Молодежь как объект экстремистской пропаганды в интернет-пространстве: на примере «Исламского государства»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Молодежь является наиболее уязвимой частью общества в качестве объекта воздействия радикальных идей. Авторы статьи утверждают, что самым эффективным методом распространения экстремистских идей в молодежной среде на современном этапе, служат социальные сети. Несмотря на то, что практика использования коммуникационных сетей в интернет-пространстве террористическими организациями существовала и ранее, именно информационная политика ИГИЛ (и позднее ИГ) характеризовалась наибольшей результативностью, за счет создания комплексной медийной структуры, состоявшей из многочисленных фондов и агентств («Аль-Фуркан», «Айнад», «Итисаам», «Аль-Хайат» и др.), позволив распространять их экстремистскую религиозно-идеологическую доктрину в мировом масштабе. Использование широчайшего спектра высококачественной медиапродукции в интернет-СМИ и социальных сетях увеличило ареал влияния организации путем привлечения сторонников не только из ближневосточного региона, но в том числе и из европейских стран. В данной статье выявляются механизмы привлечения европейской молодежи через социальные сети, такие как Twitter, Facebook и др. к экстремистской деятельности под эгидой ИГ. В заключении оцениваются перспективы влияния пропаганды ИГ в социальных сетях после разгрома террористической организации в 2018 г. В качестве методологической базы исследования выступают аспектный и деятельностный подходы, а также аналитический, статистический методы и метод контент-анализа.

Об авторах

Анна Игоревна Абалян

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.abalyan@spbu.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры этнополитологии факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ареф Бижан

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: st082323@student.spbu.ru

аспирант кафедры этнополитологии факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Awan, I. (2017). Cyber-Extremism: ISIS and the power of social media. Society, 54(2), 138-149. doi: 10.1007/s12115-017-0114-0
  2. Badawy, A., & Ferrara, E. (2018). The rise of jihadist propaganda on social networks. Journal of Computational Social Science, 1(8), 453-470. doi: 10.1007/s42001-018-0015-z
  3. Berger, J. M., & Morgan, J. (2015). The ISIS Twitter census: Defining and describing the population of ISIS supporters on Twitter. The Brookings Project on US Relations with the Islamic World, 3(20).
  4. Bernays, E. (2010) Propaganda. Hippo-Publishing, Moscow. (In Russian).
  5. Bodine-Baron, E., Helmus, T. C., Magnuson, M., & Winkelman, Z. (2016). Examining ISIS Support and Opposition Networks on Twitter. RAND Corporation.
  6. Cohen, A. R. (2012). In Internet’s way: Radical, terrorist islamists on the free highway. International Journal of Cyber Warfare and Terrorism, 2(3), 39-58.
  7. El Ghamari, M. (2017). Pro-Daesh jihadist propaganda. A study of social media and video games. Security and Defense Quarterly, 14(1), 69-90. doi: 10.5604/01.3001.0010.8472
  8. Kolesnikova, G. I. (2014). The Social Mechanism for Manipulating the Consciousness of the Individual. Direct-Media, Moscow. ISBN 978-5-4458-8089-9. (In Russian).
  9. Movchan, A. V. (2017). Prevention and counteraction to the propaganda of extremism among young people in Internet. Right. Economy. Security, 3(11), 72-73. (In Russian).
  10. Stern, J., & Berger, J. M. (2015). SIS: The State of Terror. Harpercollins. NewYork.
  11. Strebkov, A. I. Aleinikov, A. V., & Sunami, A. N. (2015). Russian youth extremism: Problems of understanding and counteraction. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 9(4), 796-806. (In Russian)
  12. Volodenkov, S. (2016). Features and applications of Internet propaganda technologies in the political management. PolitBook, 4, 15-30. (In Russian)
  13. Winter, C., & Ingram, H. (2018). Terror, Online and Off. Recent Trends in Islamic State Propaganda Operations. Texas National Security Network. University of Texas
  14. Winter, C. (2015). The Virtual ‘Caliphate’: Understanding Islamic State’s Propaganda Strategy. London: Quilliam Foundation
  15. Yevdokimov, V. A. (2012). Propaganda in Internet. Polis. Political Studies, 4, 137-142. (In Russian)

© Абалян А.И., Бижан А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах