№ 3 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

От редакции

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):7-8
pages 7-8 views

Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов)

Цвык В.А.

Аннотация

В статье на примере Российского университета дружбы народов анализируются базовые ценности и основные этические принципы современной вузовской корпорации, рассматриваются понятия профессионализма, профессионального долга, профессиональной ответственности как критерии нравственной оценки трудовой деятельности работника высшей школы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):9-18
pages 9-18 views

Этика межнационального общения и специфика работы в интернациональном коллективе

Моисеенко М.В.

Аннотация

В статье исследуются проблемы, связанные с этикой межнационального общения и спецификой работы и учебы в интернациональном коллективе на примере РУДН. Актуализируются вопросы профессионального, нравственного и патриотического воспитания в интернациональном коллективе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):19-25
pages 19-25 views

Преподавание этики в технических вузах: проблемы и перспективы

Цвык И.В.

Аннотация

Статья посвящена проблеме этического образования и нравственного воспитания студентов в современных российских технических вузах. Отмечается необходимость усиления воспитательной составляющей в системе высшего образования. Для решения проблемы предлагается более активно вводить в профессиональную подготовку этический компонент, включающий в себя не только осмысление студентами кодексов профессиональной этики инженера, но и рассмотрение проблем социального и этического характера, связанных с инженерной деятельностью и нравственной оценкой техники в целом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):26-33
pages 26-33 views

Забота о себе как фактор становления личности в системе современного образования

Болотникова Е.Н.

Аннотация

Противоречия между универсальным и индивидуальным, обучением и воспитанием, учеником и наставником могут быть разрешены, если изменить точку фокуса системы образования. Забота о себе должна обусловить познание себя, тогда система непрерывного образования для устойчивого развития, личностный рост и этическая проекция собственной деятельности станут для индивида не экстра-, а интериоризированными ценностями бытия. Индивид с уникальным набором свойств и знаний обладает лучшими социальными перспективами, но сконструировать себя таким он может только сам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):34-41
pages 34-41 views

Модель Университета Гумбольдта в современном мире

Саввина О.В.

Аннотация

В статье рассматривается модель университета В. фон Гумбольдта, ее актуальность и эффективность в современном мире. Эта модель была разработана в начале XIX в. и быстро распространилась по всему миру. Университеты, организованные по принципу данной модели, были непосредственно связаны с национальным государством, внося свой вклад в культуру и образование страны и развивая национальную науку. Модель Гумбольдта подвергалась критике на протяжении ХХ столетия, но, несмотря на это, многие известные университеты разделяли ценности, на которых она базировалась. Б. Ридингс в его книге «Университет в руинах» показывает, что данная модель устарела ввиду падения влияния национальных государств на мировую экономику и возрастанием роли рынка в сфере образования. В статье показывается, что модель Гумбольдта хоть и претерпела ряд изменений, но, тем не менее, является основой современного университета по всему миру.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):42-50
pages 42-50 views

Этика и профессионализм в современном университете

Прокофьев А.В.

Аннотация

В статье подвергнуто анализу то теоретическое видение академической этики, которое связывает ее специфику с понятием профессионализма. Если университет является по своей природе организацией, объединяющей профессиональных преподавателей, а не просто поставщиков образовательных услуг, то нормативное содержание академической этики выходит далеко за пределы добросовестного исполнения формализованных должностных обязанностей. Профессор обладает значительной свободой в отношении того, как и чему учить студентов, а университетский администратор призван найти способ совместить творческую свободу профессора и согласованность образовательных программ. Императивы академической этики способствуют достижению эффективного взаимодействия этих двух ключевых фигур. Таков центральный тезис концепций Р. Вейнгартнера и В.И. Бакштановкого.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):51-59
pages 51-59 views

Этическая и мировоззренческая ответственность преподавателя социально-гуманитарных дисциплин

Гусев Д.А., Суслов А.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема этической и мировоззренческой ответственности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин. Преподаватель, как и любой человек, придерживается определенных ценностных установок и мировоззренческих ориентиров, которые существенно влияют на его деятельность. При этом личная позиция преподавателя, а также его стиль работы оказывают влияние на формирование мировоззренческих и научных ориентиров студентов. Если нравственные аспекты работы преподавателя достаточно разработаны классической педагогикой и современной профессиональной этикой, то вопрос мировоззренческой ответственности остается открытым. Авторы обосновывают идею о целесообразности нейтральной мировоззренческой ориентации преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в его профессиональной деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):60-70
pages 60-70 views

Этика университетских администраторов в системе высшего образования

Мухаметжанова В.С.

Аннотация

В статье анализируется современное состояние университетов высшего образования. Автор приходит к выводу, что на переходном этапе университеты выходят на поиск новых форм управления образования, сохранив при этом лучшие академические традиции. Особую важность в новой парадигме управления университетом становятся университетские администраторы как особая профессиональная группа. Для определения статуса университетского администратора автором были использованы концепции Н. Кеохейн и П. Вейнгартнера, а также ряда российских исследователей в области этики.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):71-75
pages 71-75 views

Политическая этика как основание новой мировоззренческой парадигмы

Сазонова А.А.

Аннотация

В статье рассмотрена ключевая проблема политической этики: соотношение морали и политики в контексте концепции этики дискурса. Политическая этика представлена в качестве универсальной дисциплины, которая является элементом, способствующим формированию принципиально нового морального сознания общества, повышению уровня политической культуры и демократии в стране.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):76-81
pages 76-81 views

Влияние студенческих организаций на образовательную политику вуза

Дорохина Р.В.

Аннотация

В статье рассматривается тема влияния студенческих объединений на политику вуза. Приведены примеры первых студенческих объединений Европы и их работа, как со студентами, так и сотрудниками вуза. В статье показано, почему студенческие корпорации не прижились в Российской империи и какие попытки предпринимают современные студенты для создания корпораций, на что они ориентируются и каковы их цели.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):82-87
pages 82-87 views

Высшее образование как фактор социализации современной молодежи: этический аспект

Лапшин И.Е.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы социализации современной молодежи в контексте процессов информатизации современного общества и роль высшего образования как одного из основных факторов социализации молодежи. Университет сегодня выступает в качестве основного социального института, одновременно вводящего молодое поколение во взрослое общество и регулирующего воздействие иных типов социализации. Статья анализирует взаимодействие университетской и «цифровой» социализаций и акцентирует внимание на ключевых точках их пересечения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):88-95
pages 88-95 views

Взаимоотношения преподавателя и студентов как проблема академической этики

Косорукова А.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению принципов взаимоотношения преподавателя и студентов на основе идеи понимания миссии высшей школы как в классическом, так и в неклассическом университете. В статье предлагается возможная система этических вопросов в отношениях «преподаватель - студент», основывающаяся на проблематизировании этоса и миссии профессии, а также современных проблема морали, относящихся к сфере применения информационных технологий в образовательном процессе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):96-103
pages 96-103 views

Общее в понимании гуманности Ницше и Руми

Аклак С.Х.

Аннотация

Ницше и Руми принадлежат к разным эпохам и культурам: один - немецкий философ постмодерна, а второй - афганский суфий Средневековья. После введения в философию обоих авторов, в статье детально рассматриваются общие для Ницше и Руми взгляды. Первая часть раскрывает общую методологию мыслителей, которые анализируют фигуры речи, скрытые смыслы в простых положениях, а также их парадоксальные учения. Вторая часть посвящена общим фундаментальным понятиям в трудах обоих философов, таким как анти-идол, интуитивное знание и подлинность человеческого бытия. Последняя часть статьи под названием «вдохновение» объясняет как общая методология и идеи мыслителей служат двум целям: взаимопониманию между двумя философами и расширению нашего понимания гуманности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):104-112
pages 104-112 views

Этика высшей школы

Шкляр В.С.

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые проблемы высшей школы: коммерциализация, потеря автономии, деструктуризация целей образования, демотивация профессорско-преподавательского состава. Показана тщетность попыток решения этических проблем в микромасштабах при тотальной недостаточности работы с макроэтическими фундаментальными нравственными основаниями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):113-118
pages 113-118 views

Категория «культивирования собственного „Я“» и ее применение в модели либерального образования

Черных В.И.

Аннотация

Данная работа посвящена анализу идей Ду Вэймина и Р.К. Невилла, ярких представителей так называемой Бостонской школы современного конфуцианства. На примере концепции «культивирования своего “Я”» философы предпринимают попытку применить категории конфуцианской этики в модели либерального образования как одной из наиболее популярных и перспективных за рубежом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):119-123
pages 119-123 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(3):124-125
pages 124-125 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах