Том 24, № 1 (2020): ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

О рубрике

Псху Р.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):9-11
pages 9-11 views

Визуальные образы красоты слова в персидской поэзии XVI - начала XVIII века: индийский стиль и живописание словом

Рейснер М.Л.

Аннотация

Статья посвящена проблеме смены стилистической парадигмы в персидской поэзии XVI-XVII вв. и отражению этого процесса в авторском самосознании выдающихся стихотворцев этой эпохи. При сохранении устойчивых норм традиционной поэтики литературная практика демонстрирует гибкость и подвижность, заново формируя круг наиболее употребительных приемов построения образа. Новый эстетический критерий оценки идеальной поэтической речи, выражаемый эпитетом «красочный» (рангин), появляется на фоне господствующего в предшествующий период критерия, выражаемого эпитетом «сладостный» (ширин), постепенно занимая лидирующую позицию. Материалом анализа послужили газели трех выдающихся стихотворцев, принадлежавших эпохе становления и расцвета индийского стиля - Калима Кашани (ок. 1593-1650), Саиба Табризи (1601-1677) и Шауката Бухараи (Бухари) (ум. 1695). Феномен визуализации образа совершенной стихотворной речи показан на примере мотивов «поэта и поэзии», которые в газели входят в «рамочный текст» и располагаются в финале стихотворения. Они выступают одним из постоянных контекстов упоминания авторского имени (тахаллус), в них проявляется отношение сочинителя к собственному творению, в том числе и стилистические предпочтения. Изощренность поэтической фантазии, провозглашаемая однoй из важнейших основ совершенной поэзии, визуально описывается как извивающийся аркан, сама поэзия - как цветущий сад, фонтан, европейский дом, украшенный живописными изображениями. Такая характеристика словесного творчества имеет аналогии в высказываниях теоретика европейского барокко, итальянского поэта Джамбаттисты Марино (1569-1625), творившего примерно в одно время с корифеями индийского стиля.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):12-22
pages 12-22 views

Исследование философских принципов исламского искусства

Хасти С.

Аннотация

В западном академическом дискурсе принято рассматривать исламское искусство через призму истории искусства и социологии искусства. Исламское искусство воспринимается как сакральное для исламской культуры и цивилизации. Его священность выводится из Корана, эманируя из него, как из фонтана. Из Корана, который мусульмане считают Словом Божьим, подобно тому, как в христианстве Христос есть божественное Слово. Коран стал формообразующим фактором в возникновении триады сакрального исламского искусства: рецитация Корана, каллиграфия и архитектура. Однако возможен и другой подход, который не только жизнеспособен, но и может иметь большое значение для изучения исламского искусства. Этот подход заключается в том, чтобы задействовать принципы исламской философии и суфизма, которые легли в основание исследуемого предмета искусства. В данной статье мы рассмотрим концепции воображения, света и каллиграфии как учения, имеющие принципиальное значение для ислама и суфизма, а также приведем примеры их использования в ханак е и архитектурном ансамбле мавзолея Шейха Сафи ад-Дина Ардабили (Ардебиль, Иран).
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):23-38
pages 23-38 views

Исламизация аристотелизма в метафизике Ибн-Сины

Ефремова Н.В.

Аннотация

В статье анализируется деятельность крупнейшего классика мусульманской философии Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037) по редакции аристотелизма, прежде всего в плане его синтеза с исламским монотеизмом. Преимущественное внимание уделяется метафизическому разделу авиценновской многотомной энциклопедии «Исцеление» (ок. 1020-1027). На место аристотелевского Бога/Перводвигателя как целевой причины, служащего источником движения мира, приходит Бог/Бытийно-самонеобходимое, выступающий в качестве дарителя бытия. Разрабатывая онтологическое обоснование креационизма, сотворенности всякой вещи в мире, философ вводит различение сущности и существования ( ма̄ хиййа-вуджӯд , лат. essentia-existentia), которое пройдет через всю последующую историю философии. Существенно перерабатывается аристотелевское учение о единстве Бога и Его самостных катафатических атрибутах. Интеллектуальный нарциссизм Бога, который у Стагирита познает лишь Самого Себя, сменяется концепцией о всеведении Бога и Его промысле о сущих.Ибн-Сина преобразует аристотелевский этернализм в этерналистский креационизм, модифицируя выдвинутую альФараби (ум. 950) эманационистскую схему космогенеза, в которой процесс исхождения сущих от Первоначала предстоит как мыслительный акт. Аристотелевскую космологию мусульманский философ дополняет учением об ангелах, с которыми он отождествляет космические разумы и души как заведующие небесными сферами. Радикальной инновацией является теория об Активном интеллекте ( аль-‘акль аль-фа‘‘аль , lat. intellectus agens ), который не только управляет подлунным миром, но фактически является его демиургом; за этим интеллектом закрепляется функция иллюминации человеческого разума, а также роль архангела Гавриила - передатчика Божественного откровения в мусульманской традиции. Философски разрабатывается чуждая аристотелизму тематика, связанная с пророчеством и откровением, бессмертием души и ее потусторонней судьбой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):39-54
pages 39-54 views

Теолого-политическая идея современного салафизма у Анвара аль-Джунди

Аль-Джанаби М.М.

Аннотация

Основная идея данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание теолого-политической идей современного салафизма идеологии «Братьев мусульман» на примере творчества Анвара аль-Джунди (1917-2002). Основной вопрос, который занимает Анвара аль-Джунди во всех его произведениях, касается того, как мусульмане могут сохранить свою исламскую идентичность. Отсюда - идея аль-Джунди о первостепенной значимости «оптимизации исламского возрождения и пробуждения», которая связана с тем, что он называет «закатом западной цивилизации и рассветом исламской альтернативы». Важное место в понимании и сохранении исламской идентичности у него занимает теория «политического заговора» Запада по отношению к мусульманскому миру. Этим предопределяется политическое видение Анвара аль-Джунди, для которого вся история взаимоотношений Запада с исламским миром и исламом - это звенья в цепи явного и скрытного заговора. В совокупном подходе Анвара аль-Джунди преобладает теологическое видение и менталитет, сводящие действительность к выборке, обосновывающей догмы религии и веры. В результате неизбежно возникает политическое видение именно такого типа. У Анвара аль-Джунди оно принимает облик методологии критики и обоснования культурных и цивилизационных параметров политической идеи. Его метод в отдельных аспектах не лишен научного подхода и содержит глубокие критические замечания, однако остается в рамках все тех же традиций богословского педантизма, который превращает науку, историю и размышление в инструменты обслуживания религиозных догм.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):55-63
pages 55-63 views

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Постистина как ложь

Поп Р.

Аннотация

Системы ценностей, созданные веками, полностью изменились под давлением политкорректности. В статье речь пойдет о том способе коммуникации и передачи сообщений в публичном пространстве, который используется в настоящее время. Я пишу о постистине, доказывая, что это приукрашенная ложь, скрытая в языке, которая поддерживается идеями, бросающими вызов не только изощренному уму, но и здравому смыслу. Под словом «истина» я не подразумеваю понятие истины, определением которого занимается философия, но я имею в виду инструментальную истину, объективную истину, с которой мы ежедневно работаем, истину как критерий стабильности. И я соотношу эту истину с ложью. В статье приводится несколько конкретных примеров из разных областей за период, охватывающий три последних десятилетия, в которых события или выступления стали предметом скандалов, начавшихся с претензии некоторых людей на то, чтобы представить ложь как правду. Также я обращаю внимание на существование целого корпуса неомарксистской литературы, которая сводит на нет естественную иерархию вещей, обесценивая объективную истину до такой степени, что она становится иррелевантной, гибкой, вплоть до обретения ею презираемого статуса инструмента консерваторов, классовых врагов прогрессистов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):64-76
pages 64-76 views

Социоэтноцентризм Рорти: проблема обоснования

Джохадзе И.Д.

Аннотация

Концепт «солидарности», одно из ключевых понятий коммунитаристской социальной теории, занимает центральное место в философских построениях позднего Р. Рорти. Настаивая на презумпции обоснованности/оправданности знания, принимаемого культурным сообществом, Рорти сводит социальные отношения к дискурсивным, интертекстуально-диалогическим. При этом он сталкивается с рядом трудностей. Стремление философа отбросить идею объективности в пользу «солидарности» идет вразрез с постулируемым им этноцентризмом. Теоретическая позиция Рорти (антирепрезентационизм, эпистемологический анархизм, критика корреспондентной теории истины и т.д.) не пользуется поддержкой со стороны его профессиональных коллег и «широкой аудитории», однако это не мешает философу, называющему себя прагматистом, считать ее обоснованной (justified), игнорируя коллективное мнение и не заботясь о том, насколько такая стратегия прагматична или политически релевантна. Западный (англосаксонский) этноцентризм, утверждает Рорти, особого рода: это этноцентризм «мы-сообщества» («мы - либералы»), стремящегося к саморасширению и созданию еще более инклюзивного, пестрого и гетерогенного социума. Это - мировоззренческая позиция либерально настроенного «ироника» и космополита, сознающего историческую случайность собственной идентичности, языка и нравственного сознания, «радикально и беспрестанно сомневающегося в словаре, которым пользуется». Но сказать, вместе с Рорти: «Нам повезло, что наш этноцентризм основан на недоверии к самому себе», - может только тот, кто признает истину антиэтноцентризма. Человек, верящий в социальный прогресс, в осуществимость утопического проекта «глобального, космополитичного, демократического, эгалитарного, бесклассового и бескастового общества», де-факто является антиэтноцентристом. Даже если на словах он отрицает это.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):77-88
pages 77-88 views

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Что такое постнеокантианство?

Норас А.Я.

Аннотация

В статье осуществляется попытка определить понятие «постнеокантианство», исходя из характера его отношения к понятию «неокантианство». С этой целью автором ставятся следующие задачи: охарактеризовать феномен неокантианства, указать на проблемы его определения, выявить актуальность термина «постнеокантианство», в особенности его отношения к философии И. Канта. Автор подчеркивает необходимость введения данного термина в классификацию философии XX в. целесообразностью выстраивания модели «кантианство - неокантианство - неонеокантианство - постнеокантианство», где каждый новый этап обусловливается характером рефлексирования мыслителей некоторого периода над принципиальными для философии проблемами, сформулированных в кантовских «Критиках». Среди постнеокантианцев в концепции автора находятся мыслители, традиционно причисляемые к немецким феноменологам, такие как Э. Гуссерль и М. Хайдеггер: именно начиная с философской концепции Гуссерля можно говорить о появлении постнеокантианства, а семантически верная интерпретация Хайдеггера, по мнению автора, наиболее отчетливо понимается в рамках Баденского неокантианства. Исследуя феномен постнеокантианства, устанавливается необходимость требования ответа на вопрос относительно предшествующей ему традиции неокантианства, внутри которой существует неразрешенный до сих пор в истории философии ряд противоречий относительно классификации неокантианских школ и различения двух периодов неокантианства: раннего (классического) и позднего («правильного»). Неокантианство показывает актуальность кантовской философии, выделяя непрекращающийся спор о понимании кантовской «Критики чистого разума». Постнеокантианство играет важную роль с точки зрения перспективы современных исследований Канта, к которым относятся Готфрид Мартин, Манфред Брелаге или Ханс-Михаэль Баумгартнер.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):89-98
pages 89-98 views

«История политических идей» Эрика Фёгелина. Абрис концепций политического животного

Кастро-Хенрикес М.

Аннотация

«История политических идей» немецко-американского философа Эрика Фёгелина (1901-1985) представляет собой монументальное произведение объемом около 2600 страниц. Оно оставалось неопубликованным при его жизни и впервые увидело свет благодаря американскому изданию (1997-1999 годы) и ныне завершенному португальскому изданию (2012-2018 годы). Будучи автором первого в мире издания сокращенной версии «Истории политических идей», переводчиком первых трех томов португальского издания 2012-2018 годов, и автором «“Гражданской философии” Эрика Фёгелина», я считаю, что «История политических идей» бросает вызов нынешнему разнообразию философских позиций: она подрывает разъедающие силы морального релятивизма, нетерпимого неопозитивизма, навязчивые идеи о конце истории, постмодернистские деконструкции, агностицизм, нигилизм, религии нового времени и всепроникающую идеологию денег. Эрик Фёгелин добивается всего этого, ведя своих читателей от античности до современности. Его монументальная работа начинается с «духовного распада» греческого мира, после Платона и Аристотеля. Распада, который положил начало долгому процессу перехода к самопониманию человека в средиземноморском мире. Через Средние века, Ренессанс и Реформацию Фёгелин анализирует крах имперского христианства, который привел к росту автономного разума и восстаниям на религиозной почве, достигшим полного развития в последующие века. Новая форма современного человеческого сознания заменила христианское понимание божественно созданного закрытого космоса. Фёгелин оставляет открытую концовку, заявляя о «Кризисе и Апокалипсисе человека». Он рассматривает таких мыслителей, как Конт, Бакунин и Маркс. Хотя они испытали истинное прозрение, они стали одержимыми собой и собственными идеями в ущерб миру, о котором рассуждали. Такой «Апокалипсис человека» теперь должен быть поставлен под сомнение вместе с методологиями и герменевтическими принципами, от которых сам Фёгелин отказался несколько десятилетий назад.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):99-112
pages 99-112 views

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Этико-антропологические дилеммы донации гамет и эмбрионов: коммодификация, альтруизм, мораль и будущее генетической семьи

Киященко Л.П., Бронфман С.А., Майленова Ф.Г.

Аннотация

ВРТ и, в частности, ЭКО и ИКСИ, представляют по сути своей лабораторный эксперимент, но который, в силу своей специфики, выходит за дисциплинарные границы, явным образом обретая этико-аксиологическое измерение в зоне взаимодействия причастных к деторождению членов конкретного сообщества. При этом отмечается, что активность и выбор способа решения проблем с деторождением имеет характерную выраженность, обусловленную традициями и уровнем гражданской и социальной зрелости той или иной страны, обусловленную в том числе уровнем и достижениями технической оснащенности в этой отрасли знания и практики. По данным зарубежных исследований, примерно половина всех субфертильных людей (имеющих проблемы с деторождением, но потенциально способных стать родителями) в развитых странах вступают на путь борьбы с бесплодием с помощью медицины, и данные исследований указывают на то, что доля таких индивидов растет. Наиболее сложны проблемы репродукции, связанные с низким качеством ооцитов (яйцеклеток) или низким овариальным резервом (как возрастного, так и наследственного характера, а также связанного с перенесенными заболеваниями или ятрогениями); аспермия и глубокая тератозооспермия (наличие только патологических форм сперматозоидов в эякуляте) не могут дать надежду паре (или индивиду) иметь генетически родственное потомство. Однако донорские программы создают дополнительные возможности для социального (не биологического) материнства/отцовства. Донация ооцитов (яйцеклеток) встречается в программах ВРТ не менее чем в 3 раза чаще, чем донация сперматозоидов (для гетеросексуальных пар, но не для одиноких женщин). В настоящий момент донация гамет и эмбрионов вызывает целый ряд этических, юридических, медицинских и социально-психологических вопросов, требующих компетентного сопровождения как со стороны экспертов-специалистов широкого профиля, так и грамотного, некоммерческого, в первую очередь, обусловленного взаимодействия между донорами и реципиентами. В основе анализа возможных модификаций семейных и родственных связей лежит идея трансформации социальных отношений, в которых основополагающую роль играют вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), выстраивая систему «нового родства и новой семьи». Благодаря вхождению в интимный процесс зарождения жизни и выступая как регулятор состава участников этого процесса через стимуляцию ответственности перед настоящими и будущими родственниками, репродуктивные технологии влияют на исходные моральные требования в сообществе, переопределяя универсальные ценности, исходя из конкретной ситуации. Сценарии деторождения посредством ВРТ с привлечением дополнительных участников (доноров спермы, ооцитов или эмбрионов) возможны в контексте правового поля, но законодательно закрепленная анонимность донора (кроме родственника реципиента) оставляет много нерешенных вопросов, связанных с проблемами наследственных заболеваний, генетических аномалий и эпигенетических изменений; кроме того, встает проблема, связанная с возможностью непреднамеренного инцеста, а также трудностями самоидентификации ребенка и закрытостью его генеалогии. Решения этих вопросов откладывается на потом, тем самым инициируя в будущем драматические ситуации, этические коллизии и дилеммы со слабо прогнозируемом позитивным исходом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):113-124
pages 113-124 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

Исследования индийской эпистемологии и индийского атомизма в работах В.Г. Лысенко и Н.А. Канаевой

Аникеева Е.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):125-133
pages 125-133 views

Проблема понимания и интерпретации африканской философии

Чуквуджекву Е.С.

Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации и понимания африканской философии как феномена межкультурной коммуникации. Поднимается вопрос о наличии стереотипов в восприятии и оценке африканской философии: от утверждения ее “внутреннего” и нефилософского характера до пропаганды первенства африканской философии во всей мировой философии как теоретического ядра духовной жизни. Автор также отметил значительное препятствие в изучении африканской философии и понимании ее статуса в истории мировой философии. Статья затронула важность африканского возрождения, ключевые факторы, идея афроцентризма была упомянута в качестве ключевого решения вопроса африканского возрождения. В данной работе этнофилософия рассматривается как источник всей философии Африки. Внимание также уделено проблеме непонимания и неверного толкования африканской философии и культуры в рамках мировой или универсальной философии и науки. Помимо этого, в статье выделена проблема поиска африканской идентичности. Кроме того, рассмотрены идеи и влияние некоторых африканских мыслителей и социально-политических концепций, таких как панафриканизм, негритюд, африканский социализм, африканский гуманизм, Убунту, афроцентризм и других, которые имели серьезное влияние на африканскую общественно-политическую жизнь. В работе затронут вопрос разнообразия этнических культур и его роли на черном континенте, а также сделан акцент на рассмотрение этических проблем, представление религий и суеверий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):134-142
pages 134-142 views

НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Генеалогия персонализма: приглашение к дискуссии. Рец. на: Рождение персонализма из духа Нового времени: Сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России / [ред. сост.: В.Н. Богданова]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. - 392 с

Бердникова А.Ю.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(1):143-151
pages 143-151 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах