КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Нурекеева АБ1, Кудинова ИБ1, Гаврилушкин СА1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 27-34
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13447
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов. Ранее проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме патриотизма показал, что данный феномен интерпретируется неоднозначно. В большинстве работ патриотизм характеризуется как эмоциональное чувство, любовь к родине. Что же касается патриотичности, то данный термин часто используется как синоним патриотизма. Нам представляется, что трактовка этих понятий должна включать разное содержание: патриотизм - явление, процесс, а патриотичность - качество личности (комплексное психологическое образование, детерминированное социально-психологическими характеристиками, обеспечивающими интенсивность стремлений и готовность личности к реализации определенным способом патриотических отношений к окружающему миру и самому себе). Отталкиваясь от данного определения, мы считаем вслед за С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, что наиболее адекватно данное качество может быть исследовано в рамках диспозиционной концепции А.И. Крупнова, а его типология - на основе предложенной И.А. Новиковой модели. Исходя из вышесказанного, результаты, полученные по методике «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина, были подвергнуты кластерному анализу. В результате проведения кластерного анализа было выделено три кластера с четкой дифференциацией признаков. Полученные данные доказывают дифференцированность проявления патриотичности личности в студенческом возрасте.
Ключевые слова
Об авторах
А Б Нурекеева
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
И Б Кудинова
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
С А Гаврилушкин
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
Список литературы
- Казанцева О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2008. 160 с.
- Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б Формирование у будущих специалистов готовности к межкультурному взаимодействию // Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 108-113.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». 2013. № 2. С. 5-14.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б., Гаврилушкин С.А. Выделение типологических особенностей проявления патриотичности личности // Акмеология. 2013. № S 1. С. 89-95.
- Крупнов А.И. Системная структура образования и свойств личности // Психолого-педагогический поиск. 2008. №7. С. 124-127.
- Новикова И.А. Типологические исследования свойств личности на основе системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 122-149.