Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа
- Авторы: Асеева Т.А.1, Шашкова Я.Ю.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 23, № 1 (2021): Молодежь и политика
- Страницы: 118-129
- Раздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/25715
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-118-129
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В 2020 г. завершилась реализация очередной государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Основным объектом внимания ее разработчиков традиционно выступают школьники, поэтому анализ их понимания патриотизма позволит оценить эффективность патриотического воспитания в РФ и выявить доминирующий в сознании молодежи образ гражданина. В статье на основе данных массового опроса старших школьников 10 регионов Сибирского федерального округа определены представления учащихся о содержании патриотизма, допустимых для патриота формах поведения, субъектах и основаниях формирования российского патриотизма. Установлено доминирование среди школьников стереотипных представлений о патриотизме с выраженной ретроспективной, милитаризированной и имперской направленностью. Исследование выявило корреляцию признака «патриот - не патриот» с типами идентичности: у школьников, идентифицирующих себя как патриотов, доминирует общероссийская идентичность. В свою очередь, носители локальной идентичности в меньшей степени определяют себя как патриотов.
Ключевые слова
Полный текст
Введение В последние годы тема патриотизма прочно вошла в российский политический дискурс. Государство актуализирует данную тематику посредством программ патриотического воспитания граждан РФ. В июле 2020 г. Государственная Дума приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым образовательным учреждениям следует внести изменения в учебные программы с целью организации не только образовательного, но и воспитательного процесса. При этом в законе расширено понятие «воспитательный процесс»: под ним понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. В настоящее время завершает свое действие четвертая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая на период 2016-2020 гг. Так как подобные программы реализуются с 2001 г., логично предположить, что уже должно быть сформировано поколение школьников-патриотов с соответствующим состоянием политического сознания. Цель данной статьи - оценка степени соответствия представлений современных российских школьников о патриотизме и доминирующей в их сознании модели патриота целям и установкам государства в области патриотического воспитания. Эмпирической основой статьи послужили результаты массового опроса школьников, проведенного кафедрой политологии АлтГУ в 10 регионах Сибирского федерального округа в сентябре 2020 г. Объем выборки - 2050 учащихся 8-11 классов; выборка квотная с контролем признаков возраста, типа населенного пункта и региона проживания. Метод сбора информации - анкетирование. Пропорции контролируемых признаков в подвыборках соответствуют данным генеральной совокупности по регионам, согласно данным Росстата. Обработка данных проводилась в статистическом пакете SPSS. Для анализа эффективности деятельности по патриотическому воспитанию молодого поколения необходима операционализация понятия «патриотизм». Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» не дает его четкой формулировки, а лишь определяет характер патриотического воспитания. Исходя из содержания программы, законодатель под патриотизмом понимает «ответственность за судьбу страны»; «любовь к Родине»; «чувство верности своему Отечеству»; «сопричастности к истории и культуре»; «уважение и почитание государственных и исторических символов»; «готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»; «преобладание гражданской идентичности»[91]. В связи с тем, что одной из задач программы патриотического воспитания выступает развитие научного и методического обеспечения ее реализации, в научных и профессиональных педагогических кругах наблюдается всплеск интереса и публикационной активности по данной тематике. Значительная часть работ носит теоретико-методологический характер и посвящена определению содержания понятия «патриотизм» [Вырщиков, Кусмарцев 2006; Кузьмин, Трифанов 2018; Верещагина, Нечипуренко, Самыгин 2017; Dekker, Malova, Hoogendoorn 2003; Spry, Hornsey 2007; Papastephanou 2013]. Динамика и современное состояние патриотических настроений российских граждан чаще всего рассматриваются в контексте поиска «национальной идеи» и иных факторов консолидации общества [Зубова, Бухтиярова 2017; Бандурин, Насибова 2016; Лубский 2019]. При анализе механизмов и проблем патриотического воспитания в современной России, в том числе в рамках государственных программ, наблюдается явный дефицит работ комплексного характера и публикаций, выполненных на репрезентативном эмпирическом материале [Калядина 2016]. Большинство имеющихся статей и тезисов характеризуют локальные кейсы патриотического воспитания на уровне отдельных образовательных учреждений или муниципалитетов [Деточенко 2015; Колесникова, Лубский 2018]. В политологическом сообществе проблема патриотизма и патриотического воспитания не относится к разряду приоритетных и исследуется крайне фрагментарно в силу доминирования убежденности в идеологической перегруженности понятия «патриотизм» в современной России [Касамара, Сорокина 2016; Мартынов, Фадеева, Габеркорн 2020; Селезнева 2020]. Результаты исследования Согласно результатам опроса в регионах СФО в сентябре 2020 г., представления школьников о патриотизме носят «шаблонный», социально одобряемый характер. Так, на прямой вопрос, что они понимают под патриотизмом, 68,8% учащихся 8-11 классов определили его как «любовь к Родине». Среди остальных ответов наиболее популярными оказались социокультурное (уважение к истории страны и памяти прошлых поколений - 52,5%, уважение традиций - 48,6%, любовь к родной природе - 46,4%, бережное отношение к культуре своего народа - 44,3%) и милитаризированное понимание патриотизма (готовность к защите своей страны - 53,8%, гордость за военное прошлое и настоящее страны - 34,1%, готовность к самопожертвованию ради своей страны - 32,7%). Также в качестве смыслового содержания патриотизма указывались «труд на благо своей страны» (45,8%), «чувство долга и ответственности» (43,8%), «участие в патриотических организациях» (18,4%), «укрепление семейных ценностей» - 18,1%, «стремление изолироваться от других народов мира» - 4,9%. В то же время показательно, что почти каждый десятый школьник (9,5%) не смог определить данное понятие. Об устойчивости стереотипных представлений школьников о содержании патриотизма свидетельствует распределение ответов и на более личный вопрос: «Что, по Вашему мнению, значит быть патриотом?». Как и в предыдущем случае, главным критерием оказался вариант «любить свою страну» (70,4%). При этом почти половина респондентов выделила в патриотизме деятельностный аспект - они указали, что патриот должен «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить достойное будущее ее народа» (47,4%) и «работать и действовать во благо/для процветания страны» (43,4%). Элементы либеральной трактовки патриотизма («говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была») обнаружились у 32,0% респондентов. Присутствуют у школьников и признаки «охранительного» патриотизма - 29,3% указали, что патриот должен «защищать свою страну от любых нападок и обвинений», 11,3% - что он должен «считать, что его страна - лучше, чем другие страны», 6,5% - «считать, что у его страны нет недостатков», 2,8% - «ругать все зарубежное». К проявлениям «публичного» патриотизма можно отнести его сведение к «празднованию исторических событий и юбилеев» (16,8%), участию «в работе патриотических организаций» (10,4%), «в обсуждении патриотических тем» (8,8%). Так как наиболее распространенным ответом оказался абстрактный вариант «любить свою страну», возникает необходимость его конкретизации и операционализации. Частично решить эту задачу позволяет анализ комбинаций данной характеристики с другими, указанными в том же вопросе. Так, среди тех, кто посчитал, что патриот должен любить свою родину, 48% также указали, что он должен «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить достойное будущее ее народа», 46,9% - «работать и действовать во благо/для процветания страны», 35% - что он должен «защищать свою страну от любых нападок и обвинений», а 30,7% - «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была». Более же точную операционализацию понятия «патриотизм» дают представления школьников о типах поведения, согласующихся с их образом патриота. Как видно из табл. 1, наиболее характерными для патриота качествами они считают «любовь и уважение к своему языку и культуре», «чувство солидарности и благожелательности к соотечественникам», «чувство гордости за достижения страны на международной арене». Также патриотизм, по их мнению, предполагает наличие определенных знаний о своей стране: ее истории, государственной символике, «происходящих в стране событиях и интереса к ним». Более неоднозначно оценивают школьники модель патриотизма как проявления гражданственности. В представлении многих из них патриотизм ассоциируется в том числе с исполнением обязанностей гражданина - уплате налогов, службе в армии, участии в выборах. Также 60,2% респондентов посчитали, что патриот должен «поддерживать перемены в интересах общества». При этом если 44,9% допустили для патриота «публичное высказывание мнения, не совпадающего с точкой зрения государства», то 42,4% отметили, что патриот не должен «критиковать власть своей страны». Интересно, что почти для трети респондентов патриотизму не противоречит желание переехать в другую страну и наличие счетов и имущества за рубежом. На присутствие в патриотизме обязательного локального компонента или в целом его локальный характер («привязанность к малой родине») указали 70,6% опрошенных. При этом больше половины респондентов (61,6%) считают, что «патриотизм - это глубоко личное чувство, и его нельзя навязывать людям / человек сам определяет, что патриотично, а что нет». О необходимости «воспитывать патриотизм в семье и школе, пропагандировать его на телевидении, в кино и в литературе» заявили только 15,2% школьников и всего 2,1% убеждены, что модель патриотизма должна задаваться государством. Однако каждый пятый учащийся (21,6%) не смог определить свою позицию по этому вопросу. Таблица 1 / Table 1 Оценка школьниками СФО степени соответствия патриотизму фактов политического сознания и поведения, % / Evaluation by school students of the Siberian Federal District of the degree of conformity to patriotism of the facts of political consciousness and behavior, % Чувства идентичности и гражданственности / Sences of identity and civic consciousness Соответствует / Match Не соответствует / Doesn't match Затрудняюсь ответить / Difficult to answer Любовь и уважение к своему языку, культуре / Love and respect for your language, culture 77,7 9,3 12,6 Чувство солидарности и благожелательности к соотечественникам / A sense of solidarity and benevolence towards compatriots 71,3 12,5 16,1 Чувство гордости за достижения страны на международной арене / A sense of pride in the country’s achievements in the international arena 71,1 13,5 15,3 Чувство привязанности к малой родине / Feeling of affection for a small homeland 70,6 13,8 15,6 Знание происходящих в стране событий и интерес к ним / Knowledge of events taking place in the country and interest in them 68,4 16,7 14,9 Знание государственной символики / Knowledge of state symbols 60,2 25,7 13,9 Поддержка перемен в интересах общества / Supporting change in the public interest 60,2 20,3 19,6 Публичное высказывание мнения, не совпадающего с точкой зрения государства / Public expression of an opinion that does not coincide with the point of view of the state 44,9 35,6 19,5 Работа в иностранной фирме / Work in a foreign company 40,4 38,3 21,1 Критика власти своей страны / Criticism of the authorities of their country 38,5 42,4 19,1 Наличие второго гражданства / Second citizenship 34 44,6 21,4 Наличие счетов и имущества за рубежом / The presence of accounts and property abroad 28,9 59,4 21,6 Желание переехать в другую страну / The desire to move to another country 28,1 59,1 12,7 Уклонение от службы в армии / Evasion from military service 22,2 60,4 17,4 Отказ от участия в выборах / Refusal to participate in elections 21,4 59,2 19,4 Незнание истории своей страны / Lack of knowledge of the history of their country 14 69,4 16,5 Уклонение от уплаты налогов / Tax avoidance 13,7 68,6 17,7 Источник: составлено авторами по результатам исследования / Source: compiled by the authors. В то же время данные позиции по отношению к патриотизму несколько расходятся с представлениями школьников о субъектах патриотического воспитания. Так, среди тех, кто настаивает на индивидуальном смысловом определении патриотизма, только 20,2% видят этот процесс как самовоспитание. Большинство же передает субъектность в патриотическом воспитании семье (47,8%), государству (35,1%), учреждениям образования (35,0%) и даже патриотическим организациям (27,3%), армии (19,8%), СМИ (11,9%), партиям и общественным организациям (11,5%). В этом с ними солидарны те, кто затруднился определить или скрыл свою позицию по отношению к патриотизму. Более последовательны и логичны представления о субъекте формирования патриотизма у школьников, считающих, что его нужно воспитывать и пропагандировать: 60% видят в качестве субъекта данного процесса семью, 54,8% - образовательные организации, 51,1% - государство, 44,3% - армию, 34,4% - патриотические организации, 21% - СМИ, 16,7% - партии и общественные организации, 10,2% - церковь и религиозные организации. Кроме «любви к Родине» в определениях школьниками патриотизма достаточно часто звучит и тема гордости за достижения своей страны. Поэтому содержание этого критерия также можно относить к показателям модели патриотизма в массовом сознании. Исследование подтвердило характеристику российского патриотизма как ретроспективного, а также сформированность у подростков персонифицированного восприятия реальности, характерного для информационного общества и для российской политической культуры. Им оказалось легче назвать персоналии, чем знаковые для России события, и увидеть их в прошлом, нежели в настоящем. Так, 55,9% не смогли или не захотели назвать ни одной персоны, 68,8% - ни одного события, которыми бы они гордились в истории страны. Для характеристики начала XXI в. эти показатели равны 71,9 и 86,2% соответственно. Среди названных исторических персон лидирует Петр I (им гордятся 13,9% опрошенных), далее следуют И.В. Сталин (6,3%), ветераны Великой Отечественной войны (5,3%), Ю.А. Гагарин (5,1%), В.И. Ленин (5,0%), Екатерина II (4,3%), А.С. Пушкин (4,3%), М.И. Кутузов (3,9%) и А.В. Суворов (3,3%). Из современников учащиеся гордятся В.В. Путиным (13,5%), А.А. Навальным (3,7%) и С.К. Шойгу (3,1%). Историческими событиями, вызывающими у молодежи «чувство гордости за свою страну», стали Великая Отечественная война (ее назвали 20,0% респондентов), первый полет человека в космос (4,7%), европеизация России в начале XVIII в. (2,5%), победа в войне 1812 г. (2,5%) и отмена крепостного права (2,4%), современными - присоединение Крыма (4,4%) и Олимпийские игры в Сочи (2,3%). Для сравнения переходом России к демократии гордится всего 0,1% школьников. Исходя из этого списка, можно констатировать, что патриотизм школьников сибирских регионов носит не только ретроспективный, но и во многом милитаризированный и державнический (имперский) характер. Недаром 35,3% учащихся считает, что «Россия перестала быть великой мировой державой, но может стать ею», а 32,5% - что «Россия была и остается великой мировой державой». Процент думающих иначе крайне незначителен: 5,2% отметили, что «Россия навсегда перестала быть великой мировой державой», а 2,4% - что она «никогда не была и не будет великой мировой державой». Патриотами в большей или меньшей степени определяют себя 46,7% опрошенных, не считают себя таковыми 32%, 21,2% затруднились ответить на этот вопрос. При этом четко проявилась зависимость: если школьник определяет себя как патриота, он ассоциирует себя со страной в целом (россиянин), в то время как носители локальной идентичности очень часто себя патриотами не считают (табл. 2). Таблица 2 / Table 2 Корреляция самоидентификации школьников и их оценки себя как патриотов, % / Correlation of self-identification of school students and their assessment of themselves as patriots, % Кем Вы себя в большей степени ощущаете? / Who do you feel yourself to be more? Вы считаете себя патриотом? / Do you consider yourself a patriot? Да / Yes Скорее да / Rather yes Скорее нет / Rather no Нет / No Затрудняюсь ответить / Difficult to answer Вся выборка / Whole sample Россиянином / Russian 70,5 59,5 37,5 24,2 43,3 48,3 Сибиряком / Siberian 44,4 42,6 33,8 24,8 29,0 35,7 Гражданином мира / Citizen of the world 19,9 28,3 30,2 36,6 26,0 28,3 Жителем своего региона / A resident of his region 23,8 23,9 22,4 15,9 21,8 21,9 Жителем своего города (района) / A resident of his city (district) 33,3 34,6 38,1 33,8 29,7 33,8 Представителем своего этноса / A representative of their ethnic group 28,4 23,3 18,4 15,3 14,8 20,1 Представителем своей конфессии / A representative of his denomination 11,1 4,6 4,8 4,8 4,9 5,6 Другое / Other 1,5 1,0 4,2 4,8 3,5 2,7 Нет ответа / No answer 1,5 1,3 2,4 4,8 14,1 4,8 Источник: составлено авторами по результатам исследования / Source: compiled by the authors. Подтверждает данный тезис и модель доверия общественно-политическим институтам, связанная с размежеванием «патриоты - не патриоты». Школьники, определившие себя как патриоты, отличаются более высоким уровнем доверия ко всем органам власти, особенно Президенту РФ и силовым структурам, в то время как у «не патриотов» в целом ниже уровень институционального доверия. Таблица 3 / Table 3 Влияние самоопределения школьников как патриотов на уровень доверия общественно-политическим институтам, % / Influence of self-determination of schoolchildren as patriots on the level of trust in social and political institutions, % Общественно-политические институты / Social and political institutions Вы считаете себя патриотом? / Do you consider yourself a patriot? Да / Yes Скорее да / Rather yes Скорее нет / Rather no Нет / No Общественные организации / Public organizations 40,2 30,4 30,2 24,2 Волонтерское движение / Volunteer movement 58,2 59,1 62,2 49,0 МСУ / Local government 31,4 26,3 20,8 14,1 Заксобрание региона / Legislative Assembly of the region 33,7 25,9 16,0 11,8 Губернатор / Governor 34,5 28,2 19,6 9,6 Государственная Дума / The State Duma 38,0 27,4 18,7 20,2 Совет Федерации / Council of the Federation 39,4 30,5 21,4 14,1 Правительство РФ / Government of the Russian Federation 43,7 35,5 24,4 15,9 Председатель правительства / Prime Minister 37,5 29,3 18,1 10,5 Президент России / President of Russia 48,3 40,2 25,7 18,2 Полиция / Police 47,9 38,2 27,2 19,7 Армия / Army 57,1 43,1 34,2 22,6 ФСБ / FSB 60,9 45,4 39,9 27,7 Политические партии / Political parties 32,2 20,7 15,4 12,4 Источник: составлено авторами по результатам исследования / Source: compiled by the authors. Заключение Проведенное исследование показало, что патриотизм школьников регионов Сибирского федерального округа носит милитаризированный, ретроспективный характер, так как объектами гордости учащихся выступают личности и события, в основном связанные с военной историей нашей страны. Значительная часть учащихся гордится имперским прошлым России и высказывает пожелание дальнейшего сохранения этого статуса. Продемонстрированное школьниками понимание патриотизма в целом соответствует государственному запросу в области патриотического воспитания, поэтому формально цели государственных программ в данной области можно считать достигнутыми. Однако остается открытым вопрос о том, чего больше в этой модели - внутреннего принятия или приспособления к требованиям школьного воспитательного процесса, ответ на который даст только будущая реальная политическая практика исследуемого поколения.
Об авторах
Татьяна Анатольевна Асеева
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatulyasolar@mail.ru
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии
Барнаул, Российская ФедерацияЯрослава Юрьевна Шашкова
Алтайский государственный университет
Email: yashashkova@mail.ru
доктор политических наук, зав. кафедрой политологии
Барнаул, Российская ФедерацияСписок литературы
- Бандурин А. П., Насибова И. Н. Ценностные и идеологические основания формирования и динамики патриотизма в молодежной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 4. С. 27-31
- Верещагина А. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Патриотизм в России как идеологический концепт: социокультурные основания становления и воспроизводства в современной реальности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 30-34
- Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с
- Деточенко Л. С. Эффективность форм гражданского и патриотического воспитания молодежи: по материалам социологического исследования // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 31-42
- Зубова О. Г., Бухтиярова И. Н. Патриотизм как основа формирования национальной идеи в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2017. № 5. С. 26-29
- Калядина И. С. Гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи в контексте программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 4-5. С. 45-47
- Касамара В. А., Сорокина А. А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110
- Колесникова Е. Ю., Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на Юге России: парадигмы социологических исследований // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 5. С. 174-183. doi: 10.23683/2227-8656.2018.5.14
- Кузьмин А. В., Трифанов Ю. Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 10. С. 139-149
- Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в Российском обществе, или Как преодолеть дефицит гражданственности в Российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8 (36). № 2. С. 47-66. doi: 10.23683/2227-8656.2019.2
- Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 109-121. doi: 10.17976/jpps/2020.02.08
- Селезнева А. В. Ценностные ориентации и гражданско-политическая активность молодых российских патриотов // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. № 3. С. 62-70. doi: 10.33693/2658-4654/-2020-2-3-62-70
- Dekker H., Malova D., Hoogendoorn S. Nationalism and its explanations // Political Psychology. 2003. V. 24. № 2. P. 345-376
- Papastephanou M. Inward and Outward Patriotism // Review of European Studies. 2013. Vol. 5. №. 2. P. 20-32
- Spry C., Hornsey M. The influence of blind and constructive patriotism on attitudes toward multiculturalism and immigration // Australian Journal of Psychology. 2007. Vol. 59. No. 3. P. 151-158