СООТНОШЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИК НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы соотношения толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности. Адаптационная готовность определяется как интегральное образование, включающее не только представления о собственной способности к приспособлению (вообще или к частной (определенной) ситуации), но и установки по отношению к своим возможностям по совладанию с возникающими трудностями в процессе взаимодействия с другими; изменения экономической, экологической, политической и других сфер жизни; своего здоровья или социально-психологического или иного статуса и т.д. В результате исследований доказано, что адаптационная готовность (установка), адаптивность (свойство личности) и готовность к изменениям (отношение) являются предикторами толерантности к неопределенности. Показано, что сила влияния адаптационной готовности при изолированном и совместном введении в регрессионное уравнение переменной на параметры толерантности к неопределенности наиболее высока как в сравнении с социально-психологической адаптивностью, так и с параметрами готовности к изменениям.

Полный текст

Неопределенность становится нормой времени в условиях постоянных изме- нений во всех сферах человеческой жизни. Поэтому можно представить ее как некое постоянное измерение жизни человека, по отношению к которой у него должна сформироваться позиция, выражающаяся в толерантности или интоле- рантности. Первое характеризуется в принятии неопределенности, а второе, как еще в 1962 г. отмечал С. Баднер, является не чем иным, как тенденцией воспри- нимать неопределенные ситуации в качестве источников угрозы [25]. В этом смыс- ле позиция по отношению к неопределенности является регулятором поведения личности в соответствующих ситуациях. Необходимо понимать, что толерантность к неопределенности предполагает наличие таких психических свойств личности, которые позволяют ей относительно легко преодолевать напряженность, возни- кающую в связи с ожиданием постоянной новизны, изменений.Исследования соотношения толерантности к неопределенности с иными пси- хологическими явлениями ведутся по ряду направлений. В частности, изучается соотношение между толерантностью к неопределенности и мотивацией дости- жения и избегания неудач [21], перфекционизмом [20], готовностью личности кПубликация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06- 10624.28Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной...переменам [2], влиянием толерантности к неопределенности на выбор стратегий совладающего поведения [14], успешностью учебной деятельности [11] толерант- ностью к неопределенности как фактором готовности к риску [1; 10; 22], форми- рованием образа мира [18], креативностью и интеллектом [11; 12] и ряд других вопросов. Одной из наиболее важных областей приложения данного явления выступает адаптация личности. Имеется предположение, что высокий уровень толерантности к неопределенности является предпосылкой адаптации в любой ситуации, поскольку принятие новизны и неопределенности является ее важней- шим условием [24]. Вместе с тем в ряде исследований было доказано, что такой предпосылкой является и адаптационная готовность личности [1; 3; 4; 5-9; 15; 23]. М.В. Григорьева определяет адаптационную готовность личности как ново- образование в адаптационном процессе в системе «личность-среда» [8. С. 260]. Иначе говоря, будучи производной от адаптации, адаптационная готовность яв- ляется существенным фактором и адаптации. Различие заключается лишь во вре- менных отрезках, разделяющих разные этапы и виды адаптации и содержательные их наполнения, поскольку адаптационная готовность предполагает (прежде все- го) наличие своего опыта адаптации, а также накопление представлений (в том числе и социальных) об опыте адаптации других людей, что аккумулируется лич- ностью в единую систему, которая впоследствии становится регулятором ее по- ведения деятельности. Речь в данном случае идет о том, что адаптационная готов- ность представляет собой эффект интеграции знаний, представлений и отноше- ния к и об адаптации.В результате теоретического анализа проблемы формирования адаптационной готовности в транзитивном мире мы пришли к выводу, что в психологическом смысле адаптационная готовность в ситуации неопределенности означает готов- ность личности выбрать определенный маршрут, памятуя о возможности его из- менения под действием тех обстоятельств, которые могут возникнуть, актуали- зироваться [24]. Однако адаптационная готовность представляет собой интеграль- ное образование, включающее не только представления о собственной способности к приспособлению (вообще или к частной (определенной) ситуации), но и установки по отношению к своим возможностям по совладанию с возника- ющими трудностями по ряду направлений бытия (взаимодействие с другими; изменения экономической, экологической, политической и др. сфер жизни; сво- его здоровья или социально-психологического или иного статуса и т.д.) и многое другое. Адаптационная готовность представляет собой центральное (по преиму- ществу диспозиционное) звено адаптационного потенциала личности. Последнее представляет собой интегральное образование, «систематизирующее социально- психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализи- руемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в из- мененных условиях жизнедеятельности» [19].На основе анализа адаптационной готовности как «интегрального эффекта взаимодействия регуляторных систем» Е.Е. Бочарова сделала вывод о том, что адаптационная готовность связана с представлением человека о себе как источ- нике преобразований ситуации неопределенности [3. С. 49]. Иначе говоря, оцен-29Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3ка собственной способности решать жизненные задачи в ситуации неопределен- ности, включенная в Я-концепцию, может быть фактором формирования адап- тационной готовности личности.В этом смысле субъектная позиция личности, характеризующаяся рядом важ- ных для проявлений активности, преодоления препятствий и приспособления свойств, выступает важнейшим обстоятельством в формировании и толерант- ности к неопределенности. Очевидно, их (характеристик) соотношение и дает этот эффект принятия ситуации неопределенности для реализации активности к ней. Аналогично обстоит дело и с адаптационной готовностью, которая про- является в различных ситуациях, порой не относящихся непосредственно к адап- тационным, например, при решении вопроса о профессиональном будущем [6], в относительно стабильный период между экзаменами [26] и др. Вместе с тем наиболее значимо ее проявление в нестабильной ситуации, которая требует не просто ресурсов для приспособления, но ресурсов для реализации бытия в ней. Содержательный анализ личностного потенциала и социально-психологической адаптации в соотнесении с психологической готовностью личности к риску как одному из поведенческих следствий неопределенности проведен И.В. Арендачук [1]. Ею показано, что молодые люди с высокой степенью готовности к риску бо- лее адаптированы, оптимистичны и уравновешены в критических ситуациях. Это позволяет нам заключить, что механизм формирования адаптационной готов- ности имеет общие черты с механизмом формирования готовности к риску. Оче- видно, адаптационная готовность выступает и условием или по крайней мере положительным фактором для оперативного принятия решений в условиях риска, новизны или неопределенности.Толерантность к неопределенности, как отмечает Т.В. Корнилова, означает готовность субъекта принимать решения в условиях неопределенности, противо- речивости, новизны ситуации, неизвестности последствий и т.д. [10]. Это значит, что немаловажной для такой готовности может быть и оценка своей возможности приспособиться к этим изменениям. Поэтому основная цель данного исследова- ния - изучить соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности.Характеристика выборкиВ исследовании приняло участие 75 человек обоего пола (мужчин 38%) M = 26,8; SD = 7,7, в том числе, 48% семейных, 52% со средним профессиональным об- разованием, большинство (48,3%) имеет средний уровень дохода по региону, 84% христиан, 64% горожан.МетодикаДля оценки характеристик общей самооценки адаптационной готовности и адаптационной готовности к изменениям нами были разработаны шкалы. Экс- пертная оценка шкал проведена независимыми экспертами - исследователями в области психологии. Из 14 шкал, первоначально выделенных, после их анали- за и оценки экспертами, отбраковки для предъявления испытуемым осталось 10 шкал, каждая из которых предполагает оценку от 1 до 5 баллов по мере субъ-30Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной...ективной выраженности. Оценка надежности-согласованности проведена с по- мощью альфа Кронбаха. Для шкал адаптационной готовности при удалении пунк- та α = 0,78-0,82. Анализ корреляций Пирсона шкал адаптационной готовности и адаптивности позволяет сделать вывод об их сопряженности. В частности, ко- эффициент корреляции Пирсона составляет r = 0,562-0,622, что относится к умеренно высокой корреляции с высокой значимостью p < 0,001. Факторный анализ, проведенный по шкалам каждого интегрального показателя, позволил выявить два отдельных фактора: по общей адаптационной готовности величина охватываемой дисперсии составляет 55,7%; по адаптационной готовности к из- менениям - 37%.Для оценки характеристик толерантности к неопределенности использована методика Д. Мак-Лейна Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I в адап- тации Е.Н. Осина [16]. Использованный вариант методики состоит из 18 вопро- сов и включает 5 шкал: отношение к новизне, отношение к сложным задачам, отношение к неопределенным ситуациям, предпочтение неопределенности, то- лерантность к неопределенности. Каждый пункт опросника оценивается от 1 до 7 баллов (α = 0,79-0,89).Для оценки параметров социально-психологической адаптивности использо- вана методика Роджерса-Даймонда в адаптации А.К. Осницкого [17]. Опросник включает 101 пункт, степень согласия с каждым оценивается испытуемым от 0 до 6 баллов. Опросник содержит 14 первичных шкал и 6 интегральных показателей: адаптация, приятие других, интернальность, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию (α = 0,89-0,92).Кроме основных показателей, получены социально-демографические данные о выборке: пол, возраст, место проживания, этническая самоидентификация и религиозные предпочтения, уровень дохода и др.Обратимся к результатам корреляционного анализа, устанавливающего связь между основными (интегральными) параметрами двух методик (табл. 1).Показатели средних и корреляции основных переменныхТаблица 1ХарактеристикиСред (М)Ст.откл. (SD)123456789101112Отношение к новизне (1)13,53,11,0059**43**44**64**23*062029*172125*Отношение к сложным за- дачам (2)30,67,159**1,0078**78**77**37**28*44**44**2034**48**Отношение к неопределен- ным ситуациям (3)34,28,643**78**1,0077**75**46**40**49**41**284*43**48**Предпочтение неопреде- ленности (4)43,410,644**78**77**1,0037**32**28*33**29*1839**45**Толерантность к неопреде- ленности (5)38,910,664**77**75**37**1,0040**29*45**47**26*28*38**Адаптация общая (6)66,112,823*37**46**32**40**1,0078**90**62**89**89**55**Принятие других (7)67,811,80,0628*40**28*29*78**1,0070**38**61**68**44**Интернальность(8)69,815,00,2044**49**33**45**90**70**1,0056**745**80**55**Стремление к доминирова- нию (9)54,914,729*44**41**29*47**62**38**56**1,0050**52**28*Самовосприятие (10)76,813,9172028*1826*89**61**75**51**1,0076**48**31Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3Окончание табл. 1ХарактеристикиСред (М)Ст.откл. (SD)123456789101112Эмоциональная комфорт- ность (11)65,717,42134**43**39**28*89**68**80**52**76**1,0054**Адаптационная готовность (12)15,33,425*47**48**45**38**55**44**55**28*48**54**1,00Примечания. * p < 0,01; ** p < 0,05. Нули и запятые в коэффициентах корреляции пропущены.Как видно из представленных в табл. 1 данных, показатели толерантности к неопределенности и социально-психологической адаптации коррелируют на вы- соком уровне достоверности. Из этого следует перспективность регрессионного анализа, в котором предполагается последовательное введение параметров толе- рантности к неопределенности как зависимых переменных. Это позволит выявить степень влияния независимых переменных (показателей адаптации и адаптаци- онной готовности и характеристик личности) на вариации толерантности к не- определенности.Из полученных данных видно, что лица с высоким уровнем толерантности к неопределенности связаны с более высоким уровнем адаптационной готовности (r = 498**), адаптивностью (r = 436**) и всеми характеристиками личности, вклю- ченными в профиль адаптивности: принятие других (r = 343**), интернальность (r = 475**), стремление к доминированию (r = 461**), самовосприятие (r = 261*), эмоциональная комфортность (r = 407**), эскапизм (уход от проблем) (r = -305**). Это значит, что положительный опыт адаптации, субъектные характеристики личности (например, интернальность), склонность решать возникающие про- блемы, не откладывая их в долгий ящик, способствуют формированию толерант- ности к неопределенности. Это также говорит о том, что толерантность к неопре- деленности связана с комфортным бытием, в пользу чего свидетельствует и на- личие корреляционной связи с переживанием счастья (r = 260*). Последние данные согласуются с результатами исследований Е.Н. Осина, в которых пока- зано, что существуют устойчивые (повторяющиеся в разных выборках) связи между толерантностью к неопределенности и субъективным переживанием сча- стья, переживанием психологического благополучия [16].Дополнительно представим корреляции между толерантностью к неопреде- ленности и показателями адаптационной готовности к изменениям. Выявлены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и готовности в ситуации адаптации к взаимодействию с незнакомцами (r = 0,238*), изменению жизненной ситуации (r = 0,322**), смене профессии или сферы труда (r = 0,288*), изменению экономического (например, ухудшение материального положения) положения (r = 0,348), взаимоотношениям в новом коллективе (r = 0,444**), решительным действиям по овладению новыми навыками (r = 0,432**). Эти данные не пред- ставляются неожиданными, поскольку в структуре толерантности к неопределен- ности имеются компоненты позитивного отношения к новизне, сложности и т.п. Небезынтересным представляется и то, что не всякая адаптационная готовность32Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной...к изменениям связана с толерантностью к неопределенности. Так, корреляции толерантности к неопределенности с адаптационной готовностью к смене рас- порядка дня (r = 0,15, p > 0,05), терпеть дискомфорт (r = 0,16; p > 0,05) и подстра- иваться под меняющиеся обстоятельства (r = 0,19; p > 0,05) оказались незначи- мыми. Иначе говоря, конкретные действия по приспособлению в отличие от приспособления к изменившимся общим условиям не предполагают связи с то- лерантностью к неопределенности.Далее рассмотрим результаты регрессионного анализа, в котором параметры толерантности к неопределенности выступают в качестве зависимых переменных. В таблице 2 представлены данные о коэффициентах регрессии (Beta), R2 - ко- эффициент множественной детерминации, ΔR2 - изменения коэффициента мно- жественной детерминации при использовании шагового метода, F - критерий Фишера. Вначале представим данные по анализу интегральных параметров адап- тированности, адаптационной готовности и готовности к изменениям, затем свойства личности из профиля адаптации.Показатели регрессииТаблица 2ПредикторыЗависимые переменныеОтношение к новизнеОтношение к сложным задачамОтношение к неопреде- ленным ситуациямПредпочтение неопределен- ностиТолерантность к неопреде- ленностиОбщая толерант- ностьк неопреде- ленностиBetaΔR2BetaΔR2BetaΔR2BetaΔR2BetaΔR2BetaΔR2Самооценка адапта- ционной готовности233*06475***23298**23447***20265**14-25F4,93*21,25***21,93***18,21***12,06Адаптивность232*05371**14486***20323**10400***16436***19F4,16*11,61***19,20***8,48**13,86***17,18***Адаптационная готов- ность к изменениям279*08431***19468***22325**11458***21473**22F6,17**16,67***20,45***8,59**19,42***21,06***Стремление к доми- нированию294**09334***20----320***22258*05Самовосприятие---337*05--------Интернальность--498**05497***25--27306315**23Эмоциональный ком- форт------39315----R2-09-30-25-15-28-28F6,9**11,79***16,11***13,34***13,67***14,06***Примечания. * p < 0,01; ** p < 0,05. Нули и запятые в коэффициентах пропущены. Beta - регрес- сионный коэффициент; R2 - коэффициент множественной детерминации, ΔR2 - приращение коэффициента в пошаговом регрессионном анализе, F - критерий Фишера.На основе полученных результатов можно сделать вывод о высокой предска- зательной способности интегрального показателя адаптационной готовности в вариациях толерантности к неопределенности. Однако ее вклад в изменения раз- личных характеристик толерантности к неопределенности различен. Наиболее весомый вклад адаптационной готовности выявлен в отношении к сложным за-33Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3дачам, неопределенным ситуациям и предпочтения неопределенности, где R2 варьирует от 20 до 23 единиц; наконец, наивысший показатель множественной детерминации достигает 25 в случае регрессионной модели общего показателя толерантности к неопределенности. Таким образом, толерантность к неопреде- ленности во многом зависит от опыта адаптации, выраженного в адаптационной готовности. Вместе с тем отношение к новизне в меньшей степени обусловлено этой переменной (всего 6% вариаций), что может свидетельствовать о невысокой ее предсказательной способности инновационного поведения.Аналогично обстоит дело в случае введения в уравнение регрессии адаптаци- онной готовности к изменениям. Наиболее сильна ее роль по отношению к слож- ным задачам, неопределенным ситуациям, толерантности к неопределенности. Вполне очевидно то, что любая форма адаптационной готовности в значительной степени предопределяет способность личности выдерживать неясность, слож- ность ситуации и в некотором смысле даже предпочитает их.Из приведенных результатов также видно, что адаптивность в несколько мень- шей степени детерминирует вариации толерантности к неопределенности, чем адаптационная готовность. Возможно, первые два явления в большей степени обусловлены установками и отношениями, нежели устоявшимися свойствами личности (как в случае адаптивности). Это значит, что толерантность к неопре- деленности может быть регулируемой с позиции создания условий для форми- рования адаптационной готовности.Как видно из табл. 2, среди предикторов толерантности к неопределенности особо выделяются две характеристики личности из профиля адаптивности - это стремление к доминированию, выступающее предиктором отношения к новизне, сложным задачам и толерантности к неопределенности, и интернальность - силь- ный предиктор отношения к неопределенным ситуациям и значимый предиктор отношения к сложным задачам и толерантности к неопределенности. Очевидно, склонность влиять на других, доминировать в различных ситуациях межличност- ного взаимодействия предполагает принятие определенной доли риска и тем са- мым терпимо относиться к неожиданностям. Однако детерминация толерант- ности к неопределенности со стороны интернальности выводит склонность к доминированию на уровень нравственно-этической регуляции.В результате регрессионного анализа удалось также выяснить, что примерно 34% вариаций толерантности к неопределенности определяются характеристи- ками адаптационной готовности. Так, наиболее сильными ее предикторами яв- ляется общая самооценка готовности адаптироваться к любой ситуации (β = 0,467 t = 4,52 при p < 0,001), готовность приспособиться к сложным и противоречивым взаимоотношениям в новом коллективе (β = 0,312; t = 2,92 при p < 0,005), незна- чительный опыт сложностей адаптации к новым ситуациям, людям, к делу (β = 0,201; t = 2,02 при p < 0,05). Из этих результатов следует, что терпимость к неопределенности обусловлена установками на адаптируемость к различным си- туациям при отсутствии либо незначительном опыте адаптационных сложностей и готовностью приспособиться к новым коллективам. Возможно, более важным для функционирования толерантности к неопределенности является готовность34Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной...приспособиться к новым взаимоотношениям, нежели к изменениям экономи- ческого, профессионального или иного порядка. Эти предположения подкрепля- ются и тем, что толерантность к неопределенности связана с социально-психо- логической адаптацией.Проведенное исследование позволило установить значение адаптационной готовности, готовности к изменениям и адаптивности в детерминации толерант- ности к неопределенности. Адаптационная готовность является более сильным предиктором принятия неопределенности, чем адаптивность. Среди субъектных качеств адаптационного профиля наиболее сильно влияние интернальности и стремления к доминированию (в межличностных отношениях), склонность чув- ствовать превосходство над другими.Для анализа адаптационной готовности как фактора толерантности к неопре- деленности важно иметь в виду, что человек «…прогнозирует не только развитие ситуации, но и личностную цену принимаемого решения» [10] в ней. Из этого следует, что в адаптационной готовности отражается определенный «вес» при- нимаемых решений, степень их приемлемости с точки зрения возможностей при- способления. Это наиболее важная характеристика готовности, поскольку от нее и зависит то, до каких пределов личность способна продвинуться в ситуации неопределенности. Это также значит, что адаптационная готовность является не просто предиктором толерантности к неопределенности, но ее значение гораздо выше в формировании последней как способности принять неопределенность, новизну или риск, заключающаяся в определении пределов возможного для лич- ности.Необходимо особо отметить и то, что сила влияния адаптационной готовности при изолированном и совместном введении в регрессионное уравнение пере- менной на параметры толерантности к неопределенности наиболее высока как в сравнении с социально-психологической адаптивностью, так и с параметрами готовности к изменениям. Очевидно, установка на успешность адаптации явля- ется более сильным предиктором толерантности к неопределенности в различных ситуациях, нежели реальное состояние адаптированности на данный момент вре- мени.
×

Об авторах

Р М Шамионов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

Список литературы

  1. Арендачук И.В. Личностный потенциал и социально-психологическая адаптированность как ресурс психологической готовности к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 219-226.
  2. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38-42.
  3. Бочарова Е.Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45-50.
  4. Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 57-63.
  5. Вагапова А.Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 77-82.
  6. Вагапова А.Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 38-43.
  7. Григорьева М.В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 54-58.
  8. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-263.
  9. Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып 3. С. 11-15.
  10. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.05.2016).
  11. Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 4. С. 36-47.
  12. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-12.
  13. Кудинов С.И. Роль самореализации в проявлении толерантности личности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 13-20.
  14. Леонов И.Н. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 259-261.
  15. Малышев И.В., Абдулаев А.Ш. Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспекте ее адаптированности у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 326-333.
  16. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65-86.
  17. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.
  18. Плотницкая М.Р. Толерантность к неопределенности как фактор формирования образа мира // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2014. № 28. С. 105-115.
  19. Посохова С.Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5. № 1. С. 35-39.
  20. Пушкина А.В. Соотношение перфекционизма и толерантности к неопределенности // Психология обучения. 2016. № 1. С. 95-101.
  21. Сараева Е.В., Николаев С.Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 7. С. 129-134.
  22. Созонник А.В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 260-263.
  23. Тарасова Л.Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып 1. С. 27-30.
  24. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112.
  25. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality. 1962. Vol. 30 (1). P. 29-50.
  26. Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51-56.

© Шамионов Р.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах