Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Год: 2020
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1377
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4
Весь выпуск
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
«Вопросы Милинды» в контексте истории индийской цивилизации
Аннотация
В данной статье восстанавливается исторический контекст «Вопросов Милинды». Текст уникален тем, что принадлежит к числу очень немногих документов Древней Индии, в которых один из авторов считается греком ( yavana ) как участник диалога. Для восстановления контекста книги суммируются базовые археологические данные об индо-греческом царстве, включая эпиграфику, а также упоминания об этом царстве в «Махавамсе» - самой ранней хроники Шри-Ланки. Упоминания в «Махавамсе» сопоставляются с нумизматикой Цейлона. Из этого анализа делается вывод, что документ, скорее всего, был создан на гандхари в интервале: начало I в. до н.э. - конец I в. н.э., т.е. в период господства синкретичной культуры Севера Индии, совмещающей буддизм с отдельными элементами эллинизма. Затем трактат был сохранен в традиции Шри Ланки благодаря продолжению хороших политических контактов с Римской империей после 400 г. н.э., т.е. после гибели кушан и западных кшатрапов - последних династий, сохранявших до этого отдельные элементы эллинизма на Индийском субконтиненте. Затем рассматривается философское значение трактата и делается вывод, что в тексте мы можем обнаружить прямые ссылки на прото-ньяю с требованием обязательной верификации посылок через примеры. Однако логическое учение «Вопросов Милинды» намного более архаично, чем учение «Ньяя Сутры», поскольку неявно используется только два источника ( pramāṇa ) подлинного знания: paccakkha («очевидность») и anumāna («вывод»), а вместо двух способы проверки, называемых udāhārana и upamā , предлагается только один способ проверки, называемый opamma .
Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение
Аннотация
В статье подробно рассматривается биография и учение Шантаракшиты (VIII в.), знаменитого буддийского ученого и просветителя, ведущего деятеля по распространению буддизма в Тибете и его ближайшего ученика Камалашилы (также VIII в.). Шантаракшита - автор нескольких трактатов, в т.ч. «Собрания сущностей» - «Таттвасанграхи», монументального сочинения, которое может быть по праву названо «буддийской философской энциклопедией», состоящего из 26 разделов (в тибетском переводе содержится 31 раздел), в которых подвергнуты разбору и последовательному опровержению и представления всех ключевых философских школ Индии, а именно: мимансы, веданты, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, локаяты, джайнизма и буддизма представителей других школ. Камалашила - непосредственный ученик Шантаракшиты, автор развернутого «пословного» комментария к «Таттвасанграхе» учителя. В статье также освещается история открытия и изучения «Таттвасанграхи». Новизна исследования заключается в подробном энциклопедическом изложении философии Шантаракшиты и его непосредственного ученика Камалашилы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация того, что Шантаракшита, как представитель школы йогачара-мадхъямака, творил в жанре синтеза учений йогачары (виджнянавады) и мадхъямаки (шуньявады), в области эпистемологии являлся продолжателем теорий Дигнаги и Дхармакирти.
Трактовка феноменов удрученности и умопомешательства в буддийских экзегетических источниках
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению морального аспекта интерпретаций феноменов удрученности (daurmanasya) и умопомешательства (cittavikщepa-unmāda) в трактатах «Абхидхармакошабхашья» Васубандху (IV-V вв.) и «Спхутартха абхидхармакошавьякхья» Яшомитры (VIII в.). Показано, что буддийская трактовка этих феноменов ментального страдания базируется на каноническом постулате: только телесное страдание является кармической ретрибуцией (vipāka-phala). Феномен удрученности трактуется буддийскими экзегетами как специфическое свойство воображения (kalpanā), проявляющееся в момент мыслительного конструирования нежелательных прожективных ситуаций. Удрученность может быть благой (kušala) или неблагой (akušala) в зависимости от моральной позиции личности. Благая удрученность есть сожаление (kaukçtya) о несовершенном добром деле или о содеянном прегрешении. Неблагая удрученность - ее противоположность. Умопомешательство трактуется как разрушение предикативной (abhinirūpana) и мнестической (anusmaraõa) функций сознания. Это ментальное страдание бывает кармически обусловленным в тех случаях, когда в прошлом совершались действия, представляющие собой покушение на чужое сознание. Кармической ретрибуцией в этих случаях является телесное страдание - нарушение равновесия великих
О влиянии переводов религиозно-философских текстов буддизма на литературу и искусство средневекового Китая
Аннотация
Эпоха династии Тан (618-907) стала периодом великого расцвета всех сторон жизни китайской культуры, когда перемены охватили самые разные сферы философии, искусства и литературы. Статья рассматривает роль, которую сыграли в этой культурной трансформации переводы с санскрита на китайский язык религиозных и философских текстов индийского буддизма. Демонстрируется специфика китайского подхода к переводу индийских текстов, когда, на первоначальном этапе, многие произведения переводились в достаточно свободном стиле из-за нехватки точно установленных соответствий между санскритскими и китайскими философскими терминами. Авторы выявляют два дополнительных фактора, которые оказывали влияние на характер переводов. Во-первых, это требование соответствия нормам общественной, главным образом конфуцианской, морали. Во-вторых, адаптация индийского философского контекста к китайским культурным и мировоззренческим традициям, что привело к появлению новых, не известных в самой Индии школ религиозно-философской мысли, таких как Тяньтай, Цзинту или Чань, каждая из которых по-своему повлияла на искусство Средневекового Китая. Особое внимание уделяется деятельности легендарного переводчика, Сюань-цзана, чье путешествие в Индию дало огромный импульс для развития китайской философии последующих столетий, а так же тому вкладу в китайскую культуру и искусство, который внесла переводческая деятельность «трех великих учителей эпохи Тан» Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи и Амогхаваджры.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО РЕНЕССАНСА
Страсть русской души в контексте философии Николая Бердяева
Аннотация
В статье осуществляется сравнительный анализ двух интеллектуальных традиций - психоанализа и русской философии. В результате показано родство основных методологических принципов этих двух направлений мысли двадцатого века. Вначале задается психоаналитический образ русского типа познания - это экзистенциально нагруженный опыт вопрошания правды, осуществляемый человеком из народа. В культуре этот образ представлен в виде агента правды, пребывающего, как правило, в нужде. Далее продемонстрировано отношение к этому образу в творчестве и личном пути познания Н.А. Бердяева. В этой части статьи делается психоаналитическое исследование творчества русского философа. В частности, отмечается истеричность письма Н. Бердяева, которая выражается в чрезмерной эмоциональности текста и профетической акцентировке, которая задает тон на протяжении всего его творчества. Вторая часть статьи посвящена анализу интуитивно-символического метода работы с сознанием в психоанализе З. Фрейда и философии Бердяева. Здесь автор уделает внимание практической стороне психоаналитической сессии - ситуации кабинета - и тому, как в этой ситуации возникает эмоциально и телесно окрашенный смысл речи пациента. Эта феноменологическая реконструкция позволяет провести параллель с тем, что из себя представляет символ в традиции русской религиозной мысли, где также отмечается опытно переживаемый, страстный характер работы по добыванию смысла символического высказывания. В так представленной перспективе автор проводит герменевтическую реконструкцию преемственности метода этих двух традиций от мистического христианского богословия, в котором познание Бога понимается как страстно проживаемый опыт общения с Другим, который занимает статус возлюбленного. Данная статья представляет собой начальный этап более детального исследования взаимоотношений психоанализа и русской философии.
Рецепция наследия В.С. Соловьева в русской религиозно-философской мысли: казус Г.В. Флоровского
Аннотация
Общественный интерес к наследию русской религиозной философии и прежде всего к наследию В.С. Соловьева достиг своего пика на рубеже 1990-х гг., после чего пошел на спад. В качестве косвенных свидетельств этого можно отметить оставшуюся нереализованной идею установки памятника философу, замедление темпов работы над выпуском полного собрания его сочинений, сокращение числа посвященных ему работ. Симптоматичным оказался год столетия со дня смерти Соловьева (2000), когда авторитетные представители философского сообщества России С.С. Хоружий и П.П. Гайденко выступили с неоднозначной оценкой идейного наследия Соловьева и его значения для последующего развития отечественной социально-философской и религиозно-богословской мысли. Обосновывается тезис, согласно которому генеалогия критической интерпретации соловьевского наследия восходит к трудам философа и богослова Г.В. Флоровского, авторитет которого в мировой русистике, а также в постсовесткой России, где значительная часть философско-богословского и научно-гуманитарного сообщества оказалась под влиянием возрождаемого православия, трудно переоценить. В связи с этим привлекается к рассмотрению идейная эволюция Флоровского, которая дает ключ к интерпретации им философии Соловьева. Анализ показал, что критическое переосмысление наследия Соловьева Флоровским имело как теоретико-богословский, доктринальный характер, так и было обусловлено определенными социально-психологическими факторами, связанными с поколенческим конфликтом между представителями и наследниками русского религиозно-философского ренессанса начала XX в. Демонстрируется, что рецепция Соловьева Флоровским оказалась весьма значимой, влиятельной и архетипичной для русской религиозной и философской мысли, как в самой России, так и за ее пределами.
Беспочвенность Л. Шестова как способ выйти за пределы разума
Аннотация
ЭТИКА И ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
Этико-теология без постулатов: к предыстории философской теологии Канта
Аннотация
Согласно господствующему представлению критика Кантом традиционной философской теологии в разделе «Критики чистого разума», посвященном идеалу, мотивировала отказ от трансцендентальной теологии в пользу построения, опирающегося на «постулаты разума». Рассмотрение систематики философско-теологических дисциплин у Канта выявляет, однако, подвижность границ трансцендентальной теологии. Это обстоятельство позволяет предположить, что под кантовской критикой рушится не всякая трансцендентальная теология, и потому исследовать рефлексию трансцендентального идеала как фундамент альтернативного варианта философской этико-теологии, не нуждающегося в «практических постулатах». Для такого построения в первой «Критике» еще нет оснований, поскольку кантовское учение о добродетели в это время еще сохраняет черты натурализма. Развитая впоследствии Кантом идея чистой априорной этики долга даст концептуальную основу для намечаемой уже в теории идеала разума конструкции, утверждающей реальность трансцендентально-практического идеала как прообраза нравственной воли, как человечности в ее всесторонне определенном нравственном совершенстве, как царства этических целей, и наконец, предвосхищая «прообразную» христологию поздней философии религии Канта - как божественного человека в нас. В сравнении с этой версией трансцендентально-философской теологии этико-теология «постулатов» законно определяется как вариант естественной теологии.
Насилие и противонасилие. О правильном отказе от насилия (Очерк возможной русской этики войны на основании понимания насилия Л. Толстым и Петаром Петровичем Ньегошем)
Аннотация
Цель статьи заключается в построении возможного минимального ответа на насилие, иными словами, в описании того, что было бы оправданным (необходимым или законным) « противонасилием ». Этот аргумент основан на реконструкции нескольких важных философских текстов на русском языке первой половины ХХ века, а также на расширении анализа проблемы за пределы этого исторического момента. После реконструкции критики Л. Толстым любого применения насилия показывается, что, как это ни парадоксально, противники учения Толстого включили разработанную Толстым идею противонасилия в свои теории, в которых стремились легитимизировать применение силы. В частности, открытие Толстым силы, которая, с одной стороны, не основана на насилии, а, с другой стороны, способна противостоять насилию, становится основополагающим в рассуждениях о справедливом применении силы. Далее выстраивается связь между Л. Толстым и Петаром II Петровичем Ньегошем, который также тематизирует применение силы в христианской перспективе. По его мнению, справедливость, «благословенная рукой Творца», способна защитить от насильственной силы. Любое живое существо защищается от того, что ему угрожает теми средствами, которыми его одарил Творец. Живая сила и защитное применение силы концептуально связываются в рассуждениях Ньегоша. Таким образом, только защищающая сила может победить агрессивную силу. Это свидетельствует о вкладе Ньегоша в православный христианский дискурс о насилии. Если сила может быть противонасильственной, следующим шагом в нашем аргументе будет поиск протокола, который должен иметь универсальную силу, то есть он должен быть действительным для всех конфликтующих сторон. Протокол о борьбе с насилием требует, чтобы, во-первых, сила была ответом на насилие; во-вторых, прерывала насилие и предотвращала любое возможное насилие в будущем (это «последнее» насилие); в-третьих, применение силы подлежит проверке, обращено к тем, кто априори против любой ответ на насилие (что обычно относится к различным формам «толстовства»). Наконец, показано, что государственная власть не создает закон, а лишь правота создает закон, дает жизнь общественному порядку и тем самым может санкционировать применение силы. Это новшество в истории оправдания силы, отсутствующее на Западе. Агрессивному насилию может быть противопоставлена лишь та сила, которая предполагает возможность установления закона и порядка.
ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
Эллинская теология эпохи ранней классики
Аннотация
В статье анализируются трансформации содержания и форм эллинской теологии в эпоху ранней античной классики (1-я половина V в. до н. э.). Общая направленность таких трансформаций - обобщение смыслообразов мифологических богов в абстрактный смыслообраз Абсолюта, пока еще не сакрального в полном смысле и не трансцендентного. Кроме того, в этот период завершается «децентрация сознания», снимаются когнитивные ограничения развитию абстрактно-понятийного мышления, рациональной составляющей сознания. Основные моменты этого процесса - трансформация мифологии в формы художественно-эстетического творчества (фольклор, мифопоэтический эпос и др.), религиозного сознания, теологии. Рационализм всегда критичен, а критический рационализм неизбежно ведет к историзму. Поэтому критическое отношение к мифологии усиливается формированием исторического отношения к ней. Мифологический образ мира все чаще ставится под сомнение (сначала в частностях, а затем и в целом), его содержание переносится в прошлое. И, наконец, эпоха ранней классики - это время, когда теология становится не только областью философско-теоретической рефлексии над мифом, но и областью художественно-эстетического переживания мифа. Наиболее влиятельной формой такого переживания мифа являлся театр. Античный театр выступил «духовно-практической» формой античной теологии, предметным воплощением теологии в сценическом действии.
Концепция времени в советском неоклассицизме (на примере архитектурного дискурса)
Аннотация
В статье рассматривается процесс смены темпоральных режимов в советской культуре на рубеже 1920-х - и в течение 1930-х гг. на материале архитектуры. Сравниваются концепции времени в конструктивизме и неоклассицизме, так как борьба между ними определила основные векторы художественного развития в реконструктивный период. Проводится анализ дискурса официальной позиции по отношению к основным трендам развития архитектуры в контексте периодизации социалистического строительства, выявляются основания поддержки обращения к классическому наследию. Смена государственно-политических задач (переход от демонтажа старого порядка и ликвидации последствий распада социальной ткани к построению нового социального порядка) задала новые требования к архитектуре как важнейшему способу социальной репрезентации. Новое общество - социализм - трактовалось в конструктивизме, ведущем направлении архитектуры 1920-х гг., в модусе будущего времени. В неоклассицизме 1930-х гг. социализм помещался в модус настоящего времени. Конструктивизм был нацелен на прагматику восстановления социальной ткани и решение текущих задач (массовое жилищное строительство, новая социальная инфраструктура), а также на конструирование будущего социума и человека. В конце первой пятилетки властью перед культурой в целом и перед архитектурой в частности были поставлены другие цели: репрезентация достижений и выражение величия социалистического строительства. Неоклассицизм был призван для увековечивания настоящего положения дел в модусе реального совершенства и превосходства советского социализма над любыми иными форматами социальной жизни. Между временем творения (конструктивизм) и временем свершения (неоклассицизм) образуется пробел, разрыв, который должен быть скрыт. Способом сокрытия темпорального разрыва становятся классические принципы формообразования и образцы ренессансного и русского классицизма, призванные убедительно продемонстрировать, с одной стороны, возможность ускорения и сжатия времени, стремительность достижения идеала, а с другой стороны, обесценить новации, сделать ненужным представление о движении времени в будущее. Учение ведущего неоклассика И. Жолтовского разбирается с точки зрения альтернативы утопической трактовке времени в конструктивизме, как реализующее мифологическое время, в котором исток и финал творения даны одновременно и в модусе вечности.
Время и Просвещение
Аннотация
Предметом анализа данной работы является фраза «Время, вперед!». Показывается, что, с одной стороны, данному высказыванию можно дать социологическую интерпретацию. В таком случае ее содержанием является идея об ускорении и целенаправленности «большого», коллективного, времени, которое властвует над отдельным человеком и детерминирует его жизнь. С другой стороны, обращаясь к Гегелю, можно выявить стоящий за этой фразой проект Просвещения. Он подразумевает движение духа от состояния отчужденности от самого себя в представлении об объекте к самому себе посредством достижения автономии в полагании понятий, которые проверяются единственно его собственной рефлексией. Общественно-значимый смысл такого проекта спекулятивного мышления заключается в избавлении от деспотизма господствующих мнений на пути критического, диалектически-спекулятивного мышления.
ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Становление концепций джихада и хиджры в условиях глобализации и постмодернизма
Аннотация
В работе выдвинута гипотеза о тесной связи между понятием глобализации, информационно-технологическим бумом и постмодернизмом, инициирующей размывание онтологических понятий идентичности, индивидуального и культурного разнообразия как взаимоотношений "я и другой". В рамках международных стратегий этим «другим» оказывается арабо-мусульманская культура. Мысль Запада с присущей ей логикой инструментальной рациональности выстроила стереотипный образ этой культуры, игнорируя ее архетип. Именно в этой логике понятия «джихад» и «хиджра» воспринимаются только как идеи, ведущие к разрушению, а не как наследие философской и религиозной мысли, имеющее общечеловеческое значение. С точки зрения юнгианского подхода, оба понятия, а также и психические характеристики, вытекающее из них, вне ложных и насильственных интерпретаций, являются ценным вкладом в развитие современного человечества.
Этнический туризм как познание Другого
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению этнического туризма в контексте его значимости для постижения современных культур, иных по отношению к путешествующему человеку. В этом плане этнический туризм представлен с позиции познания Другого, - т.е. образа жизни какого-либо народа, его религиозных и этнических ценностей и традиций, исторического прошлого, мифов и сказаний, географических особенностей проживания. Таким образом, смыслы этнического туризма раскрываются в связи со стремлением человека открыть для себя иное культурное и социальное пространства. В то же время показано, как восприятие другой культуры влияет на осознание собственной идентичности туриста. Отмечается, что этнический туризм направлен на фиксацию отличительных черт и специфики жизни народа. Именно поэтому этот вид туризма в наибольшей степени способствует формированию образов и представлений об этнокультурном многообразии глобального мира. Автор обосновывает роль этнического туризма для установления диалога культур в современном мире. Выведены некоторые отличительные черты глобализации, в частности, непрекращающаяся мобильность путешествующих людей, диалогичность этнических групп и ценностное взаимообогащение народов. Определены некоторые теоретические подходы российских философов к исследованию этнического туризма. Акцентирована идея соотнесенности этнических культур и религий. В связи с этим богословские идеи раннего христианства обоснованы с точки зрения их воздействия на последующее формирование паломничества и на современную организацию религиозного туризма. Современное единство этнокультуры и религиозности ярко проявляется в уникальности старообрядческой традиции переселенцев-кержаков, проживающих на территории Горного Алтая. В статье делается вывод о том, что этничность должна учитываться при организации любого вида туризма, но особенно религиозного и паломнического типов.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Когнитивные исследования в кантианской перспективе: на пути к новому синтезу
Аннотация
Приводится рецензия на монографию В.А. Бажанова «Мозг - культура - социум. Кантианская программа в когнитивных исследованиях» (М.: Канон-плюс, 2019). Основной задачей своего исследования автор считает переосмысление ряда фундаментальных положений эпистемологии и философии науки в свете новейших достижений нейронаук. По мнению автора монографии, социально-культурная революция в нейронауке существенным образом модифицирует исходную кантианскую программу изучения явлений сознания и особенностей их представления в языке. В частности, в эпистемологии универсалистская концепция трансцендентального субъекта корректируется с учётом нейробиологических и социо-культурных данных, относящихся к предпосылкам и условиям реализации познавательной деятельности. В философии науки подобная смена исследовательской перспективы позволяет развить натуралистическую интерпретацию естествознания, прояснить вопрос об эмпирических основаниях математики, по-новому представить проблему априорных элементов математического мышления. Анализ эволюционных и нейробиологических предпосылок логического мышления ведёт к своеобразной переформулировке программы психологизма в истолковании оснований логики, допускает оригинальную интерпретацию проблемы логического плюрализма (множественности логических систем). Наконец, новое истолкование в свете современных когнитивных исследований получают некоторые проблемы социально-политических наук, а также проблемы генезиса художественного творчества, этических и религиозных систем. В настоящей статье осуществляется обзор структуры и критический анализ основных идей указанной книги.