Геополитическое значение Крыма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются основные геополитические и исторические аспекты воссоединения Крыма с Россией с точки зрения политики РФ и западных стран в регионе Черного моря и конкретно в области энергетической безопасности и сотрудничества. Стремление России закрепить свои позиции влиятельного центра формирующегося полицентрического мира требуют от нее выстраивать конструктивные и содержательные отношения в первую очередь со странами-партнерами в регионе Ближнего Востока, в каспийско-черноморском регионе, а также в Азии в рамках БРИКС, особенно с учетом роли «китайского фактора» в ХХI-м веке. Становление сотрудничества в биполярном мире является предпосылкой сохранения мира и перспектив социально-экономического развития всех стран упомянутых регионов и основным стратегическим приоритетом внешней политики России. Важное место в этом плане занимают проблемы обеспечения энергетической безопасности и сотрудничества в Черноморском регионе.

Полный текст

1. Закат двух империй Геополитическое значение Крымского полуострова связано с борьбой двух великих сил в Черноморском регионе - Российской и Османской империй. Приобретение Крымского полуострова Российской империей и его потеря Османской империей в конце 18 века (1783 г.) являются двумя ключевыми историческими моментами. Именно в тот период началось преобразование Российской империи в великую глобальную силу и впервые Османская империя, несмотря на поддержку западноевропейских стран (Англии и Франции, а позже и Германии), потеряла значительную территорию Крымского полуострова (Крымского ханства), населенную мусульманами. Российский император Петр I начал военное расширение Российской империи, стремясь к выходу на Черное море, но эта стратегия увенчалась успехом только во время Екатериной Великой. В результате победоносной войны с Османской империей весь Крым и ряд других областей были присоединены к Российской империи в 1783 году. В начале нынешнего столетия Крым вновь вернулся к своим корням и - благодаря политике В. Путина и свободного волеизъявления своего народа - вновь воссоединился с РФ. Таким образом, присоединение Крымского полуострова и выход России к Черному морю восстановил исконные исторические права России и открыл ей новые горизонты на запад. С 1783 года Российская империя начала свое значительное расширение на запад, увеличивая свое влияние и свои морские операции вплоть до Эгейского и Средиземного морей, приобретая все новые территории. Однако западные державы, в частности Англия и Франция, которые никогда не хотели, чтобы Россия доминировала в Черноморском регионе, успели приостановить российское расширение до Босфора и Дарданелл. В этот период произошла Крымская война (1853-1856). Основной причиной Крымской войны стала политика Англии и Франции ни в коем случае не допустить доминирования России в Черноморском регионе за счет Османской империи, у которой имелись свои претензии к региону [5]. Россия проиграла Крымскую войну Османской империи, но настоящими победителями явились французские и английские силы, которые скрывали свои интересы и «помогали» Османской империи. Однако Российская империя сумела использовать потерю в этой войне, чтобы провести ряд важных реформ, благодаря которым к концу XIX века она была вновь готова доминировать над Османской империей на Кавказе, на Балканах и в регионе Черного моря. Эти реформы привели к укреплению российского суверенитета и мощи, но не изменили османскую политику и претензий в отношении Крыма. В те годы Крым стал как бы Парижем для турецкой интеллигенции. Он превратился в место возрождения турецкого национализма в лице таких идеологов, как Юсуф Акчурин и Исмаил Гашпрински. Для Турции Крым - это не только культурный центр в регионе, но и решающий фактор геополитического влияния. Как свидетельствуют документы, османская разведка считала, что если Крым будет отделен от России, то Россия окажется искалеченной. Лучшей стратегией для достижения этой цели явилась бы встряска мусульманско-татарского контингента в Крыму. Таким образом Турция закладывала основы для восстановления и экспанcии своего влияния в Черноморском регионе. Подобные попытки реализовать эту стратегию и дестабилизировать Крым методами косвенного воздействия осуществлялись и в начале нашего столетия. Неудивительно, что Османская империя свое участие в Первой мировой войне начала именно с бомбардировки военно-морского порта Севастополя, который стал символом русского влияния и мощи. Атака была успешной и нанесла немалый ущерб российским черноморским силам во время войны. И еще раз иностранные державы помогли османской победе. Из-за отсутствия собственной военно-морской техники Турция использовала два немецких военных корабля - Гьобен и Бреслау. Когда посол России в Османской империи покинул Стамбул сразу после бомбардировки Севастополя, он предположил, что османы могут выиграть битву, но потеряют в целом: «Если бы немцы выиграли, османы стали бы их колонией. Если бы Англия выиграла, Османская империя бы рухнула». К тому времени, после окончания войны, вернувшись в Стамбул, посол подчеркнул, что он уже вполне мог бы стать российским городом. В конечном итоге Россия одержала больше побед над Османской империей, чем многие турки ожидали. Однако большевистская революция в 1917 году заставила русского царя отозвать свою армию из восточной Анатолии. Таким образом, Османская империя была спасена от полного уничтожения [8]. После окончания войны русско-турецкие отношения постепенно оттаивали. Новопровозглашенный СССР отказался от стратегии царской экспансии и воспринял политику сотрудничества. Между тем в Османской империи произошли изменения, которые привели к созданию Турецкой республики под руководством Кемаля Ататюрка. Некоторые аналитики считают, что это единственный период (Ленина-Ататюрка) подлинного сотрудничества в истории русско-турецких отношений [2]. Потеплевшие отношения между двумя державами вскоре ухудшились, так как СССР под руководством Иосифа Сталина вышел из Второй мировой войны как общий гегемон на Евразийском пространстве. Сталин настаивал на возвращении в СССР северо-восточных Анатолийских провинций - Ардахана, Артвина и Карса, на установлении специального режима для советских морских судов, пересекающих Босфор. Несколько раз он оспаривал и Конвенцию Монтрё о турецких проливах 1936 года, которая регулировала морское пересечение судов через Босфор и Дарданеллы на протяжении более десятилетия. В опубликованных архивах Ялтинской конференции [3] имеются записки с вопросами И. Сталина к У. Черчилю и Ф. Рузвельту по поводу претензий Великобритании и США к статусу Крыма: «Что Англия будет делать, если Испания или Египет имели бы право закрыть Суэцкий канал, или что США сказали бы если какая-нибудь южноамериканская республика имела бы право закрыть Панамский канал?» [1]. В наше время - после развала СССР - черноморский регион стал еще более важным в геополитическом отношении, а прилежащие к нему страны стали участвовать в многосторонних организациях, таких как ОЧЭС, и создавать систему региональной взаимозависимости. Сегодня страны НАТО, прежде всего США, не признают воссоединения Крыма с Россией, разжигают напряженность и агрессивность на Украине, исходя из своих особых исторических претензий в отношении РФ. Турция также не признает воссоединения Крыма с Россией, но не воспринимает политику конфронтации с Россией, а проводит политику партнерства и сотрудничества, исходя из своих стратегических интересов на Ближнем Востоке и в глобальном плане, о чем свидетельствует ее борьба против ИГИЛ в Сирии и принимаемая на себя роль стабилизатора в Черноморском регионе. Со своей стороны, Россия выдвигает на первый план общие интересы и предлагает выгодные возможности совместной эксплуатации своих природных ресурсов и рынка, особенно в энергетической сфере. Природный газ, например, Россия поставляет и Турции и другим странам - членам ЕС, как показывают документы ОЧЭС [18]. В марте 2014 года, когда Крым воссоединился с Россией, РФ заявила о своих намерениях «полностью развернуть геостратегический потенциал Крыма» и продолжить развитие Черноморского флота России. Следует подчеркнуть, что сегодня стратегическое значение всего Каспийско-Черноморского региона возрасло не только для прилежащих стран, но и в более широком геополитическом плане - для развития Евразийского союза и реализации ряда крупных инвестиционных проектов в рамках БРИКС. Сегодня воссоединение Крыма с Россией активно используется всеми анти-российскими силами в качестве удобного прецедента неосновательно обвинять Россию в агрессии, экспансионистической империалистической политике, нарушении мира и стабильности в регионе, а Президента В.В. Путина - в попытках сохранения своего управления, возрождения старой советской практики доминирования и т.д. Такие же утверждения относятся в адресс России особенно в связи с ее политикой в регионе Средиземного морья и Ближнего Востока, с борьбой против международного терроризма и вообще с политикой России за утверждение нового полицентричного миропорядка. Западные силы рассматривают присутствие российских военно-морских судов в Средиземном море как угрозу. Поэтому они постоянно пытаются ограничить или затруднить доступ через Босфор и Дарданеллы [21]. Однако Россия успешно продемонстрировала свой военный потенциал и быстрое развертывание военных операций в Сирии. Многие западные аналитики и военные представители признали, что даже у Соединенных Штатов нет такой возможности военного взаимодействия. Даже Президент США Дональд Трамп открыто заявлял во время своих предвыборных кампаниях, что американские военные системы созданы в коммерческих целях, а русские - в целях эффективности. Он также открыто признал, что операции США на Ближнем Востоке являются ошибкой [19]. Какова политика Турции в этом плане? В августе 2013 года правящая Партия справедливости и развития Турции (ПСР) приостановила почти десятилетний морской проект (MILGEM), программу модернизации и создания нового высокотехнологичного поколения стелс-корветов. Приостановление является скорее внутриполитическим, чем экономическим, и связано с проектом между ПСР и подрядчиком корпорации Koch. В 2013 году Турция выбрала китайские системы противоракетной обороны HQ-9 T-LORAMIDS вместо американских Raytheon and Lockheed Martin’s Patriots, российские S-400 и итальяно-французские SAMP/T Aster 30. Своим выбором заморозить проект MILGEM и модернизировать свои системы обороны Турция ясно показывает, что она не намерена выступать против планов России о развитии в регионе [9]. Последний заказ поколения новейших ракетных систем ПВО С-400 вызвал возмущение у представителей Пентагона. Однако Турция все больше подчеркивает важность своих отношений с Россией в регионе и перспектив реализации совместных проектов. Эрдоган прокомментировал реакцию Вашингтона на совместную военную сделку между Анкарой и Москвой на следующий день после подписания договора: «Должны ли мы ждать вас (США)? Мы предпринимаем и продолжаем предпринимать все необходимые меры для обеспечения нашей национальной безопасности. Мы сами хозяева в наших домах», - заявил турецкий лидер [13]. Марк Галеотти (профессор Нью-Йоркского университета) считает, что российские черноморские возможности по-прежнему остаются элементарными и что они не могут пережить более крупную конфронтацию с НАТО. Это также говорит о том, что Россия расчитывает на то, что НАТО не будет участвовать в конфронтации, а также о том, что россияне помнят Крымскую войну 1853 года и как далеко они могут зайти, если они спровоцируют большую реакцию Запада. Россия убеждена, что Башар Асад выиграет гражданскую войну в Сирии и в знак благодарности за военную поддержку позволит Москве использовать военную базу Тартус на более длительный период времени (49-летний срок уже договорен). С Севастополем и Тартусом Россия уже обладает более широким обхватом и маневренностью в регионе всего Анатолийского полуострова. По этой причине эксклюзивные права обсуждаются по экономическим зонам в регионе, а также по турецким научно-исследовательским работам в области нефти и газа. Скорее всего, переговоры о правовом статусе мореплавания через Босфор будут возобновлены и будет рассмотрена необходимость обновления соглашений Монтрё, позволяющих беспрепятственный доступ в регионе российским морским судам. Российский военно-морской флот продемонстрировал свою готовность повысить свою значимость и в восточно-средиземноморском регионе, где Израиль и Кипр уже начали исследования и разработки в области природного газа. В ответ Россия напомнила Кипру, что она контролирует кипрские банки. Однако отношения между Россией и США в регионе развиваются иначе. Американские исследовательские компании Exxon, Chevron и Shell начали свою деятельность по разведке сланцевого газа с турецкого побережья еще до воссоединения Крыма с Россией. Три компании подписали контракты на разведочные работы и дренаж вдоль береговой линии Украины до присоединения Крыма. Но в то время, когда в регионе полно кораблей ВМФ России, все эти разведочные работы, а также будущие контракты могут оказаться в полном забвении, а их дальнейшая реализация под вопросом. Окружив Анатольский полуостров, Россия таким образом открыто заявляет свою позицию против европейской стратегии по южному газовому коридору. Таким образом ставится прямой вызов реализации проекта транс-анатолийского газопровода - Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project (TANAP), который направлен на обход России поставками азербайджанского газа [20]. Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ, еще до присоединения Крыма подтвердил, что два французских военных корабля класса Mistral будут доставлены России в кратчайшие сроки или Франция вернет 1,2 млрд евро. Каждый корабль способен перевозить 16 вертолетов, 70 бронемашин и 450 солдат, что должно было дать России возможность быстро развернуть военные операции в регионе. С геополитической точки зрения весь Анатолийский полуостров взят в кольцо Россией, конкретнее - в военном плане и в плане поставки стратегически важных энергетических ресурсов [6]. 2. Севастополь - русская крепость в Черном море Всего лишь несколько лет назад, когда Крым воссоединился с Россией, НАТО увидело как его 25-летний проект установления партнерских отношений с «Восточной силой» срывается буквально в течение суток. С тех пор НАТО обращается к балтийским странам, на границе с которыми Россия уже мобилизировала свои войска и совершает регулярные воздушно-разведывательные полеты. Концентрируя свои усилия на северо-востоке европейского региона, НАТО рискует ослабить свое присутствие в Черноморском регионе, где Россия увеличивает свое влияние, и которое, как многие аналитики считают, может быть дестабилизировано в течение следующих нескольких лет. Многие западные аналитики часто пренебрегают важностью Черноморского региона. Но Черное море всегда было критическим пересечением энергийных и торговых отношений между Европой, Центральной Азией, Турцией и Россией. Для России Черноморский регион привлекателен, поскольку предлагает несколько тепловодных портов. До развязывания украинского конфликта Россия использовала на правах аренды Севастопольский порт. В то время у России был Черноморский флот, который многие западные аналитики считают устаревшим советским наследием, более символического, чем военно-стратегического значения. С другой стороны, многие западные аналитики опасаются именно этой «советской техники», потому что большая ее часть с доказанной эффективностью и реальным боевым опытом. Особо важным является и факт, что Севастополь - единственная военно-морская база на Черном море с потенциалом для оснащения и отправки новых судов и военной техники стратегического назначения. Пока Россия его контролирует, она будет оставаться единственной региональной силой с возможностями контроля над водой во всем Черноморском регионе [4]. После воссоединения Крыма Москва не стала терять время и сумела поставить на вооружение на полуострове тяжелой военной техники, в т.ч. самолеты-истребители, бомбардировщики и передовые системы ПВО последнего поколения. Накопление и развитие современного вооружения реально ограничивает возможности НАТО и их союзников работать в регионе и не допускает сбор военной разведки в воздухе. Верховный главнокомандующий НАТО генерал-полковник Филипп Брейдлав неоднократно высказывал опасения по поводу того, что происходит, также относительно зон безопасности «anti-access, area denial» (A2/AD). Россия также начала активно инвестировать в модернизацию своего военно-морского флота в Севастополе, превращая его в современную боеспособную силу последнего поколения в Черном и Средиземном морях [7]. Разумеется, российские амбиции не ограничиваются Черным морем. Москва начала посылать боевые и вспомогательные грузовые суда от Черного моря до Восточного Средиземноморья для высокоскоростных морских учений и поддержки своих военных операций в Сирии. Россия продемонстрировала свои возможности в Средиземноморском регионе, запуская баллистические ракеты по террористическим целям в Сирии из подводных лодок, расположенных в Средиземном и Каспийском морях, и отправила бомбардировщики в Средиземноморский регион, которые пролетели через Гибралтарский пролив. Операции России в Сирии укрепили положение и возможности военно-морской базы в Тартусе, положили начало создания зон безопасности А2/AD в Средиземноморском регионе при критической поддержке с Черного моря [10]. На протяжении десятилетий оба региона Черного и Средиземного морей находились под контролем турецких вооруженных сил. Турция по-прежнему имеет односторонний контроль над проходом из Черного в Средиземное море, регулируемый Конвенцией 1936 года Монтре. Однако Анкара не осложняет прохождение российских военных кораблей через проливы и вряд ли предпримет какие-либо действия после периода напряженных отношений, связанных с инцидентом с российским истребителем в ноябре 2015 года. Если Россия превратится в новую постоянную силу в Черноморском регионе, как она уже утвердилась в Сирии, в конечном итоге - полагают некоторые западные аналитики - это могло бы спровоцировать новое противостояние с Турцией. Более вероятен сценарий дальнейшего сотрудничества с Турцией и реализации уже подписанных долгосрочных проектов между двумя странами. Разумеется, НАТО сможет смоделировать Черноморскую воздушную программу по принципу своей программы Балтийского воздушного патрулирования, которая обеспечивает постоянное наблюдение воздушного пространства над Эстонией, Литвой и Латвией в качестве противодействия российским полетам в регионе. Балтийская программа воздушного патруля призывает государства - члены НАТО патрулировать воздушное пространство на ротационном принципе, уверяя, что ни одна страна в отдельности не будет брать на себя ответственность защищать регион. Такая программа может быть применена в болгарском, румынском и турецком воздушном пространстве, как предлагают западные стратеги. Хотя государства - члены ЕС в регионе Черного моря имеют свои собственные военно-воздушные силы, коллективная оборона может успокоить нервных союзников. НАТО также рассматривает возможность постоянного морского присутствия в Черноморском регионе. Совместные патрули между США и НАТО после присоединения Крыма к России были плохо сложены и не принесли почти никакого стратегического вклада. НАТО смогла смоделировать такую программу, как текущая Операция «Активное Усилие» [16]. Этот проект начался в 2016 году и должен слиться с такими операциями, как «Морской Страж» и «София» в Средиземном море [12]. Эти операции должны включать США и военные суда с баллистическими системами обороны Иджис. Предусматривается, что это присутствие НАТО должно поддержать известную архитектуру ПРО - Европейский поэтапный адаптивный подход - который уже включает в себя ракеты-перехватчики в Румынии [16]. Следует отметить, что Турция, со своей стороны, не одобряет более масштабное присутствие НАТО в Черном море, так как это ограничивает ее собственное военно-морское влияние в регионе [15; 17]. Однако эти желания расходятся с реальными возможностями военной организации и целями США, как заявил Дональд Трамп в мае 2017 г., подчеркнув, что из 28 государств-членов 23 не оплачивали и не оплачивают достаточно справедливого взноса за годы членства в организации. Это несправедливо по отношению к другим налогоплательщикам, а также углубляет финансовый дефицит НАТО, не говоря уже о возможности развертывания более крупных проектов... [11].

×

Об авторах

Виктор Петрович Петров

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: tunguska81@gmail.com

аспирант кафедры политического анализа и управления

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г., Ливадийский дворец // Материалы Ялтинской конференции 1945 г. Электронная библиотека исторического факультета МГУ. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/krim05.htm.
  2. К истории советско-турецких отношений и дружбы большевиков с Ататюрком // Ноев ковчег. 2015. № 10-11(262-263). Режим доступа: http://noev-kovcheg.ru/mag/2015-10-11/5060.html.
  3. Конвенция о режиме проливов (Конвенция Монтре) 1936 года. Режим доступа: https://ria.ru/ spravka/20160720/1470115652.html.
  4. Корабельный состав Черноморского Флота по состоянию на 2017 // Черноморский флот. Режим доступа: http://www.kchf.ru/ship/today/today.htm.
  5. Крымская война // История Российской империи. Режим доступа: http://www.rosimperija.info/ post/231.
  6. «Мистраль». Проекция силы России: деловые интересы Франции перевешивают санкции США // Regnum. 17.05.2014. Режим доступа: https://regnum.ru/news/1802948.html.
  7. НАТО обеспокоено «милитаризацией» Крыма // tvzvezda.ru. 28.11.2014. Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201411280458-8u12.htm.
  8. Черноморский флот в годы Первой Мировой войны // Военное обозрение. 22.12.2010. Режим доступа: https://topwar.ru/2795-chernomorskij-flot-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny.html.
  9. Ada Class (Milgem) Turkish ship. Режим доступа: https://turkishnavy.net/ada-class-milgem/.
  10. Burton L. Bubble Trouble: Russia’s A2/AD Capabilities // Foreign Policy Association. 25.10.2016. Режим доступа: https://foreignpolicyblogs.com/2016/10/25/bubble-trouble-russia-a2-ad/.
  11. Donald Trump tells Nato allies to pay up at Brussels talks // BBC.com. 25.05.2017. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-europe-40037776.
  12. Enhanced NATO Air Policing Patrols Baltic Airspace. Режим доступа: https://www.shape.nato.int/ enhanced-nato-air-policing-patrols-baltic-airspace.
  13. Erdogan Says Turkey’s Deal With Russia on S-400 Supplies “Made US Furious” // sputniknews.com. 13.09.2017. Режим доступа: https://sputniknews.com/politics/201709131057347565-erdogan-turkey-russia-s400-us.
  14. NATO Air Policing. Режим доступа: https://www.ac.nato.int/page5931922/-nato-air-policing.
  15. NATO Operation Sea Guardian. Режим доступа: http://www.mc.nato.int/media-centre/news/ 2017/nato-operation-sea-guardian-observes-western-med-in-focused-security-patrol-.aspx.
  16. Operation Active Endeavour. Режим доступа: http://www.mc.nato.int/missions/operation-active-endeavour.aspx.
  17. Operation Sea Guardian Coordinates with Operation Sophia in Central Mediterranean. Режим доступа: http://www.mc.nato.int/media-centre/news/2017/operation-sea-guardian-coordinates-with-operation-sophia-in-central-mediterranean.aspx.
  18. Organization of the Black Sea Economic Cooperation. Режим доступа: http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx.
  19. “The War in Iraq was a Big, Fat Mistake”: Trump & Bush Spar over War & 9/11. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=whX35NKthQw.
  20. Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project (TANAP). Режим доступа: http://projects.worldbank.org/P157416?lang=en.
  21. Turkey’s Blockade of Russian Naval Vessels’ Access to the Mediterranean, Russia’s Black Sea Fleet Completely Cut Off // Global Research. 01.12.2015. Режим доступа: https://www.globalresearch.ca/turkeys-blockade-of-russian-naval-vessels-access-to-the-mediterranean-russias-black-sea-fleet-completely-cut-off/5492688.

© Петров В.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах