СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ПЯТИФАКТОРНОЙ МОДЕЛЕЙ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье сравниваются некоторые аспекты изучения проблемы личности и индивидуальности в отечественной и зарубежной (прежде всего американской) психологии. Представлена специфика понимания феноменологии личности в современном учебнике Американской психологической ассоциации. Кратко рассмотрена сущность пятифакторной модели «Большая пятерка» как одного из доминирующих подходов к исследованию индивидуальности в зарубежной психологии и системно-функционального подхода к анализу свойств личности, воплощающего многие традиции отечественной психологии. Описаны и проанализированы основные результаты сравнительного исследования любознательности и настойчивости как системно-функциональных свойств личности и индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). В исследовании приняли участие 207 российских студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался пятифакторный личностный опросник “Big Five” в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова, для диагностики любознательности и настойчивости - бланковые тесты А.И. Крупнова. С использованием рангового корреляционного анализа и факторного анализа было выявлено, что существуют достаточно устойчивые соотношения между настойчивостью как волевым свойством личности в рамках системно-функционального подхода и добросовестностью пятифакторной модели, а также любознательностью как познавательным свойством и открытостью опыту, при этом настойчивость более тесно связана с факторами модели «Большая пятерка», чем любознательность. Экстраверсия и нейротизм как индивидуально-личностные факторы характеризуют меру активности личности при реализации ее свойств и трудности в их реализации соответственно.

Об авторах

А И Крупнов

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

И А Новикова

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

А А Воробьева

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 13-179.
  2. Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. Т. 2 / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Бодров. М.: ИП РАН, 1997. С. 23-51.
  3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  4. Воробьева А.А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дисс. … канд. психол. наук. М.: РУДН, 2015. 246 с.
  5. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005. 511 с.
  6. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
  7. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2007.
  8. Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН. Коллективная монография / научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9-30.
  9. Лаак Я. тер, Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М.: Университет, 2003. 112 с.
  10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1985. 256 с.
  11. Новикова И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 83-92.
  12. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57-66.
  13. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: ПитерПресс, 1997. 608 с.
  15. APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. 727 p.
  16. Costa P.T., McCrae R.R. Revised NEO Five Factor Inventory (NEO-PI-R) and the NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1992. 101 p.
  17. McCrae R.R., John O.P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. No. 60 (2). pp. 175-215.
  18. Paunonen S.V., Hong R.Y. On the properties of personality traits // APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. pp. 233-259.
  19. Saucier G., Srivastava S. What makes a good structural model of personality? Evaluating the Big Five and alternatives // APA handbook of personality and social psychology, Volume 4: Personality processes and individual differences / Ed. by M. Mikulincer, F.R. Shaver, M.L. Cooper, R.J. Larsen. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2015. pp. 283-305.

© Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах