Мусульманское общество между фундаментализмом и либерализмом: проблема гражданского общества
- Авторы: Почта Ю.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 1 (2017)
- Страницы: 15-24
- Раздел: СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/15716
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-1-15-24
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья была впервые опубликована в 2011 г. в коллективной монографии, подготовленной участниками международной конференции “Religions in the Public Spheres” (June 24-26, 2010, Institute of Philosophy, Adam Mickiewicz University, Poznan, Poland): Yuriy M. Pochta. Muslim Society between Fundamentalism and Liberalism: the Problem of Civil Society // Religions in the Public Spheres / Tadeusz Buksinski (éd.). (Dia-Logos. Studies in Philosophy and Social Sciences. Bd./Vol. l4). Frankfurt am Main: Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2011. P. 367-379. В статье рассматривается проблема формирования институтов гражданского общества в мусульманском мире в целом и в России как части мусульманского мира в частности. Эта проблема приобрела большое значение после завершения холодной войны, когда в условиях глобального доминирования либеральной демократии концепция гражданского общества была объявлена универсальной, способной обеспечить процесс модернизации. Автор исходит из того, что как практическая реализация, так и изучение процесса формирования гражданского общества в незападных обществах находятся под сильным влиянием отождествления институтов гражданского общества с западной постхристианской цивилизацией, с либеральной политической культурой. Однако исторический опыт показывает, что гражданское общество невозможно заимствовать из иного социального окружения. Оно может органично вырасти только на основе своей культуры. Автор делает вывод о том, что универсализация западного опыта и функционалистско-эволюционистские подходы к модернизации незападных обществ не способствуют анализу процесса формирования институтов гражданского общества. Для этого необходимы цивилизационный подход, исторический анализ культурных контекстов процессов модернизации, в том числе создания рыночной экономики, демократических политических режимов и гражданского общества. Современный постмодернистский дискурс дает возможность предположить цивилизационный плюрализм процессов политической модернизации. Ключевым в этих условиях является вопрос о специфике сосуществования обществ, находящихся на различных этапах социального развития. В частности, необходимо принимать во внимание возможное сосуществование ряда досекулярных культур (исламских и конфуцианских) с либеральной демократией как постсекулярным феноменом.
Об авторах
Юрий Михайлович Почта
Российский университет дружбы народов
Email: pochta_yum@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Archbishop - UK law needs to find accommodation with religious law codes. Available from: https://www.churchofengland.org/media-centre/news/2008/02/pr1308.aspx.
- Bukay D. Can There Be an Islamic Democracy? Review Essay. Middle East Quarterly. Spring 2007. Available from: http://www.meforum.org/1680/can-there-be-an-islamic-democracy.
- Chudinova E. There is no 'partial' Sharia. Profil. 2008; February 18 (in Russ.).
- Esposito J. Unholy War: Terror in the Name of Islam. Oxford: Oxford Univ. Press; 2002.
- Fukuyama F. The End of History and the Last Man. Moscow; 2007 (in Russ.).
- Habermas Ju. Notes on a post-secular society. Available from: http://www.signandsight.com/ features/1714.html.
- Hunter Sh.T. The Future of Islam and the West: Clash of Civilizations or Peaceful Coexistence? Westport, CT: Praeger Publishers; 1998.
- Kaul V. Introduction. Philosophy & Social Criticism. Vol. 36; 3-4.
- Kausch Kr. Europe's Engagement with Moderate Islamists. Islamist Radicalisation: The Challenge for Euro-Mediterranean Relations. Edited by Michael Emerson, Kristina Kausch and Richard Young. Brussels: Centre for European Policy Studies, Madrid: FRIDE; 2009.
- Kaya I. Modernity, Openness, Interpretation: A Perspective on Multiple Modernities. Social Science Information. 2004; Vol. 43(1).
- Khatami M. Islam, Dialogue and Civil Society. Karachi: The Foundation for the Revival of Islamic Heritage; 2000.
- Kepel G. Jihad: Expansion et déclin de l'Islamisme. Moscow: Ladomir; 2004 (in Russ.).
- Klyuchnikov B.F. Islamism, USA and Europe. Moscow; 2003 (in Russ.).
- Lukin A. Will Sharia save Europe? Nezavisimaya Gazeta. 2008; March 20 (in Russ.).
- Malkovskaya I., Pochta Yu. Fundamentalism - Menace or Salvation. Social: roots, structural profiles, contemporary challenges. Ed. by P.K. Gretchko, E.M. Kurmeleva. Moscow: Russian Political Encyclopedia; 2009 (in Russ.).
- Mandaville P. Global Political Islam. London and New York: Routledge; 2007.
- Pipes D. Radical Islam as Its Own Antidote [Argues Reuel Gerecht]. 2005. Available from: http://www.meforum.org/4312/radical-islam-as-its-own-antidote-argues-reuel-gerecht.
- Pochta Yu. Post secular Society. Social: roots, structural profiles, contemporary challenges. Ed. by P.K. Gretchko, E.M. Kurmeleva. Moscow: Russian Political Encyclopedia; 2009 (in Russ.).
- Spohn W. Political Sociology: Between Civilizations and Modernities. A Multiple Modernities Perspective. European Journal of Social Theory. 2010; Vol. 13(1).
- Syukiyainen L. Russian Power and Islam. Otechestvennye zapiski. 2003; 5(14) (in Russ.).
- Tibi B. Islam as a Political Religion? Possibilities of inter-religious Pluralism in Conditions of Civilizations' Conflict. Neprikosnovennyi zapas. 2002; 6 (26) (in Russ.).
- Tibi B. The Challenge of Fundamentalism: Political Islam and the New World Disorder. Ber-keley: Univ. of California Press; 2002.
- Wright R. Islam and Liberal Democracy: Two Visions of Reformation. Journal of Democracy. 1996; 7.2. Available from: http://www.journalofdemocracy.org/excerpts-robin-wright%E2% 80%99s-1996-journal-democracy-article-%E2%80%9Cislam-and-liberal-democracy-two-visions.