ПРОАКТИВНЫЙ КОПИНГ КАК РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики проявления проактивного копинга как генерации психических ресурсов личности, находящейся в ситуации вынужденной адаптации к новым условиям проживания на территории лагеря беженцев. Продемонстрирована возможность развития подлинной активности личности посредством копинга, ориентированного на будущее. Анализируются связи различных видов совладания с трудной жизненной ситуацией и характером адаптационных проблем в новых условиях на примере сирийских старшеклассников. Проактивное совладание рассматривается в качестве копинга, основанного на усилиях по созданию общих ресурсов личности, облегчающих достижение будущих целей, видение перспективы. Показано, что проактивный копинг связан с эффективной адаптацией, предполагающей отсутствие коммуникативных трудностей, уверенность в собственных силах и ориентацию на будущее. Продемонстрированы половые различия в адаптации к новым условиям с учетом факторной структуры групп сирийских юношей и девушек как представителей конкретной этнокультурной группы. В частности, выявлена связь проактивного копинга и отчуждения у девушек, что означает возможность их абстрагирования от эмоционального переживания проблемной ситуации, в меньшей мере свойственного юношам исследуемой выборки. Обозначены возможные пути развития активности как становления субъектности при управлении целями вопреки традиционному управлению рисками в трудной жизненной ситуации в рамках реактивного копинга.

Об авторах

Т С Пилишвили

Российский университет дружбы народов

Кафедра психологии и педагогики

Аль Масри Исмаил

Российский университет дружбы народов

Кафедра психологии и педагогики

Список литературы

  1. Акименко А.К. Стратегии адаптивного поведения студенческой молодежи и их характеристика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 63-74.
  2. Бочарова Е.Е. О субъективном благополучии личности в аспекте социально-психологической адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2. № 2. С. 16-22.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Роль ресурсно-инвестиционного копинга в эмоциональном переживании экстремальных ситуаций и развитии индивидуальной стресс-резистентности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 3-2. С. 13-22.
  4. Кочкарева И.В. Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3. С. 29-31.
  5. Крупнов А.И., Шептура А.В. Психологические различия в проявлении адаптивности у различных групп иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 66-70.
  6. Малышев И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12. С. 1-22. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-i-koping-strategiy-lichnosti-v-raznyh-usloviyah-sotsializatsii
  7. Медведская Т.С. К проблеме структурно-содержательных и функциональных компонентов активности личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 84-88.
  8. Михайлова О.Б. Косталес А.И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 29-33.
  9. Николаева Е.И., Мартинсоне К.Э. Психофизиологические основания психосоматических изменений (обзор исследований) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). С. 53-63.
  10. Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности у студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 1. С. 20-26.
  11. Пилишвили Т.С., Аль Масри Исмаил. Специфика инокультурной адаптации арбаских студентов на фоне стрессогенной ситуации в родной стране // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 50-55.
  12. Пилишвили Т.С. Психологические особенности активности личности юношеского возраста. М.: РУДН, 2014. 205 с.
  13. Тарасова Е.В. Проблема агрессивности, саморегуляции и адаптации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3. С. 28-32.
  14. Abdel-Khalek A.M., Al-Arja N.S., Abdalla T. Death obsession in Palestinians // Death Studies. 2006. Vol. 30. No 3, 1. P. 203-215. doi: 10.1080/17439760.2014.927910.
  15. Goldstein A.L., Wekerle C., Tonmyr L., Thornton T., Waechter R., Pereira J., Chung R. The Relationship Between Post-Traumatic Stress Symptoms and Substance Use Among Adolescents Involved with Child Welfare: Implications for Emerging Adulthood // International Journal of Mental Health and Addiction. 2011. Vol. 9. No 5. P. 507-524. doi: 10.1007/s11469-011-9331-8.
  16. Israel-Cohen Y., Uzefovsky F., Kashy-Rosenbaum G., Kaplan O. Gratitude and PTSD symptoms among Israeli youth exposed to missile attacks: examining the mediation of positive and negative affect and life satisfaction // Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10. No 2 (4). P. 99-106. doi: 10.1016/j.jad.2015.08.038.
  17. Jabbar S.A., Zaza H.I. Impact of conflict in Syria on Syrian children at the Zaatari refugee camp in Jordan // Early Child Development and Care. 2014. (Article in press). doi: 10.1080/03004430.2014.916074.
  18. Koo K.H., Hebenstreit C.L., Madden E., Maguen S. PTSD detection and symptom presentation: Racial / ethnic differences by gender among veterans with PTSD returning from Iraq and Afghanistan // Journal of Affective Disorders. 2016. Vol. 189. No 1. P. 10-16. doi: 10.1080/07481180500493302.

© Пилишвили Т.С., Исмаил А.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах