Youth Public Associations’ Political Engagement in Russia: The Case of Krasnodar Krai
- Authors: Pilipenko A.D.1
-
Affiliations:
- Lomonosov Moscow State University
- Issue: Vol 23, No 1 (2021): Youth and Politics
- Pages: 172-185
- Section: YOUTH IN POLITICS: A REGIONAL DIMENSION
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/25719
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-172-185
- ID: 25719
Cite item
Full Text
Abstract
The article defines the place and role of youth public associations in the socio-political processes of modern Russia, analyzes the political activity of Russian youth. The study was conducted among young people in the Krasnodar region using the questionnaire developed by the author, as well as methods for determining the level of activity and motivation of the population. The data obtained allow us to determine the degree of involvement of young people in the activities of NGOs and political processes in the Krasnodar territory. The conducted research has shown the strengthening of the influence of youth public associations on socio-political processes, personnel policy, activation of their activities in the field of public diplomacy, volunteer movement, articulation of the interests of young people as a special social group of the population. Youth public associations are able to structure and regulate the activity of young Russian citizens, directing it in a constructive direction, while reducing the degree of protest moods if it is present. They do this work more effectively than the authorized state authorities, because they act “on the ground”, i.e. they work directly with representatives of the youth community, understand their needs, catch the mood and are able to change the current agenda without resorting to radical methods.
Full Text
Введение Развитие гражданского общества в современной России является важным и необходимым процессом для формирования российского правового государства. Этот процесс неразрывно связан с гражданской активностью населения, которая является важным условием развития гражданского общества, в рамках которого реализуется возможность для каждого индивида (самостоятельно или в рамках объединений) принимать участие в политической жизни государства, в процессе принятия политических решений. Поскольку развитие гражданского общества напрямую зависит от гражданской активности, важно показать, какие группы населения эту активность проявляют и каким образом она влияет на политическую систему современной России. По нашему мнению, одной из главных движущихся сил гражданского активизма в России является молодежь как одна из наиболее многочисленных и активных социальных групп российского общества. Несмотря на то, что молодежь нельзя отнести к элите, принимающей политические решения, от ее активности, способов участия в политическом процессе часто зависит направленность политического процесса1. Исследования молодежных общественных объединений осуществляются в науке с точки зрения междисциплинарного подхода не только в русле политологии, но и социологии, культурологии, юриспруденции и т.д. Это дает возможность рассматривать предмет исследования во всем многообразии его проявлений, что важно для понимания места и роли молодежных общественных организаций в политическом процессе. Выдающиеся отечественные политологи (С.В. Алещенок [Алещенок 1998], Г.И. Грибанова [Грибанова 2018], В.А. Родионов [Родионов 2002] и др.) внесли значительный вклад в изучение молодежных общественных объединений, в том числе в контексте формирующегося гражданского общества, государственной и общественной поддержки молодежных инициатив. Вопросы развития молодежных общественных организаций, а также формирования политической культуры и политического сознания в молодежной среде традиционно занимают одно из центральных мест в кандидатских и докторских диссертациях, защищаемых российскими политологами, ведущими впоследствии исследовательскую деятельность по данной теме (В.А. Кудинов [Кудинов 2016], В.А. Смирнов [Смирнов 2014], А.В. Федоров [Федоров 2014], Т.А. Лугинина[114], Д.А. Сердалиева [Сердалиева 2006] и многие другие). Кубанские ученые И.В. Самаркина [Самаркина 2011], И.В. Мирошниченко [Мирошниченко 2017], С.А. Миронцева, О.А. Бориско [Бориско, Миронцева 2016], А.Б. Сазантович [Сазантович 2017] также внесли свой вклад в изучение данной проблемы. Целью настоящего исследования является определение места и роли молодежных общественных объединений в социально-политических процессах современной России на примере Краснодарского края. Выбор географии исследования объясняется, во-первых, высоким уровнем активности гражданского общества в регионе. На сегодняшний день на Кубани зарегистрировано более 6 000 некоммерческих организаций различной направленности[115]. Во-вторых, молодежные общественные объединения в Краснодарском крае активно участвуют в политических и социальных процессах в регионе, что проиллюстрировано в тексте соответствующими примерами, что объясняет необходимость анализа места и роли молодежных общественных объединений в этих процессах, их место и роль в политике края. Работа выполнена с точки зрения организационного подхода к исследованию политической активности молодежи, определившего использование методов структурно-функциональной парадигмы изучения политических процессов и общественных движений в политической системе. Для проведения исследования были определены показатели вовлеченности молодежи в деятельность НКО, ее мотивация, карьерные установки, позволяющие понять, какие стратегии молодые люди используют в своей деятельности в общественных объединениях. Использовались стандартные опросники для методик по изучению ценностных установок, диагностики эмоционального интеллекта, а также для методики «якоря карьеры». Для методик по изучению мотивации к успеху, стратегий самоутверждения личности и при составлении шкалы совестливости, а также анализа склонности к конструктивным и деструктивным формам активности использовались Google-формы. Были выбраны группы населения в возрасте от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие 500 жителей Краснодарского края, 50% мужчин, 50% женщин. Опрашиваемые не разделялись по уровню образования, поскольку в указанную группу входят школьники, студенты, работающая молодежь со средним и высшим образованием, а также лица, не имеющие образования. Политическое участие молодежных общественных объединений Говоря о молодежных общественных объединениях, как субъектах политического процесса, необходимо иметь в виду, что молодые люди чаще выражают желание принимать участие в деятельности не политических объединений (как, например, политические партии), а общественных объединений, целью работы которых является не достижение власти, а разрешение вопросов конкретных социальных групп, что более соответствует устремлениям молодых людей. Российские ученые приходят к выводу, что причиной расширения сферы деятельности молодежных организаций стало разочарование молодых людей в субъектах политической жизни [Андреева 2014: 30]. Материал табл. 1 отражает степень вовлеченности молодежи Краснодарского края в деятельность НКО, выявленную в ходе настоящего исследования. Таблица 1 / Table 1 Участие молодежи Краснодарского края в деятельности общественных движений / Participation of young people of the Krasnodar territory in the activities of social movements Показатель / Indicator Процентное распределение / Percentage, % Да, сторонник политической партии / The supporter of a political party 7,1 Член общественной организации/движения / The member of a public organization/movement 28,6 Не состою в организациях / I do not belong to organizations 42,9 Симпатизирую, но не участвую лично / I sympathize, but I do not participate personally 21,4 Источник / Source: составлено автором на основе проведенного им эмпирического исследования гражданской активности молодежи Краснодарского края в 2020 году. Более половины молодых людей, так или иначе, участвуют в деятельности гражданских организаций или же проявляют интерес к их деятельности. Этот показатель имеет смысл увеличивать, активизируя работу с малоактивной частью населения. Это актуально, поскольку, реализуя свои цели, представители некоммерческого сектора в сфере молодежной повестки ведут активную работу по привлечению внимания населения к проблемам, а также к участию в поисках вариантов их решения. Такая деятельность все больше привлекает внимание органов государственной власти, представители которых готовы активно включаться в диалог и налаживать сотрудничество. По крайней мере, последние тенденции участия власти в акциях и мероприятиях молодежных движений позволяют сделать вывод о растущем взаимном интересе. Речь идет не только о финансировании инициатив, но также о личном участии в проводимых мероприятиях. Так, в период с марта по июнь 2017 г. на территории г. Краснодар представителями Краснодарской краевой молодежной общественной организации «Агентство молодежных инициатив» реализовывался проект «Школа активного гражданина 2.0». В рамках указанного проекта обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся защиты прав человека в современном мире, развития гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций, участия населения в социально-политических процессах. Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках указанного проекта, стала научно-практическая конференция «Защита прав женщин в современном мире». Проблематика освещалась представителями научного сообщества Краснодарского края, Министерства внутренних дел РФ, МЧС России, а также представителями общественных объединений, действующих на территории Краснодарского края. Эта работа продолжилась серией подобных мероприятий, проводимых ежегодно вплоть до марта 2020 г., затем перешла в онлайн-формат в связи с ограничительными мероприятиями, вызванными пандемией. В частности, такие круглые столы с участием представителей органов власти, как «Сила России в единстве», цикл мероприятий «Герои среди нас», а также непрерывная работа по доставке материальной помощи нуждающимся жителям Краснодара и края в период пандемии. Кроме того, волонтеры оказывали посильную физическую помощь пожилым людям. Все эти мероприятия стали значительным дополнением к работе государственных органов социального обеспечения Кубани, что наглядно иллюстрирует непосредственное участие молодежных организаций в социальной и политической жизни общества. Почему этот пример столь показателен? Совершенно ясно, что в вопросах политического участия молодежи одну из главных ролей играет способность органов власти взаимодействовать с молодежью и создаваемыми ею общественными организациями. К сожалению, случается, что в дела молодежных организаций вмешиваются люди, имеющие небольшое отношение непосредственно к делам молодежи. Это зачастую чревато тем, что новые неожиданные или неочевидные идеи не находят поддержки, поскольку работники системы чаще всего работают «по шаблону» не желая выходить за рамки установленных вариантов. Также это приводит к отсутствию взаимодействия между молодежными общественными организациями и муниципальной властью. Тем не менее молодые люди высоко оценивают влияние на политические и социальные процессы гражданских институтов, что отражено в табл. 2. Таблица 2 / Table 2 Степень влияния гражданских институтов на социальные и политические процессы в Краснодарском крае, % / The degree of influence of civil institutions on social and political processes in the Krasnodar territory, % Социальнодемографические характеристики респондентов / Socio-demographic characteristics of respondents Политические партии / Political parties Религиозные организации / Religious organizations Советы ветеранов / Veterans' tips Общественная палата / The public chamber Профсоюзы / Trade unions Женские советы / Women's tips Благотворительные организации / Charitable organizations Затрудняюсь ответить / I find it difficult to answer Всего / Total 52,4 82,5 18,7 16,5 14,5 1 0,2 0,6 Пол / Sex Мужской / male 53,1 83,4 17,6 17 14,8 0 0,1 0,9 Женский / female 55,3 82,5 18,7 15 15,4 1,5 0,3 0,4 Возраст / Age 18-24 51,4 79,8 17,9 18,8 17 0 0,3 0,18 25-30 56,4 82,7 18,5 13,4 13,8 2 0,2 0,9 31-34 49,9 85,4 20,9 16,5 14,5 1,6 0,1 0,8 Источник / Source: составлено автором на основе проведенного им эмпирического исследования гражданской активности молодежи Краснодарского края в 2020 году. Это обуславливает необходимость повышения внимания государства к некоммерческим гражданским структурам, поиска более эффективных методов взаимодействия и влияния на политические решения, принимаемые в регионе. Инструментом такого взаимодействия становятся молодежные общественные объединения, организующие диалог между молодежью и властью, в том числе посредством проводимых совместных мероприятий. Реализация проектов, подобных описанному выше, с участием представителей властных структур, позволяет говорить о том, что конструктивные формы гражданской активности в рамках деятельности общественных объединений являются эффективным способом взаимодействия с властью. Кроме того, отмечено, что представители органов государственной власти заинтересованы в содействии реализации гражданских инициатив. Молодежные общественные объединения в реализации концепции публичной дипломатии Помимо артикуляции внутригосударственных социально-политических интересов молодежные общественные объединения могут выполнять важнейшую функцию в межгосударственном взаимодействии. Речь идет об общественной дипломатии, контактах с гражданскими молодежными организациями в других странах и поддержке соотечественников, проживающих за рубежом. В современной российской политической науке еще нет единого понимания общественной дипломатии, что создает определенные сложности при выработке комплексной стратегии. На наш взгляд, целесообразно рассматривать публичную дипломатию как целостную систему взаимодействия с другими странами в политических целях. Отметим, однако, что такое отхождение от узкого понимания указанного концепта не уменьшает роли в публичной дипломатии неправительственных организаций и иных институтов гражданского общества [Арутюнян 2015: 25]. На данный момент, концепция публичной дипломатии в России развита недостаточно. Отсутствует понимание ее основных направлений, стратегических целей и задач. Между тем публичная дипломатия является одним из инструментов формирования позитивного имиджа не только государства, но и общества, его традиций, стилей взаимоотношений с другими обществами. И это задача институтов гражданского общества. Так, начиная с 2017 года краснодарской краевой молодежной общественной организацией «Агентство молодежных инициатив» при поддержке Администрации Краснодарского края, в рамках работы в области публичной дипломатии, на территории г. Сухум, Республика Абхазия, реализуется проект «Территория развития добрососедских отношений». Важнейшими целями указанного проекта явились установление прочных связей с институтами гражданского общества Республики Абхазия, укрепление добрососедских отношений с соотечественниками, проживающими на ее территории, а также консолидация соотечественников по вопросам безопасности территорий. Прежде всего, был проведен опрос среди жителей Республики на предмет изучения их мнения по вопросам выстраивания моделей добрососедских отношений между народами Кубани и Абхазии и консолидации гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму. Материалы данного опроса стали основой для разработки модели взаимоотношений с гражданскими объединениями Республики Абхазия и Краснодарского края, а также для дальнейшего развития проекта «Территория добрососедских отношений». По результатам исследования, было установлено, что жители Республики Абхазия доброжелательно относятся к России и ее жителям, готовы к выстраиванию плодотворного сотрудничества и добрососедских отношений. Представители молодежных общественных организаций выразили заинтересованность в получении опыта социального проектирования, реализации проектов, формирования векторов развития молодежной политики. Они выступают за поддержание созданной интеграционной площадки между абхазской и краснодарской молодежью с большим вовлечением в работу молодежных организаций Республики. У молодежи Абхазии востребованы семинары по личностному развитию из-за отсутствуя в Республике высококвалифицированных тренеров и экспертов по следующим направлениям: ораторское искусство, молодежное предпринимательство и маркетинг, социальное проектирование, психология. В Абхазии большая проблема с трудоустройством: по статистическим данным, около 70% молодых людей не имеют официального места работы [Грошева, Грошев 2018: 51]. В связи с этим обостряется криминогенная обстановка, численность нарко- и алкозависимых, происходит снижение числа заключения браков и падает уровень рождаемости. Необходимо налаживать диалог с молодежью и местными молодежными организациями, выстраивать систему сотрудничества и обмена опытом и знаниями, развивать главную форму работы - диалог, общение, совместный досуг. Необходимо реализовывать качественную информационную программу, обучать молодых людей полезным профессиональным навыкам, которые впоследствии можно применять для карьерного роста и развития молодежного общественного движения. Основной программой проекта на протяжении всех периодов его проведения, в том числе и в 2017-2020 годах, стало проведение мастер-классов, круглых столов по важнейшим вопросам совместной деятельности, участниками которых стали молодежные организации Абхазии и Краснодарского края, представители других общественных объединений. Выезды осуществляются ежегодно, программа меняется в зависимости от текущей повестки. В 2020 году продолжена работа по подготовке соглашения о сотрудничестве между молодежными организациями Краснодарского края и Республики Абхазия. Представители молодежи до введения ограничительных мероприятий, успели совершить еще одну поездку и договориться о дальнейшей совместной работе. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность институтов гражданского общества, в частности молодежных общественных объединений, непосредственно основана на сознательном и активном участии молодых россиян в их работе, а гражданская активность является одним из самых действенных механизмов для развития потенциала молодежи, привлечения ее к управленческим процессам. Более того, повышение уровня гражданской активности приводит к увеличению числа общественных объединений, с которыми взаимодействуют властные структуры на всех уровнях. Деструктивная активность молодежи и способы противодействия Деятельность молодежных объединений напрямую зависит от уровня гражданской активности молодежи, однако она может принимать как конструктивные, так и деструктивные формы. Деструктивная гражданская активность молодежи может быть обусловлена недостатком понимания способов конструктивного взаимодействия с государственными структурами без использования радикальных форм протеста или недовольства, а также не полного понимания того, к каким последствиям могут привести протестные действия деструктивного характера [Грибанова 2018: 169]. Здесь главным каналом распространения такой информации становятся средства массовой информации, а в последнее время наибольшее значение имеет Интернет. Для эффективного использования этого ресурса общественные объединения проявляют известную степень активности в социальных сетях, создавая «живой» образ организации для того, чтобы привлечь к работе возможно большее количество молодых людей. В качестве деструктивных форм гражданской активности молодежи можно определить: · бойкотирование и призывы к бойкотированию выборов всех уровней; · несанкционированные гражданские выступления, а также протестные акции, наносящие ущерб имуществу и здоровью граждан, угрожающие их жизни, подрывающие стабильность государственного устройства (вооруженные конфликты, а также самая радикальная форма протестной активности - террористические акты) [Сазантович 2017: 35]. В частности, в период подготовки к общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию Российской Федерации в июне 2020 года в социальных сетях появились памятки, призывающие бойкотировать голосование и описывающие предстоящий процесс как нелегитимный. Кроме памяток были записаны многочисленные видеообращения, опубликованы текстовые и фотоматериалы, так или иначе дискредитирующие голосование. В качестве формы противодействия такого рода активности предусмотрено наказание для организаторов и участников в соответствии с действующим законодательством, а также проводится информирование населения о формах ответственности за такие действия [Бабосова 2015: 79]. Кроме того, нередки случаи применения государством санкционированных силовых методов. Однако наказание эффективно в том случае, когда действие уже совершено. В данной ситуации наиболее эффективной представляется профилактическая работа с населением. В этот процесс включаются и общественные объединения. Молодежные общественные организации Краснодарского края подготовили собственные материалы, разъясняющие порядок голосования, отвечающие на распространенные вопросы и призывающие не поддаваться на провокации. Для предупреждения деструктивной протестной активности принципиальна важна воспитательная и разъяснительная работа с молодежью как наиболее активной и наиболее легко поддающейся влиянию частью российских граждан. Распространение экстремистских настроений в молодежной среде, является одной из причин увеличения протестной активности [Власова 2016: 34]. Для ее профилактики ведется работа с молодежными общественными объединениями и молодежными гражданскими активистами органами государственной и муниципальной власти. Учитывая тот факт, что протестная и деструктивная активность нередко формируется на почве этнической и национальной неприязни, часто искусственно формируемой в СМИ и сети Интернет, важной задачей является работа по развитию у молодежи адекватного восприятия представителей других культур и доброжелательного к ним отношения. Кроме того, проведенное исследование показало, что у групп молодежи различных форм активности выявляется высокий уровень мотивации к деятельности, что говорит о необходимости аккумуляции этой активности и управления ею. Привлечение молодежи к участию в мероприятиях и проектах представляет собой один из самых эффективных способов перераспределения гражданской активности и формирования навыков конструктивного решения текущих вопросов или острых проблем. Так, мероприятия по налаживанию межэтнического диалога (в качестве примера - ежегодный фестиваль народов Кубани, проводимый в Краснодарском крае) призваны на системной основе воспитывать уважение к другим культурам, показывать этническое разнообразие, учить пониманию других культур, а также минимизировать ксенофобию и проявления этнических конфликтов. Привлечению молодых людей к активной социально значимой работе способствуют мероприятия по оказанию помощи пенсионерам и ветеранам. Это помогает развить чувство долга и ответственности, что способствует в большой степени профилактике деструктивной активности. Кроме того, большую роль играет привлечение молодежи к занятиям спортом, соревнованиям, обучению дисциплине и ответственности. Соревнования и тренировки по разным видам спорта привлекают большое количество молодых людей, что позволяет вовлечь их в конструктивную деятельность и снизить уровень социальной напряженности. Такого рода мероприятия не только носят развлекательный характер, но и призваны организовывать взаимодействие молодых людей между собой в конструктивном русле, консолидировать их, привлекать внимание к общественной деятельности в рамках работы общественных объединений. Важной задачей при проведении подобных мероприятий является формирование негативного отношения к деструктивным формам активности у молодежи. В этом направлении работают активисты общественных объединений, публично высказывая свое неприятие деструктивным формам протеста, а также организаторам таких действий. Заключение Проведенное исследование показало, что молодежь Краснодарского края проявляет высокую заинтересованность в работе некоммерческих организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере решения политических вопросов, в частности общественной дипломатии и взаимодействия с гражданским обществом соседних государств. Кроме того, молодежными общественными объединениями ведется значительная работа по выстраиванию диалога между НКО и органами государственной власти для решения важнейших социально-экономических и политических проблем Краснодарского края. Молодежные общественные объединения (НКО и общественные движения, осуществляющие деятельность в сфере воспитания патриотизма, социализации молодежи, экологии и т.д.) аккумулируют высокую активность молодежи, направляя ее в конструктивное русло - в частности, молодые люди принимают участие в реализуемых проектах национальной, политической и иной направленности, формируют идеи в собственные стартапы, вносят предложения в органы власти по решению задач развития региона и региональной молодежной и социальной политики, учатся взаимодействию и разрешению вопросов в законном русле вместо хаотической протестной активности. Также общественные объединения способны взять (и берут при наиболее благоприятном развитии событий) на себя часть обязанностей государства по социальному обеспечению населения и патриотическому воспитанию молодого поколения россиян, укрепляя тем самым гражданскую идентичность и уровень доверия молодежи к органам власти Российской Федерации. Однако этот процесс характеризуется также рядом проблем, среди которых в первую очередь недостаточная административная поддержка со стороны органов власти. На практике складывается следующая ситуация: при достаточной проработанности законодательства в сфере поддержки общественных инициатив на местах происходит блокирование таких инициатив, в особенности когда речь идет о вопросах политического и экономического развития регионов. Устоявшиеся схемы работы управленческого аппарата с трудом поддаются изменениям. Инициативы остаются разовыми мероприятиями, не приобретая системного характера. Кроме того, до сих пор не отлажен механизм прямого взаимодействия общественных молодежных лидеров с управленческими кадрами, принимающими решения того уровня, который был бы достаточен для системной работы. Тем не менее в данном вопросе в последнее время проявились определенные продвижения, это связано в том числе и с общим перенаправлением политических ресурсов и упора властных структур федерального уровня на взаимодействие с гражданским обществом. Еще одна проблема - при высокой активности молодежи уровень ее системного участия в политической жизни не является постоянной величиной и меняется в зависимости от экономической ситуации, политической риторики и т.д. То есть необходимы такие формы мотивации, которые будут способны поддержать постоянный интерес молодого населения России к общественно-политической деятельности.
About the authors
Alexander Dmitrievich Pilipenko
Lomonosov Moscow State University
Author for correspondence.
Email: pilipenkorussia@gmail.com
Postgraduate of the Faculty of Political Science
Moscow, Russian FederationReferences
- Aleshchenok, S. V. (1998). From the experience of supporting public initiatives and volunteerism. Moscow: Socis Publ. (In Russian).
- Andreeva, O. A. (2014). Regional legal policy of overcoming extremism in the youth environment: Realities and forecasts. State Power and Local Self-government, 9, 28–31. (In Russian).
- Arato, E. (2018). Civil society and political theory. Moscow: Mir Publ. (In Russian).
- Arutyunyan, M. N., & Dolgunova, N. A. (2015). Youth unemployment in modern Russia. Actual Problems of Economics, Sociology and Law, 2, 24–27. (In Russian).
- Babosova, E. S. (2015). Increasing the importance of state youth policy in the political socialization of youth. Sotsiologicheskii Almanakh, 2017, 6, 77–83. (In Russian).
- Bagdasaryan, N. G., Nemtsov, A. A., & Consusyan, L. V. (2016). Postgraduate Expectations of Student Youth. Moscow: Socis Publ. (In Russian).
- Borisko, O. A., & Mirontseva, S. A. (2016). Theoretical model of formation of regional identity of youth in the cultural and educational environment of the region. Society: Politics, Economics, Law, 12, 6–9. (In Russian).
- Dudnik, I. S. (2016). The Role of Voluntary Movements in the Formation of the Moral Consciousness of Young Citizens. Moscow: Vlados Publ. (In Russian).
- Ermolin, A. A. (2019). Youth of Russia in Non-System Analysis of the National Idea. Moscow: Public Education Publ. (In Russian).
- Fedorov, A. V. (2014). Does modern youth have a spontaneously formed high level of media competence? Media Education, 2, 82–87. (In Russian).
- Gribanova, V. A. (2018). Study of civil activity of students. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika, 3(50), 164–171. (In Russian).
- Grosheva, I. A., Groshev, I. L., & Grosheva, L. I. (2018). Index evaluation of the effectiveness of youth entrepreneurship and business. Agri-food Policy in Russia, 7, 50–53. (In Russian).
- Hovhannisyan, H. (2016). Idea and models of civil society: Development tendencies, arguments pro and con. Wisdom, 2(7), 95–102.
- Kudinov, V. A. (2016). Historical conditionality of adolescent and youth organizations. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 3, 235–238. (In Russian).
- Miroshnichenko, I. V. (2017). Network mechanisms of formation of social and political identities of modern youth. Izvestiya of Saratov University. Series: Sociology. Political Science, 1, 92–97. (In Russian).
- Rodionov, V. A. (2002). The Situation of Youth and the Implementation of State Youth Policy in the Russian Federation. Moscow: Socium Publ. (In Russian).
- Samarkina, I. V. (2011). Youth and the formation of its political picture of the world in modern social and humanitarian studies. Theory and Practice of Social Development, 5, 6–11. (In Russian).
- Sazantovich, A. B. (2017). Visual Image of Europe in the Views of the Kuban Youth. Perception of Europe in the Youth Environment in the Context of Modern Geopolitical Transformations (Based on the Materials of Krasnodar and Yerevan). Krasnodar: Kuban State University publ. (In Russian).
- Serdalieva, D. A. (2006). Sociological analysis of youth organizations of Russia. South-Russian Bulletin of Geology, Geography and Global Energy (Scientific and Technical Journal), 6(19), 91–95. (In Russian).
- Smirnov, V. A. (2014). Youth policy as a sphere of reproduction of the simulation. RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Art History, 4(126), 204–213. (In Russian).
- Vishnevsky, J. R. (2014). Civil Culture of Students, Moscow: Socium Publ. (In Russian).
- Vlasova, E. D. (2015). About the effectiveness of youth policy in Russia. Innovation Science, 4(3), 174–177. (In Russian).
- Vlasova, E. D. (2016). Implementation of the concept of state youth policy in Russia. Theory and Practice of Social Development, 11, 32–35. (In Russian).
- Zbrowski, G. E. (2019). The Legal Status of the Organizations. Moscow: Socis Publ. (In Russian).
Supplementary files










