяющих повысить уровень стоматологического здоровья и приверженности пациентов стоматологическому лечению, определили цель исследования, представленного в данной статье. Процедура и методы Участники. Исследование проводилось на базе НИИ стоматологии и ЧЛХ ПСПбГМУ имени академика И.П.Павлова. Было обследовано 88 условно здоровых респондентов, не проходящих стоматологическое лечение на момент исследования, из которых 52 женщины и 36 мужчин. Средний возраст составил 32 ± 12,5 лет. Среди респондентов было 38 человек, не имеющих медицинского образования, и 50 человек с медицинским образованием. Критерии включения в исследование: 1) возраст от 18 лет; 2) подписание добровольного информированного согласия. Психодиагностические методики. 1. Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской (Никифоров, 2005) позволяет оценить здоровье по следующим шкалам: эмоциональная (умение наслаждаться состоянием своего здоровья и уровень тревожности относительно здоровья); когнитивная (уровень компетентности человека в области здоровья, определение роли здоровья в своей жизни); ценностномотивационная (уровень мотивации к сохранению и поддержанию здоровья); поведенческая (соответствие действий и поведения человека требованиям ЗОЖ). Анализ результатов может проводиться следующими способами: анализ каждого утверждения в отдельности; анализ по каждому вопросу; анализ по каждой шкале (Никифоров, 2005). В исследовании мы брали за единицу анализа каждое утверждение анкеты и 4 шкалы отношения к здоровью. Нормативных значений для опросника не установлено, однако анкета позволяет определить ведущий уровень отношения к здоровью у респондентов. 2. Шкала оценки качества жизни Н.Е. Водопьяновой (Никифоров, 2005), которая позволяет оценить удовлетворенность респондента по следующим категориям: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими, поддержка (внутренняя и внешняя - социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение). Принятые нормативные значения по шкалам: 4-10 баллов - очень низкий; 11-20 - низкий; 21-29 - средний; 30-40 - высокий уровень удовлетворенности (Никифоров, 2005). 3. Анкета «Отношение к стоматологическому здоровью», разработанная для исследования на кафедре общей и клинической психологии ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова. Анкета направлена на выявление самооценки состояния стоматологического здоровья, мотивации на лечение заболеваний и поддержание здоровья зубов и полости рта, предпочитаемых качеств врача-стоматолога и критериев оценки качества оказанной медицинской стоматологической помощи. Анкета состоит из 23 закрытых вопросов (4 вопроса с возможностью выбора нескольких ответов). Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета прикладных программ для статистических расчетов с использованием языка R (R version 3.1.3, среда разработки R Studio version 0.98.1103). При описании данных применялись методы описательной статистики. Качественные переменные представлены абсолютными (N) и относительными (%) частотами. Сравнение двух средних проводилось с использованием двувыборочного t-критерия Стьюдента для независимых выборок с уровнем значимости 5 % (р = 0,05). Корреляционный анализ проводился с помощью коэффициента ранговой корреляции ℑ-Кенделла. Результаты и их обсуждение На первом этапе респонденты заполняли анкету, которая содержала вопросы, касающиеся представлений о стоматологическом здоровье, предпочитаемом типе врача, отношении к стоматологическому лечению, эмоциях, испытываемых перед посещением стоматолога, и т.д. Прежде всего респондентам предлагалось дать оценку состоянию здоровья своих зубов и полости рта по 100-бальной шкале. Лица, не имеющие медицинского образования, в среднем оценили состояние своего пародонта на 73,2 ± 23,4 балла, а лица с медицинским образованием - на 64,5 ± 23 баллов. По t-критерия Стьюдента между этими значениями обнаружены статистически значимые различия (р  0,05). Респонденты с медицинским образованием ниже оценили состояние своего стоматологического здоровья, что может быть связано с тем, что они имеют более полное представление о собственном здоровье в силу медицинских знаний. Большинство респондентов, не имеющих медицинского образования (37 %), отметили, что «стоматологическое здоровье» - это физическое здоровье и отсутствие болевых ощущений. Среди респондентов с медицинским образованием на первом месте было определение «стоматологического здоровья» как отсутствия заболеваний (43 %). Далее респонденты отвечали на вопрос: «Какие эмоции Вы испытываете перед консультацией врача-стоматолога?». Средние данные по двум группам представлены на рис. 2. Рис. 2. Эмоции, испытываемые респондентами перед консультацией врача-стоматолога (%) [Figure 2. Emotions experienced by respondents before dentist consultation, %] На рис. 2 видно, что чаще всего респонденты, имеющие медицинское образование, перед посещением врача-стоматолога испытывали такие эмоции, как спокойствие (34 %), удовлетворенность (24 %) и уверенность (20 %). Как правило, пациенты отмечают страх перед неизвестностью во время лечения и отсутствием возможности контролировать ситуацию. В связи с этим отсутствие страха и тревоги перед посещением стоматолога у данной категории респондентов мы можем обосновать тем, что лица с медицинским образованием имеют достаточное количество знаний, чтобы понимать манипуляции, производимые стоматологом. Респонденты без медицинского образования чаще всего испытывали перед посещением врача-стоматолога такие эмоции, как напряжение (30 %), тревога (26 %) и нервозность (18 %). Чувство страха и растерянности говорит о наличии у пациентов стоматологической тревоги, с которой сталкивается врач в процессе работы. Именно на данном этапе требуется психологическое сопровождение психолога и коррекция страха и тревоги перед лечением. Следующий вопрос касался выбора критериев оценки «стоматологической помощи как качественной». Результаты представлены на рис. 3. Рис. 3. Критерии оценки стоматологической помощи как качественной (%) [Figure 3. Criteria for evaluating dental care as a quality, %] Из результатов, представленных на рис. 3, следует, что 38 % респондентов, не имеющих медицинского образования, и 35,4 % респондентов с медицинским образованием оценивают стоматологическую помощь по результатам лечения как качественную при: определении врачом верной тактики лечения, использовании высоких современных технологий, по состоянию зубов после лечения и гарантии на выполненные работы. Респонденты без медицинского образования на второе по значимости место (16 %) поставили критерий безболезненности процедур и отсутствия нежелательных побочных эффектов (например, воспаления, отечности после проведения лечения). Лица с медицинским образованием на второе место поставили критерий «квалификация специалистов» (16,6 %). Исходя из ответов респондентов, мы выделили 5 качеств врача-стоматолога, важных для пациентов. Результаты представлены на рис. 4. Рис. 4. Предпочитаемые качества врача-стоматолога (%) [Figure 4. Preferred qualities of a dentist, %] Для эффективной коммуникации с пациентом врач должен обладать необходимыми навыками и психологическими качествами. По результатам анкетирования определены качества врача-стоматолога, которые особенно важны для пациентов. Вне зависимости от своего образования обе группы респондентов отмечали важность профессиональных качеств врача-стоматолога. В эту группу вошли: опыт работы, использование современных технологий и методов лечения, уровень образования и универсальность (отмечали, что предпочитали бы лечиться у врача, который имеет сертификаты по разным специальностям и способен выполнить комплекс процедур). Важными для респондентов оказались коммуникативные навыки, куда вошли такие качества, как общительность, доброжелательность, способность к пониманию и умение слушать. Также все респонденты отметили, что важным навыком является способность врача рассказать о заболевании и объяснить тактику лечения. Респонденты, имеющие медицинское образование, прежде всего выделили ответственность (16,3 %), терпеливость (14,5 %) и стрессоустойчивость (11,6 %) врача-стоматолога. Лица, не имеющие медицинского образования, выделили среди важных качеств внешний вид и аккуратность (15,9 %), терпеливость (15,4 %) и уверенность в своих действиях (12,3 %) врача-стоматолога. Был проведен анализ ответов респондентов на вопрос: «Какой тип врача-стоматолога Вы предпочитаете?». Результаты представлены на рис. 5. Наиболее предпочтительным типом врача оказался «Сопереживающий недирективный» (38,8 % респондентов без медицинского образования и 35,7 % респондентов с ним), который характеризуется ориентацией на партнерство, склонностью принимать к рассмотрению точку зрения больного при диагностике и способе терапевтического лечения. Такой врач способен установить с пациентом доверительные отношения, выслушать его и совместно выработать план лечения, которому впоследствии будет привержен пациент. Рис. 5. Предпочитаемый тип врача-стоматолога (%) [Figure 5. Preferred dentist type, %] Наименее предпочтительным оказался тип врача «Сопереживающий директивный», который также характеризуется способностью понять проблемы пациента, но находится в роли учителя, указывает, как поступать и что делать, выстраивает неравноправные взаимоотношения. Поскольку стоматологи считают неразделимыми понятия «здоровье» и «стоматологическое здоровье», и ввиду того, что отсутствуют специализированные методики для определения отношения к стоматологическому здоровью, на следующем этапе исследования мы воспользовались методикой «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Все респонденты получили инструкцию при ответах на вопросы методики иметь в виду, что речь идет о стоматологическом здоровье. Выявленные статистически значимые различия между изучаемыми группами респондентов представлены в табл. 1. Согласно результатам опросника «Отношение к здоровью», люди, имеющие медицинское образование, в отличие от людей без медицинского образования больше доверяют врачам в вопросах здоровья и получения информации о нем. Представители обеих групп выделяли фактор «вредные привычки» как наиболее значимый, влияющий на состояние здоровья. Однако респонденты с медицинским образованием придавали этому фактору большее значение, чем респонденты без него. Это можно объяснить тем, что медицинские работники в большей степени осознают пагубность влияния алкоголя, сигарет и психоактивных веществ на организм человека в отличие от людей без медицинского образования. Вместе с тем лица без медицинского образования чаще избегали вредных привычек для сохранения своего здоровья, чем лица с медицинским образованием. Таким образом, несмотря на то, что лица с медицинским образованием больше других людей знают о вреде для здоровья курения или употребления алкоголя, они чаще пренебрегают этими знаниями. Таблица 1/Table 1 Различия в отношении к стоматологическому здоровью у лиц с медицинским образованием и без него [Differences in attitudes towards dental health in persons with and without medical education] Утверждения методики Люди, имеющие медицинское образование (n = 52) Люди, не имеющие медицинского образования (n = 36) t-критерий Стьюдента Уровень значимости Доверие врачам-специалистам 6,05 ± 0,7 5,04 ± 0,9 2,71 р  0,05 Вредные привычки как фактор, влияющий на состояние здоровья 6,33 ± 1,2 5,42 ± 0,8 2,29 р  0,05 Избегание вредных привычек 3,33 ± 0,6 4,49 ± 0,9 -2,02 р  0,05 Когда со здоровьем все благополучно - ничего не беспокоит 3,24 ± 0,9 4,18 ± 1,5 -2,09 р  0,05 Респонденты встревожены, когда состояние здоровья ухудшается 2,52 ± 1,4 3,55 ± 0,9 -2,13 р  0,05 Респонденты не знают, что делать для сохранения своего здоровья 1,81 ± 0,7 2,73 ± 1,1 -2,18 р  0,05 Респонденты сами принимают меры для улучшения своего состояния 4,41 ± 1,7 5,22 ± 2,3 -2,45 р  0,05 На вопрос «Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?» респонденты отвечали, что их ничего не беспокоит. Из этого можно сделать вывод о том, что люди без медицинского образования не обеспокоены своим здоровьем, когда у них нет беспокоящих, неприятных симптомов. Но они испытывают чувство тревоги, когда узнают об ухудшении своего здоровья. На вопрос «Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?» люди, не имеющие медицинского образования, отвечали: «Не знаю, что нужно для этого сделать». Возможно, что лица без медицинского образования имеют низкий уровень знаний в области гигиены и заботы о своем стоматологическом здоровье. Пациенты без медицинского образования отвечали, что, чувствуя недомогание, в большей степени сами принимали меры по улучшению своего состояния в отличие от медицинских работников, которые обращались за помощью к коллегамврачам. Такой результат объясняется тем, что люди без медицинского образования не спешат получить профессиональную медицинскую помощь, так как надеются, что появившееся симптомы временные. Также был проведен анализ различий удовлетворенностью уровнем здоровья и качеством жизни между двумя изучаемыми группами по методике «Удовлетворенность качеством жизни» Н.Е. Водопьяновой, однако значимых различий не было обнаружено, средние значение представлены в табл. 2. Как следует из табл. 2, у респондентов, имеющих медицинское образование, оценки качества жизни по шкалам «Оптимистичность», «Самоконтроль» и «Негативные эмоции» находятся в диапазоне низких значений. Все остальные оценки качества жизни находятся в диапазоне средних значений. Общий индекс качества жизни у лиц с медицинским образованием также был в диапазоне средних значений. У респондентов, не имеющих медицинского образования, оценки качества жизни по шкалам «Здоровье», «Оптимистичность», «Самоконтроль» и «Негативные эмоции» находятся в диапазоне низких значений. Ни одна из сфер жизни в оценках респондентов не достигала высокого уровня, общий индекс качества жизни также имел среднее значение. Таблица 2/Table 2 Оценка удовлетворенности здоровьем и качеством жизни у лиц с медицинским образованием и без него [Assessment of satisfaction with health and quality of life in people with and without medical education] Шкалы методики Люди, имеющие медицинское образование (n = 52) Люди, не имеющие медицинского образования (n = 36) t-критерий Стьюдента Уровень значимости Работа 27,81 25,75 1,13 0,26 Личные достижения 29,52 27,25 1,33 0,19 Здоровье 26,10 24,78 0,75 0,46 Общение с людьми 28,33 27,67 0,42 0,68 Поддержка со стороны окружающих 25,57 25,10 0,36 0,72 Оптимистичность 14,14 17,36 -1,37 0,17 Напряженность 26,05 25,22 0,51 0,61 Самоконтроль 21,19 21,81 -0,33 0,74 Негативные эмоции 20,10 19,85 0,13 0,90 Индекс качества жизни 23,90 23,84 0,05 0,96 На заключительном этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи самооценки состояния стоматологического здоровья, отношения к здоровью и качества жизни у респондентов с медицинским и немедицинским образованием. Статистически значимые корреляции представлены в табл. 3. Как следует из табл. 3, в группе респондентов с медицинским образованием обнаружено, что чем выше удовлетворенность качеством жизни по параметру «Работа», тем ниже показатели по шкалам «Эмоциональный уровень отношения к здоровью» и «Ценностно-мотивационный уровень отношения к здоровью» (и наоборот). То есть при высокой степени удовлетворенности работой может снижаться значимость заботы о своем здоровье и при этом усиливаться беспокойство за здоровье. Эти взаимосвязи возможно объяснить тем, что достижение удовлетворенности работой требует больших усилий: временных, физических и эмоциональных. Также в этой группе обнаружена положительная корреляция между самооценкой стоматологического здоровья и шкалой «Поведенческий уровень отношения к здоровью». Поведенческий уровень отношения к здоровью определяется готовностью к активным действиям для сохранения и поддержания здоровья. Исходя из этого можно предположить, что лица, высоко оценивающие свое стоматологическое здоровье, в то же время следят за ним, выполняют рекомендации и назначения врачей и в случае необходимости своевременно проходят лечение. Ценностно-мотивационный уровень отношения к здоровью (положение здоровья в индивидуальной иерархии ценностей) имел положительные корреляции с удовлетворенностью качеством жизни по параметрам «Оптимистичность» и «Самоконтроль». Респонденты с высокой степенью удовлетворенности, уверенности в себе и своем окружении, дисциплинированности обладали высокой мотивацией на поддержание собственного здоровья. Таблица 3/Table 3 Коэффициенты корреляции самооценки состояния стоматологического здоровья, отношения к здоровью и качества жизни [The correlation between self-esteem of dental health, attitudes to health and quality of life] Параметры удовлетворенности здоровьем и качеством жизни Шкалы отношения к здоровью Когнитивный Эмоциональный Поведенческий уровень уровень уровень Ценностномотивационный уровень Респонденты с медицинским образованием Самооценка состояния здоровья -0,05 -0,10 0,38* 0,07 Работа 0,31 -0,40* -0,03 -0,22* Оптимистичность -0,05 0,20 0,34 0,37* Самоконтроль 0,25 Респонденты без меди 0,16 цинского образова 0,12 ния 0,45* Самооценка состояния здоровья 0,05 0,30* -0,06 -0,02 Поддержка со стороны окружающих 0,20 0,25* -0,07 0,07 Оптимистичность 0,32* 0,14 0,21 0,31* Общий индекс качества жизни 0,27* 0,05 -0,01 0,06 Примечание. * p  0,05. В группе лиц с немедицинским образованием также выявлены корреляции индексов качества жизни и уровней отношения к здоровью. Обнаружены положительные взаимосвязи когнитивного уровня отношения к здоровью (степень осведомленности в области поддержания и сохранения здоровья) с удовлетворенностью качеством жизни по параметру «Оптимистичность» и «Общим индексом качества жизни». Вероятно, осведомленность о своем здоровье, понимание важности поддержания состояния здоровья и профилактики заболеваний тесно связаны с общей удовлетворенностью качеством жизни, оптимизмом и уверенностью в прогнозе на будущее у респондентов без медицинского образования. Эмоциональный уровень отношения к здоровью среди лиц с немедицинским образованием был положительно взаимосвязан с самооценкой стоматологического здоровья. Предположительно, респонденты с низким уровнем тревожности за свое здоровье выше оценивают его состояние, так как меньше обращают внимание на слабые симптомы начинающегося заболевания. То есть уровень тревожности и беспокойства за свое здоровье выше у респондентов - не медиков с низкой субъективной оценкой (самооценкой) своего стоматологического здоровья. Кроме того, обнаружена прямая связь шкалы «Ценностно-мотивационный уровень отношения к здоровью» с удовлетворенностью качеством жизни по параметрам «Поддержка со стороны других» и «Оптимистичность». Иными словами, уровень мотивации на здоровый образ жизни и понимание важности сохранения здоровья среди лиц без медицинского образования были связаны с наличием поддержки со стороны окружающих (прежде всего, со стороны семьи) и высокими показателями жизнерадостности и оптимизма в отношении жизни. Таким образом, в исследовании показано, что стоматологическое здоровье пациентов тесно связано с их оценкой качества жизни, и эти данные перекликаются с мнением других отечественных исследователей (Савина, Булкина, Ломакина, Олевская, 2011; Гажва, Гажва, Гулуев, 2012; Чигарина, 2016; Яременко, Исаева, Колегова, Ситкина, Васильева, 2018). Существует проблема поиска критериев комплаентного поведения в стоматологии и способов повышения приверженности лечению. Однако специалисты утверждают, что на соблюдение рекомендаций оказывает влияние отношение к собственному здоровью. В нашем исследовании установлено, что большинство людей связывают свое здоровье с физическим и психологическим благополучием. Выявлено, что, несмотря на рост качества оказания медицинской стоматологической помощи и совершенствование технологий лечения, большинство пациентов сталкиваются со страхом и тревогой перед стоматологическим лечением, требующих коррекции как на приеме у врача, так и во время работы с психологом. Среди факторов комплаентного поведения были выделены такие критерии, как результативность лечения и коммуникативные навыки врача-стоматолога. Респонденты отмечали, что предпочли бы лечиться у врача сопереживающего, недирективного типа, от которого ожидают включенность в проблему, стремление обсуждать план лечения или реабилитации совместно с пациентом, выстраивание партнерских равноправных отношений. В ходе исследования мы обнаружили различия в отношении к стоматологическому здоровью у лиц с медицинским образованием и без него. Несмотря на свои знания в области медицины, врачи чаще пренебрегают своим здоровьем и не ставят его на первое место. Установлено, что уровень оптимизма, наличие поддержки со стороны близких и высокая удовлетворенность разными сферами жизни тесно связаны с более «ценностным» отношением к здоровью и высоким уровнем мотивации к его сохранению в обеих группах респондентов. Заключение Итак, несмотря на бурное развитие и разнообразие стоматологических услуг, до сих пор существует ряд проблем в сфере сохранения стоматологического здоровья. Исследование показало, что дентофобия и незнание правил заботы о здоровье являются актуальными проблемами, решением которых необходимо заниматься как на местном уровне (во время общения врача с пациентом в клинике), так и на государственном (повышение медицинской грамотности населения). В результате исследования мы пришли к следующим выводам. 1. Большинство респондентов, не имеющих знаний в области медицины, при необходимости посещения врача-стоматолога испытывают негативные эмоции, такие как нервозность, тревога, страх. Пациенты, имеющие медицинское образование, таких эмоций не испытывают, их отмечают спокойствие и уверенность. 2. Среди критериев оценки качества оказания стоматологической помощи респонденты в первую очередь выделяют результативность лечения. 3. Большинство респондентов предпочли бы врача-стоматолога, который готов выслушать пациента, понять причину его страха или тревоги и совместно с ним обсудить возможные варианты лечения. Также пациенты обращают внимание на профессиональные и коммуникативные навыки специалиста. 4. Люди, не имеющие медицинского образования, внимательнее относятся к своему здоровью, чем лица с медицинским образованием, однако они чаще занимаются самолечением. Большинство респондентов отметили недостаток знаний в отношении профилактики стоматологических заболеваний. 5. Вне зависимости от образования (немедицинского или медицинского) отношение к здоровью взаимосвязано с жизнерадостностью и уровнем тревожности. Результаты исследования могут применяться специалистами любого профиля стоматологии. Знание личностных особенностей помогут врачам-стоматологам подбирать индивидуальные методы межличностного взаимодействия с пациентами. Одним из способов применения результатов данного исследования может быть система кейс-менеджмента в стоматологии, то есть индивидуального сопровождения и управления лечением пациента. При таком подходе пациенту будет уделяться больше времени, а значит, будет возможность более детального, тщательного обсуждения с ним правил гигиены, вариантов и плана лечения, а также предупреждения или психокоррекции стоматологических страхов и тревоги.

×

Об авторах

Евгения Владимировна Ситкина

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: sitkina_evgenya@mail.ru

ассистент кафедры общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8

Илья Александрович Трегубенко

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: ia2312@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8

Елена Алексеевна Беляева

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: helenap95@mail.ru

студентка 6-го курса факультета клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8

Елена Рудольфовна Исаева

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: isajeva@yandex.ru

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8

Список литературы

  1. Гажва С.И., Гажва Ю.В., Гулуев Р.С. Качество жизни пациентов с заболеваниями полости рта (литературный обзор) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 6466 (дата обращения: 30.07.2018).
  2. Данилов Д.С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. № 2. С. 4-12.
  3. Исмаилов А.А., Каратаева А.М. Маркетинг в стоматологической организации // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 390-395.
  4. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Питер, 2005. 350 с.
  5. РБК. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни. Рынок стоматологических услуг. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/medicine2013/chapter_2_3.shtml (дата обращения:10.11.2016).
  6. РБК. Исследование рынка стоматологии Санкт-Петербурга в 2017 году. 2017. URL: https:// business-planner.ru/articles/analitika/issledovanie-rynka-stomatologii-sankt-peterburga-v-2017godu.html (дата обращения: 10.07.2018).
  7. Савина Е.А., Булкина Н.В., Ломакина Д.О., Олевская О.А. Психотерапевтические приемы при проведении лечебно-профилактических мероприятий в рамках деонтологического поведения врача стоматолога-терапевта // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 3. С. 683-689.
  8. Саркисов А.А. Психологические аспекты формирования взаимоотношений врача и пациента на стоматологическом приеме: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2014. 32 с.
  9. Тимохова Е.С., Грицкевич Е.Р. Влияние стоматологического статуса полости рта на уровень качества жизни // Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы XXI века: материалы 18-й Международной научной конференции (Минск, Республика Беларусь). 2018. C. 349-350.
  10. Фирсова И.В., Михальченко В.Ф., Македонова Ю.А. Комплаентность как результат компетентностного подхода к лечению в стоматологической практике // Российская стоматология. 2014. № 1. С. 46-48.
  11. Чигарина С.Е. Стоматологическое здоровье студенческой молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-2. С. 243-245.
  12. Яременко А.И., Исаева Е.Р., Колегова Т.Е., Ситкина Е.В., Васильева Ю.В. Удовлетворенность качеством жизни пациентов с минимальными рубцовыми деформациями лица и шеи // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 75-90. doi: 10.17759/ cpse.2018070106
  13. Beaton L., Freeman R., Humphris G. Why are people afraid of the dentist? Observations and explanations // Medical principles and practice. 2014. Vol. 23. Рp. 295-301. doi: 10.1159/000357223
  14. Berggren U., Meynert G. Dental fear and avoidance - causes, symptoms and consequences // Journal of the American Dental Association. 1984. Vol. 109. No. 2. Рp. 247-251. doi: 10.14219/jada. archive.1984.0328
  15. Clay R.A. Drilling down on dental fears: A growing number of psychologists are helping patients overcome dental-related anxiety and other oral health concerns // APA. Monitor of Psychology. 2016. Vol. 47. No. 3. URL: http://www.apa.org/monitor/2016/03/dental-fears.aspx (дата обращения: 10.11.2016).
  16. Crego A., Carrillo-Diaz M., Armfield J.M. From Public mental health to community oral health: the impact of dental anxiety and fear on dental status // Front Public Health. 2014. Vol. 2. P. 16. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3937873/ (дата обращения: 10.11.2016). doi: 10.3389/fpubh.2014.00016
  17. Hathiwala S., Acharya S., Patil S. Personality and psychological factors: Effects on dental beliefs //Journal of Indian Society of Pedodontics and Preventive Dentistry. 2015. Vol. 33. No. 2. Pp. 88-92. doi: 10.4103/0970-4388.155110
  18. Macri D. The expert advice: Dental patient compliance hinges on effective communication strategies // Registered Dental Hygienists magazine. 2016. URL: http://www.rdhmag.com/articles/print/ volume-36/issue-6/contents/the-expert-advice.html (дата обращения: 10.11.2016).
  19. Sven G., Carlsson, Boman U.W., Magnus J.L. Dental anxiety - a joint interest for dentists and psychologists // European Journal of Oral Sciences. 2013. Vol. 121. Рp. 221-224. doi: 10.1111/ eos.12046
  20. Reisine S.T., Fertig J., Leder S. Impact of dental conditions on patient’s quality of life // Community Dent Oral Epidemiology. 1989. Vol. 17. Pp. 7-10. doi: 10.1111/j.1600-0528.1989.tb01816
  21. Vermaire J.H., van Exel N.J.A. Parental attitudes towards oral health and caries-risk in their children // International Journal of Dental Hygiene. 2017. Vol. 2. No. 16. Pp. 1-8. doi: 10.1111/idh.12296

© Ситкина Е.В., Трегубенко И.А., Беляева Е.А., Исаева Е.Р., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах