СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ПЯТИФАКТОРНОЙ МОДЕЛЕЙ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
- Авторы: Крупнов АИ1, Новикова ИА1, Воробьева АА1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 45-56
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13423
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье сравниваются некоторые аспекты изучения проблемы личности и индивидуальности в отечественной и зарубежной (прежде всего американской) психологии. Представлена специфика понимания феноменологии личности в современном учебнике Американской психологической ассоциации. Кратко рассмотрена сущность пятифакторной модели «Большая пятерка» как одного из доминирующих подходов к исследованию индивидуальности в зарубежной психологии и системно-функционального подхода к анализу свойств личности, воплощающего многие традиции отечественной психологии. Описаны и проанализированы основные результаты сравнительного исследования любознательности и настойчивости как системно-функциональных свойств личности и индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). В исследовании приняли участие 207 российских студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался пятифакторный личностный опросник “Big Five” в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова, для диагностики любознательности и настойчивости - бланковые тесты А.И. Крупнова. С использованием рангового корреляционного анализа и факторного анализа было выявлено, что существуют достаточно устойчивые соотношения между настойчивостью как волевым свойством личности в рамках системно-функционального подхода и добросовестностью пятифакторной модели, а также любознательностью как познавательным свойством и открытостью опыту, при этом настойчивость более тесно связана с факторами модели «Большая пятерка», чем любознательность. Экстраверсия и нейротизм как индивидуально-личностные факторы характеризуют меру активности личности при реализации ее свойств и трудности в их реализации соответственно.
Об авторах
А И Крупнов
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
И А Новикова
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
А А Воробьева
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 13-179.
- Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. Т. 2 / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Бодров. М.: ИП РАН, 1997. С. 23-51.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
- Воробьева А.А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дисс. … канд. психол. наук. М.: РУДН, 2015. 246 с.
- Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005. 511 с.
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
- Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2007.
- Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН. Коллективная монография / научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9-30.
- Лаак Я. тер, Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М.: Университет, 2003. 112 с.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1985. 256 с.
- Новикова И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 83-92.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57-66.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: ПитерПресс, 1997. 608 с.
- APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. 727 p.
- Costa P.T., McCrae R.R. Revised NEO Five Factor Inventory (NEO-PI-R) and the NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1992. 101 p.
- McCrae R.R., John O.P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. No. 60 (2). pp. 175-215.
- Paunonen S.V., Hong R.Y. On the properties of personality traits // APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. pp. 233-259.
- Saucier G., Srivastava S. What makes a good structural model of personality? Evaluating the Big Five and alternatives // APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. pp. 283-305.