ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА ЗА РУБЕЖОМ: ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе анализа открытых источников исследуются структура, цели и основные направления работы созданных в зарубежных странах научных и образовательных центров в области транспортной политики - самостоятельной сферы деятельности государства, обладающей (в силу инфраструктурного характера объекта ее регулирования - транспорта) признаками универсальности и обнаруживающей тесные взаимосвязи и переплетения со множеством других областей (экономической, социальной, инновационной, промышленной, региональной и т.д.). Устанавливается, что теоретические и прикладные научные исследования в данной комплексной и междисциплинарной сфере, которая имеет связи и пересечения с целым рядом других политологических направлений и субдисциплин (прежде всего, с государственной политикой и управлением, политической регионалистикой, международными отношениями и геополитикой и т.д.), проводятся как организациями, являющимися структурными подразделениями образовательных учреждений, так и независимыми учреждениями. Основной тенденцией проводимых ими исследований общих и специальных вопросов транспортной политики является их рассмотрение в междисциплинарном ключе. Что же касается подготовки кадров, то она осуществляется рядом зарубежных вузов - как классическими, так и специализированными (в основном техническими) университетами. При этом она носит преимущественно междисциплинарный характер, строится на основе сочетания таких областей, как политика, государственное управление, стратегический менеджмент, экономика транспорта и т.д., что находит соответствующее отражение в учебных планах и в содержании отдельных дисциплин. Однако такая подготовка кадров пока не стала широко распространенным явлением, да и многообразные возможности собственно политической науки в ходе ее осуществления остаются недостаточно задействованными. Делается общий вывод о том, что проведение теоретических и прикладных исследований, а также подготовка кадров в сфере транспортной политики сохраняют существенные резервы, которые еще весьма далеки от своего исчерпания. Особенно это касается политологии, эвристический и образовательный потенциал которой для нужд транспортной отрасли остается пока нераскрытым. Что же касается наблюдаемого практически повсеместно междисци- плинарного подхода к осмыслению транспортной политики и смежной проблематики, то он может быть взят (и уже взят во многих своих измерениях и аспектах) на вооружение отечественным научным и экспертным сообществом.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ О том, что транспорт играет одну из важнейших ролей в жизни общества во все периоды его существования, а тем более в современных условиях, говорилось немало и неоднократно - как в различных научных изданиях и аналитике, так и на разного рода конференциях и форумах. О том, что транспорт является особой сферой государственного регулирования и что в отношении него должна проводиться соответствующая - транспортная - политика, тоже говорилось и говорится, однако в значительно меньшей степени и реже, преимущественно в отраслевых документах и узкоспециализированных исследованиях. О том же, что осуществление разработок в области транспортной политики, а также ее эффективная практическая реализация не представляются возможными без соответствующей научной и образовательной инфраструктуры, не говорится вовсе или говорится представителями очень узкого круга ученых и экспертов, в который входят в том числе и авторы настоящей статьи. Между тем транспортная политика - самостоятельная сфера деятельности государства, при этом обладающая (в силу инфраструктурного характера объекта ее регулирования - транспорта) признаками универсальности и обнаруживающая тесные взаимосвязи и переплетения со множеством других областей (экономической, социальной, инновационной, промышленной, региональной, культурной, оборонной и т.д.), являющаяся одновременно предпосылкой и результатом их развития. Соответственно, и государственная транспортная политика, как самостоятельная область исследований политической науки, с одной стороны, обнаруживает связи и пересечения с рядом других политологических направлений и субдисциплин (прежде всего с государственной политикой и управлением, политической регионалистикой, международными отношениями и геополитикой и т.д.), а с другой стороны, не может не носить (в силу комплексности и полиструктурности предмета своего исследования, каковым является опять-таки транспорт) междисциплинарного характера, не быть мультипарадигмальной по своей сути. Более того, транспортная политика - это один из примеров той самой прикладной («отраслевой») политологии, практического воплощения в жизнь посредством политических институтов, механизмов, технологий и т.д. общих концептуальных подходов и профильных теоретических наработок. Причем воплощения, от качества и эффективности которого в конечном итоге зависит не только настоящее, но и будущее каждого конкретного общества и государства. И Россия - страна с огромной территорией и связанными с ней большими возможностями и одновременно серьезнейшими проблемами - здесь отнюдь не исключение, а, пожалуй, даже наиболее характерный случай. Впрочем, собственно политологические исследования транспортной проблематики в нашей стране пока не стали - и это весьма парадоксально - достаточно распространенным явлением, а подготовка соответствующих кадров - политологов-транспортников1 - только начинает осуществляться [2. С. 222-230]. В этой связи представляет интерес исследование научных и образовательных центров в области транспортной политики, созданных и функционирующих в ведущих зарубежных странах. Анализ открытых источников2, содержащих информацию об этих центрах, на наш взгляд, позволит выявить определенные тенденции в проводимых профильных исследованиях, а также обнаружить акценты в подготовке кадров соответствующей квалификации. Это, при прочих равных условиях, может быть полезным для отечественной науки и высшей школы. ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ Что касается подготовки кадров в зарубежных классических университетах, нами было обнаружено, что, например, факультет естественных наук, сельского хозяйства и техники Университета Ньюкасла (Newcastle University) - одного из ведущих в Великобритании - предлагает пройти краткосрочный (5-дневный) курс (CPD) «Транспортная политика и законодательство». В нем рассматривается широкий спектр областей транспортной политики и детально изучаются вопросы профильного законодательства, дается представление о процессе разработки данной политики, включая вовлечение в него заинтересованных субъектов, и т.д. Курс базируется на обширном эмпирическом материале, представленном как британским, так и мировым послевоенным опытом выработки и принятия политических решений в сфере транспортного развития, а также функционирования соответствующих политических структур на местном, региональном и национальном уровнях. 1 При всей кажущейся сомнительности и даже несовместимости таких терминов, как «политология транспорта», «транспортная политология» и т.д., вместе с тем представляется уместным вспомнить, как происходило конституирование многих политологических научных направлений и учебных дисциплин, сегодня являющихся неотъемлемыми элементами учебных планов подготовки политологов в российских вузах (например, экополитологии, этнополитологии, политической элитологии и т.п.). Уместно вспомнить и увидевший свет в 2000-е годы труд В.И. Якунина «Политология транспорта», поначалу воспринимавшийся неоднозначно и даже с иронией многими представителями как политологического, так и транспортного (и шире - технического) научного и экспертного сообщества, но впоследствии ставший весьма цитируемым [4]. Заметим также, что, судя по всему, первым и долгое время остававшимся единственным отечественным учебным изданием по политологии, где транспорт был не просто упомянут, но и рассмотрен в рамках самостоятельного подраздела как фактор формирования современного миропорядка, было «Введение в политическую науку» К.С. Гаджиева [1. С. 310-314]. Следующее учебное издание по политологии, где проблематика транспортной политики была представлена уже в развернутом виде, увидело свет лишь спустя полтора десятилетия [3. С. 359-414]. Особый акцент делается на рассмотрении транспорта и транспортной политики в более широком контексте проблем устойчивого развития, включая вопросы экономического роста, изменения климата, доступности образования и здравоохранения и т.д. При этом в фокусе внимания оказываются программные и нормативные документы различных уровней, касающиеся транспорта, а также правительственные структуры, задействованные в подготовке и реализации конкретных мероприятий транспортной политики. План курса включает в себя такие темы, как: основные исторические вызовы и предпосылки транспортной политики, формулирование ключевых направлений транспортной политики, сбор информации для разработки обоснования транспортной политики, анализ интересов различных структур и общественности в сфере транспорта, мониторинг реализации транспортной политики и оценка ее эффективности, транспортная политика в условиях экономии бюджетных средств, исследование опыта разработки транспортной политики в отдельных странах и т.д. Ожидаемый результат освоения курса состоит в получении соответствующих компетенций для осуществления консультирования по основным транспортным проблемам, планированию и разработке политики в этой сфере, а также по прогнозированию изменений в характере спроса на транспортные услуги3. Другое британское учебное заведение - расположенный в Лондоне Университет Вестминстера (University of Westminster) - предлагает обучение на факультете архитектуры и архитектурной среды по таким магистерским программам, как: · «Транспортное планирование и управление». Включает основной модуль «Транспортная политика и управление», в котором в широком социополитическом контексте рассматриваются вопросы политики и управления в транспортной сфере в их прошлом, настоящем и будущем. При опоре на междисциплинарный подход, а также на основные концепции и идеи, связанные с данной проблематикой, в курсах модуля изучаются конкретные уровни принятия решений по вопросам транспортного развития, а также деятельность неправительственных организаций, включая лоббистские структуры, которые оказывают влияют на формирование и реализацию транспортной политики4; · «Планирование и управление воздушным транспортом». В ней, наряду с основным, существует дополнительный модуль, одной из учебных дисциплин которого является «Политика и планирование воздушного транспорта». В ее рамках рассматриваются вопросы, связанные с развитием авиасообщения и проводимой в его отношении в Великобритании и других странах политикой, а также с вызванными ростом воздушных перевозок экономическими, социальными и экологическими последствиями5. Факультет архитектуры Университета Гонконга (The University of Hong Kong, HKU) проводит обучение по магистерской программе «Транспортная политика и планирование», которая является совместной разработкой кафедр городского планирования и дизайна, географии и гражданского строительства, а также получила дополнительную аккредитацию факультета социальных наук. В учебном плане программы предусмотрено 8 основных и 6 элективных учебных курсов, одним из основных является «Политика и планирование в транспортной сфере». Этот курс посвящен ключевым вопросам транспортной политики, а также реализации стратегических планов и конкретных программ в сфере транспорта. В нем рассматриваются вопросы развития городского транспорта и разработки транспортной политики, направленной на удовлетворение потребностей участников перевозочных процессов и общества в целом. В ходе курса анализируются примеры различных стран, что позволяет оценить степень эффективности, а также возможности и пределы использования альтернативных политических стратегий и механизмов их реализации6. Что же касается университетов технического профиля, то, в частности, расположенный в Нидерландах Делфтский технический университет (Technische Universiteit Delft) - старейший и крупнейший технический вуз страны - осуществляет подготовку магистров по программе «Транспорт, инфраструктура и логистика». В ее рамках предусмотрена специализация «Политика: инфраструктура, планирование и окружающая среда», которая концентрирует внимание на теоретических основаниях и практических методах планирования инфраструктуры. Под последним разработчики образовательной программы понимают «междисциплинарный процесс, в рамках которого технологические решения сталкиваются с политическими, социальными и экономическими требованиями, ожиданиями и условиями. К планированию может быть привлечен широкий круг организаций и учреждений, от местных до европейских. Это создает сложную среду принятия решений. Продуктом транспортного планирования являются планы транспортной политики и предложения по транспортно-логистическим проектам»7. Программа специализации включает в себя 6 учебных дисциплин, среди которых обращают на себя внимание, в частности, такие как: · «Модуль методологии инфраструктуры и окружающей среды» (в ходе нее студенты учатся «интегрировать социальные, культурные, экономические и политические перспективы с природными и антропогенными условиями городского ландшафта с целью формирования и планирования более устойчивого развития»); · «Передовые методы оценки для принятия решений в области транспортной политики» (в ее аннотации отмечается, что «Транспортная политика почти всегда противоречива. Во всем мире для поддержки принятия решений в области транспорта применяется несколько методов. В настоящее время наиболее известными и хорошо изученными методами оценки транспортной политики являются социальный анализ затрат и выгод и могокритериальные методы принятия решений. В этом курсе вы узнаете о новейших научных разработках в данной сфере, а также о том, как применять эти методы. Кроме того, вы узнаете о подходах к относительно новому аспекту оценки транспортной политики - ее справедливости»); - «Разработка транспортной политики» (указывается, что «Разработка политики в области транспорта является сложной задачей. Политический цикл обеспечивает основу для процесса разработки политики: определение повестки дня, анализ политики, ее осуществление и оценка. Что касается последней, то успех и неудача должны определяться с точки зрения эффективности/действенности, а также справедливости/равноправия. В этом курсе используется подход, объединяющий как академические, так и практические перспективные разработки в сфере политики»8). Дрезденский технический университет (Technische Universität Dresden) в своей структуре имеет факультет транспорта и транспортных наук им. Ф. Листа, одним из подразделений которого является Кафедра экономики перевозок. Ее преподавателями читается такая дисциплина, как «Экономика перевозок и транспортная политика», основанная на анализе комплекса экономических и политических вопросов9. Пожалуй, единственным обнаруженным нами университетом гуманитарного профиля, где изучаются вопросы, так или иначе входящие в предметное поле транспортной политики, является расположенный в греческой столице Афинах Университет социальных и политических наук Пантеон (Panteion University of Social and Political Sciences). Его структурным подразделением является факультет экономики и регионального развития, основная образовательная программа которого включает в числе прочих учебную дисциплину «Экономический анализ и транспортная политика»10. Как видно, подготовка кадров в сфере транспортной политики осуществляется рядом зарубежных вузов - как классическими, так и специализированными (в основном техническими) университетами. При этом она носит преимущественно междисциплинарный характер, строится на основе сочетания таких областей, как политика, государственное управление, стратегический менеджмент, экономика транспорта и т.д., что находит соответствующее отражение в учебных планах и содержании отдельных дисциплин. Однако такая подготовка кадров пока что не стала широко распространенным явлением, да и многообразные возможности собственно политической науки в ходе ее осуществления остаются недостаточно задействованными. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В числе зарубежных исследовательских центров в области транспортной политики следует назвать прежде всего соответствующие структуры в университетах. В частности, в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles, UCLA) в 1992 году был создан Институт транспортных исследований, в настоящее время являющийся подразделением Школы общественных отношений UCLA Luskin и считающийся одним из ведущих центров изучения транспортной политики в США. В фокусе его внимания - актуальные вопросы транспортного развития городов, стран и мира в целом, а также продвижение качественного профессионального образования (в том числе посредством расширения учебных программ за счет включения в них специальных курсов по транспортной проблематике) и поддержка гражданских инициатив в области транспорта. При этом в осуществляемых Институтом исследованиях развитие транспортной сферы активно увязывается с транспортной политикой и планированием. Благодаря деятельности Института факультетам Государственной политики и Городского планирования удалось привлечь в Калифорнийский университет немало талантливых студентов и исследователей, многие из которых стали лауреатами различных премий и победителями престижных конкурсов11. В британском Университете Лидса (University of Leeds) в структуре факультета окружающей среды функционирует Институт транспортных исследований, одним из подразделений которого является Группа социальных и политических наук. Она объединяет как преподавателей, так и студентов университета, исследующих транспорт и транспортную мобильность сквозь призму социальных и политических наук с целью создания эффективных, доступных и экологически устойчивых систем мобильности на местном, национальном и глобальном уровнях. В рамках группы акцент в ходе исследований транспортной проблематики делается на широкое использование количественной и качественной методологии, социальных и политических теорий, концепций политического управления и т.д. Приоритетными темами исследований группы являются: государственная политика, включая разработку ее основ, формулирование повестки дня и реализацию; социальные медиа и инновации; оценка лучших политических практик; поиск возможностей заимствования политических моделей и т.д.12 В другом известном университете Великобритании - Вестминстерском - в составе уже упоминавшегося факультета архитектуры и архитектурной среды функционирует созданный еще в 1931 году Институт политических исследований (PSI). В настоящее время он осуществляет междисциплинарные разработки на стыке политики и других сфер общественной жизни, включая транспортную. В частности, Институтом исследуются проблемы политики устойчивого развития городов, социальной политики, транспортной мобильности и т.д. На протяжении длительного периода Институтом издавался ежеквартальный журнал «Политические исследования», знакомивший читателей с результатами разработок13. В чешском городе Брно расположен Институт транспортной экономики, географии и политики транспорта (ITREGEP) - междисциплинарная исследовательская группа, учрежденная в 2015 году на основе кооперации структурных подразделений - факультетов экономики и администрирования и естественнонаучного - Университета Масарика (Брно) и факультетов социальных и естественных наук Карлова университета (Прага). Институт акцентирует внимание на изучении особых экономических, пространственных и социальных функций транспорта, а также лучших практик в области транспортной политики с целью их последующего распространения в профессиональном экспертном сообществе и среди лиц, принимающих политические решения. Основными направлениями исследований Института в настоящее время являются: сравнительный анализ моделей транспортной политики, стратегических документов и практики внедрения европейского законодательства в транспортной сфере; социально-экономический анализ транспортных систем и транспортного планирования; оптимизация государственных закупок в сфере общественного транспорта и др. В настоящее время одним из крупных исследовательских проектов, реализуемых Институтом, является «Новая мобильность - высокоскоростные транспортные системы и транспортно-ориентированное поведение», который затрагивает сразу несколько предметных областей: экономику, географию и политические аспекты высокоскоростного железнодорожного транспорта. Данный проект разделен на ряд поднаправлений, среди которых, в частности, такие как: скоростной транспорт как политический фактор; оптимизация госзакупок для железнодорожного пассажирского транспорта; строительство высокоскоростных транспортных коммуникаций и связанные с этим изменения в политике центрально-европейских государств и т.д.14 Что же касается самостоятельных исследовательских структур в сфере транспортной политики, то в их числе могут быть названы, в частности, Институт исследований транспортной политики (Institute for Transport Policy Studies, ITPS), расположенный в Токио. Он является независимым некоммерческим фондом, который был создан под эгидой национального Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта в 1998 году в ходе реорганизации существовавшего с конца 1960-х годов. Японского научно-исследовательского центра экономики транспорта. Институт проводит комплексные исследования в области транспорта, а также осуществляет экспертизу транспортной политики и вырабатывает соответствующие рекомендации японскому правительству и заинтересованным субъектам. Его миссией является содействие проведению транспортной политики в целях повышения благосостояния и качества жизни населения Японии, развития экономики страны, а также гармонизации международных отношений. Как указано на сайте Института, «...поскольку транспорт является основополагающим фактором социально-экономического прогресса, необходимо постоянно совершенствовать и расширять методы транспортной политики, с тем чтобы поддерживать более высокие стандарты дальнейшего развития и прогресса региона, страны и мира... Институт... призван служить связующим звеном между теоретическими и практическими исследованиями в области транспортной политики. Поэтому наша исследовательская задача - решение практических вопросов политики, отвечающее высоким академическим стандартам и критериям научной строгости. Кроме того, наши предметы исследования охватывают весь спектр транспорта, а также комплексные политические проблемы, включая региональные, городские и экологические вопросы, тесно связанные с транспортом. Поэтому мы осуществляем исследования в сотрудничестве с учеными, представляющими различные области знания, а также высококвалифицированными специалистами из управленческих структур и частного сектора»15. Институтом издается ежеквартальный журнал «Обзор исследований транспортной политики» (“Transport Policy Studies’ Review”), в котором публикуются результаты исследований его сотрудников, а также представителей других научно-исследовательских структур Японии и зарубежных стран. Расположенный в канадском городе Виктории Институт транспортной политики (Victoria Transport Policy Institute) является независимой исследовательской организацией, занимающейся разработкой инновационных практических решений транспортных проблем, финансируемой за счет консалтинговых услуг и грантов. Основная цель - информационный обмен, направленный на улучшение планирования перевозок и анализ транспортной политики. Преобладающими в Институте являются исследования по актуальным вопросам развития транспорта, направленные на: поиск эффективных путей решения проблем отрасли, включая альтернативные теоретические и практические подходы; определение всех преимуществ, затрат и влияния различных моделей транспортной политики и программ развития транспорта16. Международная организация «Институт транспорта и политики в области развития» (Institute for Transportation and Development Policy) со штаб-квартирой в Нью-Йорке и филиалами в Китае, Индии, Индонезии, Мексике, Бразилии и на Африканском континенте провозглашает целью своей деятельности «разработку и внедрение высококачественных транспортных систем и принятие политических решений, которые делают города более пригодными для жизни, доступными и устойчивыми»17. Одной из программ Института является «Климат и транспортная политика», в составе которой три основных направления, имеющих своей целью поддержку, разработку и расширение сферы устойчивой транспортной политики: выработка более совершенных инструментов для оценки воздействия транспортных инвестиций, политики и принимаемых решений на окружающую среду; перераспределение финансирования и приоритетов глобальных организаций и банков развития в поддержку устойчивого транспорта и городского развития; оказание влияния на национальную политику в области транспорта и городского развития, а также поддержка своевременного развития институтов, расширяющих масштабы функционирования устойчивого транспорта. Как видно, зарубежное научно-исследовательское пространство представлено целым рядом организаций - как в структуре образовательных учреждений, так и независимых, в фокусе внимания которых находятся общие и специальные вопросы транспортной политики, как правило, рассматриваемые в междисциплинарном ключе. Вместе с тем география их распространения пока не отличается своей широтой - скорее, это отдельные «точки» данного пространства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом ограниченный рамками настоящей статьи анализ позволяет заключить, что проведение теоретических и прикладных исследований, а также подготовка кадров в сфере транспортной политики сохраняют существенные резервы, которые еще весьма далеки от своего исчерпания. Особенно это касается политологии, эвристический и образовательный потенциал которой для нужд транспортной отрасли остается пока нераскрытым. Что же касается наблюдаемого практически повсеместно междисциплинарного подхода к осмыслению транспортной политики и смежной проблематики, то он может быть взят (и уже взят во многих своих измерениях и аспектах) на вооружение отечественным научным и экспертным сообществом.

×

Об авторах

Алексей Владимирович Федякин

Российский университет транспорта

Автор, ответственный за переписку.
Email: avf2010@yandex.ru

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, истории и социальных технологий Российского университета транспорта

Москва, Россия

Иван Владимирович Федякин

Российский университет транспорта

Email: fedyakin_iv@mail.ru

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политологии, истории и социальных технологий Российского университета транспорта

Москва, Россия

Список литературы

  1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1997. 544 с.
  2. Горбунов А.А., Федякин А.В., Федякин И.В. Государственная политика в транспортной отрасли: инновационное направление подготовки кадров // Мир транспорта. 2018. № 4. С. 222—230.
  3. Политология: Политические институты, процессы и технологии: учебное пособие для аспирантов и студентов. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2012. 936 с.
  4. Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. М.: ЗАО «Экономика», 2006. 432 с.

© Федякин А.В., Федякин И.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах