ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТИТУТОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние современных средств массовой коммуникации на процесс социализации личности, показывается их роль в формировании информационно-коммуникативных потребностей подростков. Анализ литературы позволил определить, что информационно-коммуникативные потребности личности проявляются в спросе на форму предлагаемых обществом коммуникационных сообщений и связаны с информационным обеспечением ее жизненно необходимых подструктур (опыт, знания, направленность, интересы, формы общения). Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке подростков в возрасте 13-15 лет (n = 85) с использованием анкетирования, направленного на изучение особенностей их информационно-коммуникативных потребностей, и методик: «Шкала психологической разумности» (Х.Р. Конте, в адаптации М.А. Новиковой и Т.В. Корниловой); «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман, в адаптации О. Кравцовой); «Методика изучения структуры личностной зрелости» (P.M. Шамионов). Анализ системы потребления подростками средств массовой коммуникации показал, что в качестве основных источников информации они используют телевидение и Интернет. Девочки также читают журналы и газеты, предпочитают познавательную информацию о моде и стиле, направлены на удовлетворение образовательных потребностей в 2,3 раза больше мальчиков, у которых выражено стремление к удовлетворению потребностей, связанных со спортивной и развлекательной информацией. На уровне личностных свойств, определяющих результативность социализации, девочки отличались от мальчиков более выраженной психологической разумностью и благосклонностью к окружающему миру в структуре базисных убеждений личности.

Об авторах

И В Арендачук

Национальный исследовательский Саратовский государственный университетим. Н.Г. Чернышевского

Кафедра социальной психологии образования и развития

Список литературы

  1. Абрамов М.Г. Самосознание подростков в эпоху Интернета // Человек. 2010. № 2. С. 65-70.
  2. Арендачук И.В., Егорова А.Ю. Социально-психологические особенности межличностного общения в интернет-среде // Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски. Саратов: КУБиК, 2011. С. 101-110.
  3. Блясова И.Ю. Социально-психологическое воздействие СМИ на формирование правосознания и правовой культуры подростков // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2(18). URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-1.pdf (дата обращения: 14.10.2015).
  4. Богдановская И. М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2015. Т. 7. № 1. С. 1-11. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n1/75625.shtml (дата обращения 11.10. 2015).
  5. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66-83.
  6. Еремина, Л.С., Куровский В.Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10(112). С. 166-169.
  7. Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 114-134. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml (дата обращения: 11.10. 2015).
  8. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
  9. Кудинова И.Б., Кудинов С.И., Вотчин И.С. Социальный интеллект. Психологические аспекты становления: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 224 с.
  10. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3. С. 90-102.
  11. Свавицкая, Д.В. Роль СМИ в процессе социализации молодежи // Философия права. 2007. № 4. С. 102-104.
  12. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
  13. Щекотуров А.В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 99-103.

© Арендачук И.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах