ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
- Авторы: Кудинова И.Б.1, Белоусова С.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 38-51
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15365
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-38-51
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена изучению и анализу особенностей взаимосвязей самореализации и духовно-нравственного самосознания личности. Актуальность поднятой темы обусловлена глобальными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современном мире, влияющими как на все общество в целом, так и на личность в отдельности. В опытно-экспериментальной работе использовался Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, который позволяет диагностировать многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, различные уровни и виды самореализации, также использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. Статистический анализ данных представлен корреляционным и факторным анализом. В выборку исследования вошли 100 человек к возрасте от 25 до 45 лет, представители различных профессий и социального статуса. Корреляционный анализ позволил раскрыть многообразные взаимосвязи между компонентами самореализации и компонентами духовно-нравственного самосознания. Факторный анализ позволил выделить и качественно описать варианты самореализации личности в зависимости от включенности компонентов духовно-нравственного самосознания - «духовно-нравственная самореализация личности», «трансцендентная самореализация личности», «формальная самореализация личности», «поверхностная самореализация личности», «самоутверждающаяся самореализация личности», «эгопрагматическая самореализация личности», «деструктивная самореализация личности».
Полный текст
ВведениеВ современных социально-экономических и политических условиях мирово- го сообщества актуальной остается проблема развития и использования челове- ческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессио- нальной и личностной компетентности, инициативе, активности в самореализа- ции человека в межкультурном пространстве. Самореализация личности, являясь многомерным динамичным процессом, может быть осуществлена в разных на- правлениях жизнедеятельности: это может быть творческая, профессиональная, социальная или личностная самореализация.Проблема самореализации активно разрабатывается в отечественной и зару- бежной психологической, педагогической, социологической, философскойнауках. Так, в разное время самореализация личности была в центре внимания зарубежных представителей гуманистической и экзистенциальной психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь) и рассматривалась как внутреннее движение к собственной идентичности, поиск себя, выбор возмож- ностей личностного роста. В отечественной психологической науке имеются глу- бокие исследования, касающиеся как природы человека и личности в целом (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.), так и проблемы самореализации личности в частности. Самореализация как свойство личности раскрывается в работах Б.Г. Ананьева; самореализация как процесс - в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой. Д.А. Леонтьев (Леонтьев, 1997, 2002) и И.Д. Егорычева (Егорычева, 2005) трак- туют самореализацию как особый вид деятельности. Д.И. Фельдштейн (Фель- дштейн, 1996) рассматривает самореализацию как саморазвитие; Э.В. Галажин- ский (Галажинский, 2002), Л.А. Коростылева (Коростылева, 2001), С.И. Кудинов (Кудинов, 2007) - как системное образование.В работах ряда авторов раскрываются прикладные аспекты проблемы само- реализации личности. Например, рассматриваются особенности взаимосвязи самореализации личности с различными личностными характеристиками - об- щительностью, креативностью, субъектно-личностной сферой и пр. (Е.Ф. Ко- ломиец; Л.С. Моцарь; Н.Н. Шатохина). Значительная часть работ посвящена возрастному аспекту самореализации личности (И.В. Егорычева, И.В. Солодни- кова, Н.В. Борисова и др.). Активно проводятся исследования сфер самореали- зации и специфики деятельности - профессии, семьи, спорта, творчества, спе- циально организованных условий (тренинг) и пр. (О.В. Питерская, С.В. Лебе- динская, С.А. Воломеев, С.А. Коростылева, О.М. Румянцева и пр.). Исследуются гендерные характеристики самореализации личности (М.Р. Плот- ницкая, З.Ш. Мухтаров).Анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме самореализации личности позволил выделить существенное противоречие: самореализация (лич- ностная) рассматривается как духовное развитие личности и в то же время как процесс, в котором личность в большей степени направлена на себя (Егорычева, 2005). Проблема ценностно-смысловых, духовных и нравственных характеристик самореализации отмечается в каждом приведенном подходе. Духовно-нравствен- ная составляющая самореализации в различных ее формулировках и интерпре- тациях выделяется в качестве наивысшего уровня самореализации. Так, в кон- цепции С.И. Кудинова ей соответствует выделенная им личностная самореали- зация (Кудинов, 2007); в подходе Л.А. Коростылёвой она обозначается как субъективно-личностный уровень самореализации (Коростылёва, 2001). Таким образом, теоретический анализ позволил определить значимость духовно-нрав- ственных аспектов становления и самореализации личности, которые играют важную роль в полном, гармоничном ее развитии.Цель эмпирического исследования - выявление особенностей взаимосвязи са- мореализации и духовно-нравственного самосознания личности.Методы исследованияВыборка. В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 25- 45 лет - 29 мужчин, 71 женщина (средний возраст испытуемых составляет 31 год), представители различных профессий и социального статуса. Выбор данного воз- растного периода (зрелость) обусловлен тем, что он является наиболее продол- жительным периодом онтогенеза, который характеризуется тенденцией к дости- жению наивысшего результата в различных видах деятельности, личностной и духовной зрелости (Фельдштейн, 1996).Для диагностики использовались следующие методики:Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, разработанный в рамках полисистемной модели самореализации личности и позволяет установить все многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, позволяет диа- гностировать различные уровни самореализации (интенсивный, гармоничный, адаптивный, инертный, иррациональный) и виды самореализации личности (со- циальную, профессиональную и личностную) (Кудинов, Кудинов, 2012);методика диагностики духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова, которая имеет под собой концептуальную основу и опирается на разработанную автором структурно-функциональную модель духовно-нравствен- ного самосознания личности и включает следующие компоненты: когнитивно- онтологический; мотивационно-ценностный; отношенческо-поведенческий; самооценочный (Ежов, 2008).Для обработки результатов использовались методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.Результаты исследования и их обсуждениеСтатистический анализ результатов Теста суждений самореализации личности показал, что у респондентов наиболее выражены такие показатели самореализа- ции личности, как социально значимые цели, интернальность и оптимистичность, конструктивность (средний и выше среднего уровень выраженности), что свиде- тельствует об эмоциональном благополучии, преобладании положительных эмо- ций, хорошем самоконтроле и саморегуляции и позитивной результативности процесса самореализации испытуемых. Также важным качеством самореализации выступает креативность: респонденты, как правило, используют неординарные, новые идеи и подходы в деятельности, широкий выбор средств при воплощении идей в реализации собственного потенциала.Анализ средних показателей компонентов духовно-нравственного самосо- знания респондентов выявил, что наиболее выражены шкалы «ответственность»,«целеустремленность», «эмпатичность», «общественная моральность». Это вы- ражается у испытуемых в готовности подходить ко всему ответственно, способ- ности брать на себя ответственность за свои действия и поступки. Ярко выраже- но стремление к достижению поставленных целей. Выражена способность к со- переживанию, сочувствию и состраданию к другим. За основу своего поведения принимаются правовые нормы и правила поведения в обществе. Наименее вы- ражены шкалы «Я биологическое», «уверенность в себе», «эго-прогматическая направленность» и «свобода-созависимость». Это выражается у испытуемых внизкой уверенности в своих силах и возможностях, представлениях о зависимо- сти Я и множественной внешней личностной детерминированности. Низко вы- ражены материально-гедонистические и узко-прагматические мотивы и ценно- сти. «Истинное Я» в большей степени рассматривается как совокупность высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправле- ние личности, что способствует усилению веры в духовные потенциал человека, способности личностного и духовного роста людей.В таблице 1 представлены значимые корреляции между компонентами само- реализации и духовно-нравственным самосознанием личности. В связи с большим количеством значимых взаимосвязей, для удобства анализа нами были выделены критерии самореализации, которые имеют наибольшее количество значимых корреляций с критериями духовно-нравственного самосознания.Активность - во многом обусловлена силой нервной системы и свойствами темперамента характеризует энергичность в проявлениях самореализации. Актив- ность самореализации личности тем выше, чем выше ее духовная направленность, познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ори- ентации. Активность в проявлениях самореализации личности высоко взаимос- вязана с общественной и религиозной моральностью, т.е. энергичность самореа- лизации тем выше, чем выше готовность личности к принятию за основу своего поведения общегуманистических, религиозных и общественных нравственных заповедей и правил. Постоянное внешнее и внутреннее стремление к реализации своего потенциала значимо взаимосвязано с ответственностью, совестливостью и целеустремленностью личности, т.е. чем выше готовность подходить ко всему ответственно, чем выше стремление к достижению значимых личностных целей, чем более выражена способность принимать на себя ответственность за нарушения нравственных, общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, тем в большей степени развивается такая характеристика самореализации личности, как активность и энергичность. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что энергичность проявлений самореализации снижается с увеличением духовной независимости личности, что может быть объяснено увеличением направленности личности на себя, на свой внутренний мир и самопознание. Духовная независи- мость предполагает склонность личности полагаться на свои чувства, на свой ум, самостоятельно принимать решения, не следуя за духовным авторитетом.Социоцентрическая мотивация самореализации - доминирование социально одобряемых мотивов самореализации, основной побудительной силой которых выступает желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, альтруистическая направленность (помочь бедным, больным, слабым и т.д.). Развитие данной ха- рактеристики самореализации личности взаимосвязано с такими характеристи- ками духовно-нравственного самосознания личности, как духовная направлен- ность, вера в Бога, общественная и религиозная моральность, совестливость и ответственность, представлениями о «истинном Я» как трансцендентной духов- ной сущности. Другими словами, чем выше альтруистические ценности, вера в существование Бога, принятие за основу своего поведения религиозных и обще- ственных моральных заповедей и норм, чем выше ответственность, совестливость и трансцендентность личности, тем в большей степени можно говорить о социо- центрической направленности самореализации личностиКорреляционный анализ компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личности (Correlations between spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)Таблица 1DK1PK2DK3CU4EN5DN6SC7VB8VC9EM10DO11OT12OM13RM14CO15KR16IS17DN18UV19CU20Социально-значимые цели0,27**0,21*0,28**0,25*Эгоцентрические цели-0,25*Активность0,22*0,21*0,31**0,20*0,22*-0,28**-0,2*0,23*Инертность-0,22*-0,30**Оптимистичность0,24*Пессимистичность-0,25*-0,26**-0,242*-0,22*Интернальный локус контроля0,20*0,31**Экстернальный локус контроля0,237*Социальные мотивы0,24*0,29**0,23*0,197*0,25*0,25*0,31**Эгоистические мотивы-0,25*0,26**0,24*0,22*0,29**Креативность0,22*0,24*0,26**0,33**0,36**Консервативность0,27**-0,23*-0,24*Конструктивность0,21*0,20*0,46**Деструктивность0,216*-0,22*0,23*Соц.барьеры-0,23*Личностные барьеры-0,22*0,25*-0,38**Искренность0,25**-0,20*Уровень самореализа- ции0,33**0,28**0,5**Личностная самореа- лизация0,33**0,29**0,22*0,47**Социальная самореа- лизация0,21*0,39**0,20*Профессиональная са- мореализация0,24*0,35**0,19*0,247*0,34**-0,23*0,38**Кудинова И.Б. и др. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 38-5142ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИПримечание: все расчеты производились в пакете статистического анализа SPSS Statistics 17.0* корреляция при уровне значимости p 0,05.** корреляция при уровне значимости p 0,01.DK1 - трансцендентное Я; PK2 - личностное духовное Я; BK3 - биологическое Я; CU4 - свобода - созависимость; EN5 - эгопрагматическая направленность; DN6 - духовная направленность; SC7 - самооценка духовности; VB8 - вера в Бога; VC9 - Вера в Человека; EM10 - эмпатия; DO11 - доброжелательность; OT12 - ответ- ственность; OM13 - общественная моральность; RM14 - религиозная моральность; CO15 - совестливость; KR16 - самокритичность; IS17 - искренность; DN18 - духовная независимость; UV19 - уверенность в себе; CU20 - целеустремленность.Эгоцентризм - побудительной силой самореализации индивида выступают узколичностные мотивы и главный тезис жизни «Цель оправдывает средства». Опираясь на результаты корреляционного анализа, можно говорить о том, что чем выше эгоцентричность, тем ниже трансцендентность личности и выше вера в возможности духовного и личностного роста людей, представления о «истинном Я» как совокупности высших психических процессов, обеспечивающих само- тождественность и самоуправление личности, целеустремленность и обществен- ная моральность личности.Креативность - неординарные способы и приемы самовыражения личности. Креативность самореализации тем выше, чем выше личностное духовное Я, ду- ховная направленность, общественная моральность, целеустремленность и общая самооценка духовно-нравственного развития, т.е. схемы и пути самореализации тем разнообразнее, чем выше альтруистические и познавательные мотивы, гума- нистические ценностные ориентации, целеустремленность, готовность к при- нятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, высокое оценивание своих духовно-нравственных качеств.Деятельностная самореализация личности имеет значимые прямые корреляции с такими критериями духовно-нравственного самосознания, как духовная на- правленность, личностное духовное Я, общая самооценка уровня духовно-нрав- ственного развития, ответственность, общественная моральность, целеустрем- ленность, т.е. достижения значимых результатов в той или иной деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и т.д.) тем выше, чем выше гуманистические ценностные ориентации, ответственность, целеустремленность, чем выше готовность к принятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, общая самооценка уровня духовно-нравственно- го развития и представления о «истинном Я» как совокупности высших психи- ческих процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление лич- ности.Стремление к личностному совершенству и росту, самовыражение своих лич- ностных качеств (личностная самореализация) тем выше, чем выше дружелюбное, толерантное отношение к окружающим, способность к сопереживанию, сочув- ствию и состраданию, чем выше целеустремленность и духовная направленность личности.Характер взаимоотношений между значимыми взаимосвязями духовно-нрав- ственного самосознания и самореализации личности, выделенными в процессе корреляционного анализа, определялся и качественно описывался с применени- ем многомерного корреляционного (факторного) анализа.В итоге проведенного факторного анализа было выделено семь основных фак- торов - различные варианты самореализации личности в зависимости от вклю- ченности духовно-нравственного компонента (табл. 2). На их долю приходится 57,9% общей дисперсии.Выделенные факторы представляют наиболее тесно взаимосвязанные между собой характеристики самореализации и духовно-нравственного самосознании личности.Факторная структура показателей компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личностиТаблица 2(Fctorial structure of spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)Компоненты*ФакторыIVIIIVIIIVIIIVОсмысленность целей-ценностей,738Осведомленность целей-ценностей,748Энергичность,541Аэнергичность,707Оптимистичность,591Пессимистичность,658Интернальность,569Экстернальность,304-,308Социоцентризм,477,439Эгоцентризм,330,433Креативность,618,433Консервативность,597Конструктивность,720,321Деструктивность,724Социальные барьеры,433,467Личностные барьеры,684Искренность,712Общий показатель самореализации,846-,357Личностная самореализация,656-,419Социальная самореализация,618Профессиональная самореализация,711,312DK1,816PK2,558BK3,740CU4EN5,706DN6,335,617SC7,734VB8,790VC9-,586,469EM10-,472,328-,361DO11-,666-,305OT12,824OM13,464,531RM14-,774CO15-,501,560,343KR16,623,409IS17-,469-,320-,551DN18-,581-,394UV19-,443CU20,523,468Обозначения компонентов даны в примечании к табл. 1.Первый фактор описывает 13,595% общей дисперсии и включает в себя сле- дующие шкалы: «осмысленность целей-ценностей самореализации» (0,738); «кон- структивность самореализации» (0,720); «креативность» (0,618); «оптимистич-ность» (0,591); «интернальность» (0,569); «энергичность» (0,541); «целеустремлен-ность» (0,523); «социоцентричность» (0,477); «духовная направленность» (0,335);«эгоцентризм» (0,330). Условно данный фактор нами был назван «духовно-нрав- ственная самореализация личности», он характеризуется гармоничным уровнем развития самореализации и высокой духовной направленностью личности в дан- ном процессе. Хорошее представление о своих стремлениях сочетается с четким видением их реализации. Личность активно реализует познавательные и альтру- истические мотивы, гуманистические ценностные ориентации. Знание своих достоинств и недостатков, постоянное стремление к личностному росту, высокая рефлексивность способствуют полноценному развитию духовно-нравственной самореализации личности.Второй фактор, условно названный «трансцендентная самореализация лич- ности», описывает 9,279% общей дисперсии и включает шкалы DK1 «трансцен- дентное Я» (0,816), VB8 «вера в Бога» (0,790), DN6 «духовная направленность» (0,617), KR16 «самокритичность» (0,623), CO15 «совестливость» (0,560), VC9 «вера в человека», (0,469), «социоцентризм» (0,439), DN18 «духовная независимость» (-0,394). Данный вариант самореализации характеризуется устойчивыми пред- ставлениями об «истинном Я» как трансцендентной духовной сущности, верой в существование Бога (Высшей Духовной Сущности), духовной социоцентриче- ской направленностью личности в самореализации. Сложности в принятии са- мостоятельных решений, недоверие собственным чувствам, рассуждениям ведет к устойчивой склонности следовать духовным авторитетам. В системе жизненных смыслов ярко представлены альтруистические смыслы и ценности. Личность видит смысл жизни в помощи другим людям, в самопожертвовании в целях из- менения мира к лучшему. Полагаем, что данный фактор (в акцентуированной форме) характеризует группу лиц, склонных приносить себя и свою семью в жерт- ву общему делу и «миссии». Можем предположить, что люди с трансцендентной духовно-нравственной самореализаций относятся к группе риска по вступлению в религиозные секты.Третий фактор описывает 5,373% общей дисперсии и условно назван «фор- мальная самореализация личности». Данный фактор включает в себя шкалы OT12«ответственность» (0,824), CU20 «целеустремленность» (0,468) OM13 «обществен- ная моральность» (0,464), KR16 «самокритичность» (0,409), EM10 «эмпатичность» (0,328), IS17 «искренность» (-0,551) и характеризуется высокой степенью ответ- ственности и готовностью брать на себя ответственность за свои поступки. Лич- ность принимает за основу своего поведения правовые нормы и общественные правила поведения, она самокритична и целеустремленна, способна к сопере- живанию и состраданию. Однако формальность духовно-нравственной саморе- ализации выражается в том, что ярко представлен только отношенческо-пове- денческий и самооценочный компонент духовно-нравственного самосознания и самореализации и отсутствует базис и фундамент - когнитивный и мотиваци- онный компоненты. Другими словами, личность действует, опираясь не на ин-териоризированные духовно-нравственные принципы, нормы и представления, а «потому что так надо» или «иначе осуждается обществом и законом». Данное обстоятельство способствует развитию сильного внутриличностного конфликта, связанного с высокой значимостью внешних ценностных ориентаций и невоз- можностью их реализации.Четвертый фактор, условно названный «поверхностная самореализация лич- ности», описывает 6,203% общей дисперсии и характеризуется низкой осмыс- ленностью целей и ценностей своей деятельности и самореализации, личность, в основном, лишь поверхностно осведомлена о своих основных желаниях и целях. Основной побудительной силой самореализации индивида выступают узколич- ностные мотивы, обеспечивающие ему личностное продвижение по службе, ав- торитет, власть, финансовую независимость и др. Тем не менее личность сталки- вается с многочисленными социальными и личностными барьерами, обуслов- ленными наличием тревожности, скованности, ригидности поведения, неуверенности. Несформированность способов и приемов самовыражения, не- достаточный опыт и малая информированность индивида обуславливают труд- ности и препятствия самореализации. Ни о какой духовности, нравственности и социальной направленности не может идти и речи. В качестве адаптивных фак- торов выступают конструктивность деятельности и самореализации и элементы креативности, использование многих схем и приемов самовыражения. В данный фактор вошли такие шкалы, как «осведомленность целей-ценностей самореали- зации» (0,748), «личностные барьеры самореализации» (0,684), «социальные ба- рьеры самореализации» (0,467), «эгоцентризм» (0,433), «креативность» (0,433), UV19 «общая уверенность в себе» (-0,443).Пятый фактор, условно названный «самоутверждающаяся самореализация личности», описывает 4,766% общей дисперсии и включает такие шкалы, как OM13 «общественная моральность» (0,531), RM14 «религиозная моральность» (-0,774), CO15 «совестливость» (0,343), EM10 «эмпатичность» (-0,361), «экс-тернальность» (-0,308), «профессиональная самореализация» (0,312). Данный вариант самореализации характеризуется ярким и активным отрицанием религии и религиозных нравственных норм и заповедей, неспособностью к сопережива- нию, сочувствию и состраданию в межличностных отношениях. Совестливость и принятие за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе жестко контролируется самим индивидом. Хороший самоконтроль и самоорганизация без учета интересов других способствует развитию профессио- нальной самореализации и продвижения по карьерной лестнице. Социальные контакты такой личности носят исключительно прагматический характер, а раз- витие личности в целом рассматривается как профессиональная необходимость. Основным смыслом жизнедеятельности такой личности является достижение высокого социального статуса, карьерное продвижение и стремление занимать достойное положение в обществе.Шестой фактор описывает 10,077% общей дисперсии и условно назван «эго- прогматическая самореализация личности». Включает в себя такие шкалы, как DK3 «Я как телесная сущность» (0,740), SC7 «общая самооценка уровня духовно- нравственного развития» (0,734), EN5 «эгопрагматическая направленность»(0,706), PK2 «личностное духовное Я» (0,358), DO11 «доброжелательность» (-0,666), VC9 «вера в человека» (-0,586), DN18 «духовная независимость» (-0,581), EM10 «эмпатичность» (-0,472), IS17 «искренность» (-0,469), CO15 «совестли- вость» (-0,501) и выражается в яркой эгопрогматической направленности лич- ности, материально-гедонистических ценностях и прагматических мотивах. «Ис- тинное Я» представляется только как телесная сущность, биологический организм и совокупность высших психических процессов, отчего нет веры в духовный по- тенциал человека, возможности духовного роста людей. У такого типа личности нет способности к сопереживанию, сочувствию и состраданию, индивид отли- чается повышенной агрессивностью, нетерпимостью (фашизм, национализм, расизм, экстримизм), а за нарушения нравственных и общечеловеческих норм не способен чувствовать вину и угрызения совести. Такая личность отличается высокой внушаемостью, неспособностью принимать самостоятельные решения и слепым следованием за авторитетом. В связи с низкой способностью к рефлек- сии, положительным подкреплением аморального поведения референтной груп- пой такая личность высоко оценивает уровень своего духовно-нравственного развития.Седьмой фактор, условно названный «деструктивная самореализация лично- сти» (описывает 8,614% общей дисперсии), характеризуется высокой деструктив- ностью, непродуктивностью самореализации, постоянным негативным психоэ- моциональным настроем (доминируют такие эмоции, как апатия, тревога, раз- дражительность). Данный эмоциональный фон способствует развитию социальных барьеров самореализации, как следствие - пассивность и экстер- нальная позиция. Личность как бы ходит по замкнутому кругу, состоящему из тревоги, агрессии, барьеров, развивается недоброжелательное отношение к окру- жающим, восприятие их исключительно как недругов, соперников и конкурентов. Высокое значение имеют внешние ценностные ориентации - материальное бла- гополучие, популярность, социальное положение, и все усилия личности направ- лены на их реализацию. Данный фактор включает в себя шкалы «деструктивность» (0,724), «аэргичность» (0,707), «пессимистичность» (0,658), «консервативность»(0,597), «социальные барьеры самореализации» (0,433), «экстернальность» (0,304),«общий показатель самореализации» (-0,357), «личностная самореализация» (-0,419), «доброжелательность» (-0,305).Таким образом, мы считаем, что самореализация личности - это гармоничная и сбалансированная реализация различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на развитие индивидных и личностных по- тенциалов и основанных на смысложизненных, духовных и общегуманистических ценностях.ЗаключениеРезультаты проведенного исследования имеют как научное, так и прикладное значение. В качестве первого можно обозначить то, что во всех подходах к про- блеме самореализации личности последняя рассматривается как процесс, в ко- тором личность в большей степени направлена на себя, замкнута на себе. Вклю- чение в данный процесс гуманистических и альтруистических основ (ценностейи смыслов), духовно-нравственного компонента уравновешивает, на наш взгляд, данный процесс, создает баланс и позволяет говорить о нормальной и полно- ценной самореализации личности. Практическая значимость заключается в ис- пользовании результатов исследования при построении коррекционных программ и программ развития, при формировании и развитии духовно-нравственной сфе- ры использовать внутренний, самореализационный потенциал личности.
Об авторах
Ирина Борисовна Кудинова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kudinova_ib@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Софья Сергеевна Белоусова
Российский университет дружбы народов
Email: grigoreva.sofya@mail.ru
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Базаева Ф.У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2010. № 3 (3). С. 30-33.
- Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12-17.
- Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дисс. … докт. психол. наук. Томск, 2002. 320 с.
- Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2012.
- Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-33.
- Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 156-166.
- Карташова, В.Н., Исаев Е.А. Культурное развитие студентов: аксиологический подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 114-119.
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
- Коваль Н.А. Духовность личности в историко-методологическом аспекте // Акмеология. 2004. № 1. С. 8-11.
- Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. № 8. С. 23-28.
- Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дисс. … докт. психол. наук. СПб., 2001.
- Костакова И.В. Развитие общительности как фактор самореализации личности студентов-психологов: дисс. … канд. психол. наук. Самара, 2008.
- Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 337-346.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. Тольятти: Издательство ТГУ, 2012.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 156-175.
- Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.
- Моисеева В.С. Духовно-нравственное развитие личности в истории психологической науки: дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ: Воронеж: Модек, 1996.
- Цырева Л.А. Самореализация как предмет философского исследования: автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1992.