Франция, РФ и США во внешней политике Армении: количественный анализ голосования в ГА ООН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Франко-армянские отношения носят привилегированный характер, российско-армянским отношениям присуще союзническое партнерство. Для уточнения структуры межгосударственных отношений автор прибегает к методу прикладного анализа: исследованию голосования стран в Генеральной Ассамблее ООН. Проанализировано голосование Армении в ГА ООН, голоса которого сравниваются с голосами Франции, США и РФ по тем или иным вопросам внешней политики. Сравнение позиций позволяет обнаружить точки соприкосновения внешнеполитических курсов, говорить с большой точностью о влиянии на внешнюю политику страны и оценить степень независимости внешней политики армянского руководства.

Полный текст

Франция, Россия и США определенно занимают приоритетное положение во внешней политики Армении. В этих странах проживает самое крупное армянское сообщество, что является фактором влияния на развитие межгосударственных отношений. Представители данных стран осуществляют посредничество в рамках Минской группы ОБСЕ и возглавляют поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. ЕС и РФ являются крупнейшими внешнеторговыми партнерами Армении [6], основные партнеры по прямым иностранным инвестициям - Россия и Франция. США является крупнейшим донором гуманитарной и технической помощи, предоставляемой Армении. Франция и Россия занимают ясную и недвусмысленную позицию по геноциду армян. Франция закрепила законодательно признание геноцида армян в 2001 г. и пытается криминализировать отрицание (несмотря на охлаждение франко-турецких отношений) [7; 19]. Франция также способствует продвижению международного признания геноцида, учитывая влияние страны в ЕС или в Международной организации Франкофонии (например, заявление Генерального секретаря МОФ в контексте 100-летней годовщины Геноцида армян, резолюция «по предотвращению геноцидов» 31-й министерской сессии МОФ [18; 20]). Признание геноцида армян является одним из составляющих политики Франции по отношению к Турции [17]. Исторические и культурные связи, несомненно, способствуют развитию современных франко-армянских отношений. Отношения с Французской Республикой считаются приоритетными для европейского направления внешней политики Армении, в том числе с точки зрения сотрудничества с европейскими структурами [1]. Двусторонние отношения находятся на высоком уровне и оба государства их характеризуют как привилегированные [2]. В рамках количественного анализа голосования в ООН возможна эмпирическая проверка структуры отношений между странами. В рамках данной работы был проведен прикладной анализ голосования, было выявлено совпадение и расхождение позиций Армении с основными внешнеполитическими партнерами страны по основным вопросам регионального и глобального развития. Форма принятия решений путем голосования в ГА ООН прямо связана с количественными оценками [3; 4]. Голосование проявляет истинную позицию государств по тем или иным вопросам внешней политики [5]. Были проанализированы результаты голосования в ГА ООН по резолюциям с 55 по 70 сессии (2000-2016 гг.) с использованием Информационно-библиографической системы ООН [21]. Как показывают результаты исследования (табл. 1), позиция Армении в ходе голосования в ГА ООН совпадает с позицией Франции чуть более чем в половине случаев (в среднем получается 56%). Таблица 1 Сравнение голосования в ООН Армении и Франции Сессия ГА ООН Совпадение позиций Несовпадение позиций Воздержалась при голосовании или не голосовала Общее количество резолюций % совпадений 70 37 13 23 73 50,68% 69 41 13 27 81 50,60% 68 33 12 19 64 51,56% 67 39 10 23 72 54,16% 66 38 9 23 70 54,28% 65 35 11 27 73 47,94% 64 33 10 26 69 47,82% 63 47 11 18 76 61,84% 62 45 12 22 79 56,96% 61 54 8 25 87 62,06% 60 44 6 26 76 57,89% 59 42 6 23 71 59,15% 58 47 8 21 76 61,84% 57 44 6 23 73 60,27% 56 40 7 20 67 59,70% 55 40 5 22 67 59,70% Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet). Из приведенной таблицы видно, что стороны не часто противоположно голосуют, но расхождение позиций постепенно увеличилось до 13 единиц, а совпадение соответственно немного уменьшилось (рис. 1). Это обусловлено позицией Франции по вопросам прав человека и ядерного оружия. Позиция Франции также расходится с Арменией по таким острым проблемам, как украинский кризис, ситуация в Иране и Грузии. Рис. 1. Совпадение позиций Армении и Франции Fig. 1. The coincidence of positions of Armenia and France Источник: составлено автором Сопоставление позиций Армении с внешнеполитической позицией официального Вашингтона (табл. 2) показывает расхождение в большинстве случаев (средний показатель несовпадений составил 54%). Армения гораздо реже голосует вместе с США - в среднем их голоса оказались близки лишь в 17,7% случаев (рис. 2). Подобное несовпадение обусловлено позицией США по ряду вопросов международной повестки (например, резолюции по арабо-израильскому конфликту), что не соответствует взглядам большинства международного сообщества. Таблица 2 Сравнение голосования в ООН Армении и США Сессия ГА ООН Совпадение позиций Несовпадение позиций Воздержалась при голосовании или не голосовала Общее количество резолюций % совпадений 70 17 35 21 73 23,28% 69 18 41 22 81 22,22% 68 11 35 18 64 17,18% 67 13 35 24 72 18,05% 66 15 32 23 70 21,42% 65 12 37 24 73 16,43% 64 14 36 19 69 20,28% 63 8 47 21 76 10,52% 62 9 52 18 79 11,39% 61 8 54 25 87 9,19% 60 10 46 20 76 13,15% 59 13 39 19 71 18,30% 58 14 42 20 76 18,42% 57 13 44 16 73 17,80% 56 16 37 14 67 23,88% 55 15 28 24 67 22,38% Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet). Рис. 2. Совпадение позиций Армении и США Fig. 2. The coincidence of positions of Armenia and the United States Источник: составлено автором Как показывают итоги исследования (табл. 3), позиция Армении часто совпадает с внешнеполитической позицией России (в среднем примерно на 75%). Таблица 3 Сравнение голосования в ООН Армении и РФ Сессия ГА ООН Совпадение позиций Несовпадение позиций Воздержалась при голосовании или не голосовала Общее количество резолюций % совпадений 70 52 8 13 73 71,23% 69 55 6 20 81 67,9% 68 46 4 14 64 71,87% 67 53 2 17 72 73,61% 66 51 2 17 70 72,85% 65 57 1 15 73 78,08% 64 50 2 17 69 72,46% 63 55 2 19 76 72,36% 62 61 3 15 79 77,21% 61 67 1 19 87 77,01% 60 57 1 18 76 75% 59 57 2 12 71 80,28% 58 61 0 15 76 80,26% 57 54 2 17 73 73,97% 56 51 2 14 67 76,11% 55 51 2 14 67 76,11% Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet) Из приведенной таблицы видно, что стороны очень редко голосуют противоположно, расхождение позиций увеличилось до 8 единиц только в последние годы и соответственно уменьшилось совпадение при голосовании (рис. 3) и обусловлено более жесткой позицией РФ по резолюциям, затрагивающим вопросы ядерного оружия и ядерных материалов. Рис. 3. Совпадение позиций Армении и РФ Fig. 3. The coincidence of positions of Armenia and the Russian Federation Источник: составлено автором В период 1992-2015 гг. 23 раза ГА принимала резолюцию «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран», где выражала серьезную обеспокоенность по поводу нарушений в области прав человека (резолюции принимались начиная с 1985 г.), призывала правительство Ирана принимать меры в связи с вызывающими обеспокоенность проблемами, касающихся прав человека, в полной мере соблюдать де-юре и де-факто свои обязательства в области прав человека [9]. Резолюцию последовательно поддерживали западные государства, в том числе Франция и США, тогда как Армения и Россия голосовали против резолюции. Дружественная позиция Армении по отношению к Ирану имеет важное значение, особенно в условиях блокады границ Армении со стороны Турции и Азербайджана. С 2009 г. Грузия вносит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи проект резолюции «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Цхинвальского района/Южной Осетии, Грузия» [10]. В период 2009-2015 гг. 7 раз ГА ООН принимала резолюцию по проблеме беженцев и перемещенных лиц из Абхазии и Южной Осетии. Данный документ получает поддержку со стороны западных стран, в том числе Франции и США. Позиция Армении здесь совпадает с позицией России, которые ежегодно выступают против принятия резолюции. С точки зрения Армении, при урегулировании конфликтов следует использовать всеобъемлющий подход, а попытки урегулировать отдельные аспекты конфликта без разрешения главных проблем, как правило, контрпродуктивны [14]. Резолюция о территориальной целостности Украины 2014 г. заявляет о незаконности крымского референдума и призывает не признавать изменения статуса АР Крым и города Севастополя [11]. Позиция Армении и здесь совпадала с позицией России, которые голосовали против резолюции, Франция и США выступали за принятие данной резолюции. Позиция Армении заключается в том, что страна на протяжении многих лет последовательно занимает принципиальную позицию по вопросу о содействии равноправию народов и их права на самоопределение [15] (табл. 4). Таблица 4 Сравнение голосования в ООН Армении, Франции, РФ и США Название резолюции ГА ООН Положение в области прав человека в Иране Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Южной Осетии, Грузия Территориальная целостность Украины № резолюции 70/173 69/286 68/262 Дата принятия резолюции 17.12.2015 03.06.2015 27.03.2014 Армения N N N Франция Y Y Y Россия N N N США Y Y Y ВСЕГО: Y: 81, N: 37, A: 67, NV:8 Y:75, N:16, A:78, NV:24 Y: 100, N: 11, A: 58, NV: 24 Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet) Резолюция под заголовком «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» заявляла об «уважении и поддержке территориальной целостности Азербайджанской Республики», требовала «вывести все армянские силы со всех оккупированных территорий» [12]. Франция, Россия, США и Индия были среди тех 7 членов ГА ООН, которые проголосовали против резолюции. Позиция стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ заключается в том, что проект резолюции носит односторонний характер и не учитывает предложение урегулирования конфликта (Мадридские принципы) «во всей его сбалансированной целостности» [16]. Большинство стран воздержались или не проголосовали. В поддержку данной резолюции выступили в основном страны ГУУАМ и Организации исламского сотрудничества (31 из 57 государства-члена). Голосование по данной резолюции во многом объясняет позицию Армении по украинскому кризису или по ситуации в Грузии (табл. 5). Таблица 5 Результаты голосования по резолюции ГА ООН № 62/243 «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» от 14.03.2008 Результаты голосования по резолюции ГА ООН № 62/243 «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» от 14.03.2008 Y - «за» N - «против» A - воздержался NV - не голосовал ВСЕГО: Y: 39, N: 7, A: 100, NV: 46 N Армения N Франция N Россия N США Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet) Резолюция «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике» принималась с 2011 по 2015 г. и осуждала применение химического оружия, нарушение прав человека и международного гуманитарного права в Сирии и требовала, чтобы все стороны незамедлительно положили этим нарушениям конец [13]. За принятие этой резолюции стабильно голосовали западные государства, Армения решила воздержаться от голосования, хотя Армения твердо поддерживает позицию России по сирийскому вопросу (табл. 6) [8]. Таблица 6 Результаты голосования по резолюциям ГА ООН «Положение в области прав человека в САР» Название резолюции ГА ООН Положение в области прав человека в САР № резолюции 66/176 67/183 68/182 69/189 70/234 Дата принятия резолюции 19.12.2011 20.12.2012 18.12.2013 18.12.2014 23.12.2015 Армения A A A A A Франция Y Y Y Y Y Россия A N N N N США Y Y Y Y Y ВСЕГО: Y: 133, N: 11, A: 43, NV: 6 Y: 135, N: 12, A: 36, NV: 10 Y: 127, N: 13, A: 47, NV: 6 Y: 127, N: 13, A: 48, NV: 5 Y: 104, N: 13, A: 37, NV: 39 Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet) *** Таким образом, франко-армянским привилегированным отношениям соответствует совпадение позиций при голосовании в ГА ООН чуть более чем в половине случаев (58%), российско-армянским отношениям союзнического партнерства - 75% общность голосов. Позиции Франции и Армении во время голосования в Генеральной Ассамблее расходятся по ситуации в Иране, Грузии, Украине. Армения и Россия по этим острым вопросам международной повестке голосуют одинаково. Резолюции, осуждающие нарушения прав человека, постоянно получают поддержку Франции. По ситуации Сирии Армения предпочитала воздерживаться и выражала поддержку позиции РФ. Страны, имеющие отношения к резолюциям, находятся в непосредственной близости от Армении, поэтому по каждой из резолюций страна имеет четко выраженную позицию.
×

Об авторах

Давид Анатольевич Хачатурян

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Акопян Э.Г. Основные направления развития двусторонних отношений Республики Армения и Франции (1992-2008 гг.): дис.. канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2015.
  2. Брифинг министра иностранных дел Эдварда Налбандяна с журналистами после состоявшейся 27 октября 2014 года в Париже встречи президентов Франции, Армении и Азербайджана. 28.10.2014. Режим доступа: http://www.mfa.am/ru/interviews/item/2014/10/28/arm_az_fr.
  3. Дегтерев Д.А. Механизмы принятия решений в международных организациях и коллективных наднациональных органах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14: Право. 2014. № 1.
  4. Дегтерев Д.А. Количественные методы в международных исследованиях // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2.
  5. Дегтерев Д.А., Дегтерев А.Х., Никулин М.А., Оганесян А.Л. Прикладной анализ внешней политики стран СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4.
  6. Иванов В.Г. Влияние динамики экспорта на уровень политической стабильности на примере России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 3.
  7. Кртян Л.А. Влияние армянской диаспоры на процесс признания Французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи // Власть. 2011. № 2.
  8. Президент Армении заявил, что поддерживает Россию в сирийском вопросе. РИА Новости. 10.03.2016. Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160310/1387893862.html.
  9. Резолюция, принятая ГА ООН 17 декабря 2015 г. «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран». A/RES/70/173. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/ search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/173&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/ r70_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
  10. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 03 июня 2015 года «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Цхинвальского района/Южной Осетии, Грузия». A/RES/69/286. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/69/286&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r69_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
  11. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины». A/RES/68/262. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_ doc.asp?symbol=A/RES/68/262&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r68_resolutions_ table_en.htm&Lang=R.
  12. Резолюция, принятая ГА ООН 14 марта 2008 года «Положение на оккупированных территориях Азербайджана». A/RES/62/243. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/ view_doc.asp?symbol=A/RES/62/243&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r62_ resolutions_table_en.htm&Lang=R.
  13. Резолюция, принятая ГА ООН 23 декабря 2015 г. «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике». A/RES/70/234. Режим доступа: http://www.un.org/en/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/234&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/ r70_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
  14. Стенограмма 97-го заседания 62-й сессии ГА ООН 15.03.2008. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.97&referer=http://www.un.org/ en/ga/62/resolutions.shtml&Lang=R.
  15. Стенограмма 80-го заседания 68-й сессии ГА ООН 27.03.2014. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/68/PV.80&referer=http://www.un.org/ en/ga/68/resolutions.shtml&Lang=R.
  16. Стенограмма 86-го заседания 62-й сессии ГА ООН 14.03.2008. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.86&referer=http://www.un.org/ en/ga/62/resolutions.shtml&Lang=R.
  17. Ходжаян К.Г. Вопрос криминализации отрицания геноцида армян во французско-турецких отношениях // Журнал социальных наук. 2015. № 1.
  18. La Secrétaire générale de la Francophonie s’associe aux commémorations du centenaire du génocide arménien. Communiqué de presse. OIF. 24.04.2015. Режим доступа: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/communique_19_commemoration_centenaire_genocide_ armenien_24-04-2015.pdf.
  19. Marian M., Makarian Ch. Les Arméniens de France et la Turquie: la possibilité d'un dialogue? IFRI. 2011. Note franco-turque № 5.
  20. Résolution sur la prévention du genocide. 31e session de la Conférence ministérielle de la Francophonie Erevan 2015. Режим доступа: http://francophonieerevan2015.am/page_files/ documents/Resol_genocide_CMF_31_11102015.pdf.
  21. United Nations Bibliographic Information System. Режим доступа: http://unbisnet.un.org.

© Хачатурян Д.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах