Аннотация
Данная статья была впервые опубликована в 2011 г. в коллективной монографии, подготовленной участниками международной конференции “Religions in the Public Spheres” (June 24-26, 2010, Institute of Philosophy, Adam Mickiewicz University, Poznan, Poland): Yuriy M. Pochta. Muslim Society between Fundamentalism and Liberalism: the Problem of Civil Society // Religions in the Public Spheres / Tadeusz Buksinski (éd.). (Dia-Logos. Studies in Philosophy and Social Sciences. Bd./Vol. l4). Frankfurt am Main: Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2011. P. 367-379. В статье рассматривается проблема формирования институтов гражданского общества в мусульманском мире в целом и в России как части мусульманского мира в частности. Эта проблема приобрела большое значение после завершения холодной войны, когда в условиях глобального доминирования либеральной демократии концепция гражданского общества была объявлена универсальной, способной обеспечить процесс модернизации. Автор исходит из того, что как практическая реализация, так и изучение процесса формирования гражданского общества в незападных обществах находятся под сильным влиянием отождествления институтов гражданского общества с западной постхристианской цивилизацией, с либеральной политической культурой. Однако исторический опыт показывает, что гражданское общество невозможно заимствовать из иного социального окружения. Оно может органично вырасти только на основе своей культуры. Автор делает вывод о том, что универсализация западного опыта и функционалистско-эволюционистские подходы к модернизации незападных обществ не способствуют анализу процесса формирования институтов гражданского общества. Для этого необходимы цивилизационный подход, исторический анализ культурных контекстов процессов модернизации, в том числе создания рыночной экономики, демократических политических режимов и гражданского общества. Современный постмодернистский дискурс дает возможность предположить цивилизационный плюрализм процессов политической модернизации. Ключевым в этих условиях является вопрос о специфике сосуществования обществ, находящихся на различных этапах социального развития. В частности, необходимо принимать во внимание возможное сосуществование ряда досекулярных культур (исламских и конфуцианских) с либеральной демократией как постсекулярным феноменом.