СЕПАРАТИЗМ В СТРАНЕ БАСКОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы сепаратизма в Стране Басков в Испании, насчитывающего уже несколько сотен лет. Баски являются одним из крупнейших разделенных народов современной Западной Европы, проживающих в двух государствах ЕС, Испании и Франции. Авторы критически осмысляют историческую эволюцию борьбы за самоопределение региона, акцентируя внимание на идейно-политической составляющей данного процесса. Проблема рассматривается в контексте сепаратистских настроений, охвативших Европу в последние десятилетия. Авторы отмечают, что на современном этапе борьба баскских националистических организаций потеряла экстремистскую составляющую (террористическая организация ЭТА самораспустилась) и стала носить политический характер, что связано как с демократизацией испанского государства после падения режима фашисткой диктатуры Ф. Франко, применительно к проблемам басков проявившейся в предоставлении автономии региону, так одновременно и с ужесточением политики Соединенных Штатов в отношении региональных националистов в европейских странах - сателлитах США, выразившейся в точечном преследовании лидеров националистических движений. Всемирный экономический кризис, особенно сильно ударившей по Испании, также способствовал снижению популярности в регионе радикальных националистов и их террористических методов борьбы за самоопределение. В статье проводятся параллели, отмечается общее и различное между проблемой сепаратизма в Стране Басков и Каталонии, сравнительно анализируются подходы руководителей двух провинций к проблемам национальной автономизации и суверенизации, рассматриваются будущее перспективы получения басками независимости и отмечаются потенциальные точки бифуркации данного процесса, в том числе и по линии координации усилий каталанского и баскского народов на фоне обострения политической обстановки после референдума в Каталонии, в общем контексте общеевропейских тенденций и геополитической ситуации в мире, характеризующейся стремительным скатыванием условно проамериканского и пророссийского глобальных блоков к новой «Холодной войне».

Полный текст

Баски изначально длительное время развивались изолированно от соседних этносов, в том числе и от кастильского. Доказательством этого служит их уникальный язык - «эускера», который, несмотря на то что баски проживают в Испании и во Франции, не принадлежит ни к романским языкам, ни даже к индоевропейским. Одним из основных факторов, который способствовал сохранению баскской популяции в изолированном виде, было их географическое положение, между Пиренеями и Бискайским заливом, что защищало их от военного и культурного вторжения (См.: [8. P. 20]). Пока оба этноса, и баскский, и кастильский, были «молоды», они жили, не мешая друг другу, но с развитием обоих, столкновения их интересов стало неизбежным. Исторически испанская корона не вмешивалась в жизнь простого народа столь отдаленной от столицы провинции. На протяжении многих столетий распадающуюся Испанскую империю занимали, в первую очередь, проблемы сохранения своего господства в колониях, раскинувшихся буквально по всему миру и сотни лет приносивших баснословные доходы. Проблемы регионального сепаратизма в Каталонии и среди басков считались второстепенными, к решению которых Мадрид приступит после укрепления своего влияния на колониальных территориях, в целях предотвращения роста недовольства в самой метрополии испанские власти делали большие финансовые послабления каталонцам и баскам, старались не вмешиваться в их повседневную жизнь и разрешали развивать местные национальные культуры при условии их неизменного сохранения в составе испанского государства и отказе от вооруженного противостояния кастильцам. Народно-освободительные войны, начавшиеся в Латинской Америке в ХIХ веке, последовательная утрата колониальных территорий резко ожесточила настроения испанской правящей элиты, ставшей все с большим недоверием и даже подозрением относиться к проявлениям самобытности среди некастильского населения столь многоликой Испании. Основная борьба между баскими националистами и Мадридом развернулась в ХХ-м веке, когда в провинции на фоне гражданской войны в Испании шли баталии между централистами и регионалистами. Особенно острая с идейной точки зрения фаза началась в период правления Ф. Франко. Политика диктатора была направлена на жестокое подавление сепаратизма в регионе. Однако победителем из конфликта вышли баски, сумевшие не только сохранить свою национальную самобытность, но и не растерять пассионарный заряд, поэтому когда после смерти Франко к власти в Испании пришли демократы, баскские националисты, закаленные подпольной борьбой с франкизмом, сумели заставить центральное правительство пойти им на уступки, отказаться от унитарного принципа функционирования испанского государства, предоставить баскам национальную автономию, разрешить деятельность многих пробаскских организаций и выпустить из тюрем их активистов (См.: [4]). Изначально очагом политической борьбы за независимость басков была Баскская националистическая партия, основанная в 1895 году известным писателем Сабино Арана Гоири. Партия полностью отвечала требованиям своего времени для подобных организаций и в полной мере представляла баскские интересы в период до Гражданской войны в Испании, чем и снискала у местного населения большую поддержку. Однако уже во время гражданской войны в конце 30-х и в годы правления Ф. Франко в баскском обществе стало нарастать недовольство пассивностью БНП, не готовой от политической борьбы перейти к борьбе с оружием в руках, за что выступали многие ее сторонники, понимавшие, что дать отпор фашиствующим франкистам может только военизированная структура. Это вскоре вылилось в создание более агрессивной политической организации с боевым уклоном Euzkadi ta Askatasuna (ETA, или «Родина и Свобода»), которая перехватила у БНП инициативу в борьбе басков за независимость. В период правления генерала Франко, как известно, всякая политическая деятельность была в Испании запрещена. Основной целью фашистов было подавление коммунистической и социалистической оппозиции, но по мере укреп- ления режима и преодоления последствий гражданской войны объектами государственного терроризма стали становится и региональные организации, выступавшие за большую свободу от центра. Причиной резкого роста сепаратизма в Стране Басков стала национальная политика Франко, направленная на усиление унитарной целостности новой испанской державы в связи с насильственным насаждением в Испании националистических и профашистских настроений. Результатом данной политики стало ущемление баскских национальных интересов, а также интересов других этнических групп. Это вылилось в запрещение баскам издавать книги, газеты, вести преподавание на баскском языке, давать детям баскские имена, вывешивать национальный флаг и т.п. Под запрет попал даже и баскский язык, как и прочие региональные языки как таковые, в частности особыми декретами Министерства юстиции от 1938- 1941 годов, в которых недвусмысленно заявлялось об особой роли испанского языка, прочие языки в качестве размывающих национальное сознание испанцев подлежали искоренению. После падения нацистской Германии политика Ф. Франко под влиянием западных держав, в первую очередь США и Великобритании, стала более либеральной. Начиная с 50-х годов в Испании уже не существовало прямого языкового преследования, не существовало явного запрета на частное использование нацменьшинствами своих языков, репрессии постепенно ослаблялись (См.: [5]). После смерти Франко в 1975 году и непродолжительного переходного периода правления ставленника диктатора Карлоса Ариаса Наварро в Испании постепенно стали проходить процессы демократизации, а в 1977 году были проведены первые свободные выборы в Генеральные Кортесы, которыми была разработана новая, демократическая Конституция Испании. В 1978 году на общенациональном референдуме Конституция, отменявшая действие фашистских законов, была одобрена подавляющим большинством испанцев. В следующем 1979 году был принят специальный закон («органический закон»), устанавливавший статус автономии Страны Басков. Закон впервые в истории Испании признавал на юридическом уровне баскский народ как отдельный: «Баскский народ, или Euskal-Herria, как сложившаяся национальность для достижения самоуправления образует Региональное автономное объединение в рамках испанского государства под названием Euckadi, или Страна Басков» [7]. Закон подробно регламентировал порядок осуществление басками национальной автономии в составе испанского государства. Вместе с тем признание за басками прав отдельной нации, что было специально подчеркнуто в «Дополнении» к Закону, открыло для басков путь мирного обретения независимости от Испании, в соответствии с принципом самоопределения народов, закрепленным в Уставе ООН. Последующие 20 лет после наделения региона автономией происходило перераспределение полномочий между центральным правительством и правительством автономии в пользу последнего, в результате чего степень автономизации Страны Басков, по мнению многих экспертов, достигла наибольших размахов среди всех подобных образований на территории Европейского Союза, разве что она сравнима единственно с бельгийской Фландрией. Новой вехой в борьбе басков за независимость стал 10-летний период правления Хуана Ибаррече, лидера БНП конца 90-х и в 2000-е годы. Начиная с 1980 года Партия неизменно побеждала на всех выборах в региональный парламент, но не имела решающего перевеса над сторонниками «единой Испании» из числа социалистов и Народной партии. После оглушительной победы БНП на выборах в 2003 году, когда в союзе с ЭТА БНП удалось получить в баскском парламенте абсолютное большинство (33 места из 75), Х. Ибаррече выдвинул план превращения Страны Басков в «свободно присоединившееся» к Испании государство, предложив полностью решать все вопросы экономического и социального развития внутри региона, а также создать независимую систему правосудия, многие сторонники баскского премьера высказывались и за установление прямых экономических и иных контактов с другими странами в обход Мадрида, предлагая организовать за рубежом торговые представительства и даже структуры наподобие посольств. Одним из аргументов в пользу большей независимости Басконии стало то, что процент общего дохода Испании от налогов, выплачиваемых их регионом, в три раза превышал процент государственных расходов в нем. Фактически план Ибаррече предусматривал установление конфедеративных отношений между центральным испанским правительством и Страной Басков. Конфронтация, возникшая после таких предложений между испанских премьером тех лет Хосе Аснаром и региональными баскскими властями, привел обе стороны к кризису в отношениях, однако политический эффект был сглажен общенациональной парламентской компанией в Испании в 2004 году, в которой после терактов в Мадриде и непродуманных обвинений Х. Аснара в отношении ЭТА неожиданно победили социалисты. С приходом к власти в Испании более умеренных по сравнению с народной Партией социалистов во главе с готовым к взаимодействию с этническими меньшинствами Хосе Сапатеро баланс власти в Басконии пережил переходный момент. Новое переизбрание в марте 2009 года сторонника переговоров с Мадридом премьер-министра Эускади Х. Ибаррече, казалось бы, должно было открыть широкое поле для сотрудничества обоих лидеров и привести к мирному периоду в отношениях между басками и центром, но проблема заключалась в том, что хоть официальная власть в Эускади и принадлежала БНП и ее представителю Х. Ибаррече, однако реальное влияние на баскскую националистически настроенную общественность исходило от полуподпольной ЭТА, что стало особенно показательно, когда именно с этой террористической партией предпочел договариваться Х. Сапатеро, а вовсе не с официальным баскским премьером, на что Х. Ибаррече заявил: «Это просто выше моего понимания, что испанский премьерминистр предпочитал вести переговоры с ЭТА, но последовательно отказывается обсуждать проблемы независимости со мной или с баскскими демократическими институтами» [6]. Личный конфликт Х. Ибаррече и Х. Сапатеро привел к снижению контактов двух правительств и затормозил процесс глубокой автономизации региона, что привело к росту поддержки среди баскского населения Страны Басков лидеров, выступавших с более радикальными предложениями, и новый приток активистов в ЭТА. Очевидно, что в начале 2000-х годов в Стране Басков существовала конкуренция за политическое лидерство не только между социалистами и правыми (в лице христианско-демократической БНП), но и между ЭТА и премьером Х. Ибаррече, который стремился полностью контролировать политический процесс и возглавлять переговоры от всего баскского общества. Запрещение политического крыла ЭТА партии «Батасуна» в 2003 году стал редким примером координации усилий баскского и испанского правительств, но непоследовательная политика правительства Х. Сапатеро дезорганизовала процесс поиска политического компромисса и выработки единой стратегии в борьбе баскскими терроризмом. Избрание в Испании на должность премьер-министра Х. Сапатеро, ищущего новые подходы к решению проблемы ЭТА, совпало с президентством Н. Саркози во Франции. В 2008 году лидеры обоих государств в Париже подписали Соглашение об образовании объединенной полицейской организации, которую Х. Сапатеро назвал новым шагом в кооперации против ЭТА. Целью организации было провозглашено усиление борьбы с ЭТА по обе стороны от Пиренеев. Мадрид и Париж, объединенные общей проблемой, впервые скоординировали свои действия и сумели нанести довольно ощутимый урон ЭТА, арестовав в ходе совместных операций целый ряд лидеров ее боевого крыла. Для того чтобы прийти к подобному соглашению, лидерам обоих стран пришлось преодолеть или, вернее, отложить в сторону, свои разногласия по вопросу нелегальной иммиграции, разное отношение к которой было камнем преткновения на пути к договоренностям по борьбе с ЭТА. Во Франции были крайне недовольны тем, что Испания объявила амнистию нелегальным иммигрантам на территории страны, что привело к их выходу из нелегального положения и переток во Францию. Меры Мадрида и Парижа носили в большей мере полицейский характер, упускалась необходимость комплексного решения данной проблемы, через политические и экономические рычаги. Для Мадрида целесообразным, на наш взгляд, было бы сделать ставку на официальное баскское правительство во главе Х. Ибаррече, который предлагал в качестве альтернативы сецессионистской позиции ЭТА свой план по установлению между Испанией и Эускади «ассоциированных отношений» (См.: [6]). Победа на национальных выборах в 2004 году социалистов расколола испанское общество, поэтому премьеру необходимы были политические успехи для консолидации испанцев. Решив этим воспользоваться, ЭТА первой пошла навстречу новому премьеру и направила ему письмо, предлагая возможность прекратить насилие посредством запуска мирного процесса. К всеобщему удивлению Х. Сапатеро согласился попробовать эту возможность, заявив о своем желании вести переговоры с ЭТА в рамках Конституции. Он кардинально обновил подходы Мадрида к решению баскской проблемы и предпринял активную компанию, впервые сев за стол переговоров с боевиками. Это привело к объявлению перемирия между центральным правительством и группировкой, а в 2006 году ЭТА официального объявила о прекращении огня. В течение трех лет боевики никого не убивали, что стало самым длительным мирным периодом с 1968 года. Однако политическая борьба в правительстве погубила положительные достижения испанского премьера, поскольку оппозиционные правые партии всячески пытались саботировать мирный процесс, а общество раскололось и не оказало премьеру должной поддержки. Не сумев быстро найти выход из положения, Х. Сапатеро остался без возможности маневра, хотя ЭТА в тот момент тоже была ослаблена внутренними распрями между сторонниками и противниками переговоров. Инициативу перехватили более решительные деятели, которые хотели окончательно остановить мирный процесс, подорвав мощную бомбу в новом терминале мадридского аэропорта 30 декабря 2006 года, взяв при этом за образец взрыв, устроенный ИРА в феврале 1996 году в Докланде. Две одинаковые акции ИРА и ЭТА имели совершенно противоположные последствия: если с избранием в Великобритании на пост премьера Т. Блэра между правительством и ИРА было достигнуто соглашение о перемирии, то переговоры между главой испанского правительства и ЭТА были окончательно сорваны. Вследствие этих событий ЭТА упустила возможность добиться легального влияния в Эускади и отодвинуть на задний план главу баскского правительства Х. Ибаррече, а социалистическое правительство, вместе с исправляющим свои политические просчеты Х. Сапатеро, перешло к жесткой репрессивной политике, которая привела к разгрому военной верхушки ЭТА, сорвавшей мирные переговоры, и аресту практически всех лидеров Батасуны. Попытки ЭТА ответить насилием на резкие действия правительства в отношении Партии не увенчались успехом и привели к еще большей потере ею популярности, в результате ЭТА в 2011 году была вынуждена вновь заявить о прекращении вооруженной борьбы. Тем не менее, тактика Х. Сапатеро оказалась политически успешной и в 2009 году выборы в парламент Страны Басков выиграли социалисты, продержавшиеся у власти в регионе вплоть до 2012 года. Всемирный экономический кризис и гибкая политика социалистов привели к резкому ослаблению позиций сторонников независимости. Однако неспособность центрального правительства справиться с последствиями кризиса, в частности, высоким уровнем безработицы в регионе, вновь привели БНП к победе на выборах 2012 года. Новый баскский премьер-националист Иньиго Уркулью в отличие от премьера «мятежной Каталонии», где начиная с 2011 года А. Масом активно развивалась тема референдума о независимости, предпочел не идти на конфронтацию с Мадридом и после своего избрания стал постоянно заявлять, что обретение Страной Басков независимости больше не актуально и новое правительство будет лишь добиваться расширения автономных прав. Политика И. Уркулью по отношению к центральному правительству на протяжении всех последних лет стала олицетворять «новый подход» баскской общественности и «власть предержащих» к решению проблемы независимости и во многом является противоположной политике каталонского руководства, которую многие в том числе и в Стране Басков, считают «авантюристичной». Несмотря на то, что баски составляют абсолютное большинство жителей автономии и даже соседней Наварры (1 млн 850 тыс. от 2 млн 200 тыс. численности населения региона и 500 тыс. населения в 600-тысячной Наварре), опросы общественного мнения демонстрируют последовательное снижение популярности среди басков идеи независимости на протяжении всех последних 10 лет. Средний уровень поддержки данной идеи колеблется на уровне 16-25%, что примерно вдвое меньше аналогичных показателей общественного мнения в Каталонии (См.: [9]). Однозначно утверждать, чего больше в снижении числа сторонников независимости среди басков, примирительной ли политики нового баскского руководства или же, напротив, более сдержанная политика руководства региона по сравнению с прежними временами правления Х. Ибаррече нельзя, и это вызвано смещением настроений в общественном мнении самих басков после террористических атак и последующего роспуска вооруженного крыла ЭТА. Так или иначе напряженные события в Каталонии до сих пор никак не отражались на ситуации в Стране Басков. Даже применение силы Мадридом по подавлению народных волнений, вызванных проведением референдума в декабре 2017 года в Каталонии, не вызвали аналогичных акций протеста среди басков. Формально И. Уркулью выступает с поддержкой устремлений каталонцев и все чаще высказывается в поддержку прав каталонцев на обретение независимости, но в практической плоскости его действия носят обратный характер, правительство региона не готово не то что провести по примеру Каталонии референдум, хотя в 90-е и 2000-е годы эта идея была очень популярна, но даже на административном уровне препятствует проведению опросов общественного мнения на этот счет. Четкая позиция руководства Европейского Союза и США, засвидетельствовавших свою полную поддержку испанским властям, заставляет И. Уркулью выступать с более чем умеренной позиции и избегать попадания в «трагикомичную ситуацию» К. Пучдемона. Баскские лидеры в отличие от каталонских коллег за годы безуспешного противостояния с Мадридом давно уже пришли к заключению, что корень проблемы находится совсем на другом уровне и «политика лавирования» в современных условиях активизации борьбы США с националистическими движениями в Европе как потенциальными «агентами влияния» России не будет эффективной и вызовет лишь преследования, аресты и в целом скоординированный между Мадридом и Брюсселем силовой ответ, ответ, носящий точечный характер, что на идеологическом уровне способно подорвать идеи независимости на многие десятилетия. Итак, можно заключить, что со времен падения режима Франко проблема сепаратизма в регионе пережила 3 этапа: 1) с конца 70-х годов и до конца 90-х был связан с последовательным расширением политических прав автономии, сопровождаемым усиливающейся террористической активностью ЭТА; 2) с конца 90-х по конец 2000-х ознаменовал свертывание ЭТА террористической борьбы и усиление борьбы политической во главе с лидером БНП Х. Ибаррече; 3) с конца 2000-х и по настоящее время данный этап характеризуется ослаблением позиции сепаратистов и активизацией переговорного процесса между центральным правительством и правительством региона, практически полным прекращением деятельности ЭТА и смещением политической платформы БНП в центристскую сторону (См.: [3. С. 315]). ВЫВОДЫ На современном историческом этапе независимость Страны Басков представляется нам «призрачной» перспективой, однако этот вопрос находится в прямой связи с аналогическими проблемами в других странах Европейского Союза. Если бы сторонники независимости Шотландии победили на референдуме в 2015 году, то это бы подхлестнуло и сепаратистские движения в Испании. Отчаянность, с какой центральное испанское правительство борется с каталонским движением за независимость, готовность к массовому применению силы против безоружных протестующих, гражданских активистов и законно избранных руководителей Каталонии, свидетельствуют, что правительство Испании, давно утратившее суверенитет, в этих вопросах заручилось полной поддержкой Соединенных Штатов, и его политика отражает новый курс США в Европе, по своим методам все больше напоминающий политику Советского Союза в отношении восточно-европейских стран - сателлитов СССР после Второй мировой войны. Очевидно, что испанское правительство для сохранения целостности испанского государства должно искать более эффективные методы, репрессиями и насилием лишь на время удастся отодвинуть данную перспективу, но не решить истоки проблемы. В среде испанских властей до сих пор существует заблуждение, что национальная политика Франко была успешной и лишь демократизация Испании после его смерти способствовала росту «неумных амбиций» региональных националистов, которые с каждой уступкой Мадрида требует все больших полномочий. Отчасти такое мнение имеет под собой основание, но не следует забывать, что в отличие от фашисткой Испании, имевшей определенные ценности и убеждения, хотя бы и искаженные, современная Испания давно превратилась в потребительское общество, лишенное не только национальной идеи, но даже и плана будущего развития. Бесперспективность подобного положения вещей очень хорошо ощущается испанцами, как в кастильских регионах, так и среди национальных меньшинств, чему явным подтверждением служит радикальное смещение политических предпочтений в последнее десятилетие, которое нельзя объяснять только экономическим кризисом (См.: [1. С. 284]). Духовный кризис испанского государства, находящегося под властью либерального правительства, ставит под сомнение законность испанской государственности, лишенной идеологического стержня. Конфликт единой государственной и региональной идентичностей является лишь отражением общего кризиса испанского государственности (См. подробнее: [2. С. 325-330]). Пока сохраняется определенная экономическая стабильность, целостность Испании сохраняется, но новая волна кризиса может привести к развалу государства или же привести к власти радикалов, ведь стабильность социальных отношений в современной Европе гарантировал вовсе не либерализм, появившейся как следствие такой стабильности под влиянием четкой идеологической установки политической элиты Соединенных Штатов в конце 90-х годов, а экономической помощью США своим западно-европейским странам-сателлитам, к котором в конце 70-х годов примкнула и Испания во времена противостояния с СССР, когда именно в Европе проходила линия фронта двух блоков и американцы не жалели средств для поддержания своих позиций «на передовой» борьбы с коммунизмом. Потеря экономического благополучия может привести к развитию ситуации в Европе по латиноамериканскому сценарию, то есть длительной политической и экономической деградации, которую Европа, не имеющая такого молодого и пассионарного населения, не выдержит. Выбранная руководством Соединенных Штатов политическая линия, стратегически сильно напоминающая политику времен позднего СССР в Восточной Европе, хотя и учитывает советские ошибки, а исторически еще и носит колониальный характер, что позволяет ей рассчитывать на дополнительные ресурсы, чего не было у СССР, и в этом смысле потенциально более долговечна, но в конечном счете бесперспективна в связи со своей стратегической примитивностью. Ресурсов для поддержания социальной стабильности в Европе и США будет требоваться все больше, а их ограниченность очевидна уже сегодня, и дополнительные возможности будут уравновешиваться чрезмерными либеральными потребностями, а тем временем к власти во все большем количестве европейских стран будут приходить популисты типа греческой «Сиризы» или испанской «Подемос». И система, которая кажется стабильной многим экспертам, исходящим в своих оценках из прежних расчетов, может рухнуть также быстро, как некогда «непоколебимая» советская система, особенно если в ней появится некая политическая альтернатива, представляющая более ответственные политические идеи и политиков, чем нынешние европейские популисты или националисты, не предлагающие населению своих стран и регионов подлинных альтернатив. В борьбе этих двух примитивных сил, либеральной элиты и национал-популистов, жители западных стран неизменно будут отдавать предпочтение тем, кто хоть и отчасти, но все же представляет прежний стабильный миропорядок. Однако по мере его развала будут усиливаться последние, где-то, как в Венгрии, действуя более успешно, где-то, как в Греции, менее успешно, но не принося подлинного избавления ни большим, ни малым народам Европы.

×

Об авторах

Анна Александровна Басманова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: basmanova-aa@rudn.ru

доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Екатерина Викторовна Миссауи-Ульянищева

Российский университет дружбы народов

Email: 1042010207@rudn.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Кирсанова Н.В. Причины трансформации политической системы Испании // Испания и Россия: исторические судьбы и современная эпоха: коллективная монография. М.: Международные отношения, 2017. С. 284.
  2. Прохоренко И.Л. Проблема конфликта идентичностей в сегодняшней Испании // Испания-Россия: Исторические судьбы и современность / Отв. О.В. Волосюк, Т.Б. Коваль, Е.Э. Юрчик. М.: Международные отношения, 2017. С. 325-330.
  3. Almuñia Fernández C. Las raíces de los movimientos nacionalistas en España // Испания и Россия: исторические судьбы и современная эпоха: коллективная монография. М.: Международные отношения, 2017. С. 315.
  4. Jaroff E. The Basque Conflict: A Change in Nature and in Goals // Undergraduate Research Conference on the EU. 05.04.2008. Режим доступа: http://eucenter.scrippscollege.edu/conf_ papers/Jaroff.doc. Дата обращения: 15.05.2018.
  5. Jordi Pedrosa. La prohibición del euskera en el franquismo. Режим доступа: https://radiorecuperandomemoria.com/2017/05/31/la-prohibicion-del-euskera-en-el-franquismo. Дата обращения: 15.05.2018.
  6. Juan José Ibarretxe Markuartu. «Peace and dialogue in the land of the Basques». Tip O´Neil Peace Lectures Derry. 02.02.2009. Режим доступа: http://www.lehendakari.euskadi.net/r574075/en/contenidos/noticia/viaje_20090202_ulster/en_viaje/adjuntos/conferencia_ingles.pdf. Дата обращения: 15.05.2018.
  7. Ley Orgánica 3/1979, de 18 de diciembre, de Estatuto de Autonomía para el País Vasco. Режим доступа: https://www.boe.es/buscar/pdf/1979/BOE-A-1979-30177-consolidado.pdf. Дата обращения: 15.05.2018.
  8. Totoricagüena G. Identity, Culture, and Politics in the Basque Diaspora. Reno: University of Nevada Press, 2004. P. 20.
  9. Solo el 16,9% de los vascos quiere la independencia // El Pais. 23.06.2017. Режим доступа: https://politica.elpais.com/politica/2017/06/23/actualidad/1498213521_535228.html. Дата обращения: 15.05.2018.

© Басманова А.А., Миссауи-Ульянищева Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах