КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов. Ранее проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме патриотизма показал, что данный феномен интерпретируется неоднозначно. В большинстве работ патриотизм характеризуется как эмоциональное чувство, любовь к родине. Что же касается патриотичности, то данный термин часто используется как синоним патриотизма. Нам представляется, что трактовка этих понятий должна включать разное содержание: патриотизм - явление, процесс, а патриотичность - качество личности (комплексное психологическое образование, детерминированное социально-психологическими характеристиками, обеспечивающими интенсивность стрем­лений и готовность личности к реализации определенным способом патриотических отношений к окружающему миру и самому себе). Отталкиваясь от данного определения, мы считаем вслед за С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, что наиболее адекватно данное качество может быть исследовано в рамках диспозиционной концепции А.И. Крупнова, а его типология - на основе предложенной И.А. Новиковой модели. Исходя из вышесказанного, результаты, полученные по методике «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина, были подвергнуты кластерному анализу. В результате проведения кластерного анализа было выделено три кластера с четкой дифференциацией признаков. Полученные данные доказывают дифференцированность проявления патриотичности личности в студенческом возрасте.

Об авторах

А Б Нурекеева

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

И Б Кудинова

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

С А Гаврилушкин

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Казанцева О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2008. 160 с.
  2. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б Формирование у будущих специалистов готовности к межкультурному взаимодействию // Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 108-113.
  3. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». 2013. № 2. С. 5-14.
  4. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б., Гаврилушкин С.А. Выделение типологических особенностей проявления патриотичности личности // Акмеология. 2013. № S 1. С. 89-95.
  5. Крупнов А.И. Системная структура образования и свойств личности // Психолого-педагогический поиск. 2008. №7. С. 124-127.
  6. Новикова И.А. Типологические исследования свойств личности на основе системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 122-149.

© Нурекеева А.Б., Кудинова И.Б., Гаврилушкин С.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах