Сепаратизм в Казамансе: как положить конец войне? Конституционный федерализм или автономия?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу военного конфликта в самом южном регионе Сенегала, Казаманс. Этот конфликт за автономию региона продолжается уже более тридцати лет между сепаратисткой группой MFDС (движение демократических сил Казаманс) и государством Сенегал. Появление данного кризиса связано с исторической, культурной и социальной спецификой региона. Но в большой степени на конфликт также влияет политическая нестабильность в соседних государствах Гвинее-Бисау и Гамбии.

Полный текст

В первое десятилетие независимости Западная Африка стала театром многочисленных вооруженных конфликтов. В регионе были кровавые перевороты, восстания, насильственные сепаратистские проекты, ни одна западно-африканская страна не избежала внутренних вооруженных конфликтов. Сепаратисты в Западной Африке претендовали на независимость отдельных этносов или регионов. Нигерия и Чад являются наиболее наглядными примерами этой тенденции в 1960-х годах. Однако в 1980-х и 1990-х гг. в Нигере, Мали [21] и Сенегале появились новые сепаратистские движения. Так, в Сенегале движение демократических сил Казаманса (MFDC)[1] агитировало за региональную автономию начиная с 1947 года, выбрав путь насильственной сецессии только в 1982 году. Данное сепаратистское движение строило свою борьбу вокруг регионального партикуляризма и исторической автономии провинции Казаманс. Конфликт Казаманс является одной из многочисленных гражданских войн в постколониальной Африке. В качестве сторон конфликта выступали государство Сенегал и Движение Демократических Сил Казаманса (ДДСК), которое боролось за независимость провинции Казаманс с 1982 года, но до настоящего времени (2017) не смогло достичь этой цели. Данный конфликт представляет собой, прежде всего, сепаратистский конфликт. Война в Казамансе была одной из наименее кровопролитных среди множества африканских конфликтов по количеству и характеру/типу жертв, несмотря на ряд нарушений прав человека[2]. Тем не менее, по данным 2012 г. погибли более 788 человек, экономическое развитие региона было остановлено, что привело к распространению бедности, десятки поселков были разрушены и тысячи человек стали беженцами [19]. Парадоксально, что конфликт происходит в южной части Сенегала - страны, считающейся самой стабильной в Западной Африке. Каковы причины конфликта в одной из самых стабильных стран Африки? Протестные движения и беспорядки прошли в самом южном регионе Сенегала, Казаманс, в 1981 г. (забастовка лицея Джинабо), и особенно в декабре 1982 и 1983 г. Эти повторяющие мятежи касались подавляющего большинства населения Казаманса, то есть департаментов Усуй, Зигиншор и Бинона, снова обнажив проблему, считавшуюся прежде решенной. Не вызывает сомнений специфичность региона Казаманс по своей истории, населению, географическому положению. Условия его колонизации и вхождения в Сенегал, также очень специфичны. Регион богат полезными ископаемыми, экономический и производственный потенциал системы сельского хозяйства также очень высок. Коренное население в основном составляет этнос Диола, занимающий 4 место по численности населения в Сенегале. В своей истории Казаманс имел различный опыт колониализма [18]. Являясь частью португальской колонии, он был продан французам. Колониальная администрация Казаманса отличалась от остальной части французской колонии, то есть Сенегала. Во время колониального периода французские правители столкнулись с огромным сопротивлением в Казамансе [14. P. 7-34]. Это повлекло за собой множество последующих соглашений с органом управления регионом. В частности, современный Казаманс являлся частью области, называемой Ле-Ривьер-дю-Сюд, что примерно соответствует территории между бывшими империями Судана и Мали и прибережьем Атлантического океана. Этот период был характерен отсутствием широкой политической организации для объединения племен. В 1845 г. Ле-Ривьер-дю-Сюд и все французские территории, в том числе Габон, перешли под руководством Иль-де-Горе в качестве столицы, где управлял губернатор. Казамансом управляли отдельно от остальной части Сенегала (здесь имеется в виду, что регион имел статус автономии от остальной колониальной территории Сенегала) с 1854 по 1939 г., под непосредственным руководством губернатора французской Западной Африки (AOF), и присоединили только как единое унитарное государство к концу колониального периода. После обретения независимости 4 апреля 1960 г. провинция Казаманс оставалась частью Сенегала. Казаманс был стратегически значим для колонизаторов, будучи торговым пунктом для рабов, воска, слоновой кости и риса. Народ Казаманса славится своей долгой историей сопротивления колониальным захватчикам, которая характеризуется жестокими битвами и убийствами [18. P. 241-242]. Исторический опыт является частью коренных причин конфликта в Казамансе. В случае Сенегала попытки первых двух президентов страны к объединению различных этнических групп под одной общей сенегальской идентичностью путем развития одного языка в ущерб другим, столкнулись с большим сопротивлением в Казамансе. Такие правила были восприняты как дискриминация со стороны центральной власти. Это противоречило эгалитарному характеру некоторых этнических групп в регионе Казаманс. Более 90% населения Сенегала говорят на языке волоф, в том числе и неносители языка, включая такие народности, как пулар и серер [8. P. 101-106]. Казаманс пошел против всех этих стратегий объединения народа, потому что они воспринимались как дискриминационные меры в отношении своих традиционных обычаев, которые отвергают любое политическое руководство. При Президенте Л.С. Сенгоре введение французского языка сопровождалось согласием лидеров политических партий, представляющих правительство в своих регионах. Социальные и экономические проблемы Казаманса Еще одним источником конфликта является развитие чувства дискриминации по занятости населения к остальным регионам страны. Руководство Сенегала не уделяло достаточного внимания развитию южного региона. Таким образом, самый богатый регион страны по полезным ископаемым и ресурсам оказался также и самым бедным по уровню и качеству жизни. Интересы южной части Сенегала не могут быть адекватно озвучены в Дакаре, поскольку он не имеет достойных представителей в органах, принимающих политические решения. Одна из наиболее острых проблем заключалась в образовании местной молодежи. У населения Казаманса росло чувство колонизации в суверенной стране. Недостаточные инвестиции в Казамансе также вызывают недовольство властью в Дакаре на протяжении длительного времени. Отсутствие инвестиций в Казамансе привело к замедлению развития на юге и росту проблем местных жителей на рынке труда [16]. К причинам военного конфликта также можно отнести политику соседних стран. Так, в Гвинее-Бисау [17] Африканская партия Независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) вела успешную войну за независимость против колониальной власти Португалии в 1974 году. Важно отметить, что жители Казаманса поддерживали народ Гвинеи-Бисау в ходе освободительной войны против португальского колониального господства. Была определенная надежда, что совместное участие в этой войне обеспечит поддержку во время боевых действий за независимость региона Казаманс. В Гамбии военный переворот экс-президента Дауда Диавара усилил нестабильность региона. Кроме того, густой лес Казаманса, наличие ветеранов войн в Индокитае и Алжире, а также отставных офицеров армии Сенегала являлись дополнительными катализаторами конфликта [20. P. 179-201]. Стороны военного конфликта Важную роль в конфликте сыграл католический священник отец Джамакун Августин Сенгор [7]. Ранее в 1967 г. он начал делать образовательные радиопрограммы и использовал эту возможность для того, чтобы подготовить почву для восстания в Казамансе. В своих программах он говорил об уникальности региона Казаманс в плане культурной специфики и религиозной практики, которая больше склоняется к анимизму. С 1980 по 1981 г. отец Джамакун проводил конференции, писал письма властям Сенегала. Тайные встречи проходили в «священных рощах» Казаманса, известных как Ле-Буа Сакре [6. P. 210-241], «священный путь», где большая часть восстания была тактически и духовно подготовлена при помощи и с благословения женщин. Основными протагонистами в рассматриваемом конфликте являются, с одной стороны, сепаратистские движения, возглавляемые Движением демократических сил Казаманса, и государство Сенегал в лице правительства Сенегала. Конфликт оказался затяжным - он продолжался более 30 лет и привел к многочисленным жертвам. Чем отличается конфликт в Казамансе от других войн в африканских странах? В отличие от многих конфликтов в Африке к югу от Сахары причины военного конфликта на юге Сенегала связаны не только с соперничеством за природные ресурсы. Конечно, важное значение имеют нефтяные месторождения, обнаруженные в 1970 г. у берегов Казаманса, на которые претендует также Гвинея-Бисау. Внешние державы пользуются возможностью оказать давление на Сенегал для дестабилизации ситуации, чтобы расширить свое влияние и воспользоваться «серыми зонами», возникающими в результате конфликта для любого вида трафика. Восстанию удалось найти поддержку у соседних государств, с которыми у Сенегала были сложные отношения: Гамбии и Гвинеи-Бисау. Споры между Сенегалом и Гамбией начались за несколько лет до возникновения ДДСК. Как известно, армия Сенегала дважды провела военные действия на территории у своего соседа Гамбии: первый раз - в 1980 г., чтобы избежать угрозы переворота, второй раз в 1981 г., чтобы свергнуть силы, совершившие революционный переворот, который приветствовало население страны. В настоящий момент с приходом к власти в Гамбии с помощью ЭКОВАС и Сенегала нового Президента Адама Барро страны улаживают соседские отношения и развивают политическое и экономическое сотрудничество для стабильности и развития региона. Напряженность отношений между Сенегалом и Гвинеей-Бисау Армии обеих стран пересекли границы друг друга в 1990 году, когда партизаны ДДСК начали свое наступление в Казамансе. Сложившиеся отношения между государствами возникли в ходе войны за независимости Гвинеи-Бисау, у которой находилась военная база в Казамансе. Также на отношения двух стран оказывает влияние спор о делимитации территориальных вод, в которых зона добычи нефти и обширные рыбные ресурсы находятся в исключительном экономическом владении Сенегала. Исчезновение коммунистического режима в Гвинее-Бисау сопровождалось неолиберальными преобразованиями и сближением с Францией и Сенегалом: вход в Франкофонию и Зону франка способствовал урегулированию территориальных споров с Сенегалом и партнерству во всех сферах деятельности и кооперации. Мир и безопасность в Казамансе: политическая и экономическая необходимость и социальная справедливость Развитие Западной Африки невозможно без мира и стабильности. Нужно адаптировать политическую архитектуру на национальном и региональном уровнях и военный арсенал, правовые, административные механизмы и культурные привычки для решения нового типа политических задач. Это необходимо для того, чтобы построить будущее мира, солидарности, взаимного уважения и развития на благо населения. Гамбия и Гвинея-Бисау должны быть полноценными участниками, как и Сенегал, в обеспечении мира и безопасности на границах Сенегала. Их участие в процессе мира в Казамансе не должно быть следствием их доброй воли и их правильных положений в отношении с Сенегалом, но осознанием того, что там происходит и как это влияет на мир и безопасность в своих странах. Без «мира, стабильности и безопасности на Юге Сенегала» не может или не должно быть «мира, стабильности и безопасности в соседних странах, которые служат в качестве убежищ для вооруженных группировок, которые нарушают наши границы, нападают на наших сограждан, мирных жителей и наши силы безопасности, сеют опустошение среди населения, используя мины» [12]. Ситуация в Казамансе сложнее, поскольку на текущий момент не удалось договориться с сепаратистами. Необходимо отметить, что их внутренние фракции усложняют процесс поддержания мира. Для эффективного возвращения мира они должны «говорить одним голосом», то есть согласовать между собой условия переговоров. Объединение сепаратистов в единую структуру необходимо, однако этого пока не произошло. Возвращение мира в Казамансе основывается только на «продолжении и завершении мирного процесса» и «реализации активных действий, экономического, социального и культурного развития, учитывающего интересы населения Казаманса» [10]. Со стороны государства значительные усилия были предприняты с момента прихода к власти бывшего Президента Абдулай Вад, который в свое время предложил решить конфликт за 100 дней. К сожалению, 12 лет его правления прошли без значительных результатов. Политической воли обеих сторон оказывается недостаточно. Для прекращения огня жизненно необходимы воссоединение Казаманса с остальной территорией страны путем инфраструктуры (дороги, железные дороги, аэродром), важно разработать подходящий правовой статус, восстановить деревни, которые были разрушены, в соответствии с пожеланиями местных жителей, расчистить все заминированные районы, осуществить реабилитацию ветеранов, оказать помощь людям, пострадавшим от конфликта. К тому же необходима политическая воля для того, чтобы обратить внимание на интересы и мнения ассоциаций гражданского общества, глав религиозных и национальных традиций, лидеров общественного мнения [9. P. 145]. Совокупность вышеперечисленных шагов является гарантией успеха в нормализации политической и экономической ситуации в регионе.

×

Об авторах

Саиду Диалло

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: wesley.wesley@yandex.ru

аспирант кафедры сравнительной политологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Дамаскин О.В. Выборы и суверенитет государства в современных условиях // Избирательное законодательство и практика. 2016. № 2. С. 38-40.
  2. Сенегал / внутренние конфликты и расколы // Политический атлас современности. Внутренние конфликты и расколы. Режим доступа: http://www.hyno.ru/tom4/1545.html.
  3. Тэги: Казаманс, Сенегал, сепаратизм, война, повстанцы. Режим доступа: http://www.conflictologist.org/dvijenie-za-nezavisimost-kasamanca-v-senegale.htm.
  4. Хабенская Е.О. Региональные конфликты, отношения Сенегала с Республикой Гамбия: опыт и перспективы // Конфликтология. 2014. 1. СС. 89-98. doi: 10.7256/.2014.1.13241. Режим доступа: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=31685.
  5. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Избирательное законодательство и практика. 2016. № 2. С. 3-12.
  6. Bassene R.C. Casamance: récits d’un conflit oublié (1982-2014). 1 juin 2015 à Harmattan. 308 p.
  7. Bassene R.C. L'abbé Augustin Diamacoune Senghor Broché. 1 février 2013. 216 p.
  8. Cisse M. Langues, Etat et Societe au Senegal. Université Cheikh Anta Diop (Sénégal), 2005. 130 p.
  9. Boucounta D. La Crise Casamançaise: Problématique et Voies de Solutions. L'Harmattan, 2009. 153 p.
  10. Ibrahima D. Retour de la Paix en Casamance: La Solution Pour les Cadres Casamançais // Sudonline.sn - Webnews. Le 20 mars, 2012.
  11. Diouf L., Yaguello M. J'apprends le wolof, (édition Karthala), 1991.
  12. Gnoungo F. Crise gambienne - Pour le Sénégal, l’intérêt, la paix en Casamance // Rédaction Politikafrique.info. 24 janvier 2017. Режим доступа: http://politikafrique.info/crise-gambienne-senegal-linteret-paix-casamance.
  13. Jallow M.K. Senegambia: Gambia’s permanent state of crisis and Senegal’s impossible peace // Senegambia News. 16 February 2014. Режим доступа: http://www.senegambianews.com/ 1333/65871/a/senegambia-gambias-permanent-state-of-crisis-and-senegals-impossible-peace.
  14. Hubert L. Héroïnes Africaines. Vol. 1 // Aline Sitoe Diatta-Anne Zingha-Lalla Fatma N'Soumer. Album - 30 mai 2012. 42 p.
  15. Macky Sall à Banjul: «Nous allons consolider la Sénégambie des peuples et la Sénégambie économique» // Senego. 18.02.2013. Режим доступа: http://senego.net/senegal/2013/02/18/ macky-sallhomologue-gambien-allons-consolider-senegambie-peuples-senegambie-economique_ 77699.html.
  16. Ndiaye Amadou (contributeur Le Monde Afrique). Casamance: quatre raisons qui font perdurer un conflict // Le Monde.fr. 15.12.2015.
  17. O’Regan D., Thompson P. Advancing Stability and Reconciliation in Guinea-Bissau: Lessons from Africa’s First Narco-State // Africa Center for Strategic Studies. June 2013. Режим доступа: https://africacenter.org/publication/guinea-bissau-stability-reconciliation-narco-state/.
  18. Roche Ch. Histoire de la Casamance. Conquête et résistance: 1850-1920 // Année. 1988. Vol. 75. № 279. P. 241-242.
  19. Sosthène M. Guerre civile au Tchad: Souvenirs d’un survivant // La Voix. 15.02.2011.
  20. Straus S. Wars Do End! Changing Patterns of Political Violence in Sub-Saharan Africa // African Affairs. 2012. 111 (443). P. 179-201.
  21. Themnér L., Wallensteen P. Armed Conflicts 1946-2012 // Journal of Peace Research. 2013. 50 (4). P. 509-521.

© Диалло С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах