ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на гендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.

Об авторах

М А Рушина

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

А В Орлова

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дис. ... канд. Л., 1984. 17 с.
  2. Беловол Е. В., Рушина М. А. Психологические особенности одаренности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 26-34.
  3. Белопольская Н. Л. и др. Самосознание проблемных подростков. М.: ИП РАН. 2007. 332 с.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 240 с.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988. 301 с.
  6. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 280 с.
  8. Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 2. С. 5-12.
  9. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1968. 35 с.
  10. Лэнг Р. Расколотое «Я». М.- СПб.: Лань, 1995. 290 с.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 460 с.
  12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. 128 с.
  13. Пантилеев С.Р., Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91-100.
  14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  15. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 190 с.
  16. Селиверстова М.А. Возможные пути развития уверенности у различных групп учащихся // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М.: РУДН, 2010. С. 324-327.
  17. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Просвещение, 1989. 280 с.
  18. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 672 с.
  20. Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.
  21. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 1987. 220 с.

© Рушина М.А., Орлова А.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах