АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШОС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы наблюдается острая тенденция роста террористических группировок и совершаемых ими террористических актов, нарастающая с каждым годом проблема глобального терроризма представляет серьезную угрозу безопасности современного многополярного мира. Узбекистан на сегодняшний день занимает твердую позицию в вопросе борьбы с террористической угрозой. Принципиальной позицией Узбекистана в борьбе с терроризмом является то, что «ни одна страна не должна исключать свое участие в борьбе с мировым терроризмом, не должно оставаться никаких транзитных зон и „зеленых коридоров“ для террористических организаций». Центрально-азиатский регион - один из наиболее уязвимых, потому, необходимо уделить особое внимание к стратегии антитеррористической безопасности стран, входящих в структуру центрально-азиатского региона. В данной статье мы рассматриваем антитеррористическую политику Узбекистана в рамках региональной антитеррористической политики ШОС.

Полный текст

Сотрудничество в сфере безопасности в ШОС изначально было ориентировано на обеспечение регионального взаимодействия государств в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности негосударственного характера, таким как терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков и других проявлений трансграничной преступной деятельности. Так, в Концепции сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятой 5 июля 2005 г. в Астане, сказано: «Государства - члены ШОС исходят из того, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, препятствуют развитию дружественных отношений между государcтвами, а также осуществлению основных прав и свобод человека; угрожают территориальной целостности и безопасности государств - членов ШОС, а также их политической, экономической и социальной стабильности» [1. С. 188]. Государства - члены ШОС намерены принимать все возможные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС и не предоставлять убежище лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении таких деяний. Государства - члены ШОС рассматривают борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в рамках ШОС как важнейшую внешнеполитическую задачу и считают, что разработка дополнительных механизмов международного сотрудничества в этой области должна стать адекватной мерой по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования и способствовать эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противодействию новым вызовам и угрозам. Следует отметить, что к решению проблем противодействия международному терроризму ШОС подходит с более широких позиций, чем США и их союзники. Если в Вашингтоне на первое место ставят военную силу с нанесением военных ударов по террористическим центрам и оказание давления на государства, поддерживающие терроризм, то, с точки зрения Шанхайской организации сотрудничества, ликвидация террористической деятельности напрямую связана с нейтрализацией деятельности религиозных экстремистских и сепаратистских организаций, а также решения социально-политических проблем. Таким образом, координируя свою деятельность с Соединенными Штатами, государства - члены ШОС действуют по собственной программе, тесно увязывая антитеррористическую борьбу с обеспечением своей территориальной целостности и гарантированием сохранения светских режимов у власти в Центральной Азии. С момента основания ШОС государствами-членами было принято более десяти юридических документов, обеспечивающих деятельность организации в сфере противодействия терроризму. Основными среди них являются: Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества от 16 июня 2009 г., конкретизирующая положения Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., программа сотрудничества между государствами членами ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016-2018 гг. от 10 июля 2015 г., стратегия развития ШОС до 2025 г. от 10 июля 2015 г. В целях расширения и углубления сотрудничества по данной проблеме на саммите глав государств - участников ШОС в Санкт-Петербурге было подписано «Соглашение между государствами членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре» (РАТС). На РАТС возложено оказание содействия национальным органам сторон (по их просьбе) в борьбе с проявлениями так называемых новых угроз. Для этого РАТС, в частности, накапливает и анализирует информацию, формирует банк данных по международным террористическим и экстремистским организациям, их лидерам, структурам и лицам, причастным к этим организациям [1. С. 189]. Как отметил на одном из своих выступлений в интервью китайскому агентству «Синьхуа» действующий Президент России В.В. Путин в рамках заседания ШОС, «Шанхайская организация сотрудничества стала мощным объединением, востребованным во всем мире. Из инструмента приграничного сотрудничества ШОС переросла в организацию, где обсуждаются и решаются вопросы международной политики, безопасности, борьбы с терроризмом и наркоугрозой» [2]. ШОС ведет многогранную политику, нацеленную на борьбу с проблемами региональных зон стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, к которым следует отнести угрозы политико- и социально-экономической дестабилизации, обеспечение безопасности и стабильности регионов. ШОС разрабатывает и активно внедряет программы, нацеленные на искоренение угрозы межрегионального и внутрирегионального терроризма, сепаратизма и экстремизма. В самом общем виде понятие «терроризм» можно охарактеризовать как «регулируемый отдельными государствами и правящими классами внутри стран разрушительный для человеческой цивилизации процесс, с одной стороны, значительно ухудшающий социально-экономическое и правовое положение отдельных стран и широких народных масс, с другой - вынуждающий их при защите своих интересов от насилия со стороны фашиствующих держав и власть предержащих структур использовать вооруженную борьбу, жертвенные подрывы и убийства представителей власти и невиновных граждан» [3. С. 5] В последние несколько лет практика борьбы с террористической угрозой демонстрирует, что террористы - это «люди» без моральных принципов. В качестве примера можно привести мусульманскую культуру, некоторые представители которой готовы ради своей фанатичной сверхцели отдать все ценности, что есть в жизни - здоровье, семью, родителей, детей и т.д. Для людей, ведущих так называемый «священный джихад», нет очерченных границ морали. На сегодняшний день Узбекистан граничит с такими странами, как Афганистан, Туркменистан, Таджикистан, на территории которых не раз были замечены члены запрещенной в большинстве стран мира террористической организации ИГИЛ, это позволяет говорить о том, что территории данных стран выступают неофициальной буферной зоной для боевиков ИГИЛ, и представляет опасность для границ Узбекского государства. В рамках региональной политики ШОС, целью которой выступает борьба с терроризмом, правительство страны развивает свою антитеррористическую политику, опираясь на исторический опыт борьбы с терроризмом и реальную ситуацию угроз территориально-террористического, экстремистского и сепаратистского толка, а также угрозы радикальной направленности. Вся деятельность Узбекистана осуществляется согласно рамкам региональной антитеррористической политики ШОС. Узбекистан принимает активное участие в работе антитеррористических организаций. На заседании Организации центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС) в Душанбе составлен список террористических организаций, которые объявлены вне закона. В рамках Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте действует региональная антитеррористическая структура (РАТС) [4]. На сегодняшний день выражают особую обеспокоенность службы безопасности Узбекистана относительно того, что к боевикам ИГИЛ присоединилось движение узбекских исламистов, в связи с чем требуется принятие дополнительных антитеррористических мер. Однако на сегодняшний день численность граждан Узбекистана, воюющих на стороне ИГИЛ, остается неизвестной. Сейчас исламское движение Узбекистана - достаточно малочисленная и слабая организация, т.к. ее члены подвергались массовым гонениям как в пределах страны, так и за ее пределами. Так, в ДРА они воевали на стороне талибов и подвергались активным бомбардировкам со стороны США. В апреле 2016 г. в формате двухсторонней встречи Президенты России и Узбекистана В.В. Путин и Ислам Каримов заявили, что «убеждены в необходимости формирования широкой антитеррористической коалиции, действующей на основе международного права и под эгидой ООН. Особенно применительно к Афганистану» [5]. Бывший Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что попытки решить афганский вопрос без России не имеют перспектив. «Есть определенные попытки найти решение афганского вопроса без России. Я считаю, это неверно. Тем более что географию никто не отменял, и все знают, что Средняя Азия уже много веков имеет связи с Россией» [6]. Каримов особо отметил важность недопущения вовлечения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «в военно-политические процессы» в Афганистане. В марте 2017 г. в Ташкенте представители спецслужб стран - участниц ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) снова обсудили проблемы противодействия глобальному терроризму. Представители России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана говорили о взаимодействии в борьбе с религиозным экстремизмом, договорились о механизме по сопротивлению вызовам и угрозам, исходящим от деструктивной деятельности религиозных течений экстремистской направленности, а также провести антитеррористические учения, сделав упор на приграничные операции [7]. Власти Узбекистана ясно демонстрируют нетерпимость по отношению к террористам и экстремистам. 26 апреля правительство приняло поправки в Уголовный кодекс и антитеррористическое законодательство, ужесточающие наказание за пособничество и подстрекательство к терроризму. Теперь тех, кто финансирует террористов, ожидают тюремные сроки. Наказание также грозит вербовщикам экстремистских организаций и узбекам, которые пытаются отправиться за границу, чтобы присоединиться к экстремистским и террористическим группировкам. Согласно оценкам, на стороне повстанцев в Сирии и Ираке сражаются сотни узбеков, вплоть до нескольких тысяч. Поправки также запрещают распространение или демонстрацию экстремистской символики. Это далеко не первое ужесточение наказания для террористов и экстремистов в Узбекистане. В августе прошлого года правительство приняло закон о лишении экстремистских вербовщиков и террористов узбекского гражданства [9]. Вполне очевидно, что в ближайшие несколько лет борьба с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком будет сохраняться в качестве системообразующего фактора военно-политического сотрудничества Узбекистана в рамках политики организуемой ШОС.

×

Об авторах

С П Базылева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: sabrinca@inbox.ru

Базылева Сабрина Павловна - аспирантка кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Васильев Л.Е. Борьба с терроризмом на пространстве ШОС: монография. М.: ИДВ РАН, 2017.
  2. Путин заявил о международной мощи ШОС // НТВ. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1637984.
  3. Чуньков Ю.И. Терроризм, как способ осуществления глобальной политики // Слова и дела. 2014. № 24.
  4. Сущность международного терроризма. Участие Республики Узбекистан в международных организациях по борьбе с терроризмом // Сайт Всемирной истории. URL: http://vsemirnayaistoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:2011-12-26-12-52-58&catid= 8:2011-12-26-12-33-18&Itemid=2.
  5. Россия и Узбекистан убеждены в необходимости широкой антитеррористической коалиции // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2016/04/26/n_8560757.shtml.
  6. Путин: РФ и Узбекистан убеждены в необходимости широкой антитеррористической коалиции // Сайт информационного агентства tass.ru. URL: http://tass.ru/politika/3240480.
  7. В Ташкенте представители спецслужб стран - участниц ШОС обсудили меры по противодействию терроризму // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/news/2017-03-30/322590v_tashkente_predstaviteli_spetssluzhb_stran_uchastnits_shos_obsudili_mery_po_protivodeystviyu_ terrorizmu.
  8. ШОС выступает за принятие конвенции ООН по борьбе с терроризмом // Regnum - информационное агентство. URL. https://regnum.ru/news/polit/2149222.html.
  9. Власти Узбекистана ужесточили антитеррористические законы // Inozpress.kg: Переводы зарубежных СМИ о Кыргызстане и Центральной Азии. URL: http://inozpress.kg/news/ view/id/48589.

© Базылева С.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах